Найти в Дзене

Психиатр не помог? Пора идти к психологу!

В названии провокация, я знаю. Большинство из вас с большей вероятностью, я так думаю, сильнее доверяют психиатру, чем психологу, когда речь идет о ПТСР или тревожности. Но я то психолог. И психолог, который работает через несколько репрезентативных систем, одна из которых речь, которую вы сейчас через зрительный канал усваиваете. И, даже, расслабляетесь, у вас появляется легкое тепло в груди. Вы спокойно выдыхаете, и явственно ощущаете, что состояние глубокого расслабления станет вашим надежным помощником. И вы будете замечать позитивные изменения. Отвлекся. Другая репрезентативная система, с которой я работаю - соматические отклики. То есть телесные ощущения, а по-нашему - нейрологическая репрезентативная система. Но вы и сами знаете, что бывает страх засядет в груди тяжелым грузом. В консультациях использую принцип, что психика непрерывно связана с телом. Принцип, который сформулировал российский нейрофизиолог Анохин, что любое действие организма, добавлю от себя и психику, сопровож
Оглавление

В названии провокация, я знаю. Большинство из вас с большей вероятностью, я так думаю, сильнее доверяют психиатру, чем психологу, когда речь идет о ПТСР или тревожности.

Но я то психолог. И психолог, который работает через несколько репрезентативных систем, одна из которых речь, которую вы сейчас через зрительный канал усваиваете. И, даже, расслабляетесь, у вас появляется легкое тепло в груди. Вы спокойно выдыхаете, и явственно ощущаете, что состояние глубокого расслабления станет вашим надежным помощником. И вы будете замечать позитивные изменения.

Отвлекся.

Другая репрезентативная система, с которой я работаю - соматические отклики. То есть телесные ощущения, а по-нашему - нейрологическая репрезентативная система. Но вы и сами знаете, что бывает страх засядет в груди тяжелым грузом.

В консультациях использую принцип, что психика непрерывно связана с телом. Принцип, который сформулировал российский нейрофизиолог Анохин, что любое действие организма, добавлю от себя и психику, сопровождается ответной реакцией организма.

В процессе спрашиваю людей о том, где живут их чувства, где живёт их травма? Тут,правда, упрощаю. И это не просто так, исследования Питера Левина, Пата Огдена и Бесселя ван дер Колка убедительно демонстрируют, что травма "хранится" в теле.

С помощью этого инструмента, нейрологической репрезентативной системы, я помогаю ослабить влияние ПТСР, снизить тревогу, повысить устойчивость человека. В случае данной статьи, повысить устойчивость - не метафора, а одна из проблем, с которой столкнулся мой клиент.

Пример

Откуда корни ПТСР у клиента. Мы выяснили, что около 5 лет назад клиент попал в аварию, здесь без подробностей. Затем все усугубилось на личном фронте.

Однажды он вышел на улицу после ссоры и почувствовал недомогание. Он утратил контроль над телом, его повело в сторону. Он почувствовал, что падает, и полностью потерял равновесие. Отчаяние, ужас, паника - эмоции, которые вспыхнули во всем теле в тот момент.

Медицинская профессия мужчины пустила мысли в русло серьезного недомогания, первая мысль - инсульт. И на то были основания.

Мысль такую в скором времени он отверг. В тот же день обратившись к коллегам с целью полного обследования.

Симптомы не уходили. Стоять и придерживаться за опору - неприятная новая норма.

Далее он воспользовался связями и попал к психиатру, который рекомендовал прокапаться препаратами в стационаре. Терапия дала результаты, мужчина полностью восстановился, но только лишь на небольшой период времени. Меньше месяца прошло до момента, когда все симптомы вернулись.

Он второй раз прокапался, и получил совет. Обратись к психологу! Наверное, во варианте: “Иди, голову лечи”, как любят говорить врачи. Так он стал искать психолога, кстати, к которому относился с недоверием. И нашел меня.

Счастливый конец

Мы справились, голову вылечили. Я получил от него отзыв спустя 2 месяца после окончания наших 8 встреч, поэтому могу судить о стабильности состояния. Если бы я описывал все наши процедуры, то ушло бы около 12 листов А4, я думаю.

Я описал серьезный случай? Думаю, да. И у меня такой случай не один. Не скажу, что легко было бы поставить на конвейер. Но, более легкие формы, панические атаки я предлагал убирать даже с оплатой после результата. И каждый раз получал свой гонорар.

Норма или не норма? Люди в таких состояниях нормальные, их нервная система в порядке. Просто она обрабатывает сложное психологическое.

А я же психолог, вот я и работаю с психологическим. Только мой арсенал расширен еще и возможностями работать с телом, которое активно “думает” на болезненном.

Некоторые нейробиологические основы

Согласно нейробиологу Антонио Дамасио, чья теория в ядре подтверждена объективными методами исследования, наше тело — не пассивный сосуд, а активный участник мышления.

Память о событиях как бы гуляет по телу в виде ощущений, откликов. Тело хранит память о событиях не в виде образов или слов, а в виде паттернов телесных реакций, соматических маркеров, которые автоматически активируются в схожих ситуациях.

  • Негативный маркер: Учащенное сердцебиение, потливость, напряжение мышц, "ком в горле", "мурашки", тошнота - подготовка к "бей/беги" или замиранию.
  • Позитивный маркер: Чувство тепла, расслабления, "легкости", "бабочек в животе - ощущение безопасности, награды.

Моя задача — способствовать формированию новых, позитивных соматических маркеров, создавая новый опыт и новые ассоциации, и интегрировать их, ослабляя власть старых, травматичных паттернов телесных реакций. При этом обязательно все это закрепить так, чтобы у человека сохранился результат.

Работая с телесными проявлениями травмы, мы воздействуем на глубинную основу эмоций, состояний и решений. Когда получается “исцелить” телесные проявления, мы нормализуем общее психическое состояние.

В результате мозг, как система предсказаний, опирается на новые соматические маркеры, формирует адаптивные реакции и снижая власть тревоги и беспокойства.

Заключение

Работа с ПТСР и другими психологическими проблемами - интересная и глубокая задача. И в идеале бы психолог и психиатр работали в мощной связке. Несмотря на том, что нервная система в порядке, некоторым людям требуется биологическая поддержка для регуляции острых симптомов, тогда важно сотрудничество со стороны психологии и медицины.

Тревога и страх живут в теле? Значит, там же их и отпускаем. Я помогу вам расшифровать язык ваших ощущений, сформировать новые, ресурсные соматические маркеры и закрепить состояние внутренней безопасности на физическом уровне. Глубинное спокойствие – ближе, чем кажется.