Найти в Дзене
Культурный рассвет

Сериал "Киностудия". Саморазоблачение Голливуда

Комедиографы Сет Роген и Эван Голдберг в сериале «Киностудия» предлагают нам с иронией посмотреть на закулисье киноиндустрии, но при этом они также дают чуть ли не анатомический разрез современной Голливудской машины. Вместо творцов здесь действуют кабинетные функционеры, вместо смелых концепций все думают о контрактах на франшизы, а вместо искусства — реклама бренда Kool-Aid. В Голливуде существует давняя традиция саморазоблачения. Билли Уайлдер показывал нам изнанку Фабрики Грёз в мрачных тонах «Бульвара Сансет»; преисполненный цинизма Роберт Олтмен приглашал заглянуть за кулисы взаимоотношений беспринципных продюсеров в «Игроке»; а остроумный Бен Стиллер открыто смеялся над постановками военных драм в «Солдатах неудачи». Однако о ежедневной рутине современной киноиндустрии с ее мейджорами, многомиллионными контрактами, приматом ремейков и перезапусков практически не было проектов. За последний год появились сразу два. Первый из них, «Франшиза» Джона Брауна и Сэма Мендеса, взял любоп
Оглавление

Комедиографы Сет Роген и Эван Голдберг в сериале «Киностудия» предлагают нам с иронией посмотреть на закулисье киноиндустрии, но при этом они также дают чуть ли не анатомический разрез современной Голливудской машины. Вместо творцов здесь действуют кабинетные функционеры, вместо смелых концепций все думают о контрактах на франшизы, а вместо искусства — реклама бренда Kool-Aid.

В Голливуде существует давняя традиция саморазоблачения. Билли Уайлдер показывал нам изнанку Фабрики Грёз в мрачных тонах «Бульвара Сансет»; преисполненный цинизма Роберт Олтмен приглашал заглянуть за кулисы взаимоотношений беспринципных продюсеров в «Игроке»; а остроумный Бен Стиллер открыто смеялся над постановками военных драм в «Солдатах неудачи». Однако о ежедневной рутине современной киноиндустрии с ее мейджорами, многомиллионными контрактами, приматом ремейков и перезапусков практически не было проектов.

За последний год появились сразу два. Первый из них, «Франшиза» Джона Брауна и Сэма Мендеса, взял любопытную тему о процессе создания сегодняшних супергеройских лент, но сериал слишком часто страдал от дурного вкуса и сомнительного юмора. Второй предложили нам Сет Роген и Эван Голдберг — эти ребята добились куда большего успеха во всех отношениях. Именно поэтому имеет смысл побеседовать о том, что представляет собою сериал «Киностудия».

Сет Роген и Эван Голдберг. Канадские евреи покоряют Калифорнию

Главный автор, создавший сериал «Киностудия», канадский еврей Сет Роген стал более или менее известным благодаря сериалу «Хулиганы и ботаны», который курировал, в числе прочих, комедийный постановщик Джадд Апатоу. Творческое сотрудничество Рогена и Апатоу продолжалось и дальше: появились сериалы «Неопределившиеся» и «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», комедии «40-летний девственник», «Немножко беременна».

Немножко беременна (2007)
Немножко беременна (2007)

Благодаря всем этим проектам Сет Роген утвердился в индустрии как комедийный актер развязных комедий со скабрезными шутками. В это же самое время утверждался и его друг детства, также канадский еврей, Эван Голдберг. Этот молодой человек никогда не стремился появляться в кадре и посвятил себя сценарному делу. Таким образом, верные друзья Сет и Эван проходили через все возможные рубежи голливудского бизнеса — им даже удалось вместе с уже упомянутым Джаддом Апатоу запустить комедию «SuperПерцы», которую парни написали совместно, используя интерпретацию их собственных подростковых приключений (главных героев там даже зовут Сет и Эван).

Сет Роген и Эван Голдберг
Сет Роген и Эван Голдберг

В результате дуэт создал целую пачку комедийных лент разной степени качества на протяжении второй половины нулевых и 2010-х годов. Пока, наконец, не коснулся высмеивания всей окружающей их голливудской тусовки. Пристрелочным выстрелом оказалась абсурдная комедия «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (в оригинале картина называется более элегантно — This is the End). Она многим понравилась, хотя и балансировала на грани — не каждый день увидишь сюжет, в котором звезды, играющие самих себя, оказываются в эпицентре конца света.

Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски
Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски

В этой первой попытке было испробовано многое из того, что перекочует в последующие проекты: собрана команда из знакомых друзей-звезд; высмеяны голливудские глупости и пороки; взят общий дерзкий тон. Но с «Киностудией», вышедшей в 2025-м году, Сет Роген и Эван Голдберг прыгнули выше головы.

Сериал «Киностудия». Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир

Сериал «Киностудия» вращается вокруг событий на вымышленной Continental Studios и нерадивого кинематографического бюрократа Мэтта Ремика (Сет Роген). Волей судьбы Ремик превращается из второстепенного продюсера в главу Continental. Ремик — мягкий, неуверенный в себе человек и при этом киноман, мечтающий снимать великое кино и работать с известными деятелями искусства. Однако мир студийного производства действует по своим законам: есть инвесторы и их интересы, есть звёзды и их контракты, есть критики и их влияние. К тому же, никуда не деться от собственного карьеризма и карьеризма ближайших коллег!

Мэтт Ремик (Сет Роген), сериал «Киностудия»
Мэтт Ремик (Сет Роген), сериал «Киностудия»

Помимо Мэтта Ремика через сериал проходит его команда. Продюсер Сэл (Айк Баринхолц) претендовал на то же место главы студии, которое в итоге получил Мэтт, но, тем не менее, их своеобразная дружба сохранилась, и Сэл искренне пытается помогать Мэтту справляться с неприятностями. Пэтти Ли (Кэтрин О’Хара), наоборот, занимала позицию главы до назначения Мэтта и была уволена владельцем.

Continental Гриффином Миллом (Брайан Крэнстон) — теперь она также стала рядовым продюсером и рада, что вся головная боль по организации работы студии перешла к Мэтту. Глава маркетинга Майя Мэйсон (Кэтрин Хан) в экспрессивной и нередко грубой манере стремится втюхать на рынке любой, даже самый дурацкий проект Continental. Наконец, Куинн Хэккетт (Чейз Суи Уондерс) когда-то была просто ассистентом Ремика в бытность его второстепенным продюсером, но получила повышение до креативного директора, и теперь всеми силами пытается доказать свою состоятельность.

Мэтт Ремик и его команда из Continental Studios
Мэтт Ремик и его команда из Continental Studios

Помимо них в каждой серии в роли самих себя появляются всяческие знаменитости, так или иначе взаимодействующие с Мэттом Ремиком и его коллективом. В одном эпизоде Мэтт и Сэл должны будут разбить сердце Мартину Скорсезе. В другом руководство Continental попытается объяснить Рону Говарду, что в его новом фильме есть совершенно неуместная и непомерно длинная закрывающая сцена. Еще в одном некие злоумышленники похищают важнейший отснятый фрагмент из ленты Оливии Уайлд.

Сэл и Мэтт пытаются сохранить отношения с Мартином Скорсезе
Сэл и Мэтт пытаются сохранить отношения с Мартином Скорсезе

Всё вместе здесь складывается в картину абсурда и безумия, которая, надо полагать, лишь до известной степени преувеличивает реальные взаимоотношения, утвердившиеся в современном Голливуде.

Идеология и Кольцо Всевластья

Однако за всей уморительностью и стильной эстетикой (а этого у проекта не отнять), сериал «Киностудия» позволяет нам разглядеть совсем невеселые и, можно даже сказать, мрачные тенденции. Например, главный герой должен заткнуть свою непосредственность и любовь к кино куда подальше и заниматься наиглупейшим блокбастером «Kool-Aid», т.к. инвесторы приобрели права на бренд одноименного напитка (что-то вроде Invite, популярного в России 90-х). Ибо киноиндустрия в том виде, в каком она существует сегодня — это просто еще одна отрасль капиталистического хозяйствования, не более того. И уж только в последнюю очередь она, кое-как и с оговорками, относится к искусству — поэтому практически никто и никогда здесь не говорит о том, чтобы сделать хороший фильм. А раз это бизнес, то он существует для преумножения капитала — и больше ни для чего. Соответственно, все отношения внутри превращаются в разного рода коммерческие сделки: по поводу франшиз, по поводу престижа, по поводу наград и по поводу совести. Это закономерно приводит к тому, что любой романтик, желающий заниматься творчеством, если он не имеет достаточно воли, в конечном итоге абсорбируется этой системой — капитал полностью подчиняет его себе и заставляет действовать в своих интересах, подобно Кольцу Всевластья из знаменитого произведения Джона Толкина.

Американский напиток Kool-Aid
Американский напиток Kool-Aid

Это хорошо видно по Мэтту Ремику. В пилотной серии «Киностудии» он искренне переживает о том, что вместо качественного концептуального и авторского кино ему придется заниматься сплошным продакт-плейсментом в форме блокбастера под названием «Kool-Aid». А в конце сезона он уже готов расшибиться в лепешку, чтобы «Kool-Aid» был создан. Как происходит подобная метаморфоза? Во многом благодаря характерному тщеславию творческой интеллигенции. И здесь сериал «Киностудия» тоже бьет в точку. Герой слишком любит «себя в искусстве», как сказал бы старик Станиславский: ему важно, чтобы про него писали в профессиональных изданиях; чтобы его благодарили артисты на церемониях; чтобы представители других профессий признавали в нем выдающуюся фигуру. Из-за комических преувеличений таких мотивов персонаж Сета Рогена выглядит смешно и жалко, но разве так уж редко мы встречаем представителей творческих профессий, готовых лезть из кожи вон, лишь бы удовлетворить самолюбие? И разве на этом пути не теряется всякое достоинство?

Довольный Мэтт Ремик мчит на съемки
Довольный Мэтт Ремик мчит на съемки

В конце концов, если тебе платят такие деньги, что легко можно позволить себе виллу с бассейном или шикарный автомобиль, а еще при этом раздают престижных металлических истуканов, сопровождая любое твое движение восторженными статьями в прессе — не всё ли равно, что за всё это ты должен постоянно отвешивать поклоны студийным боссам, как своим господам? Чтобы подчеркнуть эту истину, в сериале появляется даже глава Netflix Тед Сарандос собственной персоной, прямо проговаривающий, что актеры по контракту обязаны благодарить его на любой кинопремии. Разумеется, Сарандос это делает в качестве шутки, но как тут не вспомнить банальное замечание про «долю шутки»?

Мэтт Ремик и Тед Сарандос
Мэтт Ремик и Тед Сарандос

Но в то же время нам представляют руководителя голливудского мейджора Мэтта Ремика милым недотёпой, даже вызывающим симпатию. И в какой-то степени такой подход напоминает работу с персонажем Уилла Феррелла как главы корпорации Mattel в фильме «Барби», когда акула бизнеса, глава транснациональной корпорации, показан забавным дурачком. Зрителю предлагают поверить, что студиями руководят такие вот потешные Мэтты Ремики, а вовсе не Бобы Айгеры или Дэйвы Заславы, безосновательно раздувающие свои многомиллионные зарплаты и вышвыривающие на улицу тысячи людей, походя разрушая все возможные достижения человеческой культуры. Получается, что, помимо прочего, мы имеем дело и с идеологическим продуктом. Причем, если Сет Роген и Эван Голдберг могут и не осознавать напрашивающихся выводов, то функционеры Apple TV+, запустившие «Киностудию» в производство, уж наверняка осознают.

Разоблачение тоже должно знать свои пределы.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы