Найти в Дзене
Диалоги о Востоке

Индийский колорит, колониальный дух и коммунизм в Калькутте

Колката – бывшая столица Британской Индии, более известная во многих странах как Калькутта. В XVII веке из небольшой деревушки эта местность превратилась в важный политический и культурный центр, но после переноса столицы Индии в Дели стала синонимом нищеты и олицетворением социальных проблем государства. Как же обстоят дела сейчас, можно узнать в нашем новом материале. Колката, или Калькутта, – крупный мегаполис в северо-восточной части Индии, столица индийского штата Западная Бенгалия, культурный центр, родина писателя Рабиндраната Тагора и философа Свами Вивекананды, «город радости», как его нежно называют бенгальцы. Изначально здесь было небольшое поселение Коликата, этот топоним исследователи нередко возводят к термину Каликхеттро – «поле богини Кали», или бенгальскому слову килкила – «равнина» [1]. В эпоху Британского Раджа название Калькутта было закреплено в официальных документах и использовалось в большинстве стран (и до сих пор часто применяется), однако в 2001 году правител

Колката – бывшая столица Британской Индии, более известная во многих странах как Калькутта. В XVII веке из небольшой деревушки эта местность превратилась в важный политический и культурный центр, но после переноса столицы Индии в Дели стала синонимом нищеты и олицетворением социальных проблем государства. Как же обстоят дела сейчас, можно узнать в нашем новом материале.

Улица в Колкате. Фото: личный архив
Улица в Колкате. Фото: личный архив
Метрополитен Билдинг. Фото: личный архив
Метрополитен Билдинг. Фото: личный архив

Колката, или Калькутта, – крупный мегаполис в северо-восточной части Индии, столица индийского штата Западная Бенгалия, культурный центр, родина писателя Рабиндраната Тагора и философа Свами Вивекананды, «город радости», как его нежно называют бенгальцы. Изначально здесь было небольшое поселение Коликата, этот топоним исследователи нередко возводят к термину Каликхеттро – «поле богини Кали», или бенгальскому слову килкила – «равнина» [1]. В эпоху Британского Раджа название Калькутта было закреплено в официальных документах и использовалось в большинстве стран (и до сих пор часто применяется), однако в 2001 году правительство Индии сменило имя города на Колката, чтобы оно соответствовало местному произношению.

В XVII веке из деревушки на болотах эта местность превратилась в важную торговую точку британской Ост-Индской кампании, а затем и столицу Индии. История города сформировала его неповторимый современный облик: здесь здания колониальной эпохи, выстроенные в европейском стиле, утопают в индийских джунглях. Именно в Колкате впервые в стране появились трамваи и метро, а многочисленные храмы разных религий и мечети отражают разнообразие духовной жизни города.

Храм Калигхат. Фото: личный архив
Храм Калигхат. Фото: личный архив

Одно из главных зданий Калькутты – храм, посвященный «хозяйке города» богине Кали. Она – грозная форма Шакти, женской созидательной силы, разрушительница негативных проявлений и неистовая уничтожительница демонов. Калигхат, построенный в 1809 году, является важным паломническим центром Западной Бенгалии. Этот мандир, индуистский храм, считается одной из 51 шакти питх – сакральных мест, куда по легенде упали части тела погибшей супруги Шивы Сати [2]. Считается, что изначально святилище было очень скромным и приобрело популярность только в эпоху британского владычества, а также нет достоверных сведений, подтверждающих существование крупной тиртхи, паломнического центра, здесь в древности [3]. Однако сейчас Калигхат является одной из важнейших святынь последователей шактизма – течения в индуизме, связанного с древним архаическим культом богинь-матерей и почитанием женского начала.

В Индии нередко рядом со значимыми храмами складывались целые художественные традиции, и Калигхат не был исключением: в XIX веке на базарной площади перед мандиром художники продавали паломникам в качестве сувениров яркие народные картины. Источником сюжетов для них могли быть как возвышенные религиозные сцены, так и повседневная жизнь обитателей колониальной Калькутты. Сейчас, к сожалению, это искусство практически угасло и приобрести подобные работы очень трудно.

Живопись калигхат. Фото: Сайт Музея Виктории и Альберта
Живопись калигхат. Фото: Сайт Музея Виктории и Альберта

«Город радости» также известен своими пышными и яркими фестивалями, подготовка к бесконечной череде которых никогда не заканчивается. Достоянием Колкаты можно по праву считать район мастеров Кумартулли, где художники трудятся над созданием статуй богов и богинь, прежде всего Дурги и Кали. Это могут быть как небольшие фигурки, так и грандиозные изваяния, достигающие высоты 5 метров. Создаются фигуры богов не в мастерских, а прямо на улице, поэтому любой желающий может понаблюдать за работой мастеров и увидеть все этапы производства таких скульптур.

Художник из касты кумбхаров создает статую для праздника в честь богини Дурги, Кумартулли. Фото: личный архив
Художник из касты кумбхаров создает статую для праздника в честь богини Дурги, Кумартулли. Фото: личный архив

Их делают из сухой травы, формируя фигуру божества и других связанных персонажей, затем конструкцию покрывают глиной, замешанной с мелко нарубленными растениями, и высушивают. После этого художники расписывают статую яркими красками, наряжают в настоящие одежды и дополняют различными «аксессуарами», сделанными из металла. Судьба этих изваяний одна: в течение фестиваля перед образами божеств будут проводиться различные церемонии, им будут приносить подношения в виде цветов, сладостей и благовоний, а в конце праздника их опустят в воды рек или озёр, где глиняные «тела» небожителей растворятся. Так, считают индуисты, боги покидают наш мир и отправляются в свои обители.

Художник расписывает фигуру богини, Кумартулли. Фото: личный архив.
Художник расписывает фигуру богини, Кумартулли. Фото: личный архив.

Колката не только важный духовный центр, но и культурная столица Бхарата, именно здесь, в 1814 году, был открыт первый в Индии публичный музей – Индийский музей. Его экспозиция знакомит посетителя с природой и животным миром страны, и, конечно же, с её историей и искусством. Здесь можно увидеть «гнущийся» камень, рельефы самой древней из найденных ступ Бхархут, прах Будды, культовую скульптуру из разных регионов и произведения декоративно-прикладного искусства.

Индийский музей. Фото: личный архив
Индийский музей. Фото: личный архив

Другой значимый музей, одновременно являющийся символом города, – Мемориал Виктории. Этот монумент был возведен в начале XX века и посвящен британской королеве Виктории, императрице Индии. В настоящее время помимо памятника правительнице, здесь расположены различные экспонаты, связанные с историей Индии и, как ни странно, самое большое полотно знаменитого русского художника В. В. Верещагина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году», подаренное музею махараджей Джайпура.

Мемориал Виктории. Фото: личный архив
Мемориал Виктории. Фото: личный архив

Прогуливаясь по шумным улицам Колкаты, тут и там можно заметить нечто до боли знакомое каждому жителю постсоветского пространства – изображения серпа и молота. Они встречаются на различных листовках и на граффити. Появляются на стенах зданий эти символы неспроста: правящей партией штата с 1977 по 2011 год была Коммунистическая партия Индии (марксистская), однако её авторитет в Западной Бенгалии до сих пор сохраняется [4].

Граффити с изображением серпа и молота. Фото: личный архив
Граффити с изображением серпа и молота. Фото: личный архив

Здесь же в Колкате недалеко от станции метро Esplanade стоит памятник Ленину. Монумент был передан городу в дар от советского правительства в честь столетия со дня рождения революционера. Интересно, что «близнец» калькуттского Ленина стоит в городе Железноводске в Ставропольском крае. Даже улица, посвященная «вождю мирового пролетариата», есть! Всё как у нас!

Памятник Ленину. Фото: личный архив
Памятник Ленину. Фото: личный архив

Не только коммунистическая символика объединяет Колкату и страны СНГ, но и оформление метро. Строилась первая индийская подземка совместно со специалистами из СССР и ГДР, поэтому входы на станции, вестибюли и платформы украшены мозаиками и рельефами, изображающими страницы истории страны и содержащими отсылки к традиционной культуре. Например, на станции метро Kalighat, расположенной неподалеку от одноименного храма, в оформлении залов метро используются мотивы бенгальской живописи.

Вход на станцию метро Kalighat. Фото: личный архив
Вход на станцию метро Kalighat. Фото: личный архив

Говоря о транспорте, нельзя не упомянуть, что Колката – это едва ли не последний мегаполис в Индии, где сохранились пешие рикши, перевозящие пассажиров буквально на своих двоих. Ночью, когда город затихает, извозчики спят неподалеку от своего транспортного средства практически на голой земле. Рикши не единственные, кто ночует в Калькутте прямо под открытым небом, этот город считается одним из лидеров по количеству неимущих людей, живущих прямо на улице. Такую бедность города объяснить непросто, ведь это крупный деловой центр, где сосредоточено огромное количество предприятий тяжелой (VISA Steel Ltd.), химической (Haldia Petrochemicals Ltd.) промышленности, фармацевтических компаний (Bengal Chemical & Pharmaceutical Works Ltd.), машиностроительных заводов (Hindustan Motors Ltd.). При этом социально-политические события, произошедшие в Индии в XX веке, наложили отпечаток на жизнь обитателей города: перенос столицы в Дели привел к потере Калькуттой статуса политического центра, а в связи с разделом Индии в 1947 году и чередой индо-пакистанских войн в город хлынули мигранты и экономика города не смогла выдержать такой приток населения. В своё время индийский политик Раджив Ганди назвал Колкату «умирающим городом» [5], и, действительно, когда европейский турист попадает в бедные районы, он может увидеть перед собой совершенно ужасающую картину. Однако это нельзя назвать исключительной особенностью Калькутты, скорее определенным маркером, отражающим социальные проблемы всей Индии.

Стоянка пеших рикш. Фото: личный архив
Стоянка пеших рикш. Фото: личный архив

Воистину Колката – город контрастов. Здесь столкнулись совершенно разные миры: традиционная бенгальская культура, монументальная колониальная эпоха и коммунистические идеи. Грандиозные викторианские здания сочетаются в Калькутте с палатками бедняков, богатая духовная жизнь с материальной нищетой, а яркость и пышность фестивалей затмевают все тяготы обыденной жизни.

Источники:

  1. Pranab Kr. Das History and Profile of Urban Growth of Kolkata City: A Journey from 1690-2011 – Journal of Science and Humanities, Vol. 1, No. 1, 2016 – p. 56
  2. Эрман В. Г., Темкин Э. Н. Мифы древней Индии, Эксмо, 2023. – с. 20
  3. Карлова Е. М. Современные боги Калькутты – Научные сообщения Государственного музея Востока, Выпуск XXVII. М.: Государственный музей Востока, 2016 – с. 296
  4. Волгина Е. В. О роли внешних факторов в формировании левых взглядов бенгальской элиты – Вестник РУДН, Серия: Международные отношения, 2018, №3 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-vneshnih-faktorov-v-formirovanii-levyh-vzglyadov-bengalskoy-elity.
  5. Calcutta/Kolkata goes beyond its name [Электронный ресурс] URL: https://timesofindia.indiatimes.com/city/kolkata/calcutta/-kolkata-goes-beyond-its-name/articleshow/58998216.cms

Материал подготовила: Дарья Наймушина