Найти в Дзене
КОСМОС

Маска заставляют работать на Tesla

Но это может обернуться катастрофой.

Можно с уверенностью сказать, что инвесторы Tesla недовольны. Им приходится наблюдать, как Маск всё больше подливает масла в огонь, который сам же и разжёг в центре компании, в то время как сам он бегает, будто играет в переодевания, как будто на дворе конец 1930-х. Поэтому в прошлую среду группа крупных инвесторов Tesla, в основном пенсионные фонды, направила компании письмо, в котором резко раскритиковала «кризис», охвативший Tesla, и потребовала, чтобы Маск вернулся к работе на Tesla хотя бы на 40 часов в неделю. Помимо этого, они хотят, чтобы Маск разработал чёткий план преемственности — ну, чтобы его можно было сместить, если он не справится. Если Маск откажется, они не поддержат никакие новые компенсационные планы для него, а это будет серьёзным ударом, поскольку его рекордный компенсационный пакет на 56 миллиардов долларов может потребовать повторного утверждения, учитывая, что суды его заблокировали. Это взрослые говорят ребёнку прибраться, иначе они отнимут его побитые и поломанные игрушки. Но мне не даёт покоя мысль: неужели это ошибочный шаг? Или это, напротив, гениальный ход?

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

В конечном счёте, Tesla добилась успеха вопреки Маску, а не благодаря ему.

Не поймите меня неправильно: статус Tesla как мемной компании — целиком заслуга поведения Маска. Но успех самой компании практически не имеет к нему отношения. Roadster и Model S были идеями настоящих основателей — Тарпеннинга и Эберхарда; вся база была заложена до того, как Маск вытеснил их из компании. Он также почти не участвовал в разработке этих моделей, предпочитая отойти в сторону и дать инженерам работать. Ведь в то время он был занят тем, чтобы спасти SpaceX. Ходят даже слухи, что идея Model 3 тоже принадлежит Тарпеннингу и Эберхарду, а Маск просто довёл её до конца. Однако даже если это не так, Маск держался в стороне от разработки, и такие эксперты по электромобилям, как Питер Роулинсон (ныне CEO Lucid), были главными двигателями этих проектов.

Именно эти инженеры создали Model S, Model 3 и зарядную сеть, сделавшие электромобили Tesla такими привлекательными. Да, Маск помог им реализовать это и давал общее направление, но он не является основной причиной успеха Tesla.

Однако период, когда Маск не вмешивался и позволял гениальным инженерам творить чудеса, закончился примерно в 2016–2019 годах — сразу после его третьего развода и череды неудачных романов. Похоже, тогда его чувство неполноценности зашкаливало. Он начал делать безумные заявления — например, что Tesla уже в 2016 году была безопаснее водителя-человека, что до сих пор не соответствует действительности. Именно тогда он начал вредить компании.

Лучший тому пример — Cybertruck. Маск был идейным вдохновителем и куратором этого проекта; всё, что не так с Cybertruck — от ужасного качества сборки до склонности к возгоранию — ведёт к нему.

А это огромная проблема. Cybertruck должен был стать спасением Tesla. Конкуренты начали угрожать её фактической монополии, и Cybertruck должен был вывести продажи на новый уровень. Однако спрос настолько низкий, что производство пришлось сильно сократить. У Tesla уже более 10 000 непроданных Cybertruck на складах, что говорит о практически полном отсутствии спроса. Cybertruck должен был стать будущим компании — и именно Маск виноват в его провале.

То же самое касается аккумуляторов 4680. Это должны были быть собственные аккумуляторы Tesla — более дешёвые, более энергоёмкие и быстрее заряжающиеся, чем у конкурентов. Они должны были увести Tesla далеко вперёд. Но спустя пять лет Tesla не только не выполнила своих обещаний, но и все крупные производители аккумуляторов теперь выпускают батареи, которые по всем параметрам значительно превосходят 4680. Почему? Потому что вместо того, чтобы дать инженерам свободу, Маск заставил их использовать недоказанную проприетарную технологию сухого катода, которую он купил. Снова эго Маска встало на пути, навязав компании тупиковое решение.

И знаете что? Он поступил так же с системой Full Self-Driving (FSD)!

Изначально FSD, как и все другие автопилоты, использовала целый набор датчиков: радары, ультразвуковые сенсоры и камеры. Это обеспечивало избыточность — если один сенсор выходит из строя, другие компенсируют. Это также помогало контролировать поведение ИИ: если он ошибается, дополнительные сенсоры могут быстрее выявить опасность. Например, если ИИ не заметил велосипедиста и начал поворачивать в него, ультразвук сразу распознает быстро приближающийся объект и экстренно затормозит.

Но Маск, несмотря на мольбы инженеров, предупреждавших, что это сделает систему крайне небезопасной, настоял на том, чтобы FSD использовала только камеры. Почему? Потому что так дешевле. Теперь FSD крайне небезопасна. Это не мои слова — это говорят сами инженеры Tesla и родственники 51 человека, погибшего по вине FSD.

Автопилот и роботакси, как и Cybertruck, должны были стать будущим Tesla. Они должны были избавить компанию от необходимости зарабатывать на производстве и приносить миллиарды от лицензий и сервисов. Но теперь это невозможно — из-за некомпетентного вмешательства Маска.

Как доказали компании вроде Waymo, всё это вполне реально — при наличии правильно оснащённой системы. Их роботакси требуют вмешательства для предотвращения аварии каждые 17 000 миль (по данным на 2023 год). У FSD от Tesla — каждые 31 милю! Никто в здравом уме не сядет в такую машину, особенно если у неё нет ни руля, ни педалей — как обещает Маск для «Cybercab».

Да, Маск заявил, что перед выходом Cybercab FSD улучшат. Он утверждает, что система будет требовать вмешательства только раз в 10 000 миль. Но это всё равно значительно хуже, чем у Waymo, и к тому же подразумевает рост безопасности более чем на 76 000 % по сравнению с текущей системой — что абсолютно нереалистично.

Кроме того, собственный анализ Tesla показал, что роботакси не принесут прибыли ещё долго. И — сюрприз! — Waymo это уже доказала: они никогда не приносили прибыли и, вероятно, не будут ещё много лет. Так что ставить будущее компании исключительно на беспилотники — глупо. Даже если не облажаться с технологией.

Эгоцентричное руководство Маска поставило будущее Tesla на карты с продуктами, которые не работают и опасны. Даже без его политических выходок он уже обрёк Tesla на беду.

Так зачем же заставлять его вернуться?

Один из быков Tesla, Гэри Блэк, публично заявил, что если Маск уйдёт, акции Tesla могут упасть на 20–25 %, что приведёт к потере почти 220 миллиардов долларов для акционеров. Заметьте, он не говорит ни слова о лидерских качествах Маска или его инновациях — только о том, что миф о Маске прибавляет акционерной стоимости.

Вот почему это письмо инвесторов — гениально. Оно заставляет Маска вернуться в Tesla, чтобы сохранить миф и рыночную стоимость. Но одновременно заставляет его создать план преемственности — готовя и компанию, и рынок к его уходу. Так что, когда его идиотское руководство действительно начнёт топить компанию, его можно будет вынудить уйти, сохранить Tesla на плаву и минимизировать убытки инвесторов.