Продолжение. Предыдущая глава ЗДЕСЬ
Прошло некоторое время, и у нас на судне изменения. Старпома убрали и отправили куда-то в стройбат. Там и будет теперь осваивать новую специальность. На судне все облегченно вздохнули и перестали закрывать на ключ свои каюты. Ему на смену пришел флагманский штурман из дивизиона, понятное дело, "за очередным званием". Но достойный и грамотный человек, полная противоположность во всём своему скандальному предшественнику. Я уже и на старого не обращал внимание последнее время. Но стало сразу заметно, что с приходом нового старпома работать стало легче и спокойнее.
Это очень приятно, когда вместо врага и провокатора появился полноценный коллега. Значит, теперь больше времени рабочим вопросам, и меньше времени борьбе за выживание. Но не так всё гладко, как хотелось бы. Еще оставался на своем месте сильный и властный замполит - наш начальник. И мы не знали, с какой стороны к нему лучше подобраться. Но тут помог Его Величество Случай.
Наш главный военно-политический бог 1й флотилии, капитан 1 ранга Иванкин (фамилия изменена), вернулся из Москвы, куда он ездил в качестве делегата 27 Съезда КПСС. Его должность называлась ЧВС, то есть Член Военного Совета. Оченно важная особа, по статусу равная Первому Секретарю обкома партии. И вот этот великий человек должен был прибыть к нам на судно.
В нашей большой столовой он выступит и расскажет, какие важные решения были приняты на Съезде партии. В столовой также будут команды с других кораблей дивизиона. Это событие, которому не предвидится равных на ближайшее десятилетие! Ведь столько лет наше судно в Питере базируется, а на его палубу еще ни разу не ступала священная нога этого высочайшего военно-политического чиновника.
Мы тайно собрались все четверо, полным составом нашей подпольной "банды". Трое главных, и один наблюдающий, "кандидат в члены". "Такой случай нельзя упустить, чтобы как-то подставить нашего врага замполита" - это было общее и единогласное мнение. Да, надо было что-то делать с ним. Виктор Степанович продолжал давить всех силой своей неограниченной власти. Более того, начала закрадываться мысль, что он начал делать попытки даже отобрать чуток полномочий у товарища командира. Такое вот субъективное мнение без права на истину.
Да, мы знали, что обозначен конкретный воскресный день, когда наше судно должен будет посетить Его Величество ЧВС. У нас оставалось всего два дня на всё про всё. И мы придумали операцию.
Прошло много времени, и сейчас я раскрою все подробные детали той величайшей и дерзкой акции. Срок давности спишет всё. С годами к нам, участникам, пришли: к кому - опыт, к кому - мудрость, а к кому, возможно и святость. А тогда мы были молодые, и слегка, наверное, дурные, если решились на такую дикую авантюру.
Кому мое повествование и откровенные подробности придутся не по душе из-за излишнего натурализма, прошу не судить меня слишком строго, а рассматривать этот рассказ как самокритику. Все имена-фамилии действующих лиц изменены.
Сегодня суббота, и вот уже завтра на судно прибывает ЧВС. Наша задача сегодняшнего дня: организовать на борту пьянку среди моряков. Но нужно это сделать так, чтобы "комар носа не подточил", чтобы наших ушей не было видно. Вот как мы проделали этот первый шаг.
В одной из СТАТЕЙ я рассказывал про то, как штурман нашёл у себя в каюте под койкой целый ящик банок с сухими дрожжами. Мы потом их реквизировали у Васи и раздали желающим семейным товарищам, чтобы ихние жены пекли пироги. Или самогон варили, смотря какие пристрастия у конкретной семейной пары. Ну и пару банок мы оставили себе, и вот сейчас эти дрожжи нам пригодились.
Взяли мы горстку дрожжей, развели в банке. Запах есть, вполне узнаваемый. Взяли пару кружек, сполоснули их этой брагой. Да так, чтобы на дне с пол-чайной ложки осталось, типа нормальный остаток от "употребления". Наш "шеф" Иван сегодня дежурит по судну. И вот он в 22 часа собирает моряков на вечернюю поверку. Притащил туда эти пару пустых кружек из-под браги, поставил в нише пожарного рукава.
Провёл поверку, как обычно, а в конце с возмущением потряс кружками и толкнул речь. Так и так, товарищи матросы, ну сколько можно пить, чёрт вас дери? В том смысле, что обхожу я судно, и вот в одной из шхер обнаруживаю эти причиндалы! Вот, товарищи моряки, можете понюхать после поверки.
Все, "наживка" закинута. Началась ожидаемая "поклевка". Один матрос, большой любитель выпить, которого неоднократно брали за цугундер, прямо так и говорит:
- Ну и дела! Тут на судне пьют, а я даже не знаю об этом! Миха, наверное это ты, тихушник, дела творишь, - это он к своему товарищу обращается. - Значит, и мне пришла пора напиться.
Наш мичман сделал вид, что не услышал. Распустил строй, оставил кружки, чтобы желающие понюхали и убедились в "пьянке на судне". Надо сказать, матросы очень изобретательны, когда им хочется выпить. В любом случае найдут пойло, из-под земли достанут. Тут им нет равных в находчивости. Так и случилось. Двое ребят где-то нашли выпить и ночью втихую нажрались. Никто их не поймал, тихо напились и спать пошли. Но пили слегка по-лошадиному, поэтому утром не смогли встать по подъёму. Лежат, лыка не вяжут.
Утром прибывает на борт замполит. Надо сказать, командира нашего в тот день не было. Или в отпуске был, или болел - не могу вспомнить. Но помню точно, что не было. Замполит в роли Царя и Бога. Наш дежурный докладывает ему, что все спокойно, как в Багдаде. Только вот двое пьяных матросов обнаружились, лежат, подняться не могут. Ужрались, короче, конкретно.
Замполит рвет и мечет. ЧВС через пару часов прибывает на борт! А тут такое! Быстро распорядился запереть алкашей в помещение с железной дверью и замок повесить. Это чтобы не выползли на свет Божий, не шарились по судну, когда великий ЧВС вещать будет. Ну и старого мичмана Мельниченко поставил под дверь "на часы", стеречь узников. Вдруг там чего-то им понадобится, типа водички попить холодной. Старому мичману под 50 уже, заслуженный деятель. Не нравится ему в роли часового быть, алкашей охранять. Возмущается наш ветеран:
- Нас Горбачев учит гласности, а вы, товарищ замполит, прячете пьяниц, вместо того, чтобы честно доложить ЧВСу, что у нас пьяные матросы имеются!
А замполиту не нравится принципиальная позиция старого ехидного мичмана.
- Вы можете быть свободны, товарищ мичман. И можете идти домой, - мягко предлагает притворно подобревший замполит. - Можете и своего зятя прихватить с собой.
Это у нашего уважаемого ветерана молодой зять на судне служит, тоже мичман. Вот его и предлагает Виктор Степанович домой захватить. А что, воскресенье, вроде можно. Конечно, ЧВСа нужно слушать даже в выходной день, это святое дело. Но у старого мичмана ехидный язык... доложит ведь ЧВСу, что под замком пьяницы сидят. А это - ЧП! Так что пусть лучше уматывает подальше с судна этот старый непослушный мичман. И зятёк с ним на пару пусть шурует. Два раза повторять им это заманчивое предложение не пришлось. Взяли и помчались домой.
А Витор Степанович поставил под дверь нового "часового", мичмана Панова. Он тихий, бессловесный. И податливый, как мул. Сказал "Есть" и принял пост у закрытой железной двери. Стоит, пьяных матросиков стережёт. А дежурный по судну Иван уже сдает дежурство нашему товарищу, Фёдору. Смена дежурства на нашем судне всегда в 9:00. А ориентировочное время прибытия ЧВСа - 10:00. Теперь пришла пора рассказать про наш план.
По прибытию ЧВС должен подняться наверх, в каюту командира. Это чтобы скинуть там шинель и головной убор, а потом спуститься в столовую к личному составу. На командирской палубе три каюты: командира, механика и мичмана- радиста. Этот мичман наш человек, в его каюте уже находится 3х-литровая стеклянная банка с брагой.
Первоначально, этот наш четвертый член "банды", мичман-радист, должен был дождаться ЧВСа, который с палубы ниже начнет подниматься в каюту командира. И метнуть банку с брагой под ноги товарищу ЧВСу, потом тут же трехгранным ключом открыть лючок на подволоке. Это чтобы создать иллюзию, как будто бы брага там хранилась. А лючок взял и сам "случайно" открылся в этот неподходящий момент. Вот банка выпала и разбилась. Так было задумано.
Но этот наш четвертый член не стал участвовать в придуманном им же плане. Сослался на семейные обстоятельства, что-то набрехал замполиту по этому поводу, чтобы остаться дома и не идти в воскресенье на судно. Кишка тонка оказалась, но коммунистическая ответственность на высоте. Вечером затемно специально примчался на судно и передал ключи от своей каюты "шефу", то есть мичману Ивану.
Потому что "работать" можно было только из средней каюты радиста. Из каюты механика нельзя, там временно жили аж трое моих гостей, офицеров с подводной лодки, там места много для них. А я сам жил в скромной каюте палубой ниже.
Получается, что на "дело" должен идти сам "шеф". Он сам принял это решение. Как раз только что сменился с дежурства. Тут, на виду, он вне подозрений. Да и вообще, какие подозрения? Тихий, спокойный, трезвомыслящий. С замполитом не спорил и не лез на рожон никогда. А вот мы, двое офицеров, могли легко попасть под подозрения. Поэтому у нас должно быть железное алиби. Федор - дежурный по судну, у него алиби есть. Я же в момент акции должен находиться на виду в столовой, вместе со всеми. Тоже хорошее алиби. Но перед этим мне надо обязательно выполнить свои "обязанности".
Как должно проходить отступление нашего "бомбиста" после акции? Метнув банку с брагой в ЧВСа, он должен выскочить с командирской палубы через левую наружную дверь на площадку к дымовой трубе. Вскочить в открытую дверь в трубе, спуститься по трапам вниз к главной машине. И потом выскочить в коридор машинного отделения, где находилась его каюта.
Я внимательно проверил его путь отступления. Дверь в дымовую трубу открыл и закрепил на крючке, чтобы "шеф" летел вниз как на крыльях, без препятствий. Но сначала я зашел в ЦПУ и предложил вахтенному мотористу оставить на 10 минут вахту у работающего ДГ, чтобы в столовой поприсутствовать на начале выступления товарища делегата 27 Съезда. Я сказал ему, что тебе "очень важно" послушать этого большого начальника хотя бы 10 минут, а потом вернёшься к работающему дизель-генератору.
Мне не нужен был там "свидетель", который 100% увидит через окно ЦПУ летящего вниз по трапу "шефа". Строжайшая конспирация, и никак иначе. Сам "шеф" уже заранее доставил в ту каюту стратегический груз. Банка с брагой в каюте, а он в полной боевой готовности в пустом коридоре командирской палубы. С величайшим нетерпением ожидает появление высокого гостя палубой ниже. Душа требует действий!
Но тут происходит одно важное событие в цепи случайностей, изменившее в итоге ход процесса и первоначальный план. Наши два мичмана, тесть с зятем, весело движутся по дороге к себе домой. Им совсем не нужен никакой ЧВС, у них домашние дела и законный, разрешенный замполитом выходной!
Радостные идут такие, довольные. Вдруг откуда ни возьмись, им навстречу УАЗик. А в нём наш начальник политотдела восседает, сам полковник Карпенко едет в сторону нашего судна. Как же, вот-вот великий ЧВС на судно пожалуют. Надо вперёд него заскочить и уже его по-хозяйски встречать. Как положено, такой порядок. Вот и торопится наш полковник засвидетельствовать почтение своему политическому начальству. Смотрит - навстречу идут наши знакомые мичманы с судна. Полковник - по тормозам!
Эй, мужички, куда это вас черти несут? Как же так, говорит, все сознательные люди к вам на судно подтягиваются, чтобы послушать делегата Партсъезда! А вы, товарищи, шуруете в противоположном направлении. С судна бежите! Где ваша политическая сознательность?
А старый мичман Мельниченко объясняет полковнику, что так мол и так, у нас два матроса напились. И замполит их спрятал, чтобы никто их не видел. А меня, старого честного мичмана, "часовым" поставил! Безобразие! Это на фоне гласности и борьбы с пьянством! Я как честный человек возмутился и осудил такую позицию замполита. Вот он и отправил нас домой, чтоб не выдали его.
Полковник хмурит брови и принимает решение:
- Ну-ка, садитесь в машину, товарищи. Едем на ваш корабль! Ваши пьяные матросы не уйдут от возмездия. Мы осудим их действия по всем правилам!
Эх, не получился халявный отдых у мичманов. Начальник политотдела везёт их обратно на судно. Только УАЗик въехал на пирс, как вахтенный у трапа жмет на кнопку звонка 5 раз. Этот сигнал означает, что прибывает сам ЧВС. Вахтенный не видит, кто сидит в машине, откуда он знает, что там сидит не ЧВС, а НачПо?
Наш мичман Иван в пустом командирском коридоре слышит звонки. Он кидается в каюту радиста, чтобы схватить банку с брагой и приготовиться к "бомбометанию". И вдруг - о, ужас! Брага в банке играет, сорвала пластиковую крышку и прет на пол! Но нельзя оставлять лужу браги в каюте, нельзя подставить хозяина! Скорее! Быстрее! Иван потом рассказывал, что вытирал пол с такой скоростью, как не делал приборку в свою давнюю бытность молодым матросом! Всё, готово, крышка закрыта, приборка сделана, пол чистый, тряпка спрятана!
Дежурный по судну Фёдор встречает начальника у трапа. Я же выполнил свои обязанности и сижу в столовой, на людях. Наш главный Герой мечется наверху с банкой браги в руках. И вот он видит внизу под собой шинель с тремя звездами на погонах и шапку с козырьком. Думает, что это поднимается ЧВС! Одинаковые звезды, что у капитана 1 ранга, что у полковника. Не заглядывать же начальнику в лицо!
Банка летит вниз и разбивается то ли о ступени, то ли о перила. Содержимое обливает высокого начальника, но наш "шеф" уже не видит этого. Успел распахнуть потолочный лючок и несётся вниз. Шум работающего ДГ заглушает конский топот его ботинок на железных трапах. Но в машине никого, в коридоре машинного отделения тоже ни души. Он заскочил в свою каюту и никак не мог напиться воды, руки сильно тряслись, как потом рассказывал. И сам весь трясся крупной дрожью. Не каждый день такие положительные эмоции, нельзя к ним привыкнуть.
Я в столовой сначала услышал звонки. Через короткое время какие-то дикие крики в за дверью. Сидящий впереди дядя Жора рванул в коридор. Потом возвращается и говорит, что на голову начальника политотдела упала сверху стеклянная банка с брагой!
- Почему начальнику политотдела? Разве не ЧВСу? - спрашиваю я дядю Жору.
Как бы отвечая на мой вопрос, снова раздались звонки, опять 5 штук. Я понял, что вот только теперь появится ЧВС. А банку с брагой принял на себя начальник политотдела, полковник Карпенко. Я осторожно выглянул в коридор из столовой. Ошарашенный НачПо уже без шинели, с горящим взором.
Он отдает распоряжения по встрече ЧВСа. Замполит лично руководит приборкой и орёт на моряка, который нерасторопно возится с половой тряпкой. Дежурный по судну, скрывая улыбку, идёт встречать высокого гостя. Крутятся, как белки в колесе. Вроде бы успели всё убрать, но вот этот запах! Хоть топор вешай.
ЧВС смачно втянул своим орлиным носом воздух и приготовился задать вполне понятный вопрос об источнике запаха. Но Виктор Степанович опередил его и быстро доложил, что у нас всё в порядке, мы к встрече готовы, только вот два матроса пьяные, это они тут надышали. Но ЧВС не глупый человек. Он сказал, что "вся ваша команда во главе лично с вами должна пить несколько дней беспробудно, чтобы так надышать". Или вы тут самогоноварением занялись в промышленных объёмах, товарищ замполит?
Стоят НачПо и замполит, что-то сочиняют на ходу, друг перед другом соревнуются, сказки выдумывают. ЧВС никак в толк не возьмёт, что же тут на самом деле происходит, и восклицает с удивлением и возмущением:
- Если у вас так ведется борьба с пьянством в день прибытия ЧВСа на борт, то можно только представить, что здесь творится в обычные дни! За все время службы мне ещё не приходилось встречаться с подобными безобразиями!
- Ладно, - продолжает ЧВС. - Меня люди в столовой ждут. А с вами продолжим разговор на заседании Бюро.
Да, перспектива. "Бюро" для политработника - это как костёр для ведьмы. Виктор Степанович аж в лице изменился. Это было похоже на начало конца.
Прошло несколько дней после скандальной встречи ЧВСа. Замполит перетаскал в свою каюту всех матросов, некоторых по 2 раза. И обычные матросы, и честные прирученные комсомольцы - никто из них не мог пролить свет на происхождение таинственной 3х-литровой банки с брагой.
Случайность падения банки из открывшегося лючка на потолке Виктор Степанович решительно отвергал. Он твердо верил, что "был бомбист" и никак иначе. Но кто этот таинственный "бомбист"? Все потенциальные кандидаты на эту роль один за другим отпали, все были на виду. Ребус, который невозможно было разгадать.
ЧВС не оставил без должного внимания этот веселый случай. Он вынес особое мнение о пребывании на нашем судне. Через неделю на судно прибыл специальный представитель от ЧВСа, капитан 2 ранга Б., для глубокой проверки общего политико-морального климата на судне. Проверяющий беседовал с каждым членом экипажа, и у него сложилось вполне понятное представление о нас. Он сделал вывод, что банка с брагой не сама по себе выкатилась с подволока. Ее метнула твердая рука, и предназначался этот "подарок" лично товарищу ЧВСу.
Так он всё и доложил ЧВСу. Бедного замполита стегали на Бюро, как сидорову козу. С судна его не выгнали лишь по той причине, что сам по себе напрашивался вопрос: "А где мы, начальники, были раньше, что довели дело до такого события?" И ещё до Виктора Степановича дошло, что есть на судне хорошо законспирированные тёмные силы, от которых зависит его судьба и душевное спокойствие. И он стал вести себя совсем по-другому, как надо, поджал хвост. Короче, исправился.
И заключительный эпизод в тему. ЧВС потом через какое-то время посетил наших соседей, бригаду эсминцев. Там принимающая сторона явно переборщила, занимаясь жёстким самобичеванием. Бывалому ЧВСу это стало даже смешно, и он открыто сказал:
- Что вы занимаетесь дурацкой самокритикой? Да у вас всё нормально по сравнению с вашими соседями. Когда я был у них, они меня бомбили, банка с брагой в меня летела! Вот там настоящее безобразие, а не у вас!
Дорогие друзья! Я пытался иллюстрировать эту статью с помощью ИИ, но вы видите, какие картинки получаются? Пока только так. Если Вы тоже хотите как-то поучаствовать в иллюстрациях к этой статье с помощью ИИ, я буду рад и с удовольствием выберу ваши лучшие рисунки и вставлю в статью с Вашими данными. Кто знаком с ИИ, попробуйте! Отправляйте их в комментарии. С уважением - автор.
Продолжение в следующей статье.
Спасибо за подписку и лайк.