Американский президент наделал много шума с момента своей инаугурации в 2025 году. Сейчас все обсуждают его действия в отношении украинского конфликта, введение пошлин в отношении Европейского Союза, имперские амбиции по расширению территории. Мы предлагаем также взглянуть на его неоднозначную и такую же экстравагантную политику в отношении постоянно бурлящего Ближнего Востока.
Немного вводных
Инаугурация Дональда Трампа 20 января 2025 года стала завершением, наверное, одних из самых ярких и скандальных президентских выборов в истории США. Здесь были и судебные разбирательства, и покушение на убийство, и смена кандидата за 3,5 месяца до выборов, и различные взаимные обвинения, и много чего ещё. Избрание 47-м президентом США эксцентричного миллиардера не осталось без внимания мирового сообщества. Ещё свежи в памяти меры, принятые Трампом в первый его срок, когда он был 45-м главой первой экономики мира. А остроты добавили предвыборные обещания и высказывания бизнесмена. Закончить конфликты на Украине и в Секторе Газа, пересмотреть работу НАТО, бороться с Китаем, депортировать нелегальных мигрантов, ввести торговые пошлины для партнеров Америки, законодательно закрепить только два пола - эти и многие другие планы Трампа сотрясали мировую прессу весь 2024 год.
Израиль и Сектор Газа
И если внутреннюю политику мы можем оставить самим американцам и их старому новому президенту, то внешнюю мы просто обязаны рассмотреть и обсудить, ведь эти меры затронут большую часть мира. Конечно, наибольший интерес представляет решение Трампом крупных международных конфликтов, начавшихся в его отсутствие в Белом Доме. Так, ещё до официального вступления в должность 47-й президент США добился заключения перемирия между Израилем и ХАМАС, вооруженный конфликт которых продолжался с октября 2023 года. Именно специальный посланник Трампа на Ближнем Востоке - Стив Уиткофф, по оценкам специалистов, сыграл ключевую роль в достижении окончания боевых действий в Секторе Газа, применив собственный опыт операций и переговоров на рынке недвижимости.
Столь оперативное и результативное вмешательство в региональный конфликт может говорить о нескольких вещах. Во-первых, США стараются подтвердить свой статус мировой державы и свою возможность влиять на ход различных мировых событий. Во-вторых, необходимо было «спасти» столь важный Израиль от дальнейшего затягивания конфликта. Этот верный союзник США является ключевым в регионе, так как 1) обладает выгодным географическим положением на стыке Азии, Африки и Европы и позволяет США контролировать Ближний Восток и бороться с терроризмом; 2) является противовесом Ирану, с которым США находятся в конфликте ещё с прошлого века; 3) предоставляет доступ к собственным высокотехнологичным разработкам. Политическое и военное поражение Израиля могло отрицательно сказаться на возможностях Вашингтона регулировать ситуацию в регионе. Наконец, Трампу нужно было показать, что его слова это не простая болтовня. А сделать это на примере столь важного и чувствительного конфликта кажется наиболее логичной и удачной задумкой.
Конечно, Америка старается представить это соглашение как выгодное для обеих сторон, чтобы получить доверие от сторонников свободной Палестины. Однако после встречи Трампа и премьер-министра Израиля в Вашингтоне 4 февраля 2025 года президент США предложил свой план-капкан для решения конфликта - переселить палестинцев из Сектора Газа в Иорданию и Египет. Освободившуюся территорию необходимо отдать под контроль США, которые преобразят её в прибрежный курорт. Такой план, ни во что не ставящий самих жителей Газы, вполне логично вписывается в риторику Трампа, желающего присоединить Канаду, Гренландию и Панамский канал. Почему бы не запросить ещё один маленький кусочек на Ближнем Восток.
Такой план, с одной стороны, гарантирует невозможность израильского контроля Сектора Газа, хотя и сохраняется определенная вероятность передачи Соединенными Штатами этой территории Израилю. Более того, этот план позволит палестинцам жить вне постоянных боевых действий среди египтян и иорданцев, которые имеют схожую культуру (да, арабы тоже достаточно разные, но всё же это лучше текущей обстановки). С другой же стороны, действующим президентом США выдвигается предложение переселить всех палестинцев с их собственной территории, что даже просто звучит достаточно абсурдно: выдворить хозяев из их собственного дома. Более того, осуществление такого «оригинального» плана весьма печально скажется на авторитете действующих властей арабских стран, граждане которых ратуют за палестинцев и искренне переживают за их судьбу и отношения с которыми Вашингтону портить не хотелось бы. Поэтому такое резкое и дерзкое решение насущного вопроса имеет массу краеугольных камней.
Саудовская Аравия
В рамках поддержки Израиля Дональд Трамп также не оставляет попытки нормализации отношений «единственной демократии Ближнего Востока» и Саудовской Аравии. Ещё в свой первый срок Трамп смог склонить правительства ОАЭ (2020 год), Бахрейна (2020), Марокко (2020) и Судана (2021) к подписанию Соглашений Авраама о нормализации отношений с Израилем. Эти арабские страны признали суверенитет еврейского государства и выстроили с ним дипломатические и экономические отношения. Конечно, за это они получили свои «плюшки» в виде политической поддержки США, военной помощи, выдачи кредитов и прочего (ну а кто не согласится на такое предложение, особенно если есть и не самый лучший вариант с отказом могучему Вашингтону). Однако с Саудовской Аравией такой трюк не прокатил, хотя премьер-министр Израиля и наследный принц Саудовской Аравии встречались в 2020 году (по данным израильской стороны, косвенно подтвержденным треком самолета премьер-министра), породив уверенность в скором заключении сделки и нормализации отношений. Однако до сих пор этого эпохального события так и не состоялось, так как монархия продолжает требовать от демократии признания Палестины и создания отдельного государства. Такое решение может оказаться для Израиля фатальным на фоне пройденного пути и существующей риторики ненависти к населению Палестины. Поэтому согласиться на такое еврейское государство тоже не может. Тут круг и замыкается.
Тем не менее, взамен на отказ от своих принципов Вашингтон может предложить военную помощь и дальнейшие политические выгоды для Саудовской Аравии. Однако она уже достаточно хорошо чувствует себя на международном рынке, укрепляя отношения с Китаем и другими странами, поэтому нормализация отношений с Израилем не принесет никакой ощутимой выгоды в плане экономики. Военная помощь кажется также не такой актуальной на фоне возрастающих проблем Ирана, который скорее всего уже не представляет столь же большой угрозы как раньше. Более того, монархия, являющаяся землей двух святынь, не может так сильно рисковать поддержкой своего населения и всего мусульманского сообщества мира, идя на компромисс с таким противоречивым для мусульман государством.
Хочется сказать, что страны смогут подписать соглашение о нормализации отношений только когда рак на горе свистнет, но это уже произошло - в 2023 году Иран и Саудовская Аравия (два региональных лидера с большим количеством разногласий) всё-таки возобновили дипломатические отношения. Поэтому нельзя исключать никакие варианты.
Однако для Трампа в контексте Саудовской Аравии существует ещё один интерес - экономический. Монархия Персидского залива может обеспечить достаточно высокие инвестиции. Например, в начале 2025 года заявлялось о готовности государства вложить дополнительные 600 млрд. долларов в экономику США. Это достаточно существенный поток финансов, который особенно актуален в контексте намерений Трампа развивать национальное производство. Поэтому логичным будет продолжение усилий Вашингтона по медленному продвижению сделки между Израилем и Саудовской Аравией с учетом интересов обеих сторон в равной степени.
Иран
И закрывает тройку наиболее значимых решаемых Соединенными Штатами вопросов на Ближнем Востоке Исламская Республика Иран. Их противостояние началось в 1950-е годы, когда США провели операцию по смене власти в Иране. Шахский режим со «своим» правителем позволял Штатам контролировать значительную часть (около 40%) нефтяной промышленности страны. Однако исламская революция 1979 года кардинально изменила эту ситуацию, когда новый теократический режим национализировал все запасы нефти.
Конечно, смириться с потерей такого крупного источника столь важного ископаемого ресурса США попросту не могли. Различные нападки и санкционное давление, которое началось сразу после прошедшей революции, продолжают присутствовать и в текущих отношениях США и Ирана. Особую перчинку добавляет конфликт Израиля и бывшей Персии, который разгорелся в огне происходящих в конце XX века событий - собственно само создание Израиля; притеснение палестинцев; арабо-израильский конфликт на этой почве; приход к власти в Иране духовных лидеров, которые желали распространить Исламскую революцию на другие страны; начало превращения арабо-израильского конфликта в противостояние двух религиозных миров.
Так, современная риторика США по отношению к Ирану строится в основном на собственном желании «отомстить» за падение шахского режима и необходимости поддерживать Израиль. Дональд Трамп уже продемонстрировал свою решимость к действиям ещё на первом президентском сроке в 2018 году, когда вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (известен как «ядерная сделка»), который был утвержден в 2015 году между Ираном, Китаем, Францией, Германией, Россией, Великобританией, США и Европейским союзом и предусматривал ограничение иранской ядерной программы в обмен на ослабление санкций. Действия Трампа были обусловлены утечкой информации о проводимой Ираном программе по созданию ядерного оружия (разработка держалась в тайне, но Моссад смог разоблачить «коварных персов»). Однако стоит добавить, что скорее всего это не самая весомая причина, ведь заново введенные экономические ограничения против Ирана ослабляли его и позволяли Израилю закрепляться в качестве доминанта.
После своей инаугурации действующий президент США заявлял о том, как здорово было бы заключить новое соглашение с Ираном. Правда наряду с этим звучали слова о поставках мощного неядерного боевого арсенала израилю для атак по ядерным объектам Ирана и возможном «уничтожении» Ирана Соединенными Штатами. То есть Трамп как бы предложил варианты с двумя табуретками: остаться без шансов на обретение желанного оружия и, следовательно, влияния или подвергнуться военному вмешательству.
Несмотря на такую безальтернативность для страны Ближнего Востока, достаточно удивительно, что Дональд Трамп в принципе допустил возможность заключения новой сделки. Возможно роль сыграли недавно произошедшие события: выборы нового президента Ирана - Масуда Пезешкиана, который сравнительно в большей степени настроен на взаимодействие с США и Европой в рамках дипломатического диалога; ослабление Хезболлы и ХАМАС, которые получают значительную поддержку от теократии и являются основными рычагами сдерживания Израиля; военный переворот в Сирии, который перекрыл свободный путь снабжения Хезболлы и ХАМАС. Но стоит помнить, что выйти из новой сделки Трампу так же ничего не стоит.
Итак…
Итак, стоит выделить три основных направления, которые представляют наибольшую актуальность для Трампа (и всей его команды) на Ближнем Востоке - Израиль и Сектор Газа, Саудовская Аравия и Иран (да простят нас ОАЭ). Во всех трех случаях истоки сводятся к необходимости обеспечить безопасность Израиля и укрепление его позиций, что является фактическим усилением влияния США в регионе.
Можно бесконечно говорить о причинах такого интереса к региону: от больших запасов нефти и их поставок в Штаты до желания решить вопрос терроризма и ядерной угрозы во благо всего человечества. Как бы то ни было, факт остается фактом - Трамп активно поддерживает Израиль и его действия, давая понять, что в его срок президентства приоритет силы в регионе будет оставаться за еврейским государством.
Источники
- Бавырин, Д. Трамп предложил Ирану то, чего там давно ждали // Деловая газета «Взгляд». 07.02.2025. URL: https://vz.ru/world/2025/2/7/1313283.html (дата обращения: 21.02.2025).
- Шварцман, В. Что обещал Дональд Трамп в случае победы на президентских выборах // РБК. 04.11.2024. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/11/2024/6722303d9a79470db9d46e6f (дата обращения: 21.02.2025).
- Мамедов, Р. Второй срок Трампа. Контуры ближневосточной политики США // РСМД. 04.02.2025. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vtoroy-srok-trampa-kontury-blizhnevostochnoy-politiki-ssha/?sphrase_id=178009909 (дата обращения: 22.02.2025).
- Наследный принц Саудовской Аравии поздравил Трампа и обсудил с ним мирные усилия и расширение инвестиций // Al Jazeera. 23.01.2025. URL: https://www.aljazeera.net/news/2025/1/23/ولي-العهد-السعودي-يبحث-مع-ترامب-تعزيز (дата обращения: 22.02.2025). (на араб.).
- Speri, A. Who is Steve Witkoff, Trump’s man at the Israel-Hamas ceasefire talks? // Al Jazeera. 19.01.2025. URL: https://www.aljazeera.com/news/2025/1/18/who-is-steve-witkoff-trumps-man-at-the-gaza-ceasefire-talks (дата обращения: 23.02.2025).
- Ross, D. How Trump Can Remake the Middle East // The Washington Institute. 16.01.2025. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/how-trump-can-remake-middle-east (дата обращения: 22.02.2025).
- Mason, J. Trump wants US to own Gaza, could let Middle East states help rebuild // Reuters. 10.02.2025. URL: https://www.reuters.com/world/trump-meet-with-leaders-saudi-arabia-egypt-israeli-president-says-2025-02-09/ (дата обращения: 21.02.2025).
- Арутюнян, Л. Безумный план Трампа: переселить два миллиона палестинцев и построить на костях элитный курорт // Комсомольская правда. 05.02.2025. URL: https://www.reuters.com/world/trump-meet-with-leaders-saudi-arabia-egypt-israeli-president-says-2025-02-09/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Почему глубинное государство США ненавидит Иран? // kvb.by. 23.03.2023. URL: https://www.reuters.com/world/trump-meet-with-leaders-saudi-arabia-egypt-israeli-president-says-2025-02-09/ (дата обращения: 21.02.2025).
Автор: Куклев Ярослав