Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Пересуды. О чем говорили москвичи 200 лет назад

Где: Музей Тропинина Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1 До: 13 июля 2025 Тема новой камерной выставки в Музее Тропинина – герои светской хроники и пересудов, разговоры, о которых занимали жителей первопрестольной конца XVIII – первой половины XIX столетия. Как тут не вспомнить цитату из бессмертной комедии Александра Сергеевича Грибоедова: «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!» Кстати, одна из первых героинь, о которой узнают посетители выставки, встречается как раз в “Горе от ума”. Московскую эксцентричную барыню Настасью Дмитриевну Офросимову, которую Грибоедов вывел вывел в образе Анфисы Ниловны Хлестовой. Поговаривали, что Настасья Дмитриевна, своего мужа, боевого генерала, сподвижника светлейшего князя Потемкина, Павла Офросимова похитила из дома и отвезла под венец. Муж-генерал был у супруги всю жизнь под каблуком, а о своих уже взрослых сыновьях Настасья Дмитриевна говорила: "У меня есть руки, а у них есть щеки". Офросимова

Где: Музей Тропинина

Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1

До: 13 июля 2025

Жуковский Р.К. (1814-1866). Критика
Жуковский Р.К. (1814-1866). Критика

Тема новой камерной выставки в Музее Тропинина – герои светской хроники и пересудов, разговоры, о которых занимали жителей первопрестольной конца XVIII – первой половины XIX столетия.

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Фототипия с литографии второй половины XIX века. Почтовая открытка.
Портрет Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Фототипия с литографии второй половины XIX века. Почтовая открытка.

Как тут не вспомнить цитату из бессмертной комедии Александра Сергеевича Грибоедова: «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!»

Кстати, одна из первых героинь, о которой узнают посетители выставки, встречается как раз в “Горе от ума”. Московскую эксцентричную барыню Настасью Дмитриевну Офросимову, которую Грибоедов вывел вывел в образе Анфисы Ниловны Хлестовой. Поговаривали, что Настасья Дмитриевна, своего мужа, боевого генерала, сподвижника светлейшего князя Потемкина, Павла Офросимова похитила из дома и отвезла под венец. Муж-генерал был у супруги всю жизнь под каблуком, а о своих уже взрослых сыновьях Настасья Дмитриевна говорила: "У меня есть руки, а у них есть щеки".

-3

Офросимова осталась в русской литературе навсегда. Еще при жизни, в 1807 году она стала героиней комедии Федора Растопчина "Вести или живой убитый", прообразом Маремьяны Набатовой. Настасья Дмитриевна стала и прототипом Марьи Дмитриевны Ахросимовой в “Войне и мире” Л.Н.Толстого.

Иллюстрация из альбома Карамзин Н.М. Бедная Лиза. В иллюстрациях Епифанова Г.Д. 1947
Иллюстрация из альбома Карамзин Н.М. Бедная Лиза. В иллюстрациях Епифанова Г.Д. 1947

После выхода “Бедной Лизы” Карамзина, москвичи начали искать, в каком же пруду утопилась главная героиня. По описаниям в книге подходил пруд, который был неподалёку от Симонова монастыря (сейчас район станции метро «Автозаводская»). По церковному преданию, водоём выкопали монахи Симонова монастыря, принимал участие в работе и сам Сергий Радонежский, поэтому в память об этом водоём получил название Сергиевский или Святой. Но в народе в XIX веке пруд стали называть Лизиным. По сюжету повести, Лиза жила в хижине недалеко от пруда.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) Бедная Лиза. На сюжет одноименной повести Н.М.Карамзина. Почтовая открытка. 1987
Кипренский Орест Адамович (1782-1836) Бедная Лиза. На сюжет одноименной повести Н.М.Карамзина. Почтовая открытка. 1987

Художник Орест Кипренский написал портрет «Бедная Лиза». Его героиня одета в белое — символ чистоты — и держит в руках гвоздику, которая на языке цветов XIX века олицетворяла скромность и искреннюю любовь.

Портрет Николая Александровича Тучкова. Вырезка из журнала XIX века
Портрет Николая Александровича Тучкова. Вырезка из журнала XIX века

Говорили в Москве о представителях старинного дворянского рода Тучковых. В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральских чинов пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны на действительной службе находились четыре брата. Николай Алексеевич, генерал-лейтенант, командир пехотного корпуса, Тучков-первый (в армии, для краткости, было принято называть офицеров по фамилиям, без имён-отчеств, для однофамильцев и родственников добавляли к фамилии порядковый номер). Тучков-первый погиб в Бородинском сражении.

Сергей Алексеевич, Тучков-второй – сенатор, генерал-лейтенант, основатель города Измаила.

 Тропинин Василий Андреевич (1780-1857). Портрет Павла Алексеевича Тучкова. 1820. холст, масло
Тропинин Василий Андреевич (1780-1857). Портрет Павла Алексеевича Тучкова. 1820. холст, масло

Павел Алексеевич, Тучков-третий, 7 августа 1812 года на Валутиной горе, с тремя тысячами солдат задержал корпус маршала Нея, чем сильно нарушил планы Наполеона. Он лично повёл в атаку Екатеринославский гренадёрский полк, попал в плен. Через несколько дней был представлен Наполеону. Тот выразил восхищение отвагой Тучкова, вернул ему забранную шпагу и пригласил во Францию.

Портрет Александра Алексеевича Тучкова. Современная фототипия с литографии К.Крайя
Портрет Александра Алексеевича Тучкова. Современная фототипия с литографии К.Крайя

Больше всего в Москве обсуждали Александра Алексеевича Тучкова-четвертого. Он был женат на Маргарите Нарышкиной, для нее это был второй брак. Первый раз ее выдали замуж в 16 лет по воле родителей за Павла Ласунского, который оказался гулякой и картежником. Поговаривали, что однажды пьяный муж, проигравшись в пух и прах, поставил на кон красавицу-супругу. Святейший синод вынес беспрецедентное по тем временам решение - развод.

Тучков к тому моменту уже был влюблен в Маргариту, и едва узнав о её разводе и возвращении в родительский дом, он отправился просить руки любимой. Но родительского благословения пришлось ждать несколько лет. По преданию, во время венчания произошло удивительное событие: старик-юродивый, сидевший на церковной паперти, протянул невесте грубую суковатую палку со словами: «Вот тебе посох, сестра Мария!». Тогда значение этой фразы оказалось непонятым.

Маргарита так любила супруга, что добилась разрешения сопровождать его в походах. Наступил 1812 год. Однажды Маргарите приснилось, что она в незнакомом городке и на стенах домов всюду надписи - Бородино. К ней входят отец и брат и говорят: «Муж твой пал со шпагой в руках на полях Бородина». И подают ей сына со словами: «Вот все, что тебе осталось от твоего Александра!» Она проснулась в холодном поту, Александр выслушав ее рассказ, взял географическую карту. Они оба долго искали Бородино, но не нашли.

Бригада Тучкова принимала участие в защите Багратионовых флешей. Говорят, во время сражения солдаты Тучкова дрогнули под натиском французов. Тогда генерал, подняв с земли упавшее знамя, пошел вперед, увлекая за собой бойцов в контратаку. В разгар схватки картечь разорвала ему грудь...

Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939) Вдова генерала А.А.Тучкова 4-го ищет на поле Бородинсклй битвы труп своего мужа. Иллюстрация из альбома "За Веру, Царя и Отечество"
Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939) Вдова генерала А.А.Тучкова 4-го ищет на поле Бородинсклй битвы труп своего мужа. Иллюстрация из альбома "За Веру, Царя и Отечество"

В октябре 1812 года безутешная Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа, но не нашла. Маргарита продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли там, где пал смертью героя её супруг. В 1818 году она начала строить храм Спаса Нерукотворного.
Однако беды Маргариты Тучковой на этом не закончились. Осенью 1826 года простудился и скоропостижно скончался ее 15-летний сын Николай. В 1839 году открылся Спасо-Бородинский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Мария, в которой уже сложно было узнать Маргариту Тучкову. Так сбылось предсказание юродивого. С игуменским посохом мать Мария не расставалась до конца дней. По легенде после смерти игуменьи при ней нашли медальон с запиской, которую в молодости прислал ей влюбленный в нее Александр: «Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!».

Через сто лет после Бородинского сражения Марина Цветаева писала:

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней…

Тропинин Василий Андреевич (1780-1857). Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843 холст, масло
Тропинин Василий Андреевич (1780-1857). Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843 холст, масло

Выставка также касается вопроса освобождения В.А. Тропинина из крепостной зависимости и роли в этой истории Алексея Алексеевича Тучкова, генерал-майора, который в Отечественной войне 1812 в отличие от своих братьев не принимал участие. В 1797 он вступил в конфликт с царским фаворитом графом A.A. Аракчеевым и был вынужден оставить службу. Алексей Алексеевич хлопотал за крепостного художника перед его хозяином графом Морковым. Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение, но Морков был непреклонен. Одним из тех, кому в итоге удалось повлиять на ситуацию был Алексей Алексеевич Тучков. Его портрет кисти Тропинина представлен на выставке. Вольную художник получил весной 1823 года в качестве пасхального подарка, однако вся его семья осталась в крепостной зависимости.

Райт Томас (1792-1849) Портрет Александра Сергеевича Пушкина 1830-х годов. 1887. гравюра на стали
Райт Томас (1792-1849) Портрет Александра Сергеевича Пушкина 1830-х годов. 1887. гравюра на стали

В 1826 году первопрестольная обсуждала сватовство Пушкина к своей дальней родственнице Софье Фёдоровне Пушкиной. Она была на семь лет младше Пушкина и слыла одной из первых красавиц Москвы. Отцы Александра Сергеевича и Софьи Фёдоровны были четвероюродными братьями.

Неизвестный художник. Пушкина Софья Федоровна (1806-1862), в замужестве Панина. 1831. музейная копия
Неизвестный художник. Пушкина Софья Федоровна (1806-1862), в замужестве Панина. 1831. музейная копия

Софье Пушкиной поэт посвятил стихи "Ответ Ф.Т."

Нет, не черкешенка она;
Но в долы Грузии от века
Такая дева не сошла
С высот угрюмого Казбека.

Нет, не агат в глазах у ней,
Но все сокровища Востока
Не стоят сладостных лучей
Ее полуденного ока.

В письме В.П. Зубкову Александр Сергеевич пишет:

"Мне двадцать семь лет, дорогой друг, Пора жить, т.е. познать счастье. ...могу ли я не быть самым счастливым человеком с нею, – я трепещу перед невозможностью сделать её столь же счастливою, как это мне желательно… Боже мой, до чего она хороша! ... Дорогой друг... Скажи ей, что я благоразумнее, чем кажусь... Мерзкий этот Панин: два года влюблен, а свататься собирается на фоминой неделе, – а я вижу раз её в ложе, в другой на бале, а в третий сватаюсь… Ангел мой, уговори её, упроси её, настращай её Паниным скверным и жени меня!".

Софья предпочла Валериана Александровича Панина, а уже через год, в 1827 году москвичи обсуждали отношения Пушкина с другой красавицей, Екатериной Ушаковой.

Пресненские пруды и Портреты Екатерины и Елизаветы Ушаковых. По рисункам А.С.Пушкина, 1830-е годы. Почтовая открытка из серии "Пушкин в Москве"
Пресненские пруды и Портреты Екатерины и Елизаветы Ушаковых. По рисункам А.С.Пушкина, 1830-е годы. Почтовая открытка из серии "Пушкин в Москве"

Одна из московских знакомых семьи Ушаковых Е. С. Телепнева писала в 1827 году:

“Меньшая очень, очень хорошенькая, а старшая чрезвычайно интересует меня, потому что, по-видимому, наш поэт, наш знаменитый Пушкин, намерен вручить ей судьбу жизни своей, ибо уже положил оружие свое у ног ее, т. е. сказать просто, влюблен в нее. Это общая молва.”

В Москве распространилась молва об их скорой свадьбе, но предложения не последовало. Екатерина глубоко переживала разрыв с поэтом. С большим достоинством перенесла она охлаждение к ней любимого и приняла нелегкое решение: выйти замуж без любви за другого. Но Александр Сергеевич, узнав об этом, приложил немалые усилия, чтобы расстроить свадьбу, и добился своего. Замуж Екатерина вышла только после смерти Пушкина. Ревнивый муж настоял на уничтожении девичьего альбома с пушкинскими строками и рисунками. К сожалению, не сохранились и письма Пушкина. Перед смертью Екатерина Николаевна попросила дочь сжечь их, произнеся при этом: «Мы любили друг друга горячо, это была наша сердечная тайна, пусть она и умрет с нами».

Пушкинисты говорят, что если бы поэт женился на Ушаковой, то прожил бы долгую счастливую жизнь и умер своей смертью. Но, судьба распорядилась по-другому...

В настоящее время в музее проходит еще три выставки. “Cорок пять сорок пятого” (сорок пять жизнеутверждающих полотен разных художников, написанные в 1945-ом победном году), мой репортаж об этой выставке впереди. Выставки, о которых я писала ранее (переходите по ссылкам, если не читали): “Василий Тропинин. Первый московский портретист” и “Память о счастье” (обе выставки продлятся до 2 июля 2025).

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#музей_Тропинина #Пересуды #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_летом_в_Москве