Третья рельса в системе метро часто изображается в кино и на телевидении как смертельная опасность — одно прикосновение может означать мгновенную смерть. Но насколько точно это изображение, и в чём заключается научная подоплёка этой угрозы?
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos
Третья рельса — это дополнительная рельса, расположенная сбоку или между двумя основными ходовыми рельсами на железнодорожных путях метро. Она подаёт электрическую энергию поезду, обычно через контактную «туфлю», скользящую вдоль рельса. Такая система широко используется в городском транспорте, поскольку обеспечивает эффективную и непрерывную подачу электричества без необходимости в навесных проводах, которые могут быть более громоздкими и уязвимыми.
Большинство третьих рельс работают при напряжении от 600 до 750 вольт постоянного тока (DC). Такой уровень напряжения определённо опасен. Хотя одно лишь напряжение не определяет смертельную угрозу — критичными также являются сила тока (измеряется в амперах) и путь его прохождения через тело — третья рельса несёт в себе достаточно энергии, чтобы убить человека практически мгновенно при определённых условиях. Даже небольшие токи порядка 100 миллиампер (0,1 ампера), проходящие через сердце, могут быть смертельными, а третья рельса может дать в сотни раз больше.
Человеческое тело проводит электричество, особенно если кожа влажная — от пота или дождя, например. Когда кто-то касается третьей рельсы, стоя при этом на металлической поверхности или мокром бетоне, электричество может пройти через тело, нарушив ритм сердца, повредив ткани или вызвав ожоги. В результате часто наступает смерть или серьёзные травмы. В редких случаях люди выживали после контакта, обычно если путь тока обходил жизненно важные органы.
Опасность усугубляется тем, что третья рельса не всегда отчётливо выделяется визуально. Часто она покрыта защитным кожухом или доской, чтобы предотвратить случайный контакт, но в экстренных ситуациях или в моменты растерянности люди всё же могут наступить на неё или дотронуться, не осознавая риск. Транспортные системы используют предупреждающие знаки и строгие процедуры, чтобы предотвратить такие инциденты, но смертельные случаи всё равно происходят каждый год.
С научной точки зрения, смертельная опасность третьей рельсы объясняется законом Ома (V = IR), где напряжение (V), сила тока (I) и сопротивление (R) связаны между собой. Сопротивление тела может сильно варьироваться — от 1000 Ом при сухой коже до всего 100 Ом при влажной. При напряжении в 750 вольт мокрое тело может проводить более 7 ампер — этого более чем достаточно, чтобы вызвать фибрилляцию желудочков — смертельное нарушение сердечного ритма.
Интересно, что третья рельса опаснее обычных бытовых розеток в большинстве стран, которые обычно подают ток в пределах от 110 до 240 вольт переменного тока (AC). Хотя переменный и постоянный ток воздействуют на тело по-разному — переменный вызывает мышечные сокращения, а постоянный может вызвать устойчивое мышечное напряжение — оба могут быть смертельны. Высокое напряжение постоянного тока в третьей рельсе даёт устойчивую подачу энергии, что делает её более склонной к глубоким ожогам тканей и остановке сердца.
Несмотря на опасность, третья рельса жизненно необходима для эффективного питания городского рельсового транспорта. Альтернативы, такие как навесные провода, безопаснее с точки зрения доступа, но сложнее в обслуживании внутри тоннелей. Именно поэтому грамотная конструкция, изоляция, знаки и просвещение общественности — ключ к минимизации риска.
Некоторые системы уже исследуют «умные» технологии для обнаружения присутствия человека рядом с рельсой или отключения питания в экстренных случаях. Другие инвестируют в улучшенные барьеры и двери на краях платформ. Но в конечном счёте безопасность зависит от осведомлённости — понимания того, что третья рельса — это не миф и не преувеличение, а реальная и смертельная угроза.
Исторически третья рельса существует с конца XIX века. Первые электрические железнодорожные системы использовали её, чтобы избежать сложностей с навесными проводами в стеснённых городских условиях. Хотя она оказалась эффективной, риск был очевиден всегда. Даже первые инженеры отмечали опасность и устанавливали примитивные защитные кожухи, которые со временем эволюционировали, но до сих пор во многом зависят от осторожности человека.
В заключение: да — третья рельса действительно так опасна, как её описывают. Хотя это инженерное чудо, питающее миллионы поездок в метро каждый день, она требует уважения. Это не просто приём в триллерах — это реальная угроза с потенциально смертельными последствиями.