Совсем недавно весь мир был шокирован тем, какие пошлины ввёл Дональд Трамп в отношении Китая. В последние годы противостояние этих двух государств продолжаются не первый год. Кажется, что этот конфликт длится уже многие десятилетия и крепко засел в политике стран. Однако что мы знаем про историю взаимодействия США и КНР? Предлагаем узнать чуточку больше об эволюции отношений двух гигантов вплоть до наших дней в новом материале.
Введение
В последнее время надпись «Сделано в Китае» перестаёт ассоциироваться с дешёвыми репликами и откровенно некачественными товарами. Сегодня это скорее знак качества по приемлемым ценам или «топа за свои деньги». Параллельно с этим Китай из отсталой аграрной страны превратился во вторую экономику мира и лидера по показателю экспорта товаров. Сегодня Поднебесная всё больше демонстрирует свою значимость для мировой экономики и политики. Показателем роста влияния среди прочего является и то, что США уже 8 лет ведут достаточно настороженную и местам агрессивную политику по отношению к Китаю. Мировой гегемон закономерно опасается, что его позиции на лидерство могут быть оспорены.
Немного предыстории
Стоит отметить, что долгое время на протяжении истории Поднебесная была лидирующей страной мира во многих аспектах. Так, вклад страны в мировой ВВП держался на уровне 30%, а в научно-технические достижения превышал 50%. Такая ситуация сохранялась около 2 тысяч лет до середины XIX века, когда окончательно были подорваны все аспекты жизни китайского общества в период опиумных войн. Набравшие силу и прошедшие индустриализацию европейские страны разделили Китай на зоны влияния. Особую роль в этом сыграла Великобритания, которая буквально наводнила страну опиумом, что привело к повальной наркомании среди населения.
Зависимые от доступного средства сомнительного развлечения рабочие становились менее продуктивными на рабочем месте, а большую часть собственного дохода тратили на приобретение опиума, выводя из внутреннего оборота серебро. Это привело к постепенному ослаблению экономики Китая, что усугубилось вооруженным конфликтом с войсками Британской Империи из-за уничтожения китайским правительством, озабоченного повальной зависимостью населения, значительных запасов британского опиума.
Такой удар Китай пережил, но его состояние оставляло желать лучшего. Помимо опиумной зависимости Китай получил большое количество западных держав, которые разделил страну на зоны влияния и превратили его в полуколонию без четкого суверенитета. Более того, была проиграна война с Японией в 1894-1895 гг., которая получила преференции от Китая и подчинила себе стратегически важный для регионального влияния Корейский полуостров. Императорская власть страны не могла противостоять внешним и внутренним проблемам, что вылилось в Синьхайскую революцию 1911 года, которая ознаменовала конец монархического правления и становление Республики. Вскоре силу набрала консервативная националистическая партия Гоминьдан, которая в 1912 году получила большинство в парламенте. Со временем нарастали внутренние противоречия и из Гоминьдана были исключены коммунисты, влияния которых опасались правящие круги.
Так или иначе уже в 1927 году началась гражданская война (Гоминьдан vs. КПК – коммунистическая партия Китая), в которой всеми правдами и неправдами победила коммунистическая партия Китая. Так, 1 октября 1949 года было объявлено о создании Китайской Народной Республики (КНР). На тот момент ВВП на душу населения в Китае составлял всего 799 долларов США (показатель в долларах США 2011 года). В самих Соединённых Штатах этот показатель составлял 15240 долларов (также фиксированный доллар 2011 года).
Отношения США и КНР после 1949 года
В то время Штаты признавали только Китайскую Республику, лидеры которой под натиском коммунистов были вынуждены закрепиться на острове Тайвань. В целом, американское правительство негативно относилось к победе коммунистов на территории материкового Китая. Можно ли сейчас утверждать, что американцы таким образом уже в тот период перешли в конфронтацию с КНР? Конечно, нет, ведь с 1949 года именно Китайская Республика была членом Совбеза ООН. По сути, это означало общемировое признание конкретного правительства (хоть под его контролем и находились лишь довольно незначительные территории страны). Скажем так, признание именно Тайваня было общепринятым мнением большинства стран капиталистического блока.
Напряжённость в отношениях КНР и США сохранялась до 1969 года, когда были предприняты шаги лидеров двух государств – Мао Цзэдуна и Ричарда Никсона. Новый президент Соединённых Штатов вступил в должность, заявив, что будет открыт к диалогу со всеми странами и дал понять, что готов пойти на сближение с Китаем и нормализовать отношения. Как отмечается в материалах посольства США в Китае, именно в тот период «Соединённые Штаты и КНР решительно встали на путь установления официальных отношений». Шаги к этому были сделаны с обеих сторон.
Так, в официальной газете Центрального комитета КПК «Жэньминь жибао» («Народная ежедневная газета») была опубликована инаугурационная речь Никсона, также через пакистанского посредника китайская сторона предложила провести переговоры на высоком уровне. Лидер США также привлек посредников в виде Франции и Пакистана и уже в 1971 году назвал Китай Китайской Народной Республикой.
Конечно, столь резкое потепление в отношениях не было таким уж внезапным. Уже в конце 1950-х в американских правящих кругах начали возникать предложения о пересмотре подхода к политике в отношении Поднебесной, что закономерно привело к речи Никсона.
Причем тут СССР?
Заметим также, что в 1956 году начался период ухудшения отношений между СССР и КНР. В Советском Союзе состоялся XX Съезд КПСС, на котором Никита Хрущев подверг критике политику Сталина. Китайская сторона была с этим не согласна (в то время особенно активно в Китае писали о дружеских отношениях Мао Цзэдуна и Сталина, и в целом достаточно распространена точка зрения о хороших отношениях этих двух вождей). Отношения быстрыми темпами скатились к достаточно натянутому состоянию и достигли пика обострения во время вооруженных столкновений на острове Даманском в 1969 году.
Совсем неудивительно, что именно в период такого охлаждения советско-китайских отношений начинает меняться политика КНР и США по отношению друг к другу. Каждый преследует свою цель: Китай – поиск защиты от СССР в случае полномасштабного противостояния и нового партнера, США – способ подорвать распространение коммунизма и ослабить Советский Союз.
Отношения КНР и США набирают обороты
В 1971 году состоялось первое значимое событие в рамках нового витка развития отношений США и КНР – китайцы пригласили и приняли у себя американскую сборную по настольному теннису, что стало первым официальным визитом делегации Штатов (хоть и лишь из спортсменов) в коммунистический Китай. На следующий год состоялся ответный визит китайской сборной. Впоследствии такой обмен получил название «пинг-понговой дипломатии».
Параллельно с этим начались контакты между политическими представителями. Так, в 1971 году Китай посетил Генри Киссинджер (советник по национальной безопасности), а в 1972 году Р. Никсон совершил исторический визит в КНР, после которого началось активное сотрудничество двух государств по восстановлению дипломатических и иных отношений. В 1979 году США признали, что существует только один Китай и это – Китайская Народная Республика (правда это не мешало им спонсировать Тайвань).
В этом же году Дэн Сяопин (тот самый «великий архитектор китайских реформ», который дал своей стране возможность сочетать коммунизм и капитализм в одном лице) посетил Вашингтон, где вместе с Д. Картером ему удалось обсудить дальнейшие отношения стран и подписать некоторые соглашения о сотрудничестве.
Отметим, что в период с 1972 по 1978 год товарооборот между странами увеличился с 5 до 142 млн. долл. В то же время в Китай хлынул поток американских фирм, которые хотели открыть там свои производства (например, Pullman-Kellogg, Coca-Cola и General Motors). Это связано с тем, что КНР – огромный рынок сбыта для любой компании, а в купе с дешевой рабочей силой открытие предприятия на территории Китая означало успешный успех для иностранного бизнеса. Далее экономические отношения государств, как и политические, развивались в позитивном ключе и в период 1979-1985 гг. накопленные прямые иностранные инвестиции из США в КНР составили около 1,2 млрд долл.
Что-то пошло не так
Однако уже в 1989 году после того, как на площади Тяньаньмэнь «ничего не произошло» (но поговаривают, что студенты вышли требовать свободы и демократии, а получили жесткий ответ в виде танков и свинца), США полностью прекратили военное сотрудничество с уже «авторитарным режимом» (ранее Штаты говорили об «открытом миру Китае»).
В 1995 году в Вашингтон прибыл президент Китайской Республики (Тайвань), что было негативно воспринято КНР. В итоге, едва ли не началось вооруженное противостояние вокруг острова («Тайваньский кризис»).
Отношения становились всё более натянутыми. Так, в 2000 году риторика Белого дома строилась на том, что Китай – это «стратегический конкурент». Во-первых, коммунисты достаточно сильно усилили своё влияние в Южно-Китайском море – создание насыпных островов для военных объектов, расширение зоны действия ПВО, проведение различных учений. Во-вторых, торговый дефицит в торговле США с Китаем (да, сейчас о нём очень много говорит Дональд Трамп) постепенно увеличивался. Так, в 2000 году Штаты покупали у КНР на 72,6 млрд. долл. больше, чем продавали, а в 2017 – уже на 370 млрд. (а в 2024 году – чуть больше 295 млрд.) Дополнительную обеспокоенность вызывал и тот факт, что значительную часть импорта из Китая составляла высокотехнологичная продукция.
Тарифное противостояние
Радикальные меры со стороны США заставили ждать себя достаточно долго. Лишь в 2018 году Трамп начал вводить высокие импортные пошлины на товары из КНР. Изначально были введены дополнительные пошлины размером в 10%, которые затронули 200 млрд. долл. импорта из Поднебесной. Китай ввёл ответные меры и подал иск в ВТО (Всемирная торговая организация), которая в 2020 году постановила, что Штаты нарушают правила международной торговли (решение - DS543).
Ранее в 2019 году Трамп ввёл пошлины в 25% ещё на 200 млрд. долл. импорта из Китая. В 2020 году стороны заключили соглашение, согласно которому КНР должна была увеличить закупки американских товаров, а США снижали бы пошлины. Условия были выполнены не в полной мере, поэтому подписания дальнейших сделок не состоялось. С приходом в Белый дом Д. Байдена в 2021 году политика страны по отношению к Поднебесной не улучшилась. Были введены новые тарифы на некоторые группы товаров – электромобили, солнечные панели, медоборудование и сталь с алюминием (обратите внимание, что Соединённые Штаты достаточно большой упор в своих пошлинах делают на «зелёные» технологии, что обуславливается лидирующими позициями Китая в этой отрасли и желанием США защитить собственных производителей).
Совершенно новый этап тарифного противостояния (чаще его называют торговой войной) начался в 2025 году, когда Трамп стал президентом США второй раз. Пошлины выросли с 10% в феврале до 20% в марте, повышение до 54% произошло 3 апреля. Китай ответил ограничениями в 34%, на что 8 апреля Трамп добавил ещё 50% и методом нехитрого сложения получил 104%. На следующий день КНР повысила пошлины до 84%, а Трамп отреагировал мгновенно – ставка повысилась до 125%. Тогда китайские «партнёры» решили поступить полностью зеркально и установить те же 125%. 10 апреля стало известно, что совокупные пошлины для ввоза китайских товаров в США составляют 145%.
Выглядело это всё сумбурно и нелепо, однако всё-таки произошло. Справедливости ради стоит сказать, что позже обе стороны снизили или отменили эти пошлины для чувствительных товаров (Китай – для полупроводников, медицинских изделий и авиационных деталей; США – для электроники).
Китай побеждает?
В самом начале повышения тарифов в 2025 году наиболее распространенным мнением было, что Китай скорее всего уступит Штатам (это основывалось на стандартной политике страны об избегании конфронтации). Однако Си Цзиньпин удивил мировую общественность и Трампа, приняв эту своеобразную дуэль. Победа в ней нужна обеим сторонам: США – чтобы укрепить свою роль мирового гегемона, Китаю – чтобы продемонстрировать своё влияние и возможность противостоять американскому давлению. По сути, сейчас две крупнейшие экономики мира выясняют, чья дубина тарифов круче и у кого хватит мягкой силы для сохранения влияния над своими торговыми партнерами (речь идёт о переговорах Трампа и Си с главами других государств по различным торговым вопросам, что необходимо для США и КНР в условиях напряженность друг с другом).
Конечно, Китай имеет достаточно большой торговый профицит (экспорт превышает импорт из США) и является крупным держателем американского госдолга. Более того, его влияние на мировой экономической и политической арене возросло (увеличивается число стран, основным торговым партнером которых является именно КНР). Одним словом, это уже не та страна, в которую хлынул американский капитал в 1970-е годы. Сейчас Китай способен и сам проводить такого рода экспансионистскую политику, выдавая кредиты странам Африки и занимаясь различными социальными проектами в разных странах. А компании Поднебесной также расширяют свою производственную и сбытовую цепочки, залезая на рынки США и Европы.
Однако эти факторы не умаляют роль США. Торговый дефицит этой страны никак не свидетельствует о зависимом положении от Китая. Если посмотреть внимательнее, то раскроется факт, что такой дефицит Штаты имеют почти со всеми странами. Это обусловлено особенностями экономики. Например, США имеют сильную валюту, доля накоплений домохозяйств ниже, чем доля их трат (т.е. граждане более охотно тратят деньги, чем откладывают их), что наряду с потребностью в закупке сырья для производства стимулирует спрос внутри государства и приводит к высокой доле импорта.
В Китае противоположная ситуация с накоплениями и тратами (накопление связано с традициями – достаточно большое количество невзгод, которые пережили китайцы за прошлый век, научили и приучили их откладывать деньги). Более того, Китай, по оценкам некоторых экспертов, искусственно поддерживает низкий курс юаня, из-за чего производителям также выгодно продавать товары за рубеж. Так и рождается закономерность – Китай больше экспортирует, США больше импортируют.
То есть нельзя сказать, что Китай каким-то образом смог подчинить себе Штаты путём высокого торгового дефицита. США остаются крупнейшей экономикой мира по номинальному ВВП, сохраняют высокотехнологичное производство, имеют ведущую валюту мира (причем её ценность обеспечивают все остальные страны мира путем покупки гособлигаций США – государства просто вкладываются в американскую экономику, используя доллары, что приводит к замкнутому кругу выпуска и получения валюты США).
Более того, Китай в случае такого профицита торговли сам попадает в зависимость от платёжеспособного американского рынка (около 12-13% экспорта Китая занимают США, являясь крупнейшим направлением внешних продаж). Само же открытое противостояние Поднебесной со Штатами неблагоприятно влияет на потоки инвестиций из-за рубежа (уже с 2023 года отмечается отрицательная динамика притока ПИИ в Китай), ведь инвесторы попросту не хотят вкладываться в экономику, которая уже подвергается жестким тарифным ограничениям в любой момент может оказаться под санкционным давлением со стороны крупнейшего игрока мировой экономики.
Заключение
Таким образом, сейчас следует говорить о противостоянии двух гигантов мировой экономики в сфере торговли. Меры США направлены скорее на попытку притормозить развитие Китая как нового мирового лидера и получить более выгодные позиции для переговоров как с самой КНР, так и с другими своими партнёрами. Китай же на данный момент не имеют нужных ресурсов для полноценного противостояния со Штатами и победы в нём. Поднебесная находится под рядом угроз: внутренний кризис в сфере недвижимости, отток иностранного капитала из страны, замедление темпов экономического роста, потеря свободного доступа к инновационным технологиям с американского рынка, беспрецедентное тарифное давление США.
Однако всё может измениться на фоне проводимой Вашингтоном политики высокого давления на Европу и другие страны. При этом Штаты не имеют возможности столь быстро сменить торговых партнёров или обеспечить страну собственным производством. В то же время Китай старается показать себя как надёжного партнёра и выгодного направления для вложения капитала в развитие новых технологий и полупроводниковой индустрии.
Список источников и литературы
- История американо-китайских отношений. Досье // ТАСС. – 6 апреля 2017. – URL: https://tass.ru/info/4159288 (дата обращения: 23.04.2025).
- Остров изменения мировой истории // Коммерсантъ. – 15 марта 2019. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3909917 (дата обращения: 25.04.2025).
- Томилко, А. Китай отменил часть пошлин на американские полупроводники и детали для самолётов // VC.RU. – 25 апреля 2025. – URL: https://vc.ru/money/1948608-kitay-otmenil-poshliny-na-poluprovodniki-i-detalidlya-samoletov-iz-ssha (дата обращения: 26.04.2025).
- Уфимцева, О. В. Разрыв советско-китайских экономических отношений во времена правления Хрущева / О. В. Уфимцева, В. И. Генн // Наука и перспективы. – 2015. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razryv-sovetsko-kitayskiy-ekonomicheskih-otnosheniy-vo-vremena-pravleniya-hruscheva/viewer (дата обращения: 24.04.2025).
- Фокин, Н. И. Экономическая история Китая: технологический аспект / Н. И. Фокин, О. В. Кучук // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – С. 121-127.
- Хроника торговой войны США и Китая // Коммерсантъ. – 11 апреля 2025. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/7642397 (дата обращения: 24.04.2025).
- DS543: United States — Tariff Measures on Certain Goods from China // World Trade Organization. – 2020. – URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds543_e.htm#bkmk543r (дата обращения: 25.04.2025).
- Gourinchas, P.-O. Trade Balances in China and the US Are Largely Driven by Domestic Macro Forces / P.-O. Gourinchas, C. Pazarbasioglu, K. Srinivasan, R. Valdés // IMFBlog. – 12 ментября 2024. – URL: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2024/09/12/trade-balances-in-china-and-the-us-are-largely-driven-by-domestic-macro-forces (дата обращения: 26.04.2025).
- History of the S.S. and China // U.S. Embassy & Consulates in China. – URL: https://china.usembassy-china.org.cn/history-of-the-u-s-and-china/ (дата обращения: 26.04.2025).
Материал подготовил: Ярослав Куклев