Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) — один из самых ярких и жизнерадостных русских художников рубежа XIX–XX веков. Его называют «первым русским импрессионистом», а его творчество стало мостом между академической традицией и новыми живописными течениями.
Коровин оставил богатое наследие: от лирических пейзажей и портретов до театральных декораций и литературных произведений. Его работы — «Портрет хористки», северные пейзажи, парижские бульвары, крымские закаты — наполнены светом, воздухом и эмоциями.
Детство и первые шаги в искусстве
Константин Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве в купеческой семье. Его дед Михаил Коровин был купцом первой гильдии. Его отец получил университетское образование, но он разорился и семья переехала в деревню Большие Мытищи. Коровин там впервые ощутил красоту русской природы, что впоследствии отразилось в его пейзажах.
Мать будущего художника увлекалась акварелью и музыкой, и она привила сыну любовь к искусству. В 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Алексея Саврасова — мастера лирического пейзажа. Позже Коровин вспоминал: «Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, каку бога, и всё, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!»
Под влиянием Саврасова Коровин начал писать пейзажи, наполненные эмоциями: «Ранняя весна» (1870-е), «Последний снег» (1870-е). Импрессионизм и «Портрет хористки»
Коровин поступил в петербургскую Академию Художеств, но проучился там всего три месяца и решил вернуться в Московское училище живописи и перешел в класс Василия Поленова, который познакомил его с французским импрессионизмом. В 1880-х художник увлекся новыми приемами живописи, и его «Портрет хористки» (1887) стал сенсацией.
В этом портрете художник впервые применил художественные приемы, которые позднее легли в основу живописной манеры близкой к французским художникам-импрессионистам. Современники не сразу приняли эту работу: Илья Репин назвал ее «живописью ради живописи», а преподаватели училища сочли слишком смелой и новаторской. Тем не менее, именно эту картину позже назвали «первой ласточкой русского импрессионизма».
Северные путешествия
В 1890-х Коровин вместе с Валентином Серовым отправился на Север, где создал серию величественных пейзажей: «Архангельский порт на Двине» (1894), «Зима в Лапландии» (1894), «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894)
В 1896 году он создал павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. А в 1900 году его панно для Русского павильона на Всемирной выставке в Париже принесли ему международное признание и звание кавалера Ордена Почетного легиона.
Работа в театре
В 1885 Савва Мамонтов по рекомендации Василия Поленова пригласил Константина Коровина на должность директора Русской Частной Оперы, которая стала первой негосударственной оперной антрепризой и ставила в основном русские произведения – “Снегурочка“, “Псковитянка“, “Садко“.
Молодой художник начал активную и плодотворную совместную работу по созданию костюмов и декораций вместе Васнецовым, Врубелем, Левитаном, Серовым и другими талантливыми художниками.
В 1899 Коровин стал декоратором Императорских театров. Он создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям. Он оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и Ла Скала в Милане. За 20 лет работы в театре художник оформил более 60 оперных и балетных спектаклей, создал огромное количество ярких эскизов и декораций.
Французский период творчества художника
Франция всегда занимала особое место в творчестве Коровина. Впервые он приехал в Париж осенью 1892 года. Городская жизнь Парижа стала одной из главных тем творчества художника.
Его парижские пейзажи “Парижское кафе” (1890), “Бульвар Капуцинок” (1911), “Ночная улица. Париж” (1906) — передают атмосферу города через игру света и цвета.
“Париж — это праздник, который всегда с тобой” (Э. Хемингуэй).
Воспитанный Алексеем Саврасовым и Василием Поленовым художник очень хорошо и тонко почувствовал стиль и настроение французских – художников – импрессионистов – Мане, Дега, Ренуара, Писсаро.
Коровин очень любил ночное освещение, которое привлекало его своей таинственностью и живописностью. “Париж ночью. Итальянский бульвар “ – шедевр декоративного импрессионизма художника.
Коровин уделял большое влияние рисунку и композиции, что оказало существенное влияние на дальнейшее развитие русского импрессионизма.
Гурзуф
В 1910 -1914 годах Константин Коровин построил в Гурзуфе дом, который стал его мастерской. Обычно Коровин приезжал в Гурзуф в начале апреля и много путешествовал по Крыму на автомобиле, заполнив его всем необходимым для работы. В своих работах в Крыму он великолепно передавал атмосферу юга, наполненную ароматами моря и пышного весеннего цветения природы – “Кафе в Ялте“, “На берегу моря в Крыму“, “Вечер на веранде“, “Гурзуф“, “Пристань в Гурзуфе“.
Революция и эмиграция
После революции 1917 семья Коровиных переехала из Москвы в Тверскую губернию потому что финансовых средств на проживание в Москве не хватало. Коровин планировал переехать во Францию и забрать свои картины с собой.
В 1922 году Коровин получил разрешение на выезд за границу и уехал во Францию. Однако все сложилось не так как ожидалось – работы перевезти не удалось и супруга продолжала болеть туберкулезом. В эмиграции он писал мало из-за финансовых трудностей и ухудшения зрения. Работы художника продавались плохо – в моду вошли новые направления живописи и импрессионизм не пользовался большой популярностью у покупателей.
Константин Коровин начал публиковать свои воспоминания. Они были написаны ярким и образным языком, который высоко оценил Фёдор Шаляпин.
В последние годы жизни годам художник практически потерял зрение и ему приходилось диктовать свои рассказы и мемуары. Художнику приходилось заботиться о больной жене и о подверженным тяжелым депрессиям сыне.
Константин Коровин умер от сердечного приступа 11 сентября 1939 года в Париже. Художника похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости» (К. Коровин, 1916).
Сегодня картины Коровина хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других крупных собраниях, продолжая восхищать зрителей своей легкостью и жизнерадостностью. Константин Коровин — художник, который научил Россию видеть цвет. Его импрессионизм — не просто подражание французским художникам, а уникальное явление, в котором соединились русская душа и европейская техника.
Его искусство — это праздник света, который продолжается и сегодня.