Найти в Дзене
Space girl

Советская лунная база Василия Мишина (1968 г.)

Оглавление

Приветствую вас!

В 1960-х годах в Советском Союзе было проведено несколько исследований по созданию будущей лунной базы. Возможно, самым известным был проект, проведенный конструкторским бюро Владимира Бармина. Но были и другие, гораздо менее известные проекты, среди которых выделяется исследование Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения - ЦКБЭМ от 1968 года. ЦКБЭМ — так называлось бывшее конструкторское бюро ОКБ-1 Сергея Королева в конце 1960-х годов, которое после безвременной кончины главного инженера, двумя годами ранее, возглавил его преемник Василий Мишин.

К 1968 году ЦКБЭМ отвечало за две пилотируемые лунные программы: программу Л1, которая предполагала отправку двух космонавтов на облет вокруг Луны на борту модифицированного космического корабля "Союз" (7К-Л1), и программу Н1-Л3, предполагавшую достижение поверхности Луны с использованием лунного модуля ЛК-1 и космического корабля "Союз ЛОК". В 1968 году лунная гонка была в самом разгаре и она все еще не была выиграна американцами. Василий Мишин оптимистично планировал создать первые элементы лунной базы в период 1970–1971 годов. К 1975 году лунная база должна была стать постоянно обитаемой, и быть переименована в лунную исследовательскую станцию.

Для получения энергии на лунной базе изучались варианты с использованием водородных топливных элементов или, что любопытно, двигателей внутреннего сгорания, которые должны были использовать гиперголические (воспламеняемые при контакте) компоненты, которые использовались бы также в ракетных двигателях различных космических аппаратов. Различные источники энергии должны были быть дополнены наличием солнечных батарей. На более позднем этапе должны были использоваться ядерные реакторы или радиоизотопные генераторы.

ЛИМ - Лунная инженерная машина

Основным элементом конструкции лунной базы должна была стать ЛИМ - Лунная инженерная машина. ЛИМ должна была быть герметичной, и могла перевозить одного космонавта. Она должна была достигнуть поверхности Луны с помощью посадочной ступени и выполнять задачи по постройке базы с помощью лопаты и двух передних роботизированных рук. Этот четырехколесный луноход должен был иметь длину 3,3 метра и высоту в 2,8 метра, с массой в три тонны.

 ЛИМ -  Лунная инженерная машина (Изображение РКК Энергия")
ЛИМ - Лунная инженерная машина (Изображение РКК Энергия")

Он мог также быть состыкован с другим ЛИМ сзади, или с другими базовыми модулями лунной базы, чтобы обеспечить переход экипажа. Энергия для ЛИМ должна была поступать от двух четырехцилиндровых двигателей внутреннего сгорания работающих на основе гиперголических компонентов, по одному на каждую ось.

Этапы развертывания ЛИМ на поверхности Луны. ((Изображение РКК Энергия")
Этапы развертывания ЛИМ на поверхности Луны. ((Изображение РКК Энергия")

ЖОЛС - Жилой Отсек Лунной Станции

Сама база должна была состоять из нескольких модулей. В ЦКБЭМ параллельно разрабатывали несколько проектов модулей для лунной базы. Самым простым был так называемый ЖОЛС - Жилой Отсек Лунной Станции, длиной 10 метров и диаметром 5,5 метров. Он должен был быть покрыт лунным реголитом для снижения воздействия радиации или частично закопан под поверхностью Луны. В этом случае ЛИМ должен был отвечать за засыпку модулей реголитом. ЖОЛС имел простую конструкцию и был не очень непрактичен, даже по меркам того времени.

ЖОЛС - Жилой Отсек Лунной Станции (Изображение РКК "Энергия")
ЖОЛС - Жилой Отсек Лунной Станции (Изображение РКК "Энергия")

Засыпка ЖОЛС реголитом (Изображение РКК «Энергия»).
Засыпка ЖОЛС реголитом (Изображение РКК «Энергия»).

ЗЛС - Зарываемая Лунная Станция

Также более подробно был изучен тип модуля, названный ЗЛС - Зарываемая Лунная Станция. Он должен был иметь массу в 6,5 тонн, иметь длину 6 метров и диаметр 3,6 метра и мог транспортироваться на поверхность вертикально на спускаемом аппарате вместе с ЛИМ. Он должен был вмещать пять или шесть космонавтов и мог перемещаться благодаря четырем небольшим колесам. Но его самая интересная особенность заключалась в том, что модуль мог зарываться в лунный грунт, вращаясь вокруг собственной оси, используя собственный корпус в качестве экскаватора.

Схема развертывания  ЗЛС - Зарываемой Лунной Станции и механизм, позволяющий ей зарыться в лунный реголит (Изображение РКК «Энергия»).
Схема развертывания ЗЛС - Зарываемой Лунной Станции и механизм, позволяющий ей зарыться в лунный реголит (Изображение РКК «Энергия»).

ЛСК - Лунный строительный комбайн

Последним элементом базы должен был стать ЛСК - Лунный строительный комбайн массой в 6,5 тонн и имевший размер 6 x 3,6 метра. ЛСК должен был перевозить модули по поверхности Луны и при необходимости закапывать их. По проекту ЛСК должен был быть двух видов: беспилотный и с кабиной для космонавта который был способен двигаться со скоростью до 6 км/ч.

ЛСК - П-  Пилотируемый лунный строительный комбайн. (Изображение РКК "Энергия")
ЛСК - П- Пилотируемый лунный строительный комбайн. (Изображение РКК "Энергия")

Исследования архитектуры лунной базы серьезно пострадали из-за неудачи с ракетой-носителем Н1, хотя интерес к этой теме ненадолго возродился в середине 1970-х годов с планами полетов к Луне с использованием ракеты "Вулкан". Однако эти исследования поражают некоторыми, безусловно интересными конструкторскими решениями.

Ну а на сегодня у меня все. Спасибо за внимание!