Найти в Дзене

Девушка с веслом: изначально фигура была полностью без одежды, что возмутило даже Сталина

Установленная практически в каждом советском парке, эта скульптура стала настоящим символом великой страны. И одновременно ироничной насмешкой над советским прошлым. Кто и когда придумал эту скульптурную композицию? Почему изначально фигура девушки была полностью без одежды и почему ее потом «одели» в майку и трусы? Как получилось, что самая первая, оригинальная, «Девушка с веслом» не сохранилась и чем отличались разные версии этой статуи? Вторая версия оригинальной скульптуры на месте фонтана в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. 1936-й год. Ее создал Иван Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры в стиле соцреализма, лауреат Сталинской премии. Сегодня это многих удивит, но мужчина ваял не просто красавицу-спортсменку в античном классическом стиле. Шадр придумал настоящий символ феминизма и женской эмансипации, символ равноправия мужчины и женщины в Стране Советов. Весло – это орудие, которым раньше пользовались только мужчины. Но советская женщина може

Установленная практически в каждом советском парке, эта скульптура стала настоящим символом великой страны. И одновременно ироничной насмешкой над советским прошлым.

Кто и когда придумал эту скульптурную композицию? Почему изначально фигура девушки была полностью без одежды и почему ее потом «одели» в майку и трусы? Как получилось, что самая первая, оригинальная, «Девушка с веслом» не сохранилась и чем отличались разные версии этой статуи?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вторая версия оригинальной скульптуры на месте фонтана в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. 1936-й год.

Ее создал Иван Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры в стиле соцреализма, лауреат Сталинской премии.

Сегодня это многих удивит, но мужчина ваял не просто красавицу-спортсменку в античном классическом стиле. Шадр придумал настоящий символ феминизма и женской эмансипации, символ равноправия мужчины и женщины в Стране Советов. Весло – это орудие, которым раньше пользовались только мужчины. Но советская женщина может и веслом, и молотом, и киркой…

Первая 12-метровая (вместе с постаментом) статуя была установлена в центре фонтана в парке Горького в 1934 году. Фигура застывшей в камне девушки была обнаженной, и как утверждали современники (фотографии ее не сохранились) все округлости и сама поза была настолько вызывающими, что смущались не только женщины, но и мужчины. По легенде возмущенный Сталин даже лично приказал убрать ее с центральной аллеи вглубь парка.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А еще первая «Девушка с веслом» неожиданно оказалась мускулистой, т.к. моделью скульптора выступила профессиональная спортсменка. По одной версии – прыгунья в высоту, по другой – гребчиха.

Первый вариант простоял до 1936 года. Вторая версия скульптуры Шадра вернулась на фонтан, но уже уменьшенная до 8 метров, менее вульгарная и более женственная. Моделью вновь послужила спортсменка, на этот раз гимнастка.

Вот оба варианта для сравнения:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Со временем появились другие, более «приземленные» (в отличие от монументального оригинала Шадра) и что самое важное «одетые» (шорты и майка) версии «Девушки с веслом» от других скульпторов. В довоенное и первое послевоенное время именно их гипсовые копии (а не Шадра) массово устанавливали во всех парках Советского Союза.

Обе оригинальные скульптуры не сохранились. Первая была «сослана» в городской парк Ворошиловграда (Луганска) и погибла в годы войны, вторая демонтирована во время реконструкции Центрального парка в середине 1950-х и судьба ее точно неизвестна, скорее всего, частично разрушилась из-за ветхости и была утилизирована.

А ниже один из одетых вариантов «Девушки с веслом». Самая популярная в СССР парковая скульптура установлена на черноморском пляже.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

РСФСР, Крымская АССР, Ялтинский район, поселок Гурзуф

Вторая половина 1930-х гг.

Обратили внимание – весло в левой руке (у Шадра в правой), расположение рук и ног другое.

А ниже редкая полуодетая версия «Девушки с веслом». Низ прикрыт, но верх не спрятан от посетителей в центральном городском парке имени Свердлова (до революции назывался Владимирский сад, в 2010 году возвращено историческое название).

Весло снова в правой руке, а в левую скульптор вложил полотенце.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ульяновская область, город Ульяновск

1960-е гг.

Но самой массовой «Девушкой с веслом» была скульптура другого автора, которая вообще-то называлась «Женщина с веслом». Скульптор Ромуальд Иодко (1894-1974) изваял свою советскую «нимфу» высотой 2,25 метра еще в 1935 году, на следующий год немного переделал и уже этот второй вариант стали использовать для изготовления гипсовых копий в парках крупнейших городов страны:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конкретно эта статуя на фото установлена на набережной городского пруда в Свердловске.

Как видим, Иодко учел все претензии к Шадру, и сразу одел «Девушку с веслом» в майку и трусы.

Как мы уже видели на предыдущих фото - у каждой авторской версии своя оригинальная поза у девушки. Отличительная особенность скульптур Иодко – правая нога упирается в прямоугольную подставку сзади.

Еще одна авторская «Девушка с веслом» от скульптора Михаила Петросяна (1903-1964):

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Стоит по стойке смирно, как на параде.

И в заключение еще одна версия самой массовой скульптуры, где целых две девушки с одним веслом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Снимок сделан в конце 1950-х гг. в Хабаровске, в парке стадионе имени Ленина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: