В разгар космической гонки, когда США и СССР соревновались за превосходство в небе, на земле шла не менее захватывающая битва — за создание самого быстрого поезда в мире. И если американский M-497 Black Beetle с его реактивными двигателями навсегда вошел в историю железных дорог, то его советский аналог оказался незаслуженно забыт.
Американский вызов: поезд на реактивной тяге
В 1966 году американский инженер Дон Ветцель представил миру нечто невероятное — поезд с реактивными двигателями. Его детище, M-497 Black Beetle, представляло собой модифицированный дизельный вагон Budd Rail, оснащенный двумя авиационными двигателями General Electric J47-19. Эти двигатели, купленные у ВВС США всего за 5000 долларов, выдавали 5000 лошадиных сил и разгоняли состав до 183 миль в час (295 км/ч) — рекорд, который не побит в США до сих пор.
Любопытно, что изначально двигатели планировалось разместить в хвосте поезда, но жена Ветцеля, отвечавшая за дизайн, настояла на их установке в носовой части — для лучшей аэродинамики. Испытания проводились на прямом участке пути между Батлером (Индиана) и Страйкером (Огайо), где поезд показал свою невероятную скорость.
Советский ответ: турбопоезд, опередивший время
Не желая отставать, советские инженеры в 1970 году создали свой турбореактивный поезд на базе локомотива ЭР22. Верхнюю часть головного вагона оснастили двумя авиационными двигателями от пассажирского самолета Як-40. Обновленный состав весил 5,4 тонны и достигал 28 метров в длину.
Первые испытания прошли на участке Голутвин — Москва, где поезд разогнался до 250 км/ч. По некоторым данным, инженеры планировали достичь 360 км/ч, но проект столкнулся с проблемами: высокий шум, дороговизна эксплуатации и опасения пассажиров. Было опасение, что на такой скорости малейший дефект пути приведет к катастрофе.
Забвение и ржавчина
Проект закрыли, а единственный построенный экземпляр отправили ржаветь на запасные пути завода в Дорошихе. Сегодня энтузиасты надеются, что уникальный локомотив восстановят и передадут в музей — как символ дерзкой инженерной мысли, опередившей свое время.
Хотя советский турбопоезд так и не вышел на маршруты, его наследие живет. Современные «Сапсаны» и «Ласточки» отчасти обязаны ему своими скоростями. А памятник забытому эксперименту до сих пор стоит на Тверском вагоностроительном заводе — немой свидетель эпохи, когда поезда мечтали летать.
"Это был не просто поезд. Это была попытка прорваться в будущее."
- Изображения: CC Attribution: CC BY; CC BY-SA.