Казалось бы, где скандалы, и где «Ариэль»... И всё-таки челябинский ансамбль тоже попадал в переделки. Однажды музыканты решились на необычный эксперимент — и сымитировали заигранную пластинку. Прикол поняли не все.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Советские 1930-е ознаменовались грандиозным поворотом к индустриализации. В недавнем прошлом аграрная страна менялась на глазах. И даже ироничный лозунг из романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова — «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» — как нельзя лучше отражал дух времени. Улицы городов постепенно покидал конный транспорт, уступая место автомобилям, трамваям, а в столице — метро. Именно в этот переломный период появилась одна из самых узнаваемых и добрых песен той эпохи — «Песенка старого извозчика».
Музыку для неё написал молодой, но уже подававший огромные надежды композитор Никита Богословский, в чьём творческом багаже уже были «Любимый город» и «Спят курганы тёмные».
В качестве автора текста выступил менее известный широкой публике, одарённый поэт и драматург Ярослав Родионов. Его судьба была непростой: сын офицера-врангелевца, он, однако, сумел найти свое место при новом режиме и вместе с матерью, работавшей художником по костюмам в театре Мейерхольда, избежал репрессий. Позже он выступал на фронтах Великой Отечественной войны в составе Ансамбля песни и пляски Северного флота, где и погиб от ранения.
Но голосом и душой «Песенки старого извозчика» навсегда остался Леонид Утёсов. Композиция была создана специально для него, с учётом его уникальной артистической манеры. Утёсов сумел наполнить трогательную историю о старом извозчике, который с юмором наблюдает, как мир безвозвратно меняется, тёплой, немного ностальгической иронией.
Впервые оркестр Утёсова исполнил песню о «водителе кобылы» в 1942 году, но на пластинку она попала лишь в феврале 1945-го. Казалось бы, время извозчиков безвозвратно ушло, но песня оказалась удивительно долгоиграющей. Её история только начиналась...
В 1982 году анимированный «клип» на песенку вошёл в мультфильм режиссёра Вячеслава Котеночкина «Старая пластинка», который познакомил с ретро-мелодией новое поколение. Мультипликационный Утёсов совершает путешествие из старой деревянно-булыжной Москвы в современную — с высотками и просторными проспектами.
В 1974 году участники популярного вокально-инструментального ансамбля «Ариэль» во время репетиции послушали старую запись Леонида Утёсова. При прослушивании пластинка в нескольких местах «заедала», возвращая иглу на предыдущую бороздку, заставляя слова повторяться.
Музыкантам это показалось забавным, и они решили воплотить этот эффект «заезженной пластинки» на концерте. Как вспоминал руководитель коллектива Валерий Ярушин, сначала коллеги отнеслись к идее скептически, ведь после искусственной «запинки» вернуться в ритм было невероятно сложно. Лишь после долгих репетиций номер был готов.
Валерий Ярушин вспоминал: «Для начала придумал фразы для заедания. Потом перевёл это на ноты. Преткновением было после перескакивания войти в прежний темп. Музыканты знают, как это жутко сложно! Высчитать невозможно, поэтому мы, как спортсмены, тренировались и интуитивно меняли темп».
Реакция публики оказалась неоднозначной. Вышедшая пластинка «Ариэля» вызвала форменный скандал: возмущённые покупатели массово возвращали её в магазины, требуя обменять на качественную, заявляя о браке фирмы «Мелодия». Ситуация прояснилась лишь после того, как ансамбль представил песню в «Голубом огоньке». Здесь уже было видно, что музыканты просто пошутили.
Ирония заключалась в том, что с каждым новым технологическим витком музыкальная шутка «Ариэля» снова и снова вызывала недоумение. По словам Валерия Ярушина, уже во времена компьютеров и CD-дисков молодое поколение, не знакомое с особенностями винила, искренне недоумевало: «Был такой звонок от молодого племянника, который сказал: "Дядь Валера, у вас такая классная старая песня есть, но почему-то у всех пацанов она глючит!"»
И даже спустя десятилетия после выхода песни, после показа юбилейного кремлёвского концерта «Ариэля» по Первому каналу в адрес ансамбля снова пришло гневное письмо с претензией на брак по звуку.
«Песенка старого извозчика», рождённая как напоминание об уходящей эпохе, сама со временем стала мостом между поколениями. Сегодня её шутливая «заезженная» мелодия звучит под ритм, напоминающий неторопливый цокот копыт, позволяя слегка приостановить бег.
Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!