Найти в Дзене

«Красота – это гармония, порядок, тишина…», – Дмитрий Краснопевцев. К 100-летию со дня рождения художника

8 июня 1925 года родился Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995). Художника называют ключевой фигурой «метафизического» направления в советском искусстве.
Как пишут о нем искусствоведы: «Искусство Краснопевцева созвучно поэтике итальянских метафизиков: Джорджо де Кирико и в особенности Джорджо Моранди. Натюрморт для него, как и для этих художников-модернистов, выступил способом исследования внутренних задач искусства, в процессе решения которых его произведения приобретали вид облаченных в живописную форму философских размышлений над проблемами времени, преходящего характера бытия и других центральных онтологических категорий». И так как я не сильно разбираюсь в русском андерграунде (как и в зарубежном:)), то предлагаю, не давая никаких оценок, просто познакомиться с биографией художника и его работами. Родился Дмитрий Краснопевцев в центре Москвы, на улице Остоженка. Рядом Государственный музей нового западного искусства и Государственный музей изобразительных искусств (теперь Пу

8 июня 1925 года родился Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995). Художника называют ключевой фигурой «метафизического» направления в советском искусстве.
Как пишут о нем искусствоведы:
«Искусство Краснопевцева созвучно поэтике итальянских метафизиков: Джорджо де Кирико и в особенности Джорджо Моранди. Натюрморт для него, как и для этих художников-модернистов, выступил способом исследования внутренних задач искусства, в процессе решения которых его произведения приобретали вид облаченных в живописную форму философских размышлений над проблемами времени, преходящего характера бытия и других центральных онтологических категорий».

И так как я не сильно разбираюсь в русском андерграунде (как и в зарубежном:)), то предлагаю, не давая никаких оценок, просто познакомиться с биографией художника и его работами.

Родился Дмитрий Краснопевцев в центре Москвы, на улице Остоженка. Рядом Государственный музей нового западного искусства и Государственный музей изобразительных искусств (теперь Пушкинский), где будущий художник проводил много времени.

Дмитрий Краснопевцев. Вид из окна на пятом этаже дома №8 на Остоженке. 1947. Оргалит, масло. Коллекция музея АРТ4, Москва
Дмитрий Краснопевцев. Вид из окна на пятом этаже дома №8 на Остоженке. 1947. Оргалит, масло. Коллекция музея АРТ4, Москва

Но, на мой взгляд, наиболее сильное воздействие на творчество будущего художника оказали те вещи, что окружали его с детства в собственной квартире. Его дед был не только учителем, но и большим коллекционером различных старинных предметов. Среди антиквариата были редкие дореволюционные книги, монеты, диковинные раковины, камни и другие артефакты. Мальчик не мог не увлечься чтением этих книг и созерцанием этих диковинок.

До войны Краснопевцев учился в районной художественной школе и на отделении сценографии у А.Н. Чиркова в Московском художественном училище памяти 1905 года. Но в 1943 году был призван в армию и отправлен на Дальний Восток. Училище художник окончил уже после войны. Работал учителем рисования.

Дмитрий Краснопевцев. Портрет Решетникова. 1945. Холст, масло. 34 х 26. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Портрет Решетникова. 1945. Холст, масло. 34 х 26. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с раковинами. 1947. Холст, масло. 44,5 х 70. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с раковинами. 1947. Холст, масло. 44,5 х 70. Частное собрание

Любопытный факт: со своей супругой Лидией Павловной художник был знаком с первого класса. Поженились они в 1948 году и прожили вместе до самой смерти художника.

А в 1949 году Дмитрий Михайлович решил продолжить художественное образование и поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где на отделении графики обучался под руководством мастера миниатюрного офорта М.А. Доброва. Он создавал портреты, городские пейзажи, особенно любил изображать московские дворики.

Дмитрий Краснопевцев. Московский двор. 1950-е. Картон, масло. 15,5 х 53,5. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Московский двор. 1950-е. Картон, масло. 15,5 х 53,5. Частное собрание

Ещё до окончания института (в 1955 году) Краснопевцев устроился на работу в «Рекламфильм». Здесь он трудился более 20 лет, работая над киноафишами. Одним из его коллег был Ярослав Манухин, о творчестве которого я совсем недавно писала в связи с его столетним юбилеем.

Ярослав Манухин. Портрет художника Дмитрия Краснопевцева. 1958. линогравюра
Ярослав Манухин. Портрет художника Дмитрия Краснопевцева. 1958. линогравюра
Дмитрий Краснопевцев. Свержение Вандомской колонны. Рабочий рисунок для киноафиши. 1950-е. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть, акварель. 27,5 х 37,5. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Свержение Вандомской колонны. Рабочий рисунок для киноафиши. 1950-е. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть, акварель. 27,5 х 37,5. Частное собрание

В конце 1950-х годов семью Краснопевцевых выселили из квартиры в центре Москвы. и они переехали в Черёмушки, где художник организовал небольшую мастерскую. Сюда он перевез коллекцию деда, которую и сам активно пополнял новыми артефактами. Это были не только книги, керамика, маски, раковины и камни, но и засушенные листья, цветы, корни деревьев, насекомые, черепа животных и ещё много всякой всячины, которая располагалась в определенном порядке, понятном только художнику. Это был мир Дмитрия Краснопевцева.

«Красота – это гармония, порядок, тишина… Красота не столько свойство самого предмета, сколько результат нашей любви к нему», – Дмитрий Краснопевцев

Дмитрий Краснопевцев в мастерской. Фотография Игоря Пальмина
Дмитрий Краснопевцев в мастерской. Фотография Игоря Пальмина

В этот период художник увлекся натюрмортом, а все эти необычные предметы становились героями его картин.

«Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в строгую, жесткую раму в прямом и переносном смысле – раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона», – писал Дмитрий Краснопевцев

Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с бегонией (Цветок в горшке). Середина 1950-х. Картон, масло. 43 × 39,8. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с бегонией (Цветок в горшке). Середина 1950-х. Картон, масло. 43 × 39,8. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Стакан с репейником. 1956. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
Дмитрий Краснопевцев. Стакан с репейником. 1956. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с кувшином и палитрой. 1959. Оргалит, масло. 49 х 69. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с кувшином и палитрой. 1959. Оргалит, масло. 49 х 69. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Старинные фолианты. 1959. Холст на картоне, масло. 50,3 х 70. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Старинные фолианты. 1959. Холст на картоне, масло. 50,3 х 70. Частное собрание

Художника считали формалистом, и его работы практически не выставлялись. Но он имел широкий круг общения в художественной среде и однажды на картины Краснопевцева обратил внимание американский коллекционер Нортон Додж, так работы художника отправились в США.

Дружил художник и с известным пианистом Святославом Рихтером, в квартире которого, можно сказать подпольно, в 1962 году состоялась первая персональная выставка Дмитрия Краснопевцева. Позже его картины стали демонстрироваться вместе с работами нонконформистов как в СССР, так и за рубежом.

Ярослав Манухин, Дмитрий Краснопевцев и Святослав Рихтер на выставке в ГМИИ им. Пушкина. Фотография 1978 года
Ярослав Манухин, Дмитрий Краснопевцев и Святослав Рихтер на выставке в ГМИИ им. Пушкина. Фотография 1978 года

Постепенно произведения художника становились всё более философскими, живописец стал наполнять изображаемые вещи высоким духовно-нравственным смыслом. Так, например, разбитый кувшин превратился в метафору разрушенных надежд и исчезнувшей гармонии. С помощью предметов художник старался передать человеческие переживания.

Дмитрий Краснопевцев. Ветка в разбитом кувшине. 1967. Оргалит, масло. 50,5 х 36. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Ветка в разбитом кувшине. 1967. Оргалит, масло. 50,5 х 36. Частное собрание
Дмитрий Михайлович считал, что все эти предметы с городских свалок «говорят нам о беге всеуничтожающего времени, и говорят нисколько не меньше, чем руины соборов и крепостей, еле различимые рвы, окружавшие бывшие города, замшевые стёртые надгробья – это часовая стрелка времени, а то – быстро бегущая, секундная».

Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с бутылками и ветками. 1968. Картон, масло. 24,7 х 21,2. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с бутылками и ветками. 1968. Картон, масло. 24,7 х 21,2. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Кувшины в земле, 1969. Оргалит, масло. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Краснопевцев. Кувшины в земле, 1969. Оргалит, масло. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с цветочными горшками. 1973. Оргалит, масло. 56 х 44. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с цветочными горшками. 1973. Оргалит, масло. 56 х 44. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Три сосуда, камни и улитка. 1973. Оргалит, масло. 48 х 56. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Три сосуда, камни и улитка. 1973. Оргалит, масло. 48 х 56. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с металлической коробкой. 1974. Оргалит, масло. 41 х 39. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с металлической коробкой. 1974. Оргалит, масло. 41 х 39. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Заброшенный дом. 1970-е. Офорт. 11 х 17,3. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Заброшенный дом. 1970-е. Офорт. 11 х 17,3. Частное собрание

Постепенно метафизические натюрморты, выдержанные в монохромном стиле, принесли своему автору известность и признание не только в неофициальных кругах. В 1982 году Дмитрия Краснопевцева приняли в Союз художников.

Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с колбой. Оргалит, масло. 23,7 х 22,7. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт с колбой. Оргалит, масло. 23,7 х 22,7. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт со стволом дерева и разбитым кувшином. 1986. Оргалит, масло. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт со стволом дерева и разбитым кувшином. 1986. Оргалит, масло. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Композиция со сломанной веткой. 1988. Оргалит, масло. 61 х 41,5. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Композиция со сломанной веткой. 1988. Оргалит, масло. 61 х 41,5. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Триптих. 1993. Оргалит, масло. 53 х 53. Частное собрание
Дмитрий Краснопевцев. Триптих. 1993. Оргалит, масло. 53 х 53. Частное собрание

А в 1992 году, в постсоветское время, прошли сразу две официальные персональные выставки художника, и он стал первым среди художников лауреатом негосударственной российской премии «Триумф». В 1994 году Святослав Рихтер подарил Пушкинскому музею часть работ Краснопевцева из своей коллекции.

Умер Дмитрий Михайлович 28 февраля 1995 года. Вскоре Лидия Павловна также передала в Пушкинский музей работы художника и всю обстановку его мастерской вместе с коллекцией артефактов.

«Когда художник пытается скопировать природу как можно точнее, создать нечто очень точное и похожее на тот объект, что находится у него перед глазами, – он всегда бывает посрамлен природой при сравнении. Когда же он пользуется природой как поводом для выражения своего личного ощущения, своих мыслей и чувств – тогда он творит, и природа удивлена», – писал в своем дневнике Дмитрий Краснопевцев


И в заключение хочу сказать, что, когда я готовлю публикации про художников, родившихся сто лет назад, меня поражает насколько их много таких талантливых и разных, сумевших найти свой индивидуальный почерк и с его помощью выразить свой внутренний мир на холсте или бумаге.

С любовью, ваша Света В.

Эта статья из серии моих публикаций «100 лет тому назад», которые выходят у меня в Телеграм-канале. Там же есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников:

Света В Литературе и Искусстве