Найти в Дзене

Страшно полезная лоботомия

Ему было уже 53 года, когда в 1927 году Эгаш Мониш начал использовать препараты йода для контраста и создал метод рентгеноконтрастной ангиографии, позволившей впервые увидеть сосуды головного мозга. За фактически первый в истории медицины метод нейровизуализации он был дважды номинирован на Нобелевскую премию, но тогда её так и не получил. Но Эгаша Мониша интересовало и ещё одно весьма своеобразное направление: поиски вместилища самого таинственного компонента человека-души. С романтиками спорили анатомы, тщившиеся отыскать "домик души" с найбольшей точностью. Так удалось доказать, что сердце-лишь живой насос для перекачки крови, а печень-очистительный фильтр. Тогда всё внимание анатомов и перешло к мозгу. Но он ведь устроен непросто. В одно место мозга чуть ткнёшь иголочкой, и сразу смерть. Чем не доказательство присуствия души. Если есть в человеке место, хранящее душу, то воздействие на него обязано изменить и течение болезни, так думал Эгаш Мониш. В 1935 году Мониш отправился в Лон
Оглавление

Жертвами этой операции стали десятки тысяч человек.. Проведение лоботомии чаще всего приводит к превращению человека либо в растение или, как это более цинично называют, в "овощ"

Эгаш Мониш
Эгаш Мониш

Министр-изобритатель

Ему было уже 53 года, когда в 1927 году Эгаш Мониш начал использовать препараты йода для контраста и создал метод рентгеноконтрастной ангиографии, позволившей впервые увидеть сосуды головного мозга. За фактически первый в истории медицины метод нейровизуализации он был дважды номинирован на Нобелевскую премию, но тогда её так и не получил.

В поисках души

Но Эгаша Мониша интересовало и ещё одно весьма своеобразное направление: поиски вместилища самого таинственного компонента человека-души. С романтиками спорили анатомы, тщившиеся отыскать "домик души" с найбольшей точностью. Так удалось доказать, что сердце-лишь живой насос для перекачки крови, а печень-очистительный фильтр. Тогда всё внимание анатомов и перешло к мозгу. Но он ведь устроен непросто. В одно место мозга чуть ткнёшь иголочкой, и сразу смерть. Чем не доказательство присуствия души. Если есть в человеке место, хранящее душу, то воздействие на него обязано изменить и течение болезни, так думал Эгаш Мониш. В 1935 году Мониш отправился в Лондон на Второй Международный конгресс по неврологии. Там были представлены результаты удаления большой части префронтальной коры у двух обезьян, и это не убило животных: они продолжали жить, стали совершенно спокойными, правда, при этом полностью утратили когнитивные навыки. Мониш задумался: а что мешает делать тоже самое и с людьми, когда речь идёт о буйных душевнобольных, на которых лечение не действует.

Эгаш Мониш и Нобелевская премия
Эгаш Мониш и Нобелевская премия

Что считать "лишним"

Этим человеком стал душевнобольной по кличке "мясник" Он в самом деле до начала болезни разделывал свиные туши. Ну, а потом принялся разделывать человеческие тела. "Мясника" поймали и Эгаш предложил применить свой метод. И вот инструмент, похожий на опасную бритву, вошёл в голову "Мясника" Через пару дней мясник выздоровел. Его массивное тело было теперь отделённым от больной души, и могло выполнять простейшую работу. Уже через год были опубликованы сведения о 20 операциях. Из первых 20 пациентов семь "выздоровали" (прекратили буйствовать), у семи наступило улучшение, а у шести не было никакой положительной динамики. Метод был взят на вооружение в ряде стран. После присуждения Монишу Нобелевской премии, всего за четыре года, с 1949 го по 1952 й, только в США было сделано пять тысяч лоботомий.

Лишь с появлением нейролептиков "эпидемия" лоботомии пошла на спад, и варварское вмешательсво в мозг перешло в разряд запрещённых методов. Во многих странах пациентам, перенесшим лоботомию(а на самом деле их родственникам и наследникам), были выплачены значительные компенсации.

Спасибо всем, кто прочитал до конца, для продвижения канала поставьте лайки