Да, 8 июня, пятьдесят дней после Пасхи. Поэтому и называют Троица Пятидесятницей. Пишут, что она всегда выпадает на воскресенье.
Самая известная икона с изображением Троицы – конечно же, авторства Андрея Рублева.
Смотрите, какое наглядное изображение я нашла. Даже то, что на столе, в варианте с окладом добавили. А ведь лаконичность рублевской интерпретации истории угощения Авраамом трех ангелов и правда несет глубокий смысл.
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».
Когда икону все-таки передали церкви, я так расстроилась! Ну да, с детства наслушаешься разных историй, когда папа музейщик. Ну, вот не на месте у меня душа! А ведь я помню, что когда бывала в Третьяковской галерее, то всегда подолгу стояла и смотрела на нее.
И решила я погуглить, что с ней сейчас, когда она переехала на хранение в Троице-Сергиеву Лавру. Знаете, как на мой вопрос ответил ИИ, кот орый теперь автоматически выскакивает при обращении к Гуглу? Дядя Гугл и его умная собачка ИИ, ага.
Вот скрин:
За достоверность всей сгенерированной информации я не ручаюсь: так расстроилась, что не полезла углубляться, тем более что уже потратила кучу нервов в 2023 году, когда решался этот вопрос. Но судя по тем сведениям, которые мне попадались и в прошлом году, всё именно так и обстоит. Вот только про подписку о неразглашении не знала.
И теперь у меня вот такое настроение:
Вот, наверняка и вам тоже настроение подпортила, блин.
И вообще я хотела написать статью не про это. Но вот так получилось, что полезла выяснять, что там с ней сейчас. Хранили-хранили, во время в0йны аж в Новосибирск эвакуировали… И два года назад передали в ненадежные руки. Реставраторы были резко против, но с министерством культуры разве поспоришь? «На 49 лет с продлением», любезно уточняет Гугл. Что от нее останется-то?
Ладно, снова я про это. Прямо не отпускает меня.
Так. Я ведь собиралась про народные обычаи вообще-то! Погружаюсь в свою любимую тему, чтобы забыться.
А в народе этот день еще зовут Зелеными святками. Вернее, даже целую неделю до нее. Почему? Да потому, что в любой древней культуре переход от весны к лету, расцвет всех созидательных сил природы всегда отмечался с размахом. У нас, вот, был Семик.
Особую роль в празднике играл хоровод. Интересно, что в некоторых регионах зарегистрированы обычаи водить его чуть ли не часами, чтобы «помочь земле» и самому набраться ее энергии. Ходить в это время «гурьбой» – тоже важное дело:
«Где девки шли, / Там цветы цвели, / Где ребята шли, / Там рожь густа».
Кому интересно, вот ссылка на фольклорный ансамбль, где пожилые участники воссоздают обычай «хождения» под песню с зачином «Ой, леленьки-лёли». Этнографы считают, что эти «лёли» – отсылка к Лелю, славянскому божеству любви и брака. А кто-то говорит, что это просто такое вокальное украшение песни.
Кстати, о песнях. Наверное, многие помнят «Во поле березонька стояла»… Меня с детства удивляло, зачем ее «заламывать»: «Я пойду по полю погуляю, белую берёзу заломаю»… Да, ее и правда пригибали к земле, переплетая березовые кудри с длинной травой щедрого начала лета. Порой и заламывали при этом, конечно. Зато украшали цветами, завивая венком макушку, вплетали ленты в длинные ветви, водили вокруг хороводы. Новогоднюю елку вообще срубают, прежде чем украсить. А еще девушки «кумились», то есть целовались через завитый на березе венок, или проходили под «воротцами» из двух сплетенных верхушками березок, дарили друг другу мелкие подарочки. Порой даже нательными крестами обменивались!
В этом празднике элементы дружбы и любви переплетаются с трудовыми мотивами: люди как бы просят помощи у земли в таких работах, как, например, цикл производства льняного полотна. Помните. Я совсем недавно писала про лён и про посвященную работам с ним песню? Все холсты должны быть к этому времени сотканы, иначе на нитках будут качаться русалки!
Кстати, о них. Ведь неделю после Троицы еще называли «русальей», попадалось даже наименование Пятидесятницы – Русалия. От воды лучше держаться подальше, да. И даже не стирать. Старшее поколение подкрепляло запрет словами: «чтобы не накликать в семью утопленника». Ну ладно, можно вежливо пустить по реке красивый венок, сделать качельку из веток растущих на берегу березок – пусть русалки покачаются. Русалий у наших предков была не одна, кстати.
А вот здесь венки не искусственные, и вообще очень милая фотография:
А еще на Троицу обильно посыпали скошенной травой и в храмах, и дома, украшали всё цветами.
И берёзки, куда же без них?
Традиция!
Еще использовали растение, которое называлось «заря». Вот, у Пушкина о семье Лариных (кстати, «лары» – хранители семейного очага, забавно, правда?):
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три.
Вот она, заря, то есть любисток:
Активно использовался не только в медицине, но и как оберег, в том числе от русалок, и в народной любовной магии. Считалось, что побывавший в церкви на Троицу любисток будет защищать от засухи. Только для этого надо его активировать: оросить слезами, конечно.
А помните, я рассказывала про «похороны кукушки» на Маргоски? «Кукушку» сначала «крестили», потом «хоронили» (прятали в землю). Этот обряд проводили и перед Троицей. Вообще, в разных регионах и даже деревнях одного региона время проведения того или иного обряда могло отличаться, но все равно было примерно в одном природном цикле.
Сходным смыслом обладают и «похороны русалки», когда ритуальное прохождение /вождение чучела заканчивалось «изгнанием» за околицу или в ржаное поле. Функции русалки выполняла и трава, которую кидали или закапывали в ржи.
А вот современная фотография:
Значит, еще жив обычай! Правда, мальчишки воды уже не боятся!
А в других регионах устраивали «похороны Костромы». У этнографа Зеленина про это много. Вообще, всё это что-то настолько древнее, что туда даже страшно погружаться, да. Какие-то базовые настройки человека с природой, с колесом года. Забытые отмычки от забытых дверей. О каждом из этих обрядов можно не одну статью написать.
Ну что, с Троицей вас! ❤️