Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

👀 Что скрывает «Исцеление» Киеси Куросавы — редкий показ японского хоррора, который стоит увидеть на большом экране

Пару недель назад я оказалась в английском городе Дерби — на довольно необычной академической конференции, посвященной Дракуле, в том числе — его образу в кино и массовой культуре. Там я выступала с докладом о декорациях и архитектуре в экранизациях «Дракулы» Брэма Стокера, классических и самых неожиданных. Рассказывала о румынском художественном контексте, о стилях и архитектурных элементах в вампирских фильмах, проводила параллели с живописью прерафаэлитов и Караваджо — а также с другими поджанрами хоррора. Это был один из самых вдохновляющих опытов за последнее время — и слишком насыщенный, чтобы сразу собрать все в один текст. Именно в таком вдохновленном состоянии я и попала однажды вечером в местный киноклуб Satori Screen в главном кинотеатре городе Дерби QUAD, где показывали «Исцеление» («Cure») Киеси Куросавы (однофамилец Акиры) — японский фильм 1997 года, который не только встроился в мой личный хоррор-марафон, но и по-своему расставил акценты. Тихий, гипнотический, почти лише

Пару недель назад я оказалась в английском городе Дерби — на довольно необычной академической конференции, посвященной Дракуле, в том числе — его образу в кино и массовой культуре. Там я выступала с докладом о декорациях и архитектуре в экранизациях «Дракулы» Брэма Стокера, классических и самых неожиданных. Рассказывала о румынском художественном контексте, о стилях и архитектурных элементах в вампирских фильмах, проводила параллели с живописью прерафаэлитов и Караваджо — а также с другими поджанрами хоррора. Это был один из самых вдохновляющих опытов за последнее время — и слишком насыщенный, чтобы сразу собрать все в один текст.

Именно в таком вдохновленном состоянии я и попала однажды вечером в местный киноклуб Satori Screen в главном кинотеатре городе Дерби QUAD, где показывали «Исцеление» («Cure») Киеси Куросавы (однофамилец Акиры) — японский фильм 1997 года, который не только встроился в мой личный хоррор-марафон, но и по-своему расставил акценты. Тихий, гипнотический, почти лишенный музыки — как затянутая пауза после насыщенного дня.

Показ «Исцеления» Киеси Куросавы. Вступительное слово — куратор киноклуба Satori Screen Питер Манфорд, Derby QUAD, май 2025
Показ «Исцеления» Киеси Куросавы. Вступительное слово — куратор киноклуба Satori Screen Питер Манфорд, Derby QUAD, май 2025

Прежде чем я перейду к фильму, не могу не поделиться восторгами по поводу самого киноклуба. Satori Screen посвящен исключительно фильмам из Восточной Азии, все картины демонстрируются на большом экране. Тем, кто знаком с киноклубным движением в постсоветском пространстве, наверняка представляется тесный маленький зал, горстка кинолюбителей-энтузиастов и импровизированный экран. Здесь все иначе: полноценный кинопоказ в красивом кинотеатре, раз в месяц, вход по билетам, удобные кресла, отличная акустика, афиша, свет — и действительно большой экран. Обсуждения нет — фильм заканчивается довольно поздно, — но перед показом звучит обстоятельное вступительное слово основателя киноклуба.

Из разговора с музейщиком из местной художественной галереи я выяснила, что горожане по-настоящему гордятся этим киноклубом, потому что благодаря ему в городе можно увидеть культовое кино, происходят фестивальные программы совместно с Японским фондом и так далее. Зал был почти полный — мечта любого киноклубного куратора.

-3

О фильме «Исцеление», пожалуй, достаточно сказать, что это шедевр. Маленькая жемчужина конца 90-х, которая, тем не менее, тесно переплетена с историей как американского, так и японского кино.

Замечательный японский актер Кодзи Якусё (который совсем недавно тихо сиял в «Идеальных днях» Вима Вендерса) здесь играет детектива, расследующего цепочку убийств, на первый взгляд, никак не связанных между собой.

Его длинный плащ напоминает плащ лейтенанта Коломбо, а в выражении лица — смесь японского спокойствия с какой-то необъяснимой тоской и усталостью, что, конечно, переносит фильм на уровень экзистенциальной драмы (Якусё — частый актер Куросавы, его альтерэго на экране).

-4

Его антагонист — молодой недоучившийся студент с длинными хипповыми волосами и в свитере оверсайз, нервный и неуравновешенный, — типичный бунтарь из новой волны 1960-х. Он владеет гипнозом, поэтому буквально делегирует убийства на аутсорс. В фильме даже есть потрясающий фрагмент, снятый под архивный черно-белый документ, о враче, гипнотизирующем своих пациентов, и эта часть мне напомнила один из первых японских фильмов ужасов — авангардную «Страницу безумия» Кинугасы 1926 года, которую также когда-то удалось посмотреть на большом экране.

-5

Диалоги студента и следователя порой возвращают к «Преступлению и наказанию», а вся эта линия с гипнозом и психоанализом невольно отсылает к «Завороженному» Хичкока. Работа со звуком — просто эталон: ритмичные капли воды в фильме нагнетают саспенс похлеще всех симфонических запилов и агрессивных ударных из арсенала современных кинокомпозиторов.

-6

Очень тактичная работа со средой: панорамы Токио показаны ровно настолько, чтобы было достаточно, без артхаусных изысков; интерьеры не заявляют о себе, а просто существуют в кадре, как живые. Киеси Куросаву называют чуть ли не певцом заброшенных зданий, которые появляются в его хоррорах довольно часто.

-7

Так вот эта заброшка не выглядит как театральная декорация, как это нередко бывает, когда художники любят самовыражаться. Декоратор фильма Фумияки Судзака работал над визуально совсем иными фильмами — «Пистолетной оперой» Сэйдзюна Судзуки и картиной «Узники страны призраков» Сиона Соно, где буйство красок и какой-то невероятный художественный взрыв. В «Исцелении» же все строго и точно, без излишеств, только атмосфера.

Некоторые зрители, возможно, не сочтут этот фильм хоррором в привычном смысле — в нем нет ни скримеров, ни жутких монстров. Скорее, это размеренный полицейский детектив, который играет с глубинными страхами и границами сознания. Каждый увидит в нем свое.

-8

Очень рекомендую. И, если вдруг увидите «Исцеление» на большом экране — не раздумывайте: это редкое погружение, которое хочется пережить снова.

Читайте также: