Ночь, разделившая «до» и «после»
31 мая 2025 года обычный рейс пассажирского поезда № 86 (Климово — Москва) стал эпицентром одной из самых трагических катастроф в истории российских железных дорог. Столкновение с обломками взорванного моста унесло жизни 7 человек, 118 получили ранения. Расследование квалифицировало инцидент как теракт.
Хронология катастрофы: По минутам
17:42 — Поезд №86 отправился со станции Климово. В составе: тепловоз ТЭП70 и 11 вагонов с 388 пассажирами.
22:20 — Прибытие на станцию Пильшино. Семиминутная стоянка. Большинство пассажиров спали.
22:35 — На перегоне Пильшино–Выгоничи прогремел взрыв опор автомобильного моста трассы А-240 (Брянск–Гомель). В момент обрушения по мосту проезжала фура компании «Мираторг», которая вместе с конструкциями рухнула на железнодорожные пути под углом 45°.
22:44 — Машинист Павел Мишин, заметив завал за 200–300 метров, применил экстренное торможение. Из-за высокой скорости (около 60 км/ч) и короткой дистанции столкновение избежать не удалось. Локомотив и первые два вагона сошли с рельсов.
22:50 — Первые сообщения о ЧП в Выгоничском районе. Начало спасательной операции.
23:30 — Прибытие первых спасателей на место крушения. Развертывание пункта временного размещения (ПВР) на станции Выгоничи.
02:30 (1 июня) — Новый инцидент: обрушение железнодорожного моста в Железногорском районе Курской области. Грузовой поезд сошел с рельсов, трое пострадали.
Детали столкновения:
1. Героические действия бригады
Машинист Павел Мишин успел подать предупредительный гудок и инициировать экстренное торможение. Это снизило скорость поезда с расчётных 90–100 км/ч до 60 км/ч, что спасло жизни пассажиров в хвостовых вагонах. Удар пришелся на кабину машиниста — Павел Мишин погиб мгновенно. Помощник машиниста, находившийся в другой секции, выжил, но получил тяжелые травмы.
2. Механика разрушения
• Тепловоз ТЭП70 был полностью разрушен (раздавлены кабины, деформирована крыша).
• Первые два вагона опрокинулись.
• Один вагон раздавлен бетонными плитами моста.
• Несколько вагонов лишились тележек, получив критические повреждения.
Жертвы и операция спасения
Человеческие потери:
• 7 погибших: машинист П. Мишин, 5 пассажиров (включая врача детского хосписа Виолетту Горыню), помощник машиниста (позже скончался в больнице).
• 118 пострадавших (уточненные данные):
– 47 госпитализированы (3 в крайне тяжелом состоянии);
– 27 получили амбулаторную помощь;
– Среди раненых — трое детей:
- 4-месячный младенец (эвакуирован вертолетом в НИКИ педиатрии им. Рошаля, Москва);
- 7-летний мальчик с черепно-мозговой травмой;
- 4-летний ребенок с переломами.
Спасательная операция:
• К месту ЧП прибыли 180 спасателей и 60 единиц техники, включая восстановительные поезда.
• Пассажиры из уцелевших вагонов самостоятельно выбирались через окна, помогая другим. На записях очевидцев слышны крики: *«Там дети маленькие кричат! Подъедете кто-нибудь?!!»*.
• На станции Выгоничи развернут ПВР на 250 человек.
• К 5:00 утра 1 июня сформирован резервный поезд Брянск–Москва с медицинским сопровождением.
Расследование и реакция властей
Уголовное дело:
• Изначально возбуждено по ст. 267 УК РФ («Незаконное вмешательство в работу транспорта»).
• 3 июня СК РФ переквалифицировал дело на ст. 205 УК РФ («Террористический акт»).
• Глава СК Александр Бастрыкин лично возглавил расследование. На месте обнаружены:
– 13 кг пластичной взрывчатки;
– Элементы дистанционного управления украинского производства.
• Официальная версия: причастность украинских спецслужб.
Политический резонанс:
• Президент Владимир Путин связал атаку со срывом переговоров в Стамбуле: «Целью были мирные граждане».
• Губернатор Брянской области Александр Богомаз объявил траур 2–4 июня.
• Компенсации от РЖД:
– 2,2 млн руб. семьям погибших;
– Возмещение стоимости билетов + 20 000 баллов программы «РЖД Бонус»;
– Бесплатное лечение и реабилитация пострадавших.
Международная реакция:
• Госсекретарь США Марко Рубио передал соболезнования через Сергея Лаврова.
• Украинское ГУР в тот же день заявило о подрыве военного эшелона под Мелитополем, но отрицало причастность к брянской трагедии.
Инфраструктурные последствия
• Автодорога А-240 полностью перекрыта. Движение перенаправлено через Выгоничи.
• Разрушенный мост
не подлежит восстановлению
(заявление губернатора Богомаза).
• Изменения в движении поездов:
– Поезд Анапа–Минск пущен в объезд через Украину;
– Поезд Москва–Климов сокращен до Брянска.
• 5–6 июня: зафиксированы новые инциденты на ж/д путях в Воронежской и Белгородской областях (без жертв).
Героизм и уроки трагедии
Подвиг локомотивной бригады
Действия Павла Мишина признаны героическими. Снижение скорости с 90–100 км/ч до 60 км/ч смягчило удар для 70% состава. Посмертно награжден орденом Мужества.
Системные выводы:
1. Уязвимость инфраструктуры: Мост обследовался за 6 часов до взрыва, но взрывчатка не обнаружена.
2. Пробелы в охране: Отсутствие круглосуточного видеомониторинга критичных объектов в приграничных регионах.
3. Логистика медпомощи: Эвакуация тяжелораненых детей в Москву заняла 3 часа из-за нехватки санитарной авиации.
Заключение:
Память и нерешенные вопросы
Брянская катастрофа стала самым смертоносным терактом на российских железных дорогах за последнее десятилетие. В память о погибших на месте трагедии установлен мемориал, а 31 мая объявлено днем траура в регионе. РЖД анонсировали разработку системы лазерного сканирования мостов, но ключевой вопрос остается открытым: как защитить гражданскую инфраструктуру в условиях гибридных войн? Расследование продолжается.