Найти в Дзене
Мир в движении

Крушение поезда под Брянском: Хронология трагедии и её последствия

Оглавление

Ночь, разделившая «до» и «после»

31 мая 2025 года обычный рейс пассажирского поезда № 86 (Климово — Москва) стал эпицентром одной из самых трагических катастроф в истории российских железных дорог. Столкновение с обломками взорванного моста унесло жизни 7 человек, 118 получили ранения. Расследование квалифицировало инцидент как теракт.

-2

Хронология катастрофы: По минутам

17:42 — Поезд №86 отправился со станции Климово. В составе: тепловоз ТЭП70 и 11 вагонов с 388 пассажирами.

 22:20 — Прибытие на станцию Пильшино. Семиминутная стоянка. Большинство пассажиров спали. 

22:35 — На перегоне Пильшино–Выгоничи прогремел взрыв опор автомобильного моста трассы А-240 (Брянск–Гомель). В момент обрушения по мосту проезжала фура компании «Мираторг», которая вместе с конструкциями рухнула на железнодорожные пути под углом 45°. 

22:44 — Машинист Павел Мишин, заметив завал за 200–300 метров, применил экстренное торможение. Из-за высокой скорости (около 60 км/ч) и короткой дистанции столкновение избежать не удалось. Локомотив и первые два вагона сошли с рельсов. 

22:50 — Первые сообщения о ЧП в Выгоничском районе. Начало спасательной операции. 

23:30 — Прибытие первых спасателей на место крушения. Развертывание пункта временного размещения (ПВР) на станции Выгоничи. 

02:30 (1 июня) — Новый инцидент: обрушение железнодорожного моста в Железногорском районе Курской области. Грузовой поезд сошел с рельсов, трое пострадали.

Детали столкновения:

1. Героические действия бригады

  Машинист Павел Мишин успел подать предупредительный гудок и инициировать экстренное торможение. Это снизило скорость поезда с расчётных 90–100 км/ч до 60 км/ч, что спасло жизни пассажиров в хвостовых вагонах. Удар пришелся на кабину машиниста — Павел Мишин погиб мгновенно. Помощник машиниста, находившийся в другой секции, выжил, но получил тяжелые травмы. 

2. Механика разрушения

  • Тепловоз ТЭП70 был полностью разрушен (раздавлены кабины, деформирована крыша). 

  • Первые два вагона опрокинулись. 

  • Один вагон раздавлен бетонными плитами моста. 

  • Несколько вагонов лишились тележек, получив критические повреждения.

Жертвы и операция спасения

Человеческие потери:

7 погибших: машинист П. Мишин, 5 пассажиров (включая врача детского хосписа Виолетту Горыню), помощник машиниста (позже скончался в больнице). 

118 пострадавших (уточненные данные): 

 – 47 госпитализированы (3 в крайне тяжелом состоянии); 

 – 27 получили амбулаторную помощь; 

 – Среди раненых — трое детей: 

  - 4-месячный младенец (эвакуирован вертолетом в НИКИ педиатрии им. Рошаля, Москва); 

  - 7-летний мальчик с черепно-мозговой травмой; 

  - 4-летний ребенок с переломами. 

Спасательная операция:

• К месту ЧП прибыли 180 спасателей и 60 единиц техники, включая восстановительные поезда. 

• Пассажиры из уцелевших вагонов самостоятельно выбирались через окна, помогая другим. На записях очевидцев слышны крики: *«Там дети маленькие кричат! Подъедете кто-нибудь?!!»*. 

• На станции Выгоничи развернут ПВР на 250 человек. 

• К 5:00 утра 1 июня сформирован резервный поезд Брянск–Москва с медицинским сопровождением.

-3

Расследование и реакция властей

Уголовное дело:

• Изначально возбуждено по ст. 267 УК РФ («Незаконное вмешательство в работу транспорта»). 

• 3 июня СК РФ переквалифицировал дело на ст. 205 УК РФ («Террористический акт»). 

• Глава СК Александр Бастрыкин лично возглавил расследование. На месте обнаружены: 

 – 13 кг пластичной взрывчатки; 

 – Элементы дистанционного управления украинского производства. 

• Официальная версия: причастность украинских спецслужб. 

Политический резонанс:

• Президент Владимир Путин связал атаку со срывом переговоров в Стамбуле: «Целью были мирные граждане». 

• Губернатор Брянской области Александр Богомаз объявил траур 2–4 июня. 

Компенсации от РЖД

 – 2,2 млн руб. семьям погибших; 

 – Возмещение стоимости билетов + 20 000 баллов программы «РЖД Бонус»; 

 – Бесплатное лечение и реабилитация пострадавших. 

Международная реакция: 

• Госсекретарь США Марко Рубио передал соболезнования через Сергея Лаврова. 

• Украинское ГУР в тот же день заявило о подрыве военного эшелона под Мелитополем, но отрицало причастность к брянской трагедии.

Инфраструктурные последствия

• Автодорога А-240 полностью перекрыта. Движение перенаправлено через Выгоничи. 

• Разрушенный мост

не подлежит восстановлению

(заявление губернатора Богомаза). 

• Изменения в движении поездов: 

 – Поезд Анапа–Минск пущен в объезд через Украину; 

 – Поезд Москва–Климов сокращен до Брянска. 

• 5–6 июня: зафиксированы новые инциденты на ж/д путях в Воронежской и Белгородской областях (без жертв).

Героизм и уроки трагедии

Подвиг локомотивной бригады

Действия Павла Мишина признаны героическими. Снижение скорости с 90–100 км/ч до 60 км/ч смягчило удар для 70% состава. Посмертно награжден орденом Мужества. 

-4

Системные выводы:

1. Уязвимость инфраструктуры: Мост обследовался за 6 часов до взрыва, но взрывчатка не обнаружена. 

2. Пробелы в охране: Отсутствие круглосуточного видеомониторинга критичных объектов в приграничных регионах. 

3. Логистика медпомощи: Эвакуация тяжелораненых детей в Москву заняла 3 часа из-за нехватки санитарной авиации. 

Заключение:

Память и нерешенные вопросы

Брянская катастрофа стала самым смертоносным терактом на российских железных дорогах за последнее десятилетие. В память о погибших на месте трагедии установлен мемориал, а 31 мая объявлено днем траура в регионе. РЖД анонсировали разработку системы лазерного сканирования мостов, но ключевой вопрос остается открытым: как защитить гражданскую инфраструктуру в условиях гибридных войн? Расследование продолжается.