Воспримет ребенок этот мир как дружественный или как враждебный, зависит от качества этих самых ранних взаимодействий. Дети, рожденные от матери, страдающей депрессией или тревогой, развиваются в ответ на эти состояния. У детей, рожденных в семье, где царит насилие, развивается постоянно ожидающий опасности мозг, который формируется для выживания и защиты. У младенцев, рожденных в безопасных и заботливых семьях, развивается мозг, восприимчивый к радости, они стремятся исследовать свое окружение, не боятся идти на здоровый риск и общаться с другими.
Для того чтобы избежать травмы, избыточную энергию, активированную для нашей защиты, необходимо «израсходовать». Если энергия не полностью израсходована, она сама никуда не уходит; вместо этого она как бы загнана в ловушку и остается там, создавая потенциал для появления травматических симптомов.
Роль взрослого в помощи детям во многом схожа с пластырем. Пластырь не заживляет рану, но защищает ее, позволяя телу делать то, для чего оно предназначено. Поскольку дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, важно, чтобы взрослые оставались относительно спокойными и собранными, отвечая на потребности своих детей.
Помните, что язык ощущений – единственный язык, который понимает наш «древний» мозг.
Если после нескольких попыток ваш ребенок остается зажатым и не видно никакого прогресса, НЕ форсируйте.
Замедляйте темп игры, разбивая ее на более мелкие этапы.
Если же ваш ребенок испуган, успокойте его и не предпринимайте никаких дальнейших действий в этот момент. Будьте внимательны, терпеливо ждите, когда страх уйдет. Если ребенок проявляет признаки усталости, сделайте перерыв на отдых.
Травма трансформируется путем превращения непереносимых чувств и ощущений в терпимые или даже приятные.
Через управляемую игру дети могут безопасно разрядить чрезмерную энергию, мобилизованную в неудачной попытке защититься от пугающего и болезненного опыта. Но они должны делать это с вашей поддержкой.
Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что его могут подавить вполне обычные события, которые никак не повлияют на ребенка старшего возраста или взрослого.
первая задача взрослого – следить за собственным эмоциональным состоянием, поскольку только спокойное, ободряющее и компетентное присутствие взрослого дает возможность ребенку разрядить свое напряжение. То, кем мы являемся, важнее того, что мы делаем. Точнее, наше внутреннее состояние при столкновении с травмирующей ситуацией будет диктовать как форму, так и результат того, что мы делаем.
Десятилетия новаторской работы Левина ясно показывают, что именно «замораживание» и хранение непереработанных, неразрешенных эмоций, вызванных неблагоприятными событиями, и вызывает долгосрочные негативные последствия.
Травма – это не само внешнее событие, а то, как нервная система ребенка обрабатывает это событие.
Для большинства людей интервал между произошедшим событием и появлением симптомов составляет от шести до восемнадцати месяцев; для других латентный период может длиться годами или даже десятилетиями.
Подростковый возраст – это период завершения формирования автономной личности, начавшийся в возрасте двух лет.
Все шутки об «ужасных двухлетках» опять актуальны для «ужасных подростков», только теперь помноженные на гормональный хаос в выросших телах.