Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Финикийская схема": типичная симметрия, превалирующая над содержанием

Уэс Андерсон - главный кукольный кино-мастер современности, постановщик, чей отшлифованный и приторный стиль традиционно отторгает одну часть публики и притягивает другую. Персонажи в каждом фильме Андерсона - пальчиковые марионетки, идеальная симметрия и пастельная цветовая палитра превалируют над содержанием, а сюжет будто бы и вовсе существует ради формальности. Кажется, будто Уэс не планирует меняться: с годами он не изменят постулатам своего мышления, отвергает кино-нормы повседневности и существует в какой-то абстрактной реальности, где истории всегда кончаются хорошо, а герои прощают друг друга, как в сказках для маленьких детишек. По подобному принципу строится и новая (такая ли новая на самом деле?) работа Андерсона - "Финикийская схема", для разработки которой режиссёр решил выбросить в утиль уже приевшиеся зрителям триптихи и коллажи из невзаимосвязанных глав. Это первая за семь лет цельная лента режиссёра, но только лишь на первый взгляд До "Схемы" Андерсон отсылался к муль

Уэс Андерсон - главный кукольный кино-мастер современности, постановщик, чей отшлифованный и приторный стиль традиционно отторгает одну часть публики и притягивает другую. Персонажи в каждом фильме Андерсона - пальчиковые марионетки, идеальная симметрия и пастельная цветовая палитра превалируют над содержанием, а сюжет будто бы и вовсе существует ради формальности. Кажется, будто Уэс не планирует меняться: с годами он не изменят постулатам своего мышления, отвергает кино-нормы повседневности и существует в какой-то абстрактной реальности, где истории всегда кончаются хорошо, а герои прощают друг друга, как в сказках для маленьких детишек. По подобному принципу строится и новая (такая ли новая на самом деле?) работа Андерсона - "Финикийская схема", для разработки которой режиссёр решил выбросить в утиль уже приевшиеся зрителям триптихи и коллажи из невзаимосвязанных глав. Это первая за семь лет цельная лента режиссёра, но только лишь на первый взгляд

До "Схемы" Андерсон отсылался к мультипликационным притчам ("Бесподобный мистер Фокс", "Остров собак"), приторным ромкомам про невинную любовь ("Королевство полной луны"), детективным романам (всеми любимый "Отель Гранд Будапешт"), традиционным семейным драмам ("Семейка Тененбаум", тот же "Бесподобный мистер Фокс") и даже к сай-фаям (последний "Город астероидов"). Теперь же Уэс исследует потёмки старомодных шпионских триллеров, где неуловимый и будто бы бессмертный протагонист противостоит всем политическим и финансовым конкурентам. Кукольный мастер не изменил своим былым конъюнктурам, и это же сыграло с его работой уже очередную (третью по счёту) зловещую шутку

-2

Известнейший предприниматель Жа-Жа Корда (Бенисио Дель Торо) с успехом выкарабкивается из каждой передряги: на европейского миллиардера совершалось уже столько покушений, что можно сбиться со счёта. И вот, после очередной авиакатастрофы живучего героя озаряет видение - он попадает к вратам Рая, где его участь решает божественный суд. После этого Корда решает срочно найти наследника для своего бизнеса - мало ли, следующее покушение окажется удачным? Выбор тут же падает на единственную дочь - послушницу сестру Лизль (Миа Триплтон), единственную дочь Корды (ещё у него есть девять сыновей, половина из которых усыновлены), что хочет пойти в монахини. Но перед своим уходом Корда желает оставить миру завещание - перестроить всю Финикию, вымышленную бедную страну в центре Европы. А для этого всего-то нужно воспользоваться рабским трудом и несколько раз провести вокруг носа своих инвесторов. Очевидно, что ни то, ни другое не приведёт ни к каким хорошим последствиям

-3

Проблемы двух предыдущих фильмов мэтра, "Французского вестника" и "Города астероидов", исходили из их содержательной несостоятельности. Андерсон окончательно поставил визуальный ряд превыше истории, самоудалился от линейного повествования и предпочёл поиграть в перфекциониста. "Финикийская схема" же на первый взгляд кажется совершенно другой - здесь режиссёр вновь концентрируется на цельном сюжете и, с неожиданностью даже для самого себя, прорабатывает совершенно иные мотивы. Теперь на пороге находятся на тёплые взаимоотношения молодых влюблённых, а конфликт отцов и детей, только с разменивающимися сторонами. Глава семейства в "Схеме" - меркантильный и аморальный эгоист, дочь же - воплощение духовности, невинности и божественного присутствия на земле

-4

Ещё одно премиальное отличие "Финикийской схемы" от прошлых работ режиссёра - отсутствие безмятежности. С годами Уэс Андерсон стал более мудрым и прагматичным, поэтому и на неловкие комедийные вставки в новой ленте он отступается крайне редко. Постановщик старается говорить на взрослые темы взрослым языком, но по-прежнему ставит игрушечную картинку выше собственных рассуждений о жизни и смерти, преемственности поколений и семейных ценностях. Сколько бы непочитатели режиссёрского стиля Андерсона не отзывались о строении его стиля, фильмы постановщика будто бы и не собираются меняться - каждая его работа похожа на предыдущую, кардинальные отличия (те, что описаны выше) минимальны. Кажется, ещё никогда за современную историю кино авторская вседозволенность не была столь абсолютной

-5

Даже самые заядлые фанаты режиссёра постепенно открывают, что губительное для Уэса Андерсона звено - его перфекционистская мания, визуальный рассадник красивых шотов, будто бы представляют на экране не полнометражный фильм, а традиционную живопись с симметричным разделением персонажей. "Финикийская схема" не отошла от этих постулатов - это всё такая же приторная конфетка с блестящей оболочкой, но полым содержанием, вездесущим рассадником актёрских камео (Уиллема Дефо, Тома Хэнкса, Брайана Крэнстона и прочих здесь хватило на парочку минут), сюжетная нужда в котором минимальна. Да, на этот раз Уэс хотя бы старается выходить со зрителем на конструктивный диалог - говорить о насущном и великом, духовном и семейном, но приверженность постановщика былым идеалам вновь оказывается выше. Это всё такая же педантичная галерея изящных картин, только с более тёмными оттенками

-6

Каждый новый фильм режиссёра со сформировавшимся стилем и убеждениями должен отличаться от предыдущего: или визуально, или содержательно. Уэс Андерсон лавирует между этими правилами, посылая в лоб всех претенциозных мэтров современности. Вся его вселенная произведений - своеобразный кукольный театр, завораживающий в первом акте и утомляющий уже в середине действия. Фанаты живописи обожают рассматривать любимые произведения, вглядываться в их содержание и угадывать зашифрованные авторами смыслы, но не из раза в раз, не с одними и теми же картинами. Как быстро от перфекционизма Уэса устанет публика - вопрос резонный. Но что-то подсказывает, что усталость эта начнётся здесь и сейчас. Нужны свежие идеи, обработка новых данных, хоть какие-то обновления, хотя бы визуальные. Ничего из этого постановщик публике предложить не может. Но может всё изменится со следующими главами в его кино-карьерном путешествии?

-7