Найти в Дзене

Его называли первым дессидентом, а Екатерина II хотела его казнить. Вся правда о Радищеве

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) стал человеком, которого современники и потомки называли «первым русским диссидентом». Его судьба драматично переплелась с эпохой Екатерины II, когда просвещенный абсолютизм столкнулся с реальностью крепостного права и социальной несправедливости. В 1790 году в Петербурге появилась книга с невинным названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор — коллежский советник Александр Радищев — едва ли мог предположить, какой общественный резонанс вызовет его произведение. Книга была напечатана тиражом всего 650 экземпляров в домашней типографии автора, но её влияние оказалось колоссальным. Произведение представляло собой художественно-публицистическое повествование о путешествии от столицы до древней столицы России. Однако за внешне простым сюжетом скрывалась беспощадная критика российских порядков. Радищев описывал ужасы крепостного права, произвол чиновников, бесправие народа и нравственное разложение дворянства. Особенно шокирующими были главы
Оглавление

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) стал человеком, которого современники и потомки называли «первым русским диссидентом». Его судьба драматично переплелась с эпохой Екатерины II, когда просвещенный абсолютизм столкнулся с реальностью крепостного права и социальной несправедливости.

Александр Николаевич Радищев
Александр Николаевич Радищев

Путешествие, потрясшее империю

В 1790 году в Петербурге появилась книга с невинным названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор — коллежский советник Александр Радищев — едва ли мог предположить, какой общественный резонанс вызовет его произведение. Книга была напечатана тиражом всего 650 экземпляров в домашней типографии автора, но её влияние оказалось колоссальным.

Произведение представляло собой художественно-публицистическое повествование о путешествии от столицы до древней столицы России. Однако за внешне простым сюжетом скрывалась беспощадная критика российских порядков. Радищев описывал ужасы крепостного права, произвол чиновников, бесправие народа и нравственное разложение дворянства.

-2

Особенно шокирующими были главы «Любани», где описывалась продажа крестьян, «Медное», рассказывающая о жестокости помещика, и «Хотилов», содержащая прямые призывы к освобождению крестьян. Автор не просто констатировал социальные язвы, но и предлагал радикальные решения, включая отмену крепостного права и ограничение самодержавной власти.

Реакция «просвещенной» императрицы

Екатерина II, позиционировавшая себя как просвещенная монархиня и корреспондентка Вольтера, восприняла книгу Радищева как личное оскорбление и государственную измену. В своих заметках на полях она назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева», поскольку тот «заражен французскими заблуждениями».

Императрица увидела в произведении прямую угрозу существующему строю. Особенно её возмутили пассажи о том, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние» и призывы к народному восстанию. В условиях недавно подавленного восстания Пугачева и развивающейся Французской революции такие идеи казались крайне опасными.

Первоначально Екатерина действительно хотела приговорить Радищева к смертной казни. Только заступничество влиятельных придворных и осознание того, что казнь писателя может создать из него мученика, заставило императрицу смягчить приговор. Радищев был приговорен к десяти годам сибирской ссылки.

-3

Феномен первого диссидентства

Радищева называют первым русским диссидентом не случайно. Он стал первым в истории России человеком, который открыто, публично и системно выступил против государственного строя, используя для этого литературное творчество. До него критика власти существовала либо в форме дворцовых заговоров, либо в виде народных восстаний. Радищев же выбрал путь интеллектуального сопротивления.

Его диссидентство имело несколько характерных черт:

Системность критики — Радищев не ограничился частными замечаниями, а дал комплексный анализ российского общества, выявив его основные пороки и противоречия.

Моральная позиция — автор исходил из гуманистических принципов, утверждая естественные права человека и осуждая любые формы угнетения.

Литературная форма протеста — используя художественное слово, Радищев сделал социальную критику доступной широкому читателю.

Готовность к жертве — писатель понимал риски своего выступления, но сознательно пошел на них ради высших идеалов.

Почтовая марка СССР
Почтовая марка СССР

Влияние на последующие поколения

Несмотря на ссылку автора и уничтожение тиража, «Путешествие из Петербурга в Москву» оказало огромное влияние на русскую общественную мысль. Книга распространялась в списках, её читали и обсуждали в дворянских салонах и студенческих кружках.

Радищев стал предтечей всего русского освободительного движения. Декабристы считали его своим духовным отцом, а Пушкин назвал «единственным радикальным писателем» екатерининской эпохи. Герцен видел в нем основоположника русской революционной традиции.

Традиция интеллектуального диссидентства, заложенная Радищевым, прошла через всю русскую историю — от декабристов и революционных демократов XIX века до диссидентов советского времени. Все они, в сущности, продолжали дело, начатое автором «Путешествия».

Трагический финал

После смерти Екатерины II в 1796 году новый император Павел I помиловал Радищева, но тот смог вернуться из ссылки только при Александре I в 1801 году. Однако годы изгнания подорвали его здоровье и дух. В 1802 году, когда над ним снова нависла угроза репрессий, Радищев покончил с собой, приняв яд.

Могила писателя Александра Николаевича Радищева
Могила писателя Александра Николаевича Радищева

Смерть первого русского диссидента стала символической — она показала, насколько трудно было в России отстаивать идеи свободы и справедливости. Но его дело не пропало: идеи Радищева продолжали жить и развиваться, вдохновляя новые поколения борцов за человеческое достоинство.

Сегодня Радищев воспринимается не только как литературный деятель, но и как символ гражданского мужества. Его конфликт с Екатериной II стал классическим примером столкновения власти и совести, государственных интересов и человеческих идеалов.