Фортуна. Судьба.
Тема азартной игры в карты была любима русскими классиками - "Игроки" Гоголя, "Игрок" Достоевского, "Пиковая дама" Пушкина - стали основой для драматических и оперных спектаклей.
Чайковский и Пушкин. Когда такой композитор и писатель соединяются, получается произведение, наиболее ярко отображающее музыкальные и литературные традиции русского народа.
"Пиковую даму" многие читали в школе, а арии Чайковского из оперы часто исполняются на конкурсах и концертах, мотив легко узнаваемый, а фразы давно стали цитатами.
"Я имени её не знаю", "Три карты, три карты, три карты!", " Что наша жизнь? Игра! " и многие другие.
Опера "Пиковая дама" Построены на контрасте образов, сцен, музыки.
Светлое - тёмное, солнце - буря, радость - горе, молодость - старость. Но основной лейтмотив - азарт.
Герман - человек, терзаемый сильнейшими страстями, которые погубят и его, и всё, что ему дорого и к чему он прикасается. Любовь Лизы он выиграет, а вот в карты... Их он ставит превыше всего. "Бежим! " "'Куда? " "В игральный дом! "
Тому, кому не везёт в любви, повезёт в игре. Возмездие настигает Германа. За отнятые жизни - графини, Лизы, за разрушенное счастье князя.
В партии Германа вижу именно Векуа. Вагнеровский герой, он не одну собаку съел на оперном исполнительском искусстве. "Кольцо Нибелунга", " Тангейзер", "Парсифаль", " Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" - сложнейшие партии на немецком в его арсенале, а значит, покажет в Германе ту роковую глубину, выдержанность и безумие, "проживёт" роль и исполнит её с академической точностью.
С Инарой Козловской они прекрасно смотрятся на сцене. Друг другу под стать. Её Лиза получилась сильной, отчаянной девушкой, без некоторой хрупкости.
Ольга Бородина. Графиня - её партия. Фразировка, прононс, достоинство, само её присутствие на сцене - перед вами великая артистка.
Князь получился живым. Не холодный, знатный господин, воспевающий незнакомые ему идеалы, а благородный, влюблённый мужчина, который мог бы сделать Лизу счастливой.
Томский и наускивающие друзья - повесы - весёлые, яркими.
Повествование украшали вставки с печальными русскими романсами ("Могила! "), развлекали потешными песенками (" Гори, гори ясно! ", "Если б милые девицы"), придворным представлением ("Пастораль: искренность пастушки".)
Сцены в Летнем саду, в покоях Лизы, графини, в каморке Германа, на балу, у Лебяжьей канавки, в игорном доме - показаны схематично, это линии, наброски. Приятно было бы увидеть полную костюмированную драму. Но и такое трактование интересно. Ничего лишнего, много пространства на сцене для героев, музыки, воображения.
Исполнители
Дирижер – Валерий Гергиев
Герман – Михаил Векуа
Лиза – Инара Козловская
Полина – Зинаида Царенко
Графиня – Ольга Бородина
Томский – Владислав Сулимский
Елецкий – Роман Бурденко
Фото спектакля - с официального сайта Мариинского театра
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2025/6/6/2_1900/
Составы могут отличаться
06.06.2025