Найти в Дзене

Благовещенская усыпальница. Часть №3. Могила первого в русской истории генерал-прокурора

Благовещенская усыпальница, несмотря на утрату многих своих первоначальных черт, остается важным объектом исторического и культурного наследия. Ее архитектурные изменения и богатая история делают это место привлекательным для исследователей и туристов, которые стремятся узнать больше о прошлом и оценить красоту умирающей культуры. Важно бережно относиться к таким памятникам и сохранять их для будущих поколений, чтобы они могли продолжать изучать и восхищаться историей, запечатленной в этих стенах. Благовещенская усыпальница представляет собой не только архитектурный памятник, но и важный исторический объект, который хранит память о значимых событиях и личностях, оказавших влияние на судьбу России. Несмотря на последние изменения, связанные с передачей Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и ее усыпальницы обратно в лоно церкви и связанные с этим трудности с осмотром усыпальницы, мы продолжаем знакомство с пантеоном, его захоронениями, известными историческими личностями, что н

Благовещенская усыпальница, несмотря на утрату многих своих первоначальных черт, остается важным объектом исторического и культурного наследия. Ее архитектурные изменения и богатая история делают это место привлекательным для исследователей и туристов, которые стремятся узнать больше о прошлом и оценить красоту умирающей культуры. Важно бережно относиться к таким памятникам и сохранять их для будущих поколений, чтобы они могли продолжать изучать и восхищаться историей, запечатленной в этих стенах. Благовещенская усыпальница представляет собой не только архитектурный памятник, но и важный исторический объект, который хранит память о значимых событиях и личностях, оказавших влияние на судьбу России.

Благовещенская усыпальница. Фото автора.
Благовещенская усыпальница. Фото автора.

Несмотря на последние изменения, связанные с передачей Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и ее усыпальницы обратно в лоно церкви и связанные с этим трудности с осмотром усыпальницы, мы продолжаем знакомство с пантеоном, его захоронениями, известными историческими личностями, что нашли упокоение в этих стенах. Фотографии, использованные в публикации, сделаны до всех пертурбаций с о сменой владельца усыпальницы. В ней, у северной стены, покоится прах графа Павла Ивановича Ягужинского (1683–1736), одного из приближенных Петра I. Его могила расположена в непосредственной близости от медальона-эпитафии, вмонтированного в простенок между окнами. Эта скромная, но выразительная надгробная медная доска является уникальным свидетельством истории и искусства первой трети XVIII века, представляя собой один из немногих сохранившихся памятников петербургского некрополя того времени. Вместе с эпитафией графа Апраксина, медальон Ягужинского представляет собой ценный артефакт, позволяющий судить о художественных традициях и погребальных обычаях эпохи.

Медальон-эпитафия графу П.И. Ягужинскому.
Медальон-эпитафия графу П.И. Ягужинскому.

Сам Павел Иванович Ягужинский происходил из небогатого польского шляхетского рода. Его судьба – яркий пример того, как талант и трудолюбие могли привести к вершинам власти при Петре I. Обладая острым умом и исключительной работоспособностью, он привлёк внимание императора, начав свою карьеру в качестве денщика. Однако, его незаурядные способности быстро проявились, и Ягужинский получил ряд ответственных поручений, блестяще справляясь с каждой задачей. Его таланты в управлении и организации были столь высоко оценены Петром I, что он в итоге стал генерал-прокурором Правительствующего Сената, высшего государственного органа Российской империи того времени. Проницательность и эффективность Ягужинского были настолько высоки, что он получил прозвище «государево око», подчёркивающее его роль в контроле и управлении государственными делами. Эпитафия Ягужинского представляет собой овальный медальон, заключённый в изящную литую раму с чеканным орнаментом.

Медальон-эпитафия графу П.И. Ягужинскому.
Медальон-эпитафия графу П.И. Ягужинскому.

Декоративное обрамление выполнено с большим мастерством, содержа в себе элементы военной атрибутики: рельефный кант украшен изображениями знамён, копий, литавр, стрел, ядер, звёзд и фрагментов доспехов, символизирующих воинскую доблесть и службу государству. Внутри этой рамы размещён сам текст эпитафии. Над текстом располагается графский герб Ягужинских, изображающий крылатого коня – символ скорости, силы и благородства. В нижней части медальона, в контрасте с пышностью герба, изображен череп с костями – классическая эмблема смерти, визуальное воплощение латинского «memento mori» («помни о смерти»), напоминание о бренности бытия и неизбежности конца. Использование этого символа подчеркивает понимание Ягужинским преходящей природы земной славы и величия.

Надгробный памятник С.П. Ягужинскому. Фото автора.
Надгробный памятник С.П. Ягужинскому. Фото автора.

Здесь же, в Благовещенской церкви покоятся останки сына Павла Ивановича. Если гробница отца расположена в главном зале церкви, то сын похоронен в пристроенном в 1783 году помещении, известном как "палатка" - это сводчатая пристройка к основному зданию. В отличие от своего отца, добившегося значительных успехов в карьере, Сергей Павлович Ягужинский (1731-1806) с 1757 года занимал лишь должность камергера при императорском дворе, участвуя преимущественно в придворных развлечениях и не достигнув высоких чинов.

Надгробная эпитафия на памятнике С.П. Ягужинского. Фото автора.
Надгробная эпитафия на памятнике С.П. Ягужинского. Фото автора.

Таким образом, скромные на первый взгляд надгробия Ягужинских, представляют собой памятники, сочетающие в себе элементы портретной галереи, исторического документа и произведения искусства. Медальон Ягужинского старшего не только отмечает место погребения выдающегося государственного деятеля, но и свидетельствует о высоком уровне художественного мастерства и символизма в погребальной культуре России начала XVIII века. Его сохранение является важным вкладом в изучение истории и культуры Петербурга и России в целом. Детали исполнения, качество материалов и использование символики делают эту эпитафию подлинным шедевром своего времени.

Паятник Разумовским. Строгий портал из двух колонн с пилястрами, поддерживающими массивный карниз. На постаментах мраморных колонн — накладные рельефы с аллегориями Времени и Смерти (коса, череп, песочные часы). Между колонн надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.
Паятник Разумовским. Строгий портал из двух колонн с пилястрами, поддерживающими массивный карниз. На постаментах мраморных колонн — накладные рельефы с аллегориями Времени и Смерти (коса, череп, песочные часы). Между колонн надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.

Другим из наиболее известных погребенных здесь стал генерал-фельдмаршал Алексей Григорьевич Разумовский (1709-1771). Этот человек, имевший значительную роль в истории России XVIII века, ушел из жизни 6 (17) июля 1771 года. Его похороны состоялись рядом с могилой Екатерины Ивановны Разумовской, супруги его брата Кирилла. Фактически императрица Елизавета Петровна вверила в его руки собственную безопасность. Он был одним из богатейших людей России, обладал практически неограниченной властью. Проживал Разумовский в царском дворце, в смежных с покоями императрицы апартаментах. Место его упокоения расположено у южной стены усыпальницы, где возведен впечатляющий архитектурный памятник. Этот памятник представляет собой портал, состоящий из двух колонн, которые поддерживаются пилястрами, создавая массивный карниз, украшенный триглифами.

Фото автора.
Фото автора.

Под колоннами, выполненными из голубовато-серого мрамора, находятся изящные беломраморные рельефы, на которых изображены аллегории Времени и Смерти. Эти рельефы содержат символику, такую как коса, череп и песочные часы, что подчеркивает философское осмысление жизни и смерти. Разумовский происходил из скромной среды — он был днепровским малоземельным казаком, однако его судьба резко изменилась, когда он был возведен в графское достоинство. Он стал фаворитом и, согласно некоторым источникам, предполагаемым тайным супругом императрицы Елизаветы Петровны. Это обстоятельство значительно повлияло на его карьеру и общественное положение. Разумовский также был старшим братом Кирилла Разумовского, гетмана Войска Запорожского и президента Российской академии наук, что добавляло веса его личности в политической и культурной жизни России.

Фото автора.
Фото автора.

Кроме своего влияния при дворе, Разумовский активно содействовал восстановлению гетманства в Малороссии, что было важным шагом в укреплении украинской автономии в рамках Российской империи. Его усилия не ограничивались только политической сферой; он также оказывал поддержку духовенству. Например, благодаря его посредничеству в Свияжске была учреждена комиссия, занимающаяся распространением христианства в Заволжье. Это свидетельствует о его стремлении к культурному и религиозному просвещению. Важным достижением стало основание семинарии в Астрахани, где готовили духовенство, а также печатание духовных книг для грузин, что подчеркивает его вклад в развитие образования и духовной жизни.

Фото автора.
Фото автора.

В царской усыпальнице, месте последнего пристанища выдающихся личностей российской империи, нашли свой покой знатные вельможи, оставившие неизгладимый след в истории государства. Среди этих имён, навечно вписанных в анналы славы, выделяется фигура графа Александра Петровича Апраксина, чья доблесть и отвага на морских просторах снискали ему заслуженное признание и уважение. Его вклад в развитие российского флота трудно переоценить, а его имя стало символом мужества и преданности отечеству.

Медная доска с эпитафией графу Апраксину Александру Петровичу (1690-1725).
Медная доска с эпитафией графу Апраксину Александру Петровичу (1690-1725).

Духовная жизнь России XVIII века также представлена в усыпальнице архиереем А.А. Пуаро, чьи труды и молитвы были направлены на укрепление веры и нравственности в обществе. Его пастырская деятельность оставила глубокий след в сердцах верующих и способствовала духовному развитию страны. Нельзя не упомянуть и представителей прославленных дворянских родов, таких как Голицыны, Трубецкие и Измайловы, чьи имена неразрывно связаны с историей России. Эти семьи внесли огромный вклад в развитие культуры, политики и экономики страны, оставив после себя богатое наследие.

Скульптурный памятник Голицыну Александру Михайловичу (1718-1783). Фото автора.
Скульптурный памятник Голицыну Александру Михайловичу (1718-1783). Фото автора.

Особого внимания заслуживает надгробие князя Александра Голицына, выполненное выдающимся скульптором Федором Гордеевым в 1788 году. Голицыны, одна из самых влиятельных и могущественных семей России, оставили глубокий след в истории государства. Их памятник в усыпальнице служит ярким напоминанием об их вкладе в процветание страны. Монументальное произведение искусства украшено величественными статуями "Славы" и "Добродетели", символизирующими высокие моральные принципы, которыми руководствовался князь Голицын, и его выдающиеся достижения на благо отечества.

Скульптурный памятник Голицыну Александру Михайловичу (1718-1783). Фото автора.
Скульптурный памятник Голицыну Александру Михайловичу (1718-1783). Фото автора.

Аллегорические фигуры, выполненные с непревзойденным мастерством, подчеркивают его достоинства и служат примером для будущих поколений. В непосредственной близости от надгробия Голицына находится надгробие княгини Е.С. Куракиной, созданное гениальным скульптором И.П. Мартосом. В этом трогательном памятнике мраморная скульптура плакальщицы, склонившейся над портретом усопшей, олицетворяет "Благочестие". Этот символ подчеркивает важность духовных ценностей, веры и моральных устоев в обществе того времени. Скорбь и благородство, запечатленные в мраморе, передают глубину чувств и уважение к ушедшей княгине.

Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.
Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.
Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.
Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Фото автора.

Памятник Куракиной является не только произведением искусства, но и свидетельством эпохи, когда духовные идеалы играли важную роль в жизни людей. Таким образом, усыпальница представляет собой не только место захоронения выдающихся личностей, но и своеобразный пантеон славы, где увековечены имена тех, кто внес значительный вклад в развитие России. Каждый памятник, каждое надгробие хранит в себе историю жизни, деятельности и заслуг усопших, напоминая нам о славном прошлом нашей страны. Усыпальница является не только историческим памятником, но и источником вдохновения для будущих поколений, стремящихся к высоким целям и служению Отечеству.

Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718—1783). Архитектурно оформленный притвор со скульптурным памятником. Скульптор Иван Мартос, архитектор Джакомо Кваренги, 1780-е годы. Фото автора.
Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718—1783). Архитектурно оформленный притвор со скульптурным памятником. Скульптор Иван Мартос, архитектор Джакомо Кваренги, 1780-е годы. Фото автора.

Это место, где прошлое встречается с настоящим, а память о великих людях живет вечно. Величие архитектуры и скульптуры, собранные в этом священном месте, заставляют задуматься о быстротечности времени и о важности того, чтобы оставить после себя достойный след в истории. Посещение усыпальницы – это возможность прикоснуться к прошлому, ощутить связь времен и почтить память тех, кто своим трудом и талантом прославил Россию. Это место, где история оживает, а величие духа русских людей становится особенно ощутимым. В юго-западном углу усыпальницы располагается небольшая часовня, выделяющаяся отделкой из розового и серого мрамора. Здесь находится мемориал в честь графа Никиты Панина – выдающейся личности в истории России.

Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718-1783). Архитектурно оформленный притвор со скульптурным памятником. Скульптор Иван Мартос, архитектор Джакомо Кваренги, 1780-е годы. Фото автора.
Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718-1783). Архитектурно оформленный притвор со скульптурным памятником. Скульптор Иван Мартос, архитектор Джакомо Кваренги, 1780-е годы. Фото автора.

Он был не только видным государственным деятелем и дипломатом, но и наставником будущего императора Павла I. Панин играл ключевую роль при Екатерине II, будучи её доверенным советником и одним из организаторов дворцового переворота 1762 года, в результате которого Екатерина взошла на престол. На протяжении двух десятилетий, начиная с 1760-х годов и до 1781 года, он фактически руководил внешней политикой Российской империи, оказывая значительное влияние на принимаемые решения. Панин активно разрабатывал и внедрял стратегии, направленные на укрепление позиций России в Европе и на Балканском полуострове. Этот памятник, увековечивающий память графа Никиты Панина, был создан в 1780-х годах скульптором И.П. Мартосом.

Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718-1783). Фото автора.
Надгробие Панина Никиты Ивановича (1718-1783). Фото автора.

В период с 1808 по 1809 годы церковь, служившая усыпальницей для представителей знатных родов, подверглась масштабной реконструкции. Этот капитальный ремонт был обусловлен не только необходимостью сохранения ценнейшего исторического наследия, заключенного в стенах этого здания, но и улучшением общего состояния сооружения, которое к тому времени уже обладало значительной исторической ценностью. Храм, будучи свидетелем многих эпохальных событий и местом упокоения выдающихся личностей, требовал бережного отношения и пристального внимания к своему состоянию.

Надгробие княгини Нины Георгиевны Дадиани (1772 -1847), жены правителя Мингрелии Григория Дадиани, дочь последнего грузинского царя Георгия XII и княжны Кетеван. Доска с эпитафией перенесена из Федоровской церкви в 1930-е гг.
Надгробие княгини Нины Георгиевны Дадиани (1772 -1847), жены правителя Мингрелии Григория Дадиани, дочь последнего грузинского царя Георгия XII и княжны Кетеван. Доска с эпитафией перенесена из Федоровской церкви в 1930-е гг.

Важным событием, предшествовавшим началу восстановительных работ, стало захоронение останков Дарьи Георгиевны, последней царевны Кахетии и Картли, которое состоялось в 1807 году по личному указу императора Александра I. Это событие стало своеобразной прелюдией к масштабным изменениям, которые вскоре должны были произойти в усыпальнице. Царевна Дарья Георгиевна была погребена в символическом месте – на месте первого захоронения императора Петра III. Этот факт подчеркивал исключительную важность ее статуса и тесную связь с российским императорским домом, что отражало политическую ситуацию того времени и стремление к укреплению связей с грузинской знатью. Похороны царевны стали своеобразным знаком уважения к ее происхождению и вкладу в историю.

Могила грузинских царевечей: Вахтанга Ираклиевича, грузинского царевича (1761—1814), сына царя Кахетии и Картли Ираклия II; Дарьи Георгиевны, грузинской царицы, урожденной Дареджан Дадиани (1738—1807), супруги царя Кахетии и Картли Ираклия II.
Могила грузинских царевечей: Вахтанга Ираклиевича, грузинского царевича (1761—1814), сына царя Кахетии и Картли Ираклия II; Дарьи Георгиевны, грузинской царицы, урожденной Дареджан Дадиани (1738—1807), супруги царя Кахетии и Картли Ираклия II.

Вскоре после захоронения Дарьи Георгиевны, в усыпальнице обрели свой последний приют и другие представители царской фамилии, а также видные деятели того времени. Среди них был сын царевны, царевич Вахтанг Ираклиевич, чья жизнь, охватившая период с 1761 по 1814 год, была наполнена различными событиями и перипетиями. Несмотря на то, что ему не довелось взойти на престол и править, царевич Вахтанг оставил заметный след в истории своего времени, принимая участие в политической и общественной жизни. Его похороны в родовой усыпальнице стали еще одним свидетельством значимости этого места для сохранения памяти о выдающихся людях.

Фото автора.
Фото автора.

В те же годы, когда проводились ремонтные работы и усыпальница принимала все новых усопших, здесь же были похоронены и другие значимые личности той эпохи, такие как братья князья Долгоруковы. Петр Петрович, генерал-адъютант и близкий друг императора Александра I, скончался в 1806 году и был похоронен в усыпальнице. Его брат, Михаил Петрович, также генерал-адъютант, проявил себя как храбрый и отважный герой в войнах с Наполеоном Бонапартом. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась в 1808 году в ходе Русско-Шведской кампании, когда он погиб на поле боя, защищая интересы Российской империи. Могилы братьев Долгоруковых были отмечены однотипными надгробиями, выполненными в форме щитов.

Золоченая бронзовая доска на мраморе с эпитафией князю П.П. Долгорукому.
Золоченая бронзовая доска на мраморе с эпитафией князю П.П. Долгорукому.

Эта стилистическая особенность не случайна, так как она отсылает к аналогичному щиту, установленному над захоронением великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Такой символический жест подчеркивал их военные заслуги перед Отечеством, их храбрость и преданность долгу, а также близость к императорской семье и влиятельным кругам российской аристократии. Выбор формы надгробия в виде щита был призван увековечить их память как доблестных воинов и патриотов, внесших значительный вклад в укрепление могущества Российской империи. Таким образом, период с 1808 по 1809 годы стал для церкви-усыпальницы временем больших перемен, включавших в себя как масштабные ремонтные работы, направленные на сохранение исторического наследия, так и захоронения выдающихся личностей, оставивших заметный след в истории России. Эти события не только укрепили статус усыпальницы как важного исторического памятника, но и наполнили ее стены духом эпохи, отражая трагические и славные страницы прошлого.

 Золоченая бронзовая доска на мраморе с эпитафией князю М.П. Долгорукому.
Золоченая бронзовая доска на мраморе с эпитафией князю М.П. Долгорукому.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.