Найти в Дзене
Интересный

Вавилон: Взлет и Падение Древней Цивилизации

Вавилон — название, которое сразу вызывает в воображении образы величественных городских стен, сверкающих храмов и одной из самых выдающихся цивилизаций древности. Этот город, известный как «Врата Бога», оправдывал свое название, став перекрестком культур и держав. Расположенный на берегах реки Евфрат в Месопотамии (на территории современного Ирака), Вавилон прошел путь от скромного поселения до столицы великих империй, став центром науки, религии и образования. Его история, охватывающая более 15 веков, представляет собой богатую летопись роста, разрушений и возрождений. Это повествование не только о царях и битвах, но и о культурном расцвете, законодательных кодексах, легендах, достижениях в астрономии и роли жрецов. Археологические находки и клинописные тексты свидетельствуют о том, что место, где позже возник Вавилон, было заселено уже в III тысячелетии до нашей эры. Однако в те времена он оставался в тени более древних и влиятельных городов, таких как Ниппур, Киш и Ур. Самое раннее
Оглавление

Вавилон — название, которое сразу вызывает в воображении образы величественных городских стен, сверкающих храмов и одной из самых выдающихся цивилизаций древности. Этот город, известный как «Врата Бога», оправдывал свое название, став перекрестком культур и держав. Расположенный на берегах реки Евфрат в Месопотамии (на территории современного Ирака), Вавилон прошел путь от скромного поселения до столицы великих империй, став центром науки, религии и образования. Его история, охватывающая более 15 веков, представляет собой богатую летопись роста, разрушений и возрождений. Это повествование не только о царях и битвах, но и о культурном расцвете, законодательных кодексах, легендах, достижениях в астрономии и роли жрецов.

Ранние Этапы Формирования

Археологические находки и клинописные тексты свидетельствуют о том, что место, где позже возник Вавилон, было заселено уже в III тысячелетии до нашей эры. Однако в те времена он оставался в тени более древних и влиятельных городов, таких как Ниппур, Киш и Ур.

Самое раннее известное упоминание о Вавилоне относится к правлению аккадского царя Шар-кали-шарри, около 2200 года до нашей эры. Одна из его надписей упоминает строительство храмов в месте под названием Ка-Дингир, что также означает «Врата Бога», и, предположительно, это и был Вавилон. На этом раннем этапе город не был ни независимым, ни особенно большим; он управлялся наместниками под руководством Аккадской империи. Поздние месопотамские хроники приписывали основание Вавилона даже знаменитому Саргону Аккадскому (около 2330 года до нашей эры), хотя это, вероятно, является легендой, отражающей позднейший престиж города.

После падения Аккадской империи около 2150 года до нашей эры южная Месопотамия перешла под контроль Третьей династии Ура, а затем распалась на ряд независимых городов-государств. Вавилон на некоторое время исчез из исторических хроник. Однако его судьба изменилась с приходом семитских племен, известных как амореи, которые сыграли ключевую роль в возрождении города.

Около 1894 года до нашей эры аморейский вождь Суму-абум захватил Вавилон и основал местную династию. Его преемники, такие как Суму-ла-Эль, расширили влияние города, построили фортификационные сооружения и утвердили свою автономию. Тем не менее, поначалу Вавилон был лишь одним из множества мелких царств, уступая в могуществе своим более сильным соседям, таким как Ларса, Исин и Элам. Эти ранние правители, возможно, даже не именовали себя царями, но их действия заложили основу для будущего возвышения Вавилона, укрепив поселение и, возможно, способствуя формированию местной идентичности, сосредоточенной вокруг покровительствующего бога Мардука.

Золотой Век Хаммурапи и Старовавилонское Царство

Вавилон достиг своего величия под властью шестого правителя аморейской династии — царя Хаммурапи, правившего примерно с 1792 по 1750 год до нашей эры. Он унаследовал скромное царство, но благодаря дальновидной дипломатии и, несомненно, военной силе, превратил Вавилон в столицу новой империи. За время своего долгого правления он систематически побеждал конкурирующих царей и объединил всю южную Месопотамию под своей властью, завоевав такие города, как Урук, Ларса, Исин и даже Мари. Это политическое объединение привело к тому, что регион впервые стал известен как Вавилония – «земля Вавилона». Вавилон, некогда незначительный город, теперь вытеснил почтенный Ниппур в качестве религиозного и культурного центра юга.

Хаммурапи наиболее известен своим знаменитым Кодексом законов, высеченным на огромной каменной стеле. Этот артефакт, найденный археологами, показывает, как царь стремился быть воспринятым как божественно назначенный хранитель справедливости. В прологе Кодекса Хаммурапи провозглашает, что боги призвали его «установить господство праведности в стране, уничтожить нечестивых и злодеев, чтобы сильный не мог причинить вред слабому». Эти идеалы, пусть и частично являющиеся царской пропагандой, указывают на передовую концепцию права и общества. Сами законы, насчитывающие почти 300 положений, охватывают все: от договорных споров и заработной платы до преступлений и семейного права, и вместе они ярко описывают повседневную жизнь вавилонян. Например, Кодекс устанавливает ответственность строителей: если построенный дом рухнет и убьет владельца, строитель будет казнен. Законы также регулировали права купцов и даже жен. Несмотря на то что по современным меркам они были суровыми, многие правонарушения карались смертной казнью или членовредительством, эти законы стремились обеспечить порядок и предсказуемость в новом, сложном городском обществе, которое только начинало формироваться.

Под властью Хаммурапи Вавилон процветал. Хотя археологические остатки города того периода скудны из-за последующих перестроек, письменные источники говорят о храмах, дворцах и каналах. Мардук, изначально местный городской бог, приобрел выдающееся значение в имперском культе Вавилона. Вероятно, во время или вскоре после правления Хаммурапи была составлена эпическая поэма «Энума элиш», вавилонский миф о сотворении мира, возвышающий Мардука до ранга царя богов. В этом мифе другие божества даруют Мардуку превосходство и в празднование установления порядка над хаосом планируют строительство Вавилона как его святого города, провозглашая: «Построим святилище, чтобы оно служило его покоями, пусть это будет обитель Мардука». Это эффективно мифологизирует основание Вавилона как часть сотворения мира, показывая самовосприятие города как божественно избранного места, где решения небес воплощались на земле.

Еще одной областью, в которой преуспела старовавилонская культура, были наука и знания. Вавилоняне унаследовали богатые интеллектуальные традиции Шумера и Аккада. Таблички эпохи Хаммурапи показывают достижения в математике и астрономии. Например, глиняная табличка, известная как Плимптон 322, содержит числовые таблицы, включающие пифагоровы тройки – целые решения теоремы Пифагора. Это свидетельствует о том, что вавилонские ученые понимали сложные математические концепции более чем за тысячу лет до Пифагора. Они использовали шестидесятеричную (основание 60) систему счисления, которая дала нам 60-минутный час и 360-градусный круг. В астрономии они наблюдали движения звезд и планет для календарных целей и предсказаний. Вся эта ранняя ученость записывалась клинописью на глиняных табличках, часто на аккадском языке, а иногда и на шумерском, который сохранялся как научный язык. Вавилонские писцы обучались обширным лексическим текстам и спискам, оттачивая свои навыки на глиняных упражнениях.

Правление Хаммурапи стало вершиной могущества Старовавилонской империи. Однако после его смерти преемники столкнулись с серьезными трудностями в управлении столь обширным царством. Внутренние восстания и внешнее давление начали ослаблять государство. Южные регионы, включая болотистую местность у Персидского залива, откололись, образовав династию Приморья.

Кульминацией кризиса стал 1595 год до нашей эры, когда Вавилон внезапно пал под натиском хеттов — могущественной державы из Анатолии. Хеттский царь Мурсили I захватил и разграбил город, увезя сокровища и пленников в свою столицу Хаттусу. Этот внезапный набег положил конец Первой династии Вавилона, завершив правление аморейской линии с царем Самсу-дитаной. Хетты, однако, не остались для управления городом, оставив Вавилон в хаосе и открытым для последующих захватчиков.

Касситская Эпоха и Период Средневавилонского Царства

В вакууме власти после падения Вавилона возникла новая династия – касситы, народ из региона Загросских гор. Они взяли Вавилон под свой контроль примерно в 1590–1570 годах до нашей эры и правили почти четыре столетия, что сделало их одной из самых долговечных династий в истории Вавилона. Хотя их происхождение было чужеземным, со временем касситы полностью ассимилировались с вавилонской культурой, переименовав южную Месопотамию в Кар-Дуниаш. Под касситским правлением Вавилон был восстановлен и сохранил свой статус важного города, но не стремился агрессивно расширять свою империю. Этот период характеризовался относительной стабильностью, расцветом художественной и литературной деятельности, а также частыми взаимодействиями – как дипломатическими, так и военными – с соседними державами.

Несколько касситских царей, таких как Бурна-Буриаш, Каригалзу и Кадашман-Энлиль, упоминаются как в вавилонских записях, так и в переписке с Египтом. Знаменитые Амарнские письма из Египта (XIV век до нашей эры) показывают, как вавилонские цари обращались к египетским фараонам как к «братьям» и обменивались дарами и принцессами, свидетельствуя о включении Вавилона в международную систему, которая также включала Египет, Митанни, Хеттское царство и Ассирию.

В культурном отношении касситская эпоха ознаменовалась великим сохранением и кодификацией знаний. Вавилонские ученые составляли списки богов, научные тексты, и, возможно, окончательная редакция «Энума элиш» относится к этому времени. «Эпос о Гильгамеше», хотя и уходящий корнями в более древние шумерские сказания, был найден в более поздних библиотеках в стандартной вавилонской версии, которая, возможно, была отредактирована в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Религиозный престиж Вавилона также рос; статуя Мардука и его храм Эсагила оставались центральными в церемониальной жизни. Цари принимали титулы вроде «хранителя Эсагилы», чтобы подчеркнуть свой долг перед главным божеством Вавилона.

Однако политическая судьба Вавилона в касситские времена была переменчивой. Царство часто находилось под угрозой со стороны могущественных соседей: на севере поднималась Среднеассирийская империя, а на востоке все более смелым становилось царство Элам в юго-западном Иране. К XIII и XII векам до нашей эры Вавилония стала полем битвы между этими державами. Касситам удавалось удерживаться в течение столетий, но они постепенно теряли территории и влияние. В конце концов, в 1155 году до нашей эры касситская династия была свергнута эламитами под предводительством царя Шутрук-Наххунте, который вторгся в Вавилон и, предположительно, увез статую Мардука в качестве добычи.

После этого краха было восстановлено местное вавилонское правление – так называемая Вторая династия Исина. Среди этих правителей выделялся Навуходоносор I (не путать с более поздним Навуходоносором II), правивший примерно с 1125 по 1104 год до нашей эры. Он прославился своими походами против Элама, чтобы отомстить за прежние унижения. Ему удалось победить Элам и вернуть похищенные идолы, включая почитаемую статую Мардука, обратно в Вавилон. Этот акт сделал его героем в глазах вавилонян, восстановив национальную гордость и благосклонность богов. Он также восстановил храмы и, предположительно, спонсировал возрождение вавилонской культуры.

Но даже это возрождение было недолгим. XI век до нашей эры принес новые вызовы, поскольку арамейские и сутейские кочевые племена проникли в Месопотамию. Эти западносемитские группы нарушили торговлю и сельское хозяйство, а иногда захватывали города. Имеются сведения, что арамейский вождь даже ненадолго взял под свой контроль Вавилон в конце XI века до нашей эры, что свидетельствует о фрагментации власти.

Письменные источники этого периода становятся всё более скудными, что знаменует начало так называемого «тёмного века», известного как Средневавилонский или посткасситский период — времени мелких государств и непрекращающейся борьбы. Несмотря на все эти трудности, Вавилон продолжал существовать как город. Его религиозное значение, связанное с почитанием Мардука, делало его важным центром, где каждый завоеватель стремился узаконить свою власть.

Вавилон Под Тенью Ассирийской Империи

К IX веку до нашей эры возродившаяся Новоассирийская империя, базировавшаяся в северной Месопотамии, начала оказывать влияние на Вавилон и его земли. Ассирия была культурно близка к Вавилонии, но политически они были соперниками. Часто Ассирия рассматривала южную Месопотамию как богатую, но и проблемную провинцию. Примерно с 900 по 600 год до нашей эры судьба Вавилона была переплетена с подъемом и падением Ассирии. В этот период Вавилония иногда управлялась непосредственно ассирийскими царями, иногда передавалась вассальным царям, а часто сотрясалась восстаниями, когда вавилонские элиты и племенные вожди, особенно халдеи, боролись за свою автономию.

Первое столкновение произошло в 853 году до нашей эры, когда ассирийский царь Салманасар III зафиксировал в своих анналах битву с вавилонскими силами. Позднее ассирийские правители, такие как Тиглатпаласар III (правление: 745–727 годы до нашей эры), начали играть более активную роль в судьбе Вавилона. В 729 году до нашей эры Тиглатпаласар III воспользовался внутренними конфликтами в Вавилоне, вторгся в город и короновал себя его царем. Чтобы умиротворить вавилонян и укрепить свою власть, он принял местное тронное имя, тем самым интегрировав Вавилон в состав Ассирийской империи.

Несмотря на такие меры, вавилонское сопротивление продолжало тлеть. Местные лидеры, такие как Мардук-апла-иддина II (также известный как Меродах-Баладан), халдейский вождь, захватывали город всякий раз, когда ассирийский контроль ослабевал. Меродах-Баладан правил Вавилоном несколько раз, выступая за независимость Вавилонии. Он заключал союзы с Эламом и другими соседями, чтобы противостоять Ассирии. В 722 году до нашей эры, после смерти ассирийского царя Шарру-кина V, Меродах-Баладан занял Вавилон и был признан царем. Но новый ассирийский монарх Саргон II (не путать со старым Саргоном) провел годы в походах, чтобы окончательно изгнать повстанца. Саргон II в конце концов победил Меродаха-Баладана в 710 году и вошел в Вавилон как его правитель, изображая себя законным вавилонским царем и участвуя в вавилонском новогоднем празднике Акиту.

Однако местные беспорядки не исчезли за одну ночь. После смерти Саргона Меродах-Баладан вновь появился и поднял восстание. Сын Саргона, Синаххериб (правивший с 704 по 681 год до нашей эры), столкнулся с почти постоянным состоянием восстаний в Вавилонии, подпитываемых халдеями и при поддержке Элама. Изначальный подход Синаххериба заключался в назначении местного марионеточного правителя или одного из своих сыновей, но каждая договоренность терпела неудачу. Уставший от повсеместного восстания, в 689 году до нашей эры Синаххериб принял крайнюю меру: он атаковал и уничтожил Вавилон.

Согласно ассирийским записям, он тщательно разорил весь город, сравняв с землей стены, храмы, дворцы и даже унося обломки в реку Евфрат. Синаххериб хвастался, что разрушение Вавилона было настолько полным, что его руины будет невозможно идентифицировать. Для города, который был религиозным центром, это было шокирующим даже по древним стандартам. Этот акт был расценен большинством месопотамцев как нечестивый. Действительно, собственное убийство Синаххериба в 681 году до нашей эры двумя его сыновьями, когда он молился в храме, было истолковано вавилонянами как божественное наказание – месть Мардука за оскорбление его города.

Преемник Синаххериба, Асархаддон, сразу же предпринял усилия для исправления сложившейся ситуации, осознавая, что управление Месопотамией невозможно без поддержки Вавилона. Асархаддон начал восстановление города, заявив о своем намерении вернуть ему былое величие. Уже в 680 году до нашей эры он приступил к реконструкции храмов и улиц. Спустя десятилетие Вавилон вновь обрел свою функциональность: святилища были восстановлены, а жители возвращены.

Асархаддон пошел еще дальше, разделив правление своей империей между двумя сыновьями: старший, Шамаш-шум-укин, получил Вавилон как своего рода младший царь, а младший, Ашшурбанапал, унаследовал ассирийский трон в Ниневии. Идея заключалась в том, чтобы умиротворить Вавилон, предоставив королевскому члену семьи править там, уважая его автономию в определенной степени.

В течение примерно 16 лет Вавилония и Ассирия сосуществовали в этом братском союзе. Однако напряженность нарастала, поскольку Шамаш-шум-укин был недоволен подчинением своему брату. В 652 году до нашей эры он возглавил великий союз народов против Ашшурбанапала: вавилоняне, халдеи, эламиты и арамеи присоединились к восстанию, что привело к ожесточенной гражданской войне. После продолжительной осады Вавилон был взят измором в 648 году до нашей э эры. Ашшурбанапал одержал победу, а Шамаш-шум-укин, по сообщениям, погиб в пламени своего дворца.

Примечательно, что Ашшурбанапал не разрушил Вавилон. Вместо этого он совершил ритуал примирения, установил марионеточного царя Кандалану на вавилонском троне и увез сокровища от ученых на север, но оставил город нетронутым. Ашшурбанапал проявлял живой интерес к вавилонской культуре; его знаменитая библиотека в Ниневии содержит копии многочисленных вавилонских литературных и даже научных текстов, которые он собрал. Это показывает важный момент: даже когда Вавилон был политически подчинен, его культурное влияние сохранялось. Ассирийские правители изучали вавилонскую литературу, богов, таких как Мардук, уважали, а вавилонские астрономы и писцы ценились особенно высоко.

Нововавилонское Царство: Последний Всплеск Величия

Ашшурбанапал умер в 631 году до нашей эры, и Ассирия погрузилась во внутренние распри. Вавилон снова воспользовался шансом обрести независимость. Халдейский вождь Набопаласар поднял восстание в Вавилоне в 626 году до нашей эры, провозгласив себя царем и сбросив ассирийское господство. Этот момент знаменует начало величайшей эры Вавилона со времен Хаммурапи, названной Нововавилонской империей.

Под властью Набопаласара (правившего с 626 по 605 год до нашей эры) и его преемников Вавилон пережил возрождение – политическое, архитектурное и культурное. Набопаласар заключил союз с мидянами, иранским народом, чтобы вести войну с Ассирией. Кампания оказалась чрезвычайно успешной: крупные города Ассирии, включая могучую Ниневию, были разграблены к 612 году до нашей эры, а к 609 году до нашей эры Ассирийская империя фактически перестала существовать. Вавилон теперь стал доминирующей имперской державой в Месопотамии.

Значительная часть славы Нововавилонской империи пришлась на правление сына Набопаласара, Навуходоносора II (правившего с 604 по 562 год до нашей эры). Он, пожалуй, самый знаковый правитель Вавилона. За его долгое правление (более 40 лет) он консолидировал империю и предпринял амбициозные строительные проекты, которые сделали Вавилон знаменитым на весь древний мир.

В военном отношении Навуходоносор продолжил дело своего отца. Он проводил кампании в Леванте, разгромив египетскую армию при Кархемише в 605 году до нашей эры и в конечном итоге подчинив царства Сирии и Иудеи. Именно Навуходоносор II осадил Иерусалим, разрушил храм в 587 году до нашей эры и изгнал иудеев, о чем упоминается в еврейской Библии. Каждая победа приносила дань и умелых пленников обратно в Вавилон, обогащая империю.

Сам Вавилон был полностью преображен под руководством Навуходоносора. Царь гордился тем, что украшает столицу. В одной из надписей он хвастается:

«Я построил крепкую стену, которую нельзя сотрясти, из битума и обожженных кирпичей я заложил ее фундамент на груди преисподней и поднял ее вершину высоко, как гора».

Это не было праздной похвалой: он действительно укрепил оборону Вавилона, построив двойную линию городских стен, что делало его практически неприступным. Более поздние классические авторы утверждали, что эти стены были настолько широкими, что по ним могли мчаться колесницы.

Навуходоносор перестроил и расширил главные храмы, особенно Эсагилу – храм Мардука, и зиккурат Этеменанки, возвышающуюся ступенчатую пирамиду, посвященную Мардуку, возможно, высотой более 90 метров. Этеменанки, в частности, был легендарным, и некоторые ученые полагают, что он послужил вдохновением для позднейших легенд о Вавилонской башне из-за своей внушительной высоты.

Одним из самых известных проектов Навуходоносора были Ворота Иштар и Великая процессионная дорога. Ворота Иштар, массивные двойные ворота на северной стороне города, были облицованы ослепительной голубой глазурованной плиткой и украшены рельефами быков, львов и драконов – символических зверей, связанных с богами Ададом и Мардуком. Через эти ворота проходила процессионная дорога – мощеная кирпичом улица, по бокам которой располагались стены с такими же красочными рельефами, ведущие к храмовому комплексу. Во время новогоднего праздника статуи богов проносились по этой аллее среди музыки и ритуалов, создавая впечатляющее гражданское зрелище. Ворота Иштар были настолько великолепны, что их части, раскопанные в XX веке, были реконструированы и выставлены в музее, позволяя современным зрителям восхищаться вавилонским мастерством.

Вавилон Навуходоносора был построен не только для благочестия и защиты, но и для того, чтобы впечатлять и контролировать. Он построил огромный дворец для себя, наряду с пышными внутренними дворами. Существует также давняя история из более поздних греческих источников о том, что Навуходоносор построил Висячие сады Вавилона – серию террасных садов с экзотическими растениями, предположительно, чтобы утешить свою мидийскую жену, которая скучала по зеленым холмам своей родины. Эти сады, если они существовали, были бы выдающимся инженерным подвигом – искусственным раем зелени посреди сухой равнины, орошаемым насосами, поднимающими воду из Евфрата. Позднее они были включены в список Семи чудес света. Однако историки спорят, были ли Висячие сады реальными, или легенда возникла из-за путаницы с садами в ассирийской Ниневии. В Вавилоне не было найдено окончательных археологических следов, но отсутствие доказательств не является окончательным на таком сильно перестроенном участке.

Что несомненно, так это то, что Навуходоносор уделял огромное внимание религиозным учреждениям Вавилона. Каждый год во время весеннего равноденствия Вавилон проводил Акиту – новогодний фестиваль, во время которого царь должен был выполнять ритуалы, признающие превосходство Мардука. Частью этого было ритуальное «взятие руки» Мардука в храме царем, церемония, подтверждающая его право на правление, своего рода божественный мандат царей. Во времена Навуходоносора фестиваль Акиту был грандиозным событием, привлекавшим паломников и включавшим процессии и обряды, связывавшие судьбу царя с богом города.

Удивительной деталью является ритуальное унижение царя: верховный жрец снимал с Навуходоносора регалии и давал ему пощечину, заставляя могущественного правителя проливать слезы – знак смирения перед богом. Только если царь плакал, демонстрируя тем самым, что он не превысил свои полномочия, Мардук символически возобновлял его мандат. Такие традиции иллюстрируют сложный баланс власти между церковью и государством в Вавилоне; духовенство вавилонских храмов, особенно жрецы Мардука, обладали значительным влиянием. Вавилонское жречество впоследствии сыграет роль в политических переходах.

Навуходоносор II умер в 562 году до нашей эры на пике своей власти. Он оставил наследие царя, который наконец вернул былую славу Вавилона. Город на момент его смерти, вероятно, был самым большим в мире, возможно, занимая более 1000 гектаров и насчитывая более 100 000 жителей – настоящий мегаполис своего времени. Его тройные стены, возвышающийся зиккурат, богато украшенные ворота, оживленные базары и библиотеки клинописных табличек делали его предметом зависти современников.

Греческий путешественник Геродот, живший несколько столетий спустя, описывал Вавилон почти в легендарных выражениях. Он говорил о его огромной окружной стене длиной около 90 километров (вероятно, преувеличение, свойственное Геродоту), а также об необычных обычаях жителей, таких как погребение умерших в меду и участие в ритуальной проституции. Эти красочные заявления современные историки воспринимают с большим скепсисом. Тем не менее, труды Геродота показывают, как сохранялась мистика Вавилона . Правда состоит в том, что Вавилон Навуходоносора был столь же реален, сколь и необыкновенен, и оставил глубокое впечатление на всех, кто с ним сталкивался.

Закат и Иноземное Владычество

После смерти Навуходоносора II Нововавилонская империя вступила в период политической нестабильности, характеризующийся частой сменой правителей и ослаблением центральной власти. Его непосредственный наследник Амель-Мардук (Эвиль-Меродах в библейских источниках) занимал престол всего два года (562-560 гг. до н.э.), прежде чем погиб в результате дворцового переворота.

Власть перешла к его зятю Нериглиссару (Нергал-шар-уцуру), который правил с 560 по 556 год до н.э. После его естественной смерти трон унаследовал малолетний сын Лабаши-Мардук, однако юный правитель был свергнут уже через несколько месяцев в результате заговора придворной знати. В 556 году до н.э. к власти пришел Набонид — последний царь независимого Вавилона, чье правление завершило историю Нововавилонского царства.

Набонид представлял собой весьма неординарную фигуру среди вавилонских правителей. Взойдя на престол в 556 году до н.э. в зрелом возрасте, он не имел царского происхождения, но отличался глубокими интеллектуальными и религиозными интересами. Его мать служила жрицей лунного божества Сина, что во многом предопределило религиозные предпочтения будущего царя. Набонид демонстрировал особое почитание Сина, прежде всего в священном городе Харране, что шло вразрез с установившимся приоритетом культа Мардука — главного божества Вавилона. Подобная религиозная политика породила серьезные противоречия в среде вавилонского жречества и стала источником внутренних конфликтов.

Еще более необычным шагом стало решение Набонида покинуть столицу на целое десятилетие, обосновавшись в отдаленном аравийском оазисе Тайма. Мотивы этого поступка до сих пор вызывают дискуссии среди исследователей: одни видят в этом стратегический расчет по контролю над аравийскими торговыми маршрутами, другие склоняются к версии о личных религиозных побуждениях монарха. На время своего отсутствия царь передал управленческие функции сыну Бел-шар-уцуру (библейскому Валтасару), назначив его регентом. Его долгое отсутствие и предполагаемое пренебрежение Набонида к Мардуку послужили предлогом для последующей пропаганды против него.

К концу 540-х годов до нашей эры империя Вавилона столкнулась с новой угрозой – восходящей Персидской империей под предводительством Кира Великого. Кир успешно завоевал Мидию и к этому моменту объединил большую часть Ирана. Затем он разгромил соседнее царство Лидию и нацелился на Месопотамию как на следующую цель. В 539 году до нашей эры он двинулся на Вавилон. Набонид с опозданием вернулся, чтобы возглавить свою армию, но внутренний раскол ослабил оборону Вавилонии. В битве при Описе на Тигре силы Кира решительно разгромили вавилонскую армию.

Вскоре после этого сам Вавилон пал перед персами. Согласно вавилонским записям и собственному рассказу Кира, город сдался без особого сопротивления. Ворота были открыты вавилонскими сановниками, разочарованными Набонидом, и персы вошли мирно. Хроника Набонида, клинописная табличка, написанная вавилонскими учеными, подтверждает, что в 539 году до нашей эры армия Кира вошла в Вавилон «без боя» и что Набонид был пленен.

Кир проявил религиозную почтительность: он отправился в храм Мардука и короновался как освободитель, а не завоеватель. Кир усилил это послание в знаменитом Цилиндре Кира – глиняной цилиндрической надписи, захороненной как закладной депозит в Вавилоне. На цилиндре Кир представлен как избранный Мардуком для восстановления порядка. Он критикует Набонида (не называя его прямо) за нечестие и пренебрежение городом и народом Вавилона. Один отрывок гласит:

«Без битвы и конфликта он (Мардук) позволил ему (Киру) войти в Вавилон. Он избавил свой город Вавилон от бедствия. Набонида, царя, который не боялся его, он предал в его руку».

Кир далее перечисляет, как он вернул перемещенных богов в их храмы и позволил изгнанным народам вернуться домой.

Действительно, вавилонские архивы указывают на то, что Кир уважал местные традиции. Он и его преемники принимали титул «Царь Вавилона» среди множества своих титулов и участвовали в новогоднем фестивале, по крайней мере, на первых порах. Так закончилась эра вавилонских царей. Персидская Ахеменидская империя включила Вавилонию в число своих богатейших провинций.

Под персидским господством (539–331 годы до нашей эры) Вавилон оставался важным городом. Он служил административным центром империи. Кир и его сын Камбиз заботились о городе. Но когда в 522 году до нашей эры к власти пришел Дарий I, Вавилон восстал дважды. Восставшие, такие как Нидин-Бел и Араха, выдавали себя за Навуходоносора. Они хотели подчеркнуть легитимность своих действий.

Дарий подавил эти восстания с некоторыми трудностями и, по сообщениям, принял суровые репрессии. Позднее, при Ксерксе (486–465 годы до нашей эры), Вавилон снова восстал около 482 года до нашей эры. На этот раз персидская кара была тяжелой: древние источники утверждают, что Ксеркс вывез золотую статую Мардука и, возможно, разрушил части вавилонского зиккурата. Он упразднил вавилонскую корону – после Ксеркса ни один персидский царь не именовал себя «царем Вавилона» – и превратил Вавилонию в обычную сатрапию без особого статуса. Некоторые историки считают, что ущерб религиозной инфраструктуре Вавилона при Ксерксе стал поворотным моментом, положившим начало упадку города.

Хотя Вавилон оставался многонаселенным и экономически активным, храмы страдали от запущенности. Тем не менее, вавилонская научная традиция сохранялась на протяжении всего персидского периода. Вавилонские астрономы усердно наблюдали за небом и вели астрономические дневники – подробные записи небесных событий, погоды, цен на товары и, конечно же, политических событий. Персы, будучи прагматичными правителями, часто нанимали вавилонских ученых в свою бюрократию. Вавилон также стал центром, где встречались разные культуры. Один документ той эпохи, например, представляет собой глиняную табличку, фиксирующую аренду осла неким Мардуком-Надин-Ахе с свидетелями, подписавшимися на арамейском языке, что иллюстрирует космополитическую природу Вавилона в составе империи.

Эллинистический Период и Исчезновение Города

В 331 году до нашей эры древний порядок снова изменился, когда Александр Македонский разгромил персов. После своей победы при Гавгамелах Александр вошел в Вавилон, который сдался ему без сопротивления. Древние хроники описывают, как вавилоняне приветствовали Александра как освободителя от персидского владычества, даже усыпая его путь цветочными лепестками. Александр, в свою очередь, заявил, что боги Вавилона были оскорблены персами, и обещал восстановить их храмы. Таким образом, он сделал Вавилон одной из своих имперских столиц.

Александр Македонский рассматривал Вавилон как важнейший административный центр своей обширной империи. Он инициировал масштабный проект по восстановлению зиккурата Этеменанки, который к тому времени находился в состоянии серьезного упадка. Согласно историческим источникам, Александр поручил своим войскам расчистить завалы древнего сооружения с целью его последующей реконструкции. Однако после нескольких недель интенсивных работ стало очевидно, что задача превзошла первоначальные ожидания по сложности — руины действительно представляли собой огромную груду обломков.

Трагическим поворотом для судьбы Вавилона стала внезапная смерть Александра в 323 году до н.э. Великий полководец скончался во дворце Навуходоносора от острой лихорадки, находясь в самом городе. Его преждевременная кончина кардинально изменила статус Вавилона — из столицы мировой империи он превратился в объект ожесточенной борьбы между диадохами.

В последующий эллинистический период процветание Вавилона постепенно пошло на убыль. Селевк I, один из полководцев Александра, в итоге установил контроль над Месопотамией. Первоначально он принял титул «царь Вавилона» и даже чеканил там монеты, однако вскоре основал новый город — Селевкию-на-Тигре, расположенную примерно в 80 километрах к северу, которая стала его восточной резиденцией. По свидетельствам источников, в 275 году до н.э. правители династии Селевкидов инициировали массовое переселение жителей Вавилона в новую столицу.

В результате Вавилон постепенно опустел. Храмы еще некоторое время функционировали; записи показывают, что в вавилонском храме Мардука (теперь иногда называемого греческим именем Бел) жрецы служили до III и II веков до нашей эры. Эллинистические цари, такие как Антиох IV, как отмечается, отдавали дань уважения святилищу Вавилона. Однако, поскольку центр тяжести сместился, улицы Вавилона начали становиться тише. Греческие поселенцы предпочитали Селевкию, а вавилоняне либо переселялись, либо оставались в уменьшающихся кварталах.

Но даже в упадке Вавилон не сразу стал городом-призраком. Астрономические дневники, которые вели вавилонские ученые, продолжались без перерыва до по крайней мере 60 года до нашей эры, что свидетельствует о сохранении некоторого научного сообщества. Клинопись как ученое умение продолжала существовать в Вавилоне до I века нашей эры; последняя известная клинописная надпись часто датируется примерно 75 годом нашей эры, спустя долгое время после того, как политическое значение Вавилона исчезло.

К парфянскому периоду (около II века до нашей эры – III века нашей эры) Вавилон был в основном в руинах, хотя существуют свидетельства небольшого сельского присутствия и периодической храмовой активности. Классический географ Страбон, писавший в начале I века до нашей эры, заметил, что

«большая часть Вавилона настолько пустынна, что без колебаний можно сказать, что великий город — это великая пустыня».

Ко времени Страбона огромные части Вавилона лежали заброшенными, когда-то могучие стены были разобраны на кирпичи, а Евфрат изменил русло. Поздние посетители находили лишь разрозненные руины, идентифицируемые местными жителями под названиями вроде Бабиль, память о городе, сохранившаяся в арабской традиции.

Наследие Вавилона

История Вавилона, охватывающая более полутора тысячелетий зафиксированного времени, — это богатое полотно роста, разрушения и возрождения. От скромного поселения он поднялся до имперской славы дважды – под Хаммурапи и затем под Навуходоносором II, – а затем постепенно пал под иноземное владычество и, наконец, в безвестность. Через все эти изменения Вавилон оставался маяком месопотамской цивилизации. Его народ создал эпосы и законодательные кодексы, начертил небеса и рассчитал математические принципы. Они также построили памятники, которые захватывали человеческое воображение на протяжении тысячелетий.

Наследие Вавилона заключается не только в библейских или греческих текстах, но и в его осязаемых вкладах: концепция семидневной недели, двенадцатимесячного года, сохранение шумерской литературы и идея царской власти, подотчетной божественному порядку, — все это пришло из этого древнего царства. К II веку нашей эры Вавилон перестал существовать как город, но память о нем продолжала жить, передаваясь в текстах и мифах.

Когда современные археологи в XIX и XX веках раскопали останки Вавилона, они обнаружили улицы, по которым проходили процессии, фундаменты зиккурата и кирпичи, отпечатанные именем Навуходоносора, — физические отголоски тех историй, рассказанных так давно. Взлет и падение Вавилона, таким образом, предлагает пример в динамике человеческих обществ: как знание и культура могут сохраняться даже при смене режимов, и как город может быть как реальным местом во времени, так и вечным символом человеческих достижений и амбиций.