Представляю вашему вниманию город Черняховск (бывш. немецкое название Инстербург). Является третьим по численности в Калининградской области. Входил в состав немецкой земли Восточная Пруссия, а после Второй Мировой вошёл уже в состав Советского Союза.
В последнее время бывшее немецкое архитектурное наследие города было тотально переосмыслено и реконструировано. В связи с этим мне было очень интересно увидеть своими глазами, что же в итоге получилось. В итоге бывший немецкий Инстербург оставил после своего посещения в основном положительные эмоции.
Начну с тяжёлой артиллерии, а именно с Водонапорной башни:
Построенная в 1899 году "водонапорка" - это типичный образец немецких инженерных сооружений. Брутальная и доминирующая над окружающим пространством, как и вся прусская архитектура:
Из украшений на башне присутствует всего один элемент - барельеф в виде герба города Черняховск:
Напротив "водонапорки" расположено массивное неоготическое здание из красного кирпича :
Это - бывшая окружная больница Инстербурга. В советское время здесь располагалась администрация машиностроительного завода, конструкторское бюро и другие службы, относящиеся к заводу. В настоящее время здание принадлежит некой фирме и не эксплуатируется.
Одной из высотных доминант исторического центра Черняховска является собор Архангела Михаила:
Построенный в 1890 году как протестанский, после 1945 года не использовался в религиозных целях. Начиная с 1989 года начал функционировать уже как православный под названием Свято-Михайловский храм.
Похожая фактура религиозных (и не только) сооружений широко распространена на территории Калининградской области. Этот архитектурный стиль для себя я сформулировал как "Краснокирпичная ганзейская неоготика". Постройки в таком стиле можно встретить по всей Северной Европе: от Финляндии и стран Балтии до Туманного Альбиона.
Интересная особенность Калининградской области - исторические объекты времён Восточной Пруссии вплотную соседствуют с жилыми зданиями, построенными в советское и российское время:
Чтобы сделать кадр в полностью исторической среде нужно тщательно выбирать место съёмки:
Недалеко расположена очередная высотная доминанта бывшего Инстербурга всё в том же самом стиле. Это - Храм Святого Бруно Кверфуртского:
В настоящее время здание занимает приход Святого Бруно римско-католической церкви в городе. В данном месте это второй по счёту храм, построенный в 1900-1902 годах по проекту архитектора Фридриха Хайтманна:
Архитектор Фридрих Хайтманн - по-настоящему знаковый для бывшей Восточной Пруссии. Автор многих проектов кирх, административных зданий, больниц, вилл и жилых домов на территории Восточной Пруссии.
Осматривая Черняховск, я выделил две главные улицы исторического центра. Первая из них - улица Ленина. Является осевой улицей, и тянется от железнодорожного вокзала до городского парка:
Улица является мощённой на всём своём протяжении и по ней осуществляется движение автомобилей, как городское, так и транзитное.
Вторая улица (ул. Калинина) более аутентичная и является чисто пешеходной:
Самым старым и самым красивым зданием на улице Калинина является здание Государственной гимназии (1875 г. постройки). В настоящее время здание занимают административные органы города:
Улица Калинина приводит к Театральной площади и к зданию театра:
Одной из главных достопримечательностей Черняховска является замок Инстербург, а вернее его руины:
Замок расположен практически на берегу бывшего Замкового пруда, около которого в настоящее время обустроен городской парк:
Сам парк вполне себе зелёный и приятный и именно отсюда открывается панорамный вид на замок Инстербург:
Вход на территорию замка формально бесплатный:
Внутри замка - руинированные остатки стен и зданий:
Внутренняя территория замка благоустроена (насколько это возможно среди руин) силами энтузиастов. Ими же открыт небольшой музейчик в одном из зданий.
По всей внутренней территории расставлены макеты замка Инстербург в разное время его существования и различные информационные щиты, что уже совсем неплохо:
Покидаю замок по такой типично восточно-прусской мощённой улочке (улица Партизанская):
Продолжаю прогулку по городу. Следующая локация - парк Победы с необычным подвесным мостом через реку Анграпа:
Выхожу из парка и следую обратно в старый город. На фотографии ниже здание бывшей школы для мальчиков города Инстербург и настоящей школы №6 города Черняховск:
Ещё одно здание немецкого ПТУ для девушек (в настоящее время гимназия №2) по внешнему виду прямо противоположное предыдущему, сурово-прусское с отсутствием каких-либо элементов декора:
На примере двух вышепоказанных учебных заведений видно насколько разной по стилю бывает немецкая архитектура рубежа 19-20 веков. Но перейдём именно к брутальной стороне архитектуры, до крайности суровой и до предела функциональной. На нижнем фото типичный жилой двор Черняховска:
Менее брутальные фасады жилых домов в Черняховске:
Сурово, но жить можно:
Ты узнаешь его из тысячи (немецкий жилой многоквартирный дом):
Черняховск насыщен множеством деталей и малыми формами, которые придают колорит городскому пространству:
Парадные в жилых многоквартирных домах находятся в абсолютно разных состояниях и степенях разрушения. Есть в городе входные группы чуть ли не в идеальном состоянии:
Но попадаются парадные в аварийном состоянии, по иронии судьбы с надписью на немецком:
На рубеже 19-20-ых веков Германия была одной из ведущих железнодорожных держав. В связи с этим на территории Калининградской области сохранилось множество инфраструктурных железнодорожных объектов. В Черняховске - это конечно же железнодорожный вокзал:
Первый деревянный железнодорожный вокзал в Инстербурге был открыт в 1860 году. В те годы строительством объектов жд инфраструктуры Восточной Пруссии занимались военные для своих соответствующих нужд. Вторая версия вокзала была из светло-жёлтого кирпича. До настоящего времени дошла уже послевоенная версия вокзала, открытая в 1952 году. Колоритная водонапорная башня для железнодорожных нужд так же в наличии:
Не менее аутентично смотрится немецкий дебаркадер внутри вокзала Черняховска (Инстербурга). Сто лет назад отсюда можно было доехать до Берлина всего за 12 часов:
И на последок из железнодорожного - суровый жд мост с туннелем, расположенный недалеко от вокзала:
По Калининградской области удобно путешествовать даже на общественном транспорте, ведь расстояния по меркам Большой России тут смешные:
Подведу итоги: Черняховск оказался достаточно интересным городом со следами Инстербурга в виде церквей, "водонапорок", замка и конечно же жилых и административных зданий. Туристов, на удивление не так много - в основном экскурсионные группы из Калининграда. Это при том что город вполне себе туристический со множеством интересных локаций.
В этой части Калининградской области я посетил не менее колоритный город Советск: