Некоторые художники работают идеей. Другие — замыслом. А есть те, кто работает с печью, с воздухом, с глиной, которая не прощает спешки и повторений.
Приветствуем всех на нашем канале! С вами Умный Фломастер! Сегодня мы публикуем беседу с художницей-керамисткой Наталией Гузевой. Без сокращений и без прикрас — просто о керамике, о жизни, о том, что остаётся в руках, когда глина проходит огонь.
Мы встретились с художницей в её мастерской, чтобы поговорить о живом материале, странных ошибках, которые становятся коллекциями, и о том, почему настоящая посуда не всегда идеально ровная — и слава богу.
Как вы начали заниматься керамикой и что вас вдохновило на этот путь?
Я с детства любила всё, что можно сделать своими руками. Что-то сколотить с папой, сделать поделку — обожала. В шесть лет уже знала, что хочу творческую профессию. Сначала мечтала стать модельером, потом — дизайнером интерьеров. Но, когда в университете дошли до керамики, я просто не смогла оторваться. Мне важно было делать именно руками.
В какой момент вы решили создать собственное производство посуды?
Иногда нужно просто стоять на маркете. Просто делать свою работу. Просто довериться случаю — и он всё решит.
Это был 2014 год. Один из первых маркетов, я выставила посуду. И вдруг подходит мужчина — оказался шеф-повар одного известного в Москве ресторана. Гулял с семьёй, увидел тарелки с оттиском лопуха и говорит: «Такого нигде нет. А давайте попробуем?»
Это был не просто мимолётный интерес. Ему предстояло участие в гастрономическом конкурсе и званый ужин с особенной подачей. Я выполнила заказ: по 20 тарелок двух форматов. Скромно. Случайно. Без пиара. Но это был тот самый поворот.
Но к сожалению, он нигде не указал, кто ему делал посуду. Но фанаты нашли. По гугл-картинкам. И понеслось. Начали писать, заказывать, звать в рестораны. А этот лопух? Он до сих пор самый популярный дизайн у нас. Он запомнился людям. Так из ремесла выросло дело, которое уже существует более 10 лет.
Как проходит ваш творческий процесс? С чего вы обычно начинаете создание новой коллекции?
В керамике нет слова «брак». Есть «ещё не доросло до красоты». Я не придумываю коллекции — я ловлю их из воздуха, из неудачи, из перегиба формы. Философия проста: печь знает лучше.
Могу отрисовать коллекцию на бумаге, всё придумать. Но когда начинаю лепить — не рождается. Не то. Не дышит. А вот когда печь даёт сбой, когда глина ведёт себя «не как надо» — тогда появляется что-то живое.
Так случилось с одной из самых известных форм. Мы ее называем «ракушка».
Это была тарелка с волной. Я хотела создать ощущение движения. Поставила в печь, а она прогнулась, клюнула вниз. Вес не выдержала. Я открываю — и вижу: ракушка. Мы не планировали, а получился шедевр! А потом ещё нужно повторить эту ошибку в разных форматах (глубокая, плоская), чтобы сделать серию. Так рождаются коллекции.
С тех пор делаем не коллекции — а вариации на тему ошибки. Каждую форму приходится повторять заново, искать в ней ту самую кривизну, ту самую асимметрию, которая и делает вещь настоящей. Той самой жемчужиной.
Мы в мастерской даже шутим: «дефект за эффект». Самые сильные идеи рождаются из брака. Главное — услышать, что тебе подсказывает материал.
Как вы относитесь к восприятию керамики как простого ремесла, и что вы хотите донести до людей о её истинной ценности и разнообразии?
Я изначально шла в керамику, чтобы уйти от типовой посуды. Чтобы показать: керамика — это не какие-то «горшки терракотовые» и поделки. Керамика - это круто! Это может быть очень стильным, благородным, изысканным. Керамика — это всё, что нас окружает.
Все тарелки немного разные — и в этом их сила. Если вы думаете, что заказав 100 тарелок, получите 100 одинаковых — вы ошибаетесь. И это не баг. Это — суть ручной работы.
Как вы видите ценность в уникальности и индивидуальности созданных вами изделий?
В 2018 году наняла первого сотрудника — и поняла, что он не сможет меня скопировать. Это как почерк. Своя рука. Свой нерв.
Ввела лекала, придумала инструкции, стандарты. Сначала отрисовываю, делаю образец, передаю мастеру — и наблюдаю. Он лепит по лекалу, повторяет контуры. Но мазок кисти, давление пальцев, изгиб края — всё равно будет чуть-чуть своим.
Сначала я страдала. Перфекционизм, всё такое. А потом поняла: в этом и есть ценность. Это как живое. Даже если глазурь кладут по образцу — всё равно по-своему. Повторить можно, но каждая вещь всё равно будет особенной. Даже если сделать 10 — одна окажется тёплее, другая строже. Это как дети. Все вроде одинаковые — но у каждого свой характер.
Как вы находите новых клиентов и партнеров среди ресторанов?
Сарафан. От того самого шефа — к следующему. Кто-то увидел, сфотографировал, посоветовал. Сейчас нас рекомендуют, когда нужно что-то «не как у всех». Выставки, фестивали — «Пир», «Завтрак шефа», «Локал Керамик Фест».
Как вы сочетаете элементы бизнеса и искусства в процессе создания керамических изделий для ресторанов, и каким образом это влияет на конечный результат?
На первый взгляд — это бизнес. Контракт, образцы, логистика. Но на деле — это театр. Шефы придумывают концепт, а мы — сцену, на которой разыграется спектакль блюда.
Обычно они присылают фото интерьера и готовых блюд. Иногда — просто описание: «хотим вот такую форму, вот такой цвет». А иногда — полная свобода. И вот с такими мне комфортнее всего. Я слушаю руки — они знают, что делать.
Процесс разработки — не в 3D, не на экране. Всё сразу — в глине. Леплю пробники, глазурую, обжигаю. Заказчик пробует, поправляет — и всё начинается снова.
Мы подбираем всё под блюдо: если это роллы — нужна ровная плоская тарелка. Если суп — высокий борт. Если десерт — может быть асимметрия. Очень важно, чтобы форма не спорила со вкусом.
Как вы сочетаете функциональность и художественную ценность в своих изделиях?
Главная магия — в балансе между утилитарным и художественным. Это посуда, в которую нельзя просто положить — нужно подать. Это как сцена. Посуда становится частью спектакля. Если всё совпадает — зритель в зале (то есть гость) чувствует: он в искусстве.
Как устроен рабочий процесс и какие технологии и инструменты вы используете?
В мастерской работают семь человек. Каждый — на своём этапе. Всё вручную, всё через пальцы, через глину.
Есть гончары, руколепщицы, глазуровщицы, упаковщица, оправщица. Оправщица — это та, кто перед обжигом доводит изделие губкой, убирает все недочёты. Гончарка — это симметрия, точность. Руколеп — это характер.
Из инструментов — раскатчик, гончарный круг, вакуумялка (в ней глина перемешивается и избавляется от пузырьков воздуха), печи. Две стадии обжига: утильный (900 градусов) и политой (1260 градусов). Один цикл — почти двое суток.
Это тяжёлая работа. Минимум две недели уходит на одно изделие. А иногда — и больше. Особенно если глазурь капризная.
Но ни один инструмент не заменит главного: времени. Именно оно создаёт глубину цвета, плавность формы и ту самую вибрацию в руке, когда берёшь чашку и понимаешь — она живая.
Что рождает идеи? Чем вдохновляетесь?
Меня вдохновляет покой. Пустая голова. Когда я еду куда-то, отдыхаю. Тогда любая кора, любой жук становится идеей. Это про ресурс. Если я выгорела — ничего не родится. Надо отдохнуть.
Люблю цвет. Яркость. Природность. Мне нравится декоративность, нюансы, переливы. Не знаю, как это точно назвать. Одни говорят, что моя керамика как космос или океан, другие видят в ней природу — камень, дерево. Видимо, каждый чувствует по-своему.
Поделюсь одним наблюдением: женщина в жёлтом платье выберет жёлтую посуду, в сиреневом — сиреневую. Есть даже фотографии — подтверждение. Видимо, цвет говорит за нас больше, чем мы думаем.
Особенно мне нравится, что мода возвращается к декоративности. Арт-деко, барокко, рококо — это же праздник. И керамика здесь может всё!
Какие у вас планы на будущее? Есть ли новые проекты или коллекции, которые вы хотите реализовать?
Сейчас тянет в интерьер. Хочется вазы, изразцы, а также все для ландшафтного дизайна. Красивые вещи, не гномов. Это другая радость. Там можно размахнуться. Там меня ещё не было (смеётся). Меня привлекает масштаб, крупные формы.
Делать большие вазы, украшения фонтанов, барельеф — это совсем другое ощущение. Не утилитарное, а декоративное. Это даёт мне воздух, свободу. Это уже не тарелка — это пространство.
Раньше мы не работали с дизайнерами. А теперь — да. Готовим серию панно. Очень вдохновляет масштаб. Переход в крупное — как будто сама становишься больше.
Как относитесь к конкуренции?
Мы, наверное, топ ручной керамики для ресторанов. Но это низкомаржинально. Много кто делает штамповку, литьё — и называют это ручной работой. Они правы — они зарабатывают. Но мне это неинтересно. Я устану. Мне важно творить.
Что бы вы посоветовали начинающим художникам-керамистам, которые хотят создать собственное производство?
Не идите в ресторанную керамику (смеется), если хотите сохранить нервы. Это дедлайны, это выгорание, это печь ломается в ночь перед открытием. Это надо выдержать, с этим нужно уметь справляться. И нужно понимать, что такие проблемы будут всегда.
Не копируйте. Pinterest делает всех одинаковыми. Ищите своё. Даже если странно, даже если диковато. Найдётся человек, которому это надо.
И не работайте "в полку". Выставляйтесь, показывайте, ведите соцсети "вкусно". Не прячьтесь.
Что, по вашему мнению, делает вашу посуду уникальной и привлекательной?
Она живая. Это не просто предмет. Это вибрация, которую ты держишь в руках. Это любовь. Не бездушная продукция массового производства. Это то, что кто-то сделал своими руками, своим сердцем. И ты соприкасаешься с этим. Живое остаётся живым.
Разговор с Наталией Гузевой — это не просто интервью, а признание в любви к материалу. Её философия — в уважении к случаю, в доверии к глине и в том, что красота часто рождается из несовершенства. В мире, где всё ускоряется, такая медленная, теплая керамика напоминает о настоящем.
А вы как думаете? Вы бы выбрали посуду ручной работы или фабричную? Случалось ли вам чувствовать «вибрацию» от предмета? Поделитесь в комментариях!
Спасибо за вашу поддержку, друзья! Чтобы не упустить вдохновение и увидеть больше интересного — присоединяйтесь к нашему каналу в телеграмм или сообществу в ВК. Там вы найдете вдохновляющие картины, истории о художниках, работы фотографов, уникальный арт-гороскоп, свежие новости, анонсы выставок и мероприятий, а также розыгрыши интересных призов. Будет интересно!