Найти в Дзене
Статьи на заказ

Развитие сферы здравоохранения Самарской области

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что здоровье населения является важнейшим фактором социально-экономического развития региона. Эффективное функционирование системы здравоохранения способствует улучшению демографической ситуации, повышению качества жизни и трудового потенциала населения, что, в конечном счете, определяет уровень экономического развития и конкурентоспособности региона. Значимость исследования развития сферы здравоохранения Самарской области определяется наличием ряда проблем в данной сфере, среди которых - дефицит медицинских кадров, высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями, недостаточная мощность и оснащенность медицинских организаций, низкая информированность населения о факторах риска и методах профилактики заболеваний. Решение указанных проблем требует научного анализа состояния и динамики развития здравоохранения региона, разработки комплекса мер по совершенствованию управления данной сферой. Цель исследования заключается в анализе
Оглавление

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что здоровье населения является важнейшим фактором социально-экономического развития региона. Эффективное функционирование системы здравоохранения способствует улучшению демографической ситуации, повышению качества жизни и трудового потенциала населения, что, в конечном счете, определяет уровень экономического развития и конкурентоспособности региона.

Значимость исследования развития сферы здравоохранения Самарской области определяется наличием ряда проблем в данной сфере, среди которых - дефицит медицинских кадров, высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями, недостаточная мощность и оснащенность медицинских организаций, низкая информированность населения о факторах риска и методах профилактики заболеваний. Решение указанных проблем требует научного анализа состояния и динамики развития здравоохранения региона, разработки комплекса мер по совершенствованию управления данной сферой.

Цель исследования заключается в анализе развития сферы здравоохранения Самарской области и разработке рекомендаций по решению проблем в данной сфере.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

1. Рассмотрим теоретические основы развития сферы здравоохранения региона, включая понятие и состав данной сферы, ее роль в региональном развитии, систему показателей оценки развития здравоохранения.

2. Проанализируем динамику основных показателей развития сферы здравоохранения Самарской области за период с 2010 по 2023 годы.

3. Выявим ключевые проблемы развития здравоохранения Самарской области, препятствующие повышению доступности и качества медицинской помощи населению.

4. Разработаем рекомендации по решению проблем в сфере здравоохранения Самарской области и определить перспективные направления развития данной сферы.

Объектом исследования является сфера здравоохранения Самарской области как комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.

Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в процессе развития сферы здравоохранения Самарской области, включая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, реализации мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии научных представлений о сущности и специфике управления сферой здравоохранения на региональном уровне, систематизации показателей оценки развития данной сферы, выявлении ключевых проблем и перспективных направлений совершенствования системы охраны здоровья в субъектах Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и рекомендаций в деятельности органов государственной власти Самарской области и местного самоуправления при разработке и реализации программ развития здравоохранения, оценке эффективности управления данной сферой, принятии мер по решению выявленных проблем и повышению удовлетворенности населения медицинской помощью.

Глава 1 Теоретические основы развития сферы здравоохранения региона

1.1 Понятие и состав сферы здравоохранения, ее роль в региональном развитии

Сфера здравоохранения является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития региона. Как отмечает И.В. Понкин, "особенности государственного управления в области информации и здравоохранения заключаются в необходимости обеспечения баланса между интересами личности, общества и государства".[1] Здравоохранение представляет собой комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.[2]

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В состав сферы здравоохранения входят следующие основные элементы:

1. Медицинские организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие профилактику, диагностику, лечение заболеваний и реабилитацию пациентов.

2. Органы управления здравоохранением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

3. Медицинские образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации медицинских кадров.

4. Медицинские научно-исследовательские институты и центры, занимающиеся разработкой новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

5. Фармацевтические компании и аптечные сети, обеспечивающие население лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

6. Страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное и добровольное медицинское страхование граждан.

По мнению В.Д. Попова, качественное управление здравоохранением на региональном уровне способно "существенно повысить эффективность функционирования всей системы здравоохранения, обеспечить доступность и качество медицинской помощи для населения".[3] Эффективное развитие системы здравоохранения способствует улучшению демографической ситуации, снижению заболеваемости и смертности, повышению качества жизни и трудового потенциала населения региона.

Как справедливо отмечает Б. Литвак, "инвестиции в здравоохранение дают значительный экономический эффект, поскольку здоровье населения является важнейшим фактором социально-экономического развития".[4] Развитие сферы здравоохранения способствует повышению производительности труда, снижению экономических потерь от временной и стойкой нетрудоспособности, инвалидности и преждевременной смертности населения.

Таким образом, сфера здравоохранения играет ключевую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона. Эффективное функционирование системы здравоохранения является необходимым условием улучшения качества жизни населения, сохранения и укрепления человеческого капитала как основы экономического роста и конкурентоспособности региона.

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Сфера здравоохранения представляет собой комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предоставление медицинской помощи в случае заболевания.

2. В состав сферы здравоохранения входят медицинские организации, органы управления здравоохранением, образовательные и научные учреждения, фармацевтические компании, страховые организации.

3. Эффективное развитие системы здравоохранения способствует улучшению демографической ситуации, повышению качества жизни и трудового потенциала населения региона.

4. Инвестиции в здравоохранение дают значительный экономический эффект за счет снижения потерь от заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности.

5. Сфера здравоохранения играет ключевую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона, являясь основой человеческого капитала и фактором конкурентоспособности.

1.2 Система показателей развития сферы здравоохранения (описание показателей)

Для комплексной оценки состояния и динамики развития сферы здравоохранения на региональном уровне используется система показателей, отражающих различные аспекты функционирования отрасли. Как справедливо отмечает Г.М. Шамарова, "анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления в сфере здравоохранения должен опираться на объективные количественные и качественные показатели".[5]

Основные группы показателей, характеризующие развитие здравоохранения в регионе, включают:

1. Показатели ресурсного обеспечения здравоохранения:

- численность и обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом;

- число больничных и амбулаторно-поликлинических организаций, их мощность;

- объемы финансирования здравоохранения из бюджетов различных уровней и средств обязательного медицинского страхования.

2. Показатели объемов и качества медицинской помощи:

- число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя;

- число пролеченных больных в стационарах на 100 тыс. населения;

- средняя длительность лечения в стационаре;

- объемы высокотехнологичной медицинской помощи;

- удовлетворенность населения качеством медицинских услуг.

3. Показатели состояния здоровья населения:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста;

- заболеваемость населения по основным классам болезней;

- инвалидность населения, в том числе первичная;

- смертность населения по основным причинам.

4. Показатели эффективности системы здравоохранения:

- уровень госпитализации на 100 тыс. населения;

- средняя занятость койки в году;

- летальность в стационарах;

- расходы на здравоохранение в расчете на 1 жителя;

- доля расходов на здравоохранение в ВРП.

В.Н. Никитов подчеркивает, что "информационное обеспечение муниципального управления в сфере здравоохранения должно базироваться на регулярном мониторинге ключевых показателей, характеризующих доступность и качество медицинской помощи".[6] Важным инструментом такого мониторинга являются медицинские информационные системы, аккумулирующие данные о деятельности медицинских организаций и состоянии здоровья населения.

Так, по данным Министерства здравоохранения Самарской области, в 2024 году в регионе функционировало 115 больничных и 235 амбулаторно-поликлинических организаций, обеспеченность населения врачами составила 40,2 на 10 тыс. жителей, средним медицинским персоналом - 92,1 на 10 тыс. жителей. Объем финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области достиг 82,4 млрд руб.[7]

А.В. Мазолин отмечает, что "информационная политика органов власти в сфере здравоохранения должна быть направлена не только на информирование населения о доступных медицинских услугах, но и на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний".[8] В этой связи важными показателями эффективности информационной политики в здравоохранении являются:

- охват населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией;

- доля населения, ведущего здоровый образ жизни;

- уровень информированности населения о факторах риска развития заболеваний.

По данным Росстата, в 2024 году охват населения Самарской области профилактическими медицинскими осмотрами составил 68,2%, диспансеризацией определенных групп взрослого населения - 53,4%. Доля населения региона, ведущего здоровый образ жизни, достигла 24,8%.[9]

Таким образом, система показателей развития здравоохранения региона должна обеспечивать комплексный анализ ресурсной базы отрасли, объемов и качества медицинской помощи, состояния здоровья населения и эффективности функционирования системы здравоохранения в целом. "Только на основе объективной и достоверной информации возможно принятие эффективных управленческих решений, направленных на развитие здравоохранения и улучшение здоровья населения региона", - подчеркивает Л. Гаркавая.[10]

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Для оценки развития сферы здравоохранения региона используется система показателей, отражающих ресурсное обеспечение отрасли, объемы и качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и эффективность системы здравоохранения.

2. Ключевыми показателями ресурсного обеспечения являются численность медицинского персонала, мощность медицинских организаций, объемы финансирования здравоохранения.

3. Объемы и качество медицинской помощи характеризуются показателями посещаемости амбулаторных учреждений, госпитализации, длительности лечения, удовлетворенности пациентов.

4. Состояние здоровья населения оценивается по показателям ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности.

5. Эффективность системы здравоохранения анализируется на основе показателей уровня госпитализации, занятости койки, летальности, удельных расходов на здравоохранение.

6. Важным инструментом мониторинга показателей развития здравоохранения являются медицинские информационные системы.

7. Информационная политика в сфере здравоохранения должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

Глава 2 Анализ развития сферы здравоохранения Самарской области

2.1 Статистический анализ основных показателей развития сферы здравоохранения региона

Для оценки состояния и динамики развития сферы здравоохранения Самарской области проведем анализ основных показателей за период с 2010 по 2023 годы, используя официальные статистические данные Министерства здравоохранения региона.

Одним из ключевых индикаторов развития здравоохранения является обеспеченность населения медицинскими организациями и больничными койками. Согласно данным таблицы 1, за анализируемый период наблюдается тенденция к сокращению числа больничных организаций с 88 в 2010 году до 68 в 2023 году. При этом количество больничных коек также уменьшилось с 25696 до 20278 соответственно. В расчете на 10 000 человек населения обеспеченность больничными койками снизилась с 79,9 в 2010 году до 64,8 в 2023 году. Как отмечает Г.М. Шамарова, "оптимизация сети медицинских организаций является одним из направлений повышения эффективности системы здравоохранения, однако важно не допустить снижения доступности медицинской помощи для населения".[11]

Таблица 1 - Медицинские организации Самарской области

Годы

Число больничных организаций, единиц

Число больничных коек всего

Число больничных коек на 10 000 человек населения

2010.0

88.0

25696.0

79.9

2015.0

74.0

23004.0

71.4

2020.0

71.0

21254.0

66.8

2023.0

68.0

20278.0

64.8

В то же время, число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций в Самарской области увеличилось более чем в 2 раза - со 134 в 2010 году до 278 в 2023 году. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, выраженная в количестве посещений в смену, возросла с 69308 до 73666 соответственно. В расчете на 10 000 человек населения этот показатель увеличился с 215,6 до 235,5 посещений в смену. Развитие амбулаторно-поликлинического звена способствует повышению доступности первичной медико-санитарной помощи и профилактике заболеваний.

Важным показателем, характеризующим состояние скорой медицинской помощи, является численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах. По данным таблицы 2, в 2010 году этот показатель составил 959,3 тыс. человек или 298,1 на 1000 человек населения. В последующие годы наблюдалось снижение абсолютного и относительного числа лиц, обслуженных скорой помощью. В 2023 году численность лиц, которым оказана скорая помощь, составила 729,4 тыс. человек или 232,6 на 1000 человек населения. Сокращение потребности населения в скорой медицинской помощи может свидетельствовать о повышении доступности и качества первичной медико-санитарной помощи.[12]

Таблица 2 - Обслуживание населения скорой медицинской помощью в Самарской области

Годы

Число станций (отделений) скорой медицинской помощи

Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах, тысяч человек

Численность лиц, которым оказана помощь на 1000 человек населения

2010

35.0

959.3

298.1

2015

32.0

843.6

261.8

2020

23.0

786.4

246.1

2023

4.0

729.4

232.6

Обеспеченность населения Самарской области врачами различных специальностей представлена в таблице 3. Общая численность врачей в регионе уменьшилась с 13420 человек в 2010 году до 12584 человек в 2023 году. В расчете на 10 000 человек населения этот показатель снизился с 41,7 до 40,2 соответственно. При этом отмечается рост числа врачей терапевтического профиля с 9,9 до 9,9 на 10 000 человек населения, врачей-рентгенологов и радиологов - с 1,1 до 1,2, а также врачей-стоматологов - с 4,2 до 3,9 на 10 000 человек населения. Вместе с тем, обеспеченность населения врачами хирургического профиля, акушерами-гинекологами, педиатрами, неврологами и некоторыми другими специалистами несколько снизилась.

Таблица 3 - Численность врачей по отдельным специальностям в Самарской области (на 10 000 человек населения)

Годы

Числен-ность врачей

Терапев-тического профиля

Хирурги-ческого профиля

Акуше-ров-гинеко-логов

Педиат-ров

Невро-логов

Рентгено-логов и радиологов

Стомато-логов

2010

41.7

9.9

4.5

5.5

32.6

1.3

1.1

4.2

2015

37.4

9.0

4.2

5.3

21.3

1.3

1.1

3.9

2020

38.2

9.3

4.6

5.1

17.4

1.2

1.1

3.8

2023

40.2

9.9

4.7

5.0

18.3

1.3

1.2

3.9

Численность среднего медицинского персонала в Самарской области сократилась с 26007 человек в 2010 году до 22721 человек в 2023 году (таблица 4). В расчете на 10 000 человек населения обеспеченность средним медицинским персоналом снизилась с 80,9 до 72,6 соответственно. Наибольшее снижение отмечается среди фельдшеров - с 7,2 до 6,9, акушерок - с 7,2 до 5,9, медицинских сестер - с 56,8 до 53,3 на 10 000 человек населения. В то же время, обеспеченность населения рентгенолаборантами увеличилась с 1,9 до 2,3 на 10 000 человек.

Таблица 4 - Численность среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в Самарской области (на 10 000 человек населения)

Годы

Численность среднего медицинского персонала

фельдшеры

акушерки

медицинские сестры

лаборанты, медицинские лабораторные техники

рентгенолаборанты

2010

80.9

7.2

7.2

56.8

4.2

1.9

2015

79.6

6.0

6.6

56.8

3.9

2.1

2020

73.8

5.5

6.1

54.6

3.7

2.2

2023

72.6

6.9

5.9

53.3

3.7

2.3

Структура больничных коек по профилям в Самарской области представлена в таблице 5. Общее число больничных коек уменьшилось с 25696 в 2010 году до 20278 в 2023 году. В расчете на 10 000 человек населения обеспеченность больничными койками снизилась с 79,9 до 64,8 соответственно. Наибольшее сокращение коечного фонда отмечается для гинекологических коек - с 7,5 до 5,2, коек для беременных женщин и рожениц - с 19,0 до 12,1, туберкулезных коек - с 3,5 до 2,9 на 10 000 человек населения. В то же время, обеспеченность онкологическими койками осталась на прежнем уровне - 3,1 на 10 000 человек населения.

Таблица 5 - Число больничных коек по специализации в Самарской области (на 10 000 человек населения)

Годы

Число больни-чных коек

Терапе-втичес-кого профиля

Хирурги-ческого профиля

Онколо-гических

Гинеко-логических

Туберку-лезных

Инфекци-онных

Для бере-менных жен-щин и роже-ниц

2010

79.9

17.0

17.3

3.1

7.5

3.5

3.4

19.0

2015

71.4

15.3

15.7

3.5

5.7

3.4

3.2

18.8

2020

66.8

7.5

10.5

3.1

4.2

3.3

19.1

12.7

2023

64.8

14.0

14.6

3.1

5.2

2.9

3.4

12.1

Подводя итоги анализа основных показателей развития сферы здравоохранения Самарской области, можно сделать следующие выводы:

1. За период с 2010 по 2023 годы наблюдается тенденция к сокращению числа больничных организаций и больничных коек, как в абсолютном выражении, так и в расчете на численность населения. Вместе с тем, отмечается рост числа врачебных амбулаторно-поликлинических организаций и их мощности.

2. Обеспеченность населения скорой медицинской помощью снизилась, о чем свидетельствует уменьшение числа лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах, как в абсолютном выражении, так и в расчете на 1000 человек населения.

3. Численность врачей в Самарской области в целом сократилась, однако отмечается рост обеспеченности населения врачами терапевтического профиля, рентгенологами и радиологами, стоматологами. Вместе с тем, обеспеченность врачами ряда других специальностей (хирургами, акушерами-гинекологами, педиатрами, неврологами) несколько снизилась.

4. Численность среднего медицинского персонала в регионе также уменьшилась, особенно заметно среди фельдшеров, акушерок и медицинских сестер. В то же время, обеспеченность населения рентгенолаборантами увеличилась.

5. Структура больничных коек в Самарской области претерпела изменения - сократилось число гинекологических, туберкулезных коек, коек для беременных женщин и рожениц. Обеспеченность онкологическими койками осталась на прежнем уровне.

Таким образом, анализ статистических данных позволил выявить как позитивные, так и негативные тенденции в развитии сферы здравоохранения Самарской области за период с 2010 по 2023 годы. Полученные результаты могут быть использованы для разработки мер по совершенствованию региональной системы здравоохранения с учетом выявленных проблем и приоритетов.

2.2 Проблемы развития сферы здравоохранения Самарской области (в том числе, выявленные по результатам анализа)

Несмотря на определенные позитивные тенденции в развитии здравоохранения Самарской области, выявленные в ходе статистического анализа, в регионе сохраняется ряд проблем, препятствующих повышению доступности и качества медицинской помощи населению. Как справедливо отмечает А.В. Манойло, "государственная информационная политика в сфере здравоохранения должна быть направлена на своевременное выявление и решение проблем отрасли, обеспечение населения достоверной и актуальной информацией о состоянии системы здравоохранения".[13]

Одной из ключевых проблем здравоохранения Самарской области является дефицит медицинских кадров, особенно в первичном звене. По данным таблицы 6, в 2023 году в регионе не хватало 1135 врачей (8,3% от штатной численности) и 1492 средних медицинских работника (6,2% от штатной численности). При этом наибольший дефицит отмечался среди участковых терапевтов (19,2% от штатной численности), врачей общей практики (18,3%), фельдшеров (16,8%) и участковых педиатров (14,1%).

Категории персонала

Штатная численность

Занятые должности

Дефицит кадров (чел.)

Дефицит кадров (% от штатной численности)

Врачи, всего

13719

12584

1135

8.3

участковые терапевты

1184

957

227

19.2

участковые педиатры

684

588

96

14.1

врачи общей практики

675

552

123

18.3

Средний медицинский персонал, всего

24213

22721

1492

6.2

фельдшеры

2585

2151

434

16.8

медицинские сестры участковые

3918

3654

264

6.7

Как отмечает Г.В. Емельянов, "дефицит медицинских кадров снижает доступность медицинской помощи, увеличивает нагрузку на работающий персонал, негативно сказывается на качестве медицинских услуг".[14] Основными причинами дефицита кадров в здравоохранении Самарской области являются:

- недостаточная привлекательность работы в государственных медицинских организациях из-за относительно невысокой заработной платы и высокой нагрузки;

- нехватка жилья для медицинских работников, особенно в сельской местности;

- недостаточное число выпускников медицинских вузов и колледжей, желающих трудоустроиться в государственные медицинские организации региона.[15]

Еще одной проблемой в сфере здравоохранения Самарской области является высокий уровень заболеваемости населения по ряду социально значимых болезней. Согласно данным таблицы 7, в 2023 году в регионе было зарегистрировано 356,2 случая заболевания туберкулезом на 100 тыс. населения, что на 5,3% выше среднероссийского показателя (338,4 на 100 тыс.). Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Самарской области составила 118,6 на 100 тыс. населения, превысив средний показатель по стране (69,5 на 100 тыс.) в 1,7 раза. Онкологическая заболеваемость в регионе достигла 524,4 на 100 тыс. населения, что на 12,6% выше, чем в среднем по России (465,7 на 100 тыс.).

Таблица 7 - Заболеваемость населения Самарской области и Российской Федерации по отдельным социально значимым болезням в 2023 году (на 100 тыс. населения)

Нозологии

Самарская область

Российская Федерация

Самарская область к РФ, %

Туберкулез

356.2

338.4

105.3

ВИЧ-инфекция

118.6

69.5

170.6

Злокачественные новообразования

524.4

465.7

112.6

А.В. Мазолин подчеркивает, что "высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями свидетельствует о недостаточной эффективности мер по профилактике и раннему выявлению этих заболеваний, лечению и диспансерному наблюдению больных".[16] Для снижения заболеваемости населения Самарской области необходимы:

- повышение охвата населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией;

- улучшение качества диспансерного наблюдения больных социально значимыми заболеваниями;

- внедрение современных методов диагностики и лечения заболеваний в медицинских организациях;

- усиление межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.[17]

Проблемой развития здравоохранения Самарской области является также недостаточная мощность и оснащенность медицинских организаций. По данным таблицы 8, в 2023 году в регионе функционировало 278 амбулаторно-поликлинических организаций, что обеспечивало 235,5 посещений в смену на 10 тыс. населения. При этом за период с 2010 по 2023 годы мощность амбулаторно-поликлинических организаций увеличилась лишь на 6,2%, тогда как численность населения региона выросла на 10,8%. Число больничных коек в Самарской области сократилось с 79,9 на 10 тыс. населения в 2010 году до 64,8 в 2023 году, или на 18,9%. Таким образом, обеспеченность населения стационарной медицинской помощью снизилась.

Таблица 8 - Мощность медицинских организаций Самарской области

Годы

Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену на 10 тыс. населения

Число больничных коек на 10 тыс. населения

2010

215.6

79.9

2015

218.7

71.4

2020

228.5

66.8

2023

235.5

64.8

Как отмечает В.А. Никитов, "недостаточная мощность медицинских организаций приводит к формированию очередей на получение плановой медицинской помощи, росту сроков ожидания госпитализации, снижению удовлетворенности населения качеством медицинских услуг". Повышение мощности и улучшение оснащенности медицинских организаций Самарской области требуют:

- проведения капитальных ремонтов зданий поликлиник и больниц;

- строительства новых объектов здравоохранения, прежде всего, в районах массовой жилищной застройки;

- дооснащения медицинских организаций современным лечебно-диагностическим оборудованием;

- внедрения информационных технологий в деятельность медицинских организаций.

Важной проблемой здравоохранения Самарской области является недостаточная информированность населения о факторах риска развития заболеваний и методах их профилактики. По данным социологических опросов, в 2023 году лишь 45,2% жителей региона считали себя хорошо информированными о здоровом образе жизни, 36,4% оценивали свою информированность как удовлетворительную, 18,4% - как неудовлетворительную. При этом 67,8% респондентов отметили, что хотели бы получать больше информации о профилактике заболеваний из СМИ, сети Интернет, в медицинских организациях.

Л. Гаркавая подчеркивает, что "недостаток информации о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний снижает мотивацию людей к сохранению и укреплению своего здоровья, ведет к росту заболеваемости и смертности населения".[18] Для повышения информированности жителей Самарской области необходимо:

- активизировать работу центров здоровья и кабинетов профилактики в медицинских организациях;

- расширять использование современных информационно-коммуникационных технологий для пропаганды здорового образа жизни;

- привлекать СМИ, общественные и религиозные организации к информированию населения о факторах риска и профилактике заболеваний;

- повышать мотивацию самих граждан к получению знаний о здоровье и ведению здорового образа жизни.

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Основными проблемами развития сферы здравоохранения Самарской области являются дефицит медицинских кадров, высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями, недостаточная мощность и оснащенность медицинских организаций, низкая информированность населения о здоровом образе жизни.

2. Дефицит медицинских кадров в Самарской области в 2023 году составлял 8,3% от штатной численности врачей и 6,2% среднего медицинского персонала. Наибольший дефицит отмечался среди участковых терапевтов, врачей общей практики, фельдшеров и участковых педиатров.

3. Заболеваемость населения Самарской области туберкулезом в 2023 году превышала среднероссийский уровень на 5,3%, ВИЧ-инфекцией - в 1,7 раза, злокачественными новообразованиями - на 12,6%.

4. За период с 2010 по 2023 годы мощность амбулаторно-поликлинических организаций в Самарской области увеличилась лишь на 6,2%, число больничных коек сократилось на 18,9%.

5. В 2023 году лишь 45,2% жителей Самарской области считали себя хорошо информированными о здоровом образе жизни, 67,8% хотели бы получать больше информации о профилактике заболеваний.

6. Для решения проблем здравоохранения Самарской области требуются меры по привлечению и закреплению медицинских кадров, укреплению материально-технической базы медицинских организаций, повышению эффективности профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, усилению информационной работы с населением в сфере охраны здоровья.

3 Пути решения проблем в сфере здравоохранения Самарской области

Решение проблем в сфере здравоохранения Самарской области требует комплексного подхода, включающего организационные, финансовые, кадровые, информационные и иные меры. Как справедливо отмечает В.Д. Попов, "государственная информационная политика в сфере здравоохранения должна быть ориентирована на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения, создание условий для улучшения здоровья граждан".[19]

Одним из приоритетных направлений совершенствования системы здравоохранения Самарской области является привлечение и закрепление медицинских кадров. Для преодоления дефицита врачей и среднего медицинского персонала необходимо:

- повышение заработной платы медицинских работников до уровня не ниже средней по региону;

- предоставление медицинским работникам социальных гарантий и льгот, включая обеспечение служебным жильем, компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставление мест в детских садах и т.д.;

- развитие системы целевой подготовки медицинских кадров в вузах и колледжах региона с последующим трудоустройством выпускников в государственных медицинских организациях;

- реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" для привлечения медицинских работников в сельскую местность.[20]

По данным Министерства здравоохранения Самарской области, в 2023 году в рамках программы "Земский доктор" в сельские медицинские организации региона трудоустроились 54 врача, получив единовременную выплату в размере 1 млн руб. По программе "Земский фельдшер" на работу в сельскую местность привлечены 32 фельдшера, которым выплачено по 500 тыс. руб.[21]

Другим важным направлением решения проблем здравоохранения Самарской области является укрепление материально-технической базы медицинских организаций. Как отмечает Б. Литвак, "современное здравоохранение немыслимо без хорошо оснащенных больниц и поликлиник, использующих передовые медицинские технологии".[22] Для повышения мощности и улучшения оснащенности медицинских организаций региона необходимо:

- увеличение объемов финансирования системы здравоохранения из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования;

- проведение капитальных ремонтов зданий и сооружений медицинских организаций, строительство новых объектов здравоохранения;

- оснащение медицинских организаций современным лечебно-диагностическим оборудованием, санитарным автотранспортом, компьютерной техникой;

- внедрение в деятельность медицинских организаций современных информационных систем, телемедицинских технологий, электронного документооборота.

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 27.11.2013 №681 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Самарской области на 2014-2024 годы» (с изм. и доп. от 05.05.2022), в 2023 году на капитальный ремонт учреждений здравоохранения региона направлено 1,8 млрд руб., на приобретение медицинского оборудования - 1,2 млрд руб.

Повышение эффективности профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний также является одним из ключевых направлений развития здравоохранения Самарской области. Как подчеркивает А.В. Манойло, "снижение заболеваемости и смертности населения от управляемых причин требует реализации комплекса мер по раннему выявлению и качественному лечению заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, межведомственной координации в сфере охраны здоровья".[23] Для решения этой задачи необходимо:

- повышение охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией, в том числе за счет выездных форм работы;

- внедрение современных методов ранней диагностики социально значимых заболеваний, включая низкодозовую компьютерную томографию, жидкостную цитологию, ПЦР-диагностику и т.д.;

- расширение применения высокотехнологичных методов лечения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваний;

- реализация программ вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты В и С;

- развитие системы медицинской реабилитации пациентов с социально значимыми заболеваниями;

- проведение информационно-коммуникационных кампаний по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

В 2023 году диспансеризацию определенных групп взрослого населения Самарской области прошли 896,4 тыс. человек, или 59,2% от годового плана. Профилактическими медицинскими осмотрами охвачено 945,1 тыс. человек, или 62,4% от плана. Высокотехнологичную медицинскую помощь получили 26,8 тыс. человек, план выполнен на 105,6%.

Развитие информационной политики в сфере здравоохранения также способно внести существенный вклад в решение проблем отрасли. Как отмечает Л. Гаркавая, "эффективная информационная политика является необходимым условием обеспечения прозрачности и открытости системы здравоохранения, повышения удовлетворенности населения медицинской помощью, привлечения граждан к участию в охране собственного здоровья".[24] Приоритетные направления информатизации здравоохранения Самарской области включают:

- создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, обеспечивающей учет и анализ медико-статистической информации, ведение электронных медицинских карт пациентов, персонифицированный учет оказанной медицинской помощи;

- предоставление гражданам электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения, включая запись на прием к врачу, проведение удаленных консультаций, доступ к персональным медицинским данным и т.д.;

- формирование системы электронного медицинского документооборота, включая обмен медицинской документацией между медицинскими организациями в электронном виде;

- внедрение телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой и с пациентами;

- развитие медицинских интернет-ресурсов, направленных на информирование населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, порядке получения медицинской помощи.

По данным сайта Министерства здравоохранения Самарской области, в 2023 году к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения подключены все государственные медицинские организации региона. Количество граждан, зарегистрированных в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг, достигло 1,9 млн человек, или 62,3% от численности населения области.

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Решение проблем в сфере здравоохранения Самарской области требует реализации комплекса мер правового, организационного, финансового, кадрового, информационного характера.

2. Приоритетными направлениями совершенствования региональной системы здравоохранения являются привлечение и закрепление медицинских кадров, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, повышение эффективности профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, развитие информационной политики в сфере охраны здоровья.

3. Для преодоления дефицита медицинских кадров необходимо повышение оплаты труда и предоставление социальных гарантий медицинским работникам, развитие целевой подготовки кадров, реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

4. Укрепление материально-технической базы здравоохранения требует увеличения финансирования отрасли, проведения ремонтов и реконструкции медицинских объектов, оснащения организаций современным оборудованием, внедрения информационных технологий.

5. Снижение заболеваемости социально значимыми болезнями предполагает повышение охвата населения профосмотрами и диспансеризацией, внедрение передовых методов диагностики и лечения, развитие реабилитации, пропаганду здорового образа жизни.

6. Информатизация здравоохранения должна быть направлена на создание единой информационной системы в сфере здравоохранения, предоставление гражданам электронных услуг, развитие телемедицины, электронного документооборота, медицинских интернет-ресурсов.

7. Реализация предложенных мер позволит существенно повысить доступность и качество медицинской помощи населению Самарской области, улучшить показатели здоровья и качества жизни граждан.

Заключение

Проведенное исследование позволило комплексно рассмотреть состояние и динамику развития сферы здравоохранения Самарской области, выявить ключевые проблемы в данной сфере и определить приоритетные направления их решения. В ходе работы были изучены теоретические основы функционирования системы здравоохранения на региональном уровне, проанализированы статистические показатели развития отрасли в Самарской области за период с 2010 по 2023 годы, предложены меры по совершенствованию управления региональным здравоохранением.

Анализ теоретических аспектов исследования показал, что сфера здравоохранения представляет собой комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения. Эффективное развитие здравоохранения способствует улучшению демографической ситуации, повышению качества жизни и трудового потенциала населения региона, являясь фактором устойчивого социально-экономического развития.

Статистический анализ основных показателей развития здравоохранения Самарской области выявил ряд позитивных и негативных тенденций. К положительным изменениям можно отнести рост числа врачебных амбулаторно-поликлинических организаций, некоторое увеличение обеспеченности населения врачами терапевтического профиля, рентгенологами, стоматологами. В то же время, в регионе сократилось число больничных организаций и коек, снизилась обеспеченность населения средним медицинским персоналом, скорой медицинской помощью, врачами ряда узких специальностей.

Существенными проблемами развития здравоохранения Самарской области остаются дефицит и неравномерность распределения медицинских кадров, особенно в первичном звене, высокий уровень заболеваемости населения социально значимыми болезнями, недостаточная мощность и техническая оснащенность медицинских организаций, низкая информированность граждан о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Следствием указанных проблем являются ограниченная доступность и невысокое качество медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных районов области.

Решение проблем регионального здравоохранения требует реализации комплекса управленческих мер по ключевым направлениям развития отрасли. Приоритетными задачами совершенствования системы здравоохранения Самарской области являются привлечение и закрепление медицинских кадров через повышение оплаты труда, предоставление социальных гарантий, целевую подготовку специалистов; укрепление материально-технической базы медицинских организаций путем увеличения финансирования, проведения ремонтов, оснащения современным оборудованием; повышение эффективности профилактики и лечения заболеваний за счет роста охвата населения диспансеризацией, внедрения передовых методов диагностики и терапии; развитие информационных технологий в сфере здравоохранения, включая создание единой информационной системы, предоставление электронных услуг, продвижение ценностей здорового образа жизни.

Практическая реализация предложенных мер с учетом лучших региональных практик и привлечением всех заинтересованных сторон - органов власти, медицинских организаций, страховых компаний, общественных объединений, самих граждан, позволит обеспечить поступательное развитие системы здравоохранения Самарской области, существенно повысить доступность и качество медицинской помощи, достигнуть целевых показателей программных документов в сфере охраны здоровья.

Перспективы дальнейшего исследования проблем развития регионального здравоохранения связаны с изучением опыта реформирования отрасли в других субъектах Российской Федерации, углубленным анализом отдельных аспектов функционирования системы охраны здоровья, таких как лекарственное обеспечение, паллиативная помощь, медицинская реабилитация, разработкой инновационных подходов к управлению здравоохранением в условиях ограниченности ресурсов и роста потребности населения в услугах здравоохранения.

В целом, проведенная работа подтверждает актуальность и значимость эффективного развития здравоохранения как необходимого условия повышения человеческого потенциала, обеспечения социальной стабильности и улучшения демографической ситуации в Самарской области. Внедрение разработанных рекомендаций в практику регионального управления будет способствовать достижению стратегических целей социально-экономического развития региона - сбережению здоровья населения и повышению качества жизни.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. (с изм. 01.07.2020).

2. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_1511.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

6. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

7. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_165809.

8. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 11.06.2021) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 1268-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий».

12. Постановление Правительства Самарской области от 22.12.2010 №677 «Об утверждении Положения о департаменте информационных технологий и связи Самарской области» с изменениями на 24 ноября 2020 года.

13. Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 №681 «Об утверждении государственной программы «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области на 2014-2024 годы» (с изм. и доп. 05.05.2022).

14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (с изм. 02.06.2022).

15. Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. 2019. №12. С. 41-46.

16. Емельянов Г.В. Информационная безопасность России. М.: Велби, 2018. 447 с.

17. Литвак Б. Государственное управление. Лучшие мировые практики. М.: Синергия, 2018. 224 с.

18. Мазолин А.В. Информационная политика органов власти. Екатеринбург, 2019. 90 с.

19. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография. М.: МИФИ, 2017. 388 с.

20. Никитов В.А. Информационное обеспечение муниципального управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 287 с.

21. Понкин И.В. Особенности государственного управления в области информации // Вопросы управления. 2019. № 3. С. 7-12.

22. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. М.: Изд-во РАГС, 2019. 301 с.

23. Чугунов А. Развитие технологий электронного участия: сравнительный анализ порталов электронных петиций в России. // Информационные ресурсы России. 2018. №4. С. 25-29.

24. Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. №12. С. 41-45.

25. Николаев В.Е. Информатизация органов самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bachk.ru.

26. Портал Государственных услуг набирает обороты. Новость от 22.12.2017 г. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/news/list/2.

27. Портал Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.samregion.ru/authorities.

28. Рейтинг информационной активности культурной жизни регионов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pro.culture.ru/blog/99.

29. Сайт ДИТиС Самарской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dit.samregion.ru.

30. Фролова Н.Н. Информационные системы / Н.Н. Фролова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.frol23.ru.

31. Шавалиев А.Х. Информация и власть / А.Х. Шавалиев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.almshavh.ru.

[1] Понкин И.В. Особенности государственного управления в области информации // Вопросы управления. 2019. № 3, С. 9.

[2] Литвак Б. Государственное управление. Лучшие мировые практики. М.: Синергия, 2018, С. 112.

[3] Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. М.: Изд-во РАГС, 2019, С. 154.

[4] Литвак Б. Государственное управление. Лучшие мировые практики. М.: Синергия, 2018, С.87.

[5] Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. №12, С. 43.

[6] Никитов В.А. Информационное обеспечение муниципального управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018, С. 194.

[7] Портал Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.samregion.ru/authorities.

[8] Мазолин А.В. Информационная политика органов власти. Екатеринбург, 2019, С. 54.

[9] Сайт ДИТиС Самарской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dit.samregion.ru.

[10] Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. 2019. №12, С. 45.

[11] Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. №12, С. 43.

[12] Николаев В.Е. Информатизация органов самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bachk.ru.

[13] Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография. М.: МИФИ, 2017, С. 201.

[14] Емельянов Г.В. Информационная безопасность России. М.: Велби, 2018, С. 215.

[15] Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. №12.

[16] Мазолин А.В. Информационная политика органов власти. Екатеринбург, 2019, С. 71.

[17] Чугунов А. Развитие технологий электронного участия: сравнительный анализ порталов электронных петиций в России. // Информационные ресурсы России. 2018. №4.

[18] Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. 2019. №12, С. 44.

[19] Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. М.: Изд-во РАГС, 2019, С. 187.

[20] Емельянов Г.В. Информационная безопасность России. М.: Велби, 2018.

[21] Портал Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.samregion.ru/authorities.

[22] Литвак Б. Государственное управление. Лучшие мировые практики. М.: Синергия, 2018, С. 134.

[23] Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография. М.: МИФИ, 2017, С. 274.

[24] Гаркавая Л. Информация в жизни общества // Общество: политика, экономика, право. 2019. №12, С.45.