Найти в Дзене

Танцы на льду: история возникновения новой дисциплины в фигурном катании. Как танцы стали частью этого вида спорта?

Когда смотришь танцы на льду, первое, что бросается в глаза – это отсутствие привычных для фигурного катания прыжков и подбрасываний. Вместо этого партнеры скользят в унисон, выполняя сложные шаги и поддержки под музыку. Эта дисциплина появилась позже других видов фигурного катания, но быстро завоевала популярность благодаря своему особому характеру – здесь техническое мастерство тесно переплетается с артистизмом. Давайте вместе окунёмся в историю зарождения танцев на льду. Танцы на льду появились позже всех остальных дисциплин фигурного катания, а именно в 1948 году. Как же возникла эта удивительная дисциплина? Мысль о создании спортивных танцев на льду витала над континентом еще в довоенные времена. Возникла она у английских тренеров по фигурному катанию. И это понятно, поскольку в Англии уже тогда было много катков с искусственным льдом, а при них бары и специальные эстрады, где выступали различные джаз-оркестры. Танцевальная музыка буквально пробивалась через тонкие стены на лед, и
Оглавление

Когда смотришь танцы на льду, первое, что бросается в глаза – это отсутствие привычных для фигурного катания прыжков и подбрасываний. Вместо этого партнеры скользят в унисон, выполняя сложные шаги и поддержки под музыку. Эта дисциплина появилась позже других видов фигурного катания, но быстро завоевала популярность благодаря своему особому характеру – здесь техническое мастерство тесно переплетается с артистизмом.

Давайте вместе окунёмся в историю зарождения танцев на льду.

Рождение дисциплины

Танцы на льду появились позже всех остальных дисциплин фигурного катания, а именно в 1948 году. Как же возникла эта удивительная дисциплина?

Мысль о создании спортивных танцев на льду витала над континентом еще в довоенные времена. Возникла она у английских тренеров по фигурному катанию. И это понятно, поскольку в Англии уже тогда было много катков с искусственным льдом, а при них бары и специальные эстрады, где выступали различные джаз-оркестры. Танцевальная музыка буквально пробивалась через тонкие стены на лед, и сочетание этих мелодий с фигурным катанием рано или поздно должно было подсказать мысль о создании танцев на льду.

К 1948 году английские тренеры разработали проект соревнований по танцам, который и был принят за основу на специальной конференции деятелей фигурного катания Европы и Америки. Тогда же был создан и специальный комитет по спортивным танцам на льду при Международном союзе конькобежцев.

Интересно, что в первые годы фигурного катания парное катание и было в первую очередь танцем – но в 1920-30-е годы оно ушло в акробатику, стали предъявляться особые требования к физической подготовке мужчины и комплекции женщины. Поэтому танцы на льду стали своеобразным возвращением к истокам, только в новом, более демократичном формате.

Первые шаги на мировой арене

Первый Чемпионат Мира в этой дисциплине был проведён лишь в 1952 году во Франции (в Париже). Это было настоящее событие в мире фигурного катания! В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании.

Первый удар по британской гегемонии нанесли чехословацкие фигуристы: Ева Романова и Павел Романов. Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра.

Ева Романова и Павел Романов
Ева Романова и Павел Романов

Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными Чемпионами Мира (1962-1965).

Олимпийский дебют

Самый важный момент наступил в 1976 году. На зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина была признана олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков.

Людмила Пахомова и Александр Горшков
Людмила Пахомова и Александр Горшков

Это был триумф советской школы танцев на льду! Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между советскими фигуристами.

Эволюция правил

В 1980-1990-е годы фигуристы находили всё новые лазейки в правилах, заменяя рёберное скольжение сложной авангардной хореографией. Судейство – и без того не самое объективное – затруднилось настолько, что в 1990-е годы ISU попытался вернуть танцы в «бальные» рамки. Но из-за жалоб на скуку ограничения вскоре сняли, взамен установили набор обязательных элементов на оригинальный и произвольный танцы.

  • До сезона 2009/2010 выступления состояли из трёх танцев: обязательного, оригинального и произвольного.

Обязательный танец имеет чёткое описание шагов, позиций, рисунка и исполняется под определённую музыку в заданном характере и музыкальном ритме.

Оригинальный танец каждая пара составляет сама, стремясь в заданном ритме исполнить его в стиле обязательного танца.

Произвольный танец позволяет паре наиболее ярко раскрыть своё индивидуальное техническое и артистическое мастерство под выбранную спортсменами музыку. В нём содержатся такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и другие, связанные в единое целое.

  • Соревнования по танцам на льду, начиная с сезона 2010/2011, состояли из двух программ: короткий танец и произвольный танец.

Короткий танец совмещал обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. Однако короткий танец заменили на ритм-танец, сохранив обязательную часть, но добавив между сериями творческую часть.

  • Сейчас же соревнования состоят также из двух программ, но короткий танец заменён на ритм-танец, а произвольный так и остался.

Структура ритм-танца включает заданный ритм и музыкальный стиль, которые определяются Международным союзом конькобежцев (ISU) перед началом каждого сезона. Фигуристы обязаны чётко следовать теме, использовать определённый ритм, элементы и позиции.

Особенности: музыка в танцах отличается от таковой в других дисциплинах. Мелодия должна иметь «танцевальный» характер, с чётким ритмом. Разрешена музыка с вокалом. Это делает танцы на льду единственной дисциплиной фигурного катания, где можно использовать песни со словами!

Самые титулованные танцоры в истории

  • Людмила Пахомова и Александр Горшков (СССР)
Людмила Пахомова и Александр Горшков
Людмила Пахомова и Александр Горшков

Первые в истории олимпийские чемпионы в танцах на льду!

Серебряные призёры Чемпионата Мира 1969г., шестикратные Чемпионы Мира 1970-1974гг., а также 1976 года. Шестикратные Чемпионы Европы с 1970-1976 (кроме 1972), и серебряные призёры Чемпионата Европы в 1972 году. Трёхкратные чемпионы СССР.

До 1975 года дуэт побеждал практически во всех соревнованиях, в которых принимал участие: лишь в 1972 году они заняли второе место на чемпионате Европы. Самый известный их танец – танго «Кумпарсита», именем которого позже назвали один из турниров в России.

  • Тесса Вертью и Скотт Моир (Канада)
Тесса Вертью и Скотт Моир
Тесса Вертью и Скотт Моир

Канадские фигуристы Тесса Вертью и Скотт Моир, выступавшие танцах на льду, являются единственными фигуристами в истории, завоевавшими пять олимпийских медалей (3 золотые, 2 серебряные).

Первые в истории танцоры с тремя золотыми олимпийскими медалями: две в личных турнирах, одна – в командном. Также это самые титулованные фигуристы в истории ОИ: у них есть еще и два серебра. Ещё они: трехкратные Чемпионы Мира (2010, 2012, 2017), трехкратные Чемпионы четырех континентов (2008, 2012, 2017), Чемпионы финала Гран-при (2016-2017), восьмикратные Чемпионы Канады (2008-2010, 2012-2014, 2017-2018).

  • Джейн Торвилл и Кристофер Дин (Великобритания)
Джейн Торвилл и Кристофер Дин
Джейн Торвилл и Кристофер Дин

Они: 4-кратные Чемпионы Мира (1981-1984), 4-кратные Чемпионы Европы (1981, 1982, 1984, 1994).

Самая запоминающаяся танцевальная пара 1980-х. В традиционных танцах партнер играет ведущую роль, а партнерша – поддерживающую. Торвилл и Дин строили программы так, что оба фигуриста выглядели равноправными участниками.

  • 4. Оксана Грищук и Евгений Платов (Россия)
Оксана Грищук и Евгений Платов
Оксана Грищук и Евгений Платов

Больше всего последовательных титулов в танцах на льду (два) имеют только Оксана Грищук и Евгений Платов. Двукратные олимпийские чемпионы (1994, 1998 год), четырёхкратные чемпионы мира, трёхкратные чемпионы Европы.

  • Марина Анисина и Гвендаль Пейзера (Франция)
Марина Анисина и Гвендаль Пейзера
Марина Анисина и Гвендаль Пейзера

Россиянка Анисина (ранее выступала с Ильёй Авербухом) сменила спортивное гражданство на французское, чтобы выступать в паре с Пейзера, и стала с ним олимпийской чемпионкой 2002 года. Характерная черта пары – поддержки, во время которых партнерша поднимала партнера, а не наоборот.

Вместе с Гвендалем Пейзера ещё они завоевали: золото и три серебра Чемпионатов Мира, два золота и два серебра Чемпионатов Европы, а также целых шесть золотых медалей Чемпионата Франции.

Советские и российские танцоры всегда составляли конкуренцию дуэтам из других стран на самом высоком уровне и практически всегда оставались сильнейшими в мире. К сожалению, с 2013 года по настоящее время наши дуэты на мировые пьедесталы не поднимались.

Самые титулованные российские пары

Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Виктория Синицина и Никита Кацалапов
Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Достижения:

  • бронзовые призёры Олимпийских игр в командном соревновании,
  • серебряные призёры Олимпийских игр,
  • Чемпионы Мира,
  • двукратные Чемпионы Европы,
  • серебряные призёры Чемпионата Мира,
  • серебряные призёры финала Гран-при,
  • бронзовые призёры командного Чемпионата Мира,
  • победители командного Чемпионата Мира,
  • двукратные Чемпионы России.

Александра Степанова и Иван Букин

Александра Степанова и Иван Букин
Александра Степанова и Иван Букин

Достижения:

  • Двукратные вице-Чемпионы Европы,
  • Трёхкратные бронзовые призёры чемпионатов Европы,
  • Трёхкратные победители турнира серии «Челленджер» Finlandia Trophy,
  • Чемпионы мира среди юниоров,
  • Победители юниорского финала Гран-при: 2012,
  • Четырёхкратные чемпионы России,
  • Четырёхкратные вице-чемпионы России,
  • Двукратные бронзовые призёры чемпионатов России.

Чем танцы отличаются от парного катания?

Думаю, что вопрос элементарный, но всё же расскажу. Танцы внешне (немного) похожи на парное фигурное катание. Однако в них запрещены выбросы, поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки и другие так называемые акробатические элементы.

Парники исполняют выбросы, прыжки в несколько оборотов или подкрутки, а в танцах на льду их нет. Основную часть проката занимают хореографические элементы и шаги: разные виды скольжения на одной или двух ногах со сменой направления.

Итог

Танцы на льду продолжают развиваться и удивлять зрителей по всему миру. Эта дисциплина доказала, что спорт может быть не только соревнованием, но и настоящим искусством, способным тронуть сердца миллионов людей. От скромного начала в английских катках до олимпийских пьедесталов – танцы на льду прошли удивительный путь и навсегда изменили представление о том, каким может быть фигурное катание.