8 июня 1941 года вооруженные силы Великобритании вместе со "Сражеющейся Францией" начинают военные действия на Ближнем Востоке, целью которых был контроль над Сирией и Ливаном, которые тогда ещё были французскими колониями и управлялись вишистским правительством.
Здесь необходимо отметить, что после поражения Османской империи в Первой мировой войне, все ближневосточные земли были "по-братски" поделены между Англией и Францией. Британцы заполучили Месопотамию и Трансиорданию (впоследствии ставшие Ираком и Иорданией). Франции же досталась Сирия, в состав которой тогда входили и земли современного Ливана.
Когда же в 1940-м году Франция была разгромлена немцами и власть перешла к марионеточному Вишистскому правительству, в обязанности последнего входил контроль за заморскими колониями, в том числе и за ближневосточными.
Гитлер уже потирал руки, предвидя, что совсем скоро он вплотную займётся разработкой сирийских ресурсов, а заодно использует эти территории в качестве плацдарма для захвата "жирных" нефтяных месторождений Мессопотамии, а заодно и выхода к Индии. Которая, как мы все помним, всё ещё оставалась Британской колонией. Таким образом, Гитлер рассчитывал "переломить хре_бет" непокорным британцам.э
Однако, строя все эти грандиозные планы, Гитлер допустил ошибку, ставшую для него и стран Оси почти роковой. Он ограничил численность французских колониальных войск в Сирии 35-ю тысячами человек. Что, как оказалось, было ничтожно мало для удержания контроля вишистов над этими территориями.
Отлично понимая, что немцев ни в коем случае нельзя подпускать к ближневосточной нефти, Шарль де Голь приступил к разработке уже своих собственных планов целью которых был переход контроля над Сирией в руки союзников по антигитлеровской коалиции. А тем временем уже и в самой Сирии начинало поднимать голову освободительное движение.
Численность союзных войск при помощи которых Де Голь планировал перехватить контроль над Сирией, составляла 34 000 человек при поддержке трёх самолётов и 12 военных судов. Войска вишистов насчитывали 35 000 - чуть больше, чем союзников. Но это было незначительное преимущество, на которое при должной организации военной операции можно было бы и не обращать внимания.
Союзники, которыми руководил командующий британскими войсками в Месопотамии и Трансиордании генерал Генри Вильсон, планировали наступать с трёх направлений, причём главный удар должен был нанесён со стороны Палестины.
В ночь 1941 года южная группировка объединённого войска союзников (большую часть которых, к слову, составляли вовсе не французы, а австралийцы) перешла границу и начала наступление на север. Де Голь рассчитывал, что вишисты не станут оказывать серьёзное сопротивление, но он просчитался: продвигаться вперёд приходилось с боями.
9 июня союзники смогли захватить город Кунейтра, однако меньше чем через неделю вишисты отбили его у него, заодно ещё и взяв в плен ьританский батальон. Город Марджъюун, бои за который также начались 9 июня, три раза переходил из рук в руки. А к Дамаску союзникам и вовсе удалось подойти только 21 июня, и то когда вишисты его оставили.
Однако, все эти сложности и неудачи не могли заслонить громких успехов союзников. Так, например, 3 июля после ожесточенных уличных боёв была взята Пальмира. А сражение, произошедшее возле Дамура, в ходе которого союзники одержали победу, прорвав мощный оборонительный рубеж, определило исход всей кампании. Впереди ещё было наступление на Бейрут. Но уже после потери Дамура командующий силами вишистов в Сирии генерал Денц заговорил о капитуляции.
С 12 июля 1941 года боевые действия прекратились. Однако Петен запретил Денцу вести переговоры с де Голем или кем-то других из представителей "Свободной Франции", а капитулировать он должен был только перед британцами.
14 июля в Акре было подписано соглашение о передаче сирийских территорий британским военным властям. Но де Голь вовсе не собирался "дарить" англичанам французские колониальные земли из-за чего союзники едва не рассорились.
Однако англичане сообразили, что сейчас не время для склок из-за земель. 24 июля 1941 года они издали дополнительный протокол, согласно которому в Леванте признавалось главенство властей "Свободной Франции". Де Голь же, в свою очередь, признал приоритет британского командования в деле стратегического управления сил союзников.
Вместо заключения
В результате успешного проведения операции "Экспортёр", союзники перехватили контроль над Сирией и Ливаном у стран Оси.
Последние же таким образом потеряли возможности добывать нефть на Ближнем Востоке, что существенно ударило в первую очередь по интересам гитлеровской Германии, как раз в это время развязавшей войну с Советским Союзом и потому как никогда ранее нуждающейся в топливе для танков и самолётов.
Вишисты, в свою очередь, лишились важных для них колониальных земель, которые уже скоро - всего через два года после завершения Второй мировой войны, к тому же ещё и получили статус независимых государств которыми остаются и по сей день.