Найти в Дзене
Свободная Пресса

За 2025 год продали 118 штук - и те чиновникам в принудительном порядке. Как обстоят дела с продажами у "гордости" АвтоВАЗА - Lada Aura?

Оглавление

LADA Aura - автомобиль, который должен был стать флагманом импортозамещения и символом новой эры российского автопрома, закончила свой путь в тени провала. Заявленная как "русская Camry", эта удлинённая версия Vesta, задуманная как автомобиль представительского класса, уже сегодня становится анекдотом среди автолюбителей.

В Тольятти тихо сворачивают производство, а на складах дилеров скучают и покрываются пылью тысячи машин, которых никто не ждёт и не хочет.

Официальные лица заявляют, что выпуск продолжается, но с завода всё чаще поступают сведения о том, что сборка идёт не каждый день, а по остаточному принципу. Это косвенное признание: проект провалился. На бумаге всё ещё висят планы, но в реальности - очередная неудача, стоившая государству миллиарды рублей. Возврата этих вложений никто уже не ждёт, да и сама идея заведомо казалась сомнительной.

Изначально АвтоВАЗ рассчитывал выпускать по 30 автомобилей Aura в сутки.

Производственная линия была подготовлена, график отлажен, конвейер запущен. Однако спрос оказался ниже всех ожиданий.

Сейчас в две смены с конвейера сходит около 320 автомобилей семейства Vesta - и это далеко не максимум возможного. При этом сборка конкретно модели Aura идёт нерегулярно и откровенно буксует.

Интерес, на который рассчитывали маркетологи АвтоВАЗа, действительно был.

Но он оказался весьма специфическим. Основными покупателями стали госструктуры, которым просто спустили план закупок. Более 90% зарегистрированных экземпляров оформлены на юридические лица. То есть, простым языком - чиновники купили сами себе. Или, скорее, их обязали купить. Всё остальное - имитация рыночного интереса.

На форумах автовладельцев обсуждение "Ауры" быстро сошло на нет.

Те, кто успел потрогать её в автосалонах или поездить на тест-драйве, оставляют едкие комментарии.

"Веста максимум на полмиллиона тянет. За три миллиона - пусть АвтоВАЗ сам ездит", — пишут пользователи.

По их мнению, даже Granta надёжнее. Да, архаичная, да, простая до безобразия, но при этом понятная, дешевая в обслуживании и предсказуемая. А вот Vesta, особенно в вариации Aura - сплошные сюрпризы.

Особенно много нареканий касается электроники.

Владельцы жалуются на глюки в мультимедиа, внезапно отказывающий климат-контроль, периодически теряющийся сигнал ключа. Одна из популярных страшилок: заведённая машина вдруг решает, что ключа нет, и глохнет прямо на трассе. Для чиновника, спешащего на совещание, это не просто неудобство - это катастрофа.

Чтобы хоть как-то сдвинуть мёртвую продукцию, АвтоВАЗ пошёл на скидки - до 300 тысяч рублей. Но за этими "скидками" скрываются хитрые условия: нужно сдать старое авто по трейд-ин (по заниженной цене), оформить кредит (по ставке, близкой к 40% годовых) и пройти все круги бумажного ада. По сути, это не выгода, а попытка втюхать то, что не продаётся. Люди это понимают и отказываются.

Контраст особенно заметен на фоне Toyota Camry.

Несмотря на рост утильсбора и все препоны, связанные с параллельным импортом, новая Camry (2.0, 173 л.с., вариатор) стоит около 3,2–3,3 млн рублей. Это честная цена, без сюрпризов. И, что важно, это автомобиль с репутацией. Таксопарки закупают Camry XV70 тысячами, зная, что на ней можно ездить годами без проблем. В то время как у "Ауры" нет ни репутации, ни ресурса, ни доверия.

Руководство АвтоВАЗа в лице Максима Соколова утверждало, что на "Ауру" выстраивается очередь, что губернаторы звонят и просят.

В сентябре 2024 года звучали заявления о том, что "Аура" лучше Camry. Сегодня они звучат как шутка. Потому что, если сравнивать по всем параметрам - от комфорта до ликвидности - у Toyota нет конкурентов в этом классе. А у LADA Aura нет даже класса как такового. Она не тянет ни на бизнес-седан, ни на народный автомобиль.

Дилеры в регионах в откровенных беседах признаются: эти машины им просто "спустили сверху". Никто из розничных клиентов не интересуется "Аурой". Даже на тест-драйв - редкость. Многие салоны предпочли бы отказаться от поставок, но выбора у них нет. Машины стоят, пылятся, теряют в цене - и портят общую статистику.

По сути, Aura стала повторением ситуации с электрическим Largus, из которого на учёт в ГАИ встал один (!) экземпляр.

Там тоже была красивая презентация, заявления о перспективах, а на выходе - пшик. Деньги освоены, отчёты написаны, народ посмеялся и пошёл дальше. То же ждёт и Aura. При заявленных планах в 8000 машин на 2025 год, в реальности могут не собрать и тысячи...или не зарегистрируют и сотни.

В форумах уже пишут, что "если цену уронят до 600 тысяч - можно подумать". Но даже тогда, скорее всего, машина не будет пользоваться спросом, потому что за эти деньги можно взять нормальный подержанный авто с доказанной надёжностью, а не лотерею с "детскими болезнями" и неизвестной ликвидностью.

Это не просто провал одного автомобиля.

Это провал всей модели импортозамещения в автопроме, построенной на лозунгах, а не на рыночной логике. Машину делали не под потребности покупателей, а под отчёт в кабинетах. Неудивительно, что результат - ноль. Или даже минус.

Вывод очевиден: LADA Aura -не просто ошибка. Это симптом системной болезни, где важнее галочка в плане, чем реальный спрос. Машина не интересна никому, кроме тех, кто на ней заработал. А покупателей, увы, не оказалось. И даже если их будут искать принудительно - не найдут, потому что доверие к бренду теряется быстро, а вот восстановить его - годы и годы.

История "Ауры" - это урок, но, как показывает практика, такие уроки у нас предпочитают не учить. А просто начинать всё сначала - с нового громкого названия, новой презентации, нового освоенного миллиарда. И новой машины, которая точно не полетит.

Ознакомиться с другими материалами нашего издательства можно здесь