Найти в Дзене
Красный бархат

"Нюрнбергские мейстерзингеры", опера Рихарда Вагнера, Мариинский-2

Воскресная месса. Витражные окна, высокие своды готической церкви. Статуя св. Иоанна в засохшем, белом древе. Влюблённый рыцарь вопрошает у дамы, помолвлена ли она. Её отец объявил, что скоро она будет помолвлена - с тем, кто победит в конкурсе Мейстерзингеров в Иванов День.

‌Многие хотят жениться на Еве, дочери бюргера - и получить огромное состояние в придачу. Особенно городской писарь. И теперь и рыцарь Вальтер. Им предстоит состязаться в искусстве пения перед Мастерами. Писарь - уже опытный исполнитель и метчик. А Вальтер не получил должного образования. За короткое время ему нужно стать Мастером.

‌Мейстерзингер - " Мастер пения" - тот, кто овладел искусством сочинения и исполнения песни, согласно всем установленным канонам. Однако соблюдения канонов недостаточно - только форма без наполненности, внутреннего огня обречена на увядание.

‌Потому и засохшее дерево в центре сцены в начальное и финале. Новая песнь Вальтера получает крещение и имя - и саженец, символизирующий её - песнь, составленную по всём канонам, и наполненную огнём любви - торжественно садят в лесу в Иванов День.

‌"Мейстерзингеры" - "большая опера". Нарядная, торжественная. Одна из вершин творения Вагнера, его подношение немецкому искусству оперного пения. ‌Будто бы он хотел вместить в неё как можно больше вокальных, музыкальных, литературных приёмов, коими она изобилует.

‌Тандем Гергиев - Векуа - сильный. Они - специалисты по Вагнеру. "Кольцо Нибелунга", " Тристан и Изольда", "Парсифаль", " Тангейзер".
‌Видится их азарт выполнить самую сложную задачу, показать своё мастерство.

Мейстерзингеры - про соблюдение канонов, внутренний огонь и экзамен в исполнительском искусстве. Это экзамен как для героев истории, так и для артистов. ‌

Сложнейший текст на немецком, витиеватый, насыщенный литературными формами. Музыкальный текст - тоже. И для зрителя тут тоже огромная работа. Воспринимать музыку, вокал, тексты субтитров, события на сцене.

Опера до изнеможения. Но вместе с тем, в финале и артисты, и зрители были полны энергии - наполнены радостью, каким-то чудным ликованием от этого торжества - музыки.

‌P. S.

‌Чурилова - дивно хороша! Роскошное сопрано, трели, переливы, высокие ноты.

‌Векуа - мимика, жесты, работа лицом, фразировка.

‌Писарь - потешный, его пафосные серенады уморительны.

‌Декорации - готический собор, ночные улочки Нюрнберга, дивный, светящийся изнутри сад. Радость витала в воздухе.

‌Исполнители

Дирижер – Валерий Гергиев
ГансСакс – Геворг Григорян Ева – Ирина Чурилова
Вальтер фон Штольцинг – Михаил Векуа
Давид – Андрей Зорин
Сикстус Бекмессер – Ярослав Петряник
Магдалена – Анна Кикнадзе
Фейт Погнер – Евгений Никитин
Фриц Котнер – Глеб Перязев

‌Фото спектакля - с официального сайта Мариинского театра
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2025/6/7/2_1800/

‌Составы могут отличаться

‌07.06.2025