Найти в Дзене

Утрата Лядинского тройника

«… народная творческая казна была в 18 еще полна» * - пишет И.Я.Билибин про строительство храмов Севера в дереве. Ему вторит и Е.В.Ходаковский, оценивая значение последних десятилетий 18 века. Рассматривая деревянное зодчество того периода, он оценивает его, как подлинный шедевр: «В их формах нет ни малейшего намека на упадок, стагнацию или вырождение. Наоборот, интенсивность строительства, творческое разнообразие, уважение к традиции, и в то же время, ее интерпретация — вот черты, которые на то время обещали еще долгую жизнь деревянной архитектуре Русского Севера».** Построенная на грани веков Богоявленская церковь (единственная уцелевшая из Столетовского тройника) являет собой последний виток самобытного строительства, присущего прежнему «старому» Северу. Указ Павла Первого от 25 декабря 1800 г., запрещающий строительство деревянных церквей, имел власть «генерально по всем епархиям». Да, Богоявленская церковь являет собой монументальность именно в силу того, что к 1800 г. УЖЕ б

«… народная творческая казна была в 18 еще полна» * - пишет И.Я.Билибин про строительство храмов Севера в дереве. Ему вторит и Е.В.Ходаковский, оценивая значение последних десятилетий 18 века. Рассматривая деревянное зодчество того периода, он оценивает его, как подлинный шедевр: «В их формах нет ни малейшего намека на упадок, стагнацию или вырождение. Наоборот, интенсивность строительства, творческое разнообразие, уважение к традиции, и в то же время, ее интерпретация — вот черты, которые на то время обещали еще долгую жизнь деревянной архитектуре Русского Севера».**

-2

Построенная на грани веков Богоявленская церковь (единственная уцелевшая из Столетовского тройника) являет собой последний виток самобытного строительства, присущего прежнему «старому» Северу.

-3

Указ Павла Первого от 25 декабря 1800 г., запрещающий строительство деревянных церквей, имел власть «генерально по всем епархиям». Да, Богоявленская церковь являет собой монументальность именно в силу того, что к 1800 г. УЖЕ была возведена.

-4

Коснись строительства (вымышленная ситуция, конечно) десятилетием позже она выглядела бы совершенно иначе. Тогда, в 1800 г., казалось, эта бумага подвела черту многолетней традиционной ветви строительства в дереве. Если бы не одно «но»… Бюрократия, как явление, на тот конкретный промежуток времени, способствовала одновременно, как строительству каменных храмов, о чем черным по белому и писано в Деле по Высочайшему повелению о нестроении деревянных церквей, так и позволяла продолжить строительство в дереве в силу непреодолимых причин. Таким образом, деревянное зодчество Севера оказалось в достаточно шатком положении, пока в конце весны 1801 г. Св.Синод не выпустил Положение, в тексте которого были освещены причины для отступа от общего положения. Тема это достаточно интересная, и я непременно напишу про закулисье и молчаливое противостояние между строительством храмов в камне или дереве начала 19 века.

 

-5

Почему же Лядинский погост был так ценен (со всех сторон)? 

Потому как с 1830 г., когда произошли определенные потепления в политике по запрету возведения церквей в дереве, в обществе и строительстве многое изменилось- как минимум, необратимые сдвиги стилистического и художественного исполнения. Условно: так, как строили в середине 18 века, больше не строили (было не принято!). А тут… в окрестностях Каргополя такой шикарный тройник, прославляющий видение северного храма на старый лад.

-6

Тройник Лядинского погоста включал в себя:

Церковь богоявления Господня, 1793 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1761 г. (согласно данным с сайта , сгорела от удара молнии 5 мая 2013 г.)

Отдельно стоящая колокольня шатрового типа, 1820 г (из описания колокольни на 1841 год: «…колокольня деревянная, шатровая, рубленная в сруб, восьмистенная, а низ под него о четырех стенах, где устроен анбар для склада хлеба, жертвуемого прихожанами в церковь, и помещение для иных вещей.»)***

К тому же, Лядинский тройник был окружен массивной деревянной оградой, украшенной башнями и калитками.****

_____

* И.Я.Билибин «Народное творчество Русского Севера// Мир искусства», 1904 г., №11 

** Е.В.Ходаковский «Деревянная церковная архитектура Русского Севера 19-начала 20 веков», 2020 г.

*** Давыдов А.Н. «Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века)// Массовые источники Отечественной истории», 1999

**** Красовский М.В. «Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество», 1916