У меня стоит задача посетить все музеи Саратова, чтобы посмотреть, какие у нас есть проекты, что нужно улучшить и где проходят классные выставки. А потом рекомендовать это вам. Иногда я хожу по отдельным выставкам и галереям, они считаются тоже. Важно — найти в Саратове пригодное искусство, свежее, развивающее и, как и любой хороший арт, удивляющее. Но сегодня необычный опыт. Я буду рассказывать про наш собственный проект: наша выставка в нашем художественном пространстве совместно с нашим музеем.... Постараюсь не нахваливать, а включить критика по фактам. И всё же не без предвзятости, сами понимаете.
Космос как вдохновение
Вдохновение космосом — мечтательная тема, близкая каждому. Неизведанные дали и осознание своей крошечности одновременно пугает и восхищает. Люди пишут песни о звёздах, ассоциируют себя с названиями созвездий и ставят между понятием Бога и Космоса знак равно.
12 апреля в честь 64-летия Дня Космонавтики, мы подготовили небольшое исследование — междисциплинарную выставку «Подземное Исследование Космического Пространства», которое стало возможным только в определённом месте и контексте на пересечении трёх наших проектов: выставки «Импульс», интерактивный «Саратовский Музей Шума и Экспериментальной Музыки» и художественное пространство «Подвал Культуры». Пересеклись и три важные для нас формы искусства — звуковое, текстовое и визуальное.
Кураторами выступили я, Айя Орлова, и Арсений Горбачев.
Как на выставке можно было исследовать звук?
На полу располагались Точки Приземления и Пересечения. Встав на них и устремив взгляд на одну из подсвеченных инсталляций, можно было услышать отражённый и преломлённый от стен Подвала Культуры звук, который будет восприниматься каждым ухом по-разному. «Купание в звуке, нахождение звука, жизнь звука».
Дело в том, что с этого выставка и началась. Арсений Горбачев (сокуратор) сказал, что у нас в подвале есть некие точки, где разный звук слышится разными ушами. Что-то вроде двух потоков звука с разных углов. Это происходит за счёт сводчатых потолков и отражающих кирпичей. Я ухватилась за эту идею, и ровно за две недели до Дня Космонавтики мы решили делать выставку.
Изначально Арсений хотел позвать музыкантов, которые бы оформили свои точки или комнаты шума, но из-за отсутствия саунд-художников от идеи пришлось отказаться. Примерно за пару дней до на звуковое и шумовое оформление выставки были выбраны композиции шумового проекта untitled_group_3030 (Rs Normal и Алексей Завгородный, Саратов) девятилетней давности. Композиции кажутся волшебными и непростительно забытыми.
Весь выставочный день было, что называется, навалено шума и баса — больше часа присутствовать на выставке не представлялось возможным, ты либо засыпал, либо уставал. Мы это понимали, однако Подвал не такой большой, и даже за час можно было насквозь пропитаться волшебной музыкой untitled_group_3030, нафоткаться, насидеться в полумедитации, начувствоваться себя настоящим космонавтом. Впрочем, были те, кто находился на выставке множество часов, поскольку к нам, в принципе, постоянно ходят в гости те, кто любит шумы.
Какое исследование было заложено в тексте?
Безусловно, просто повесить космические картинки было бы слишком скучным. Я понимала, что нужен некий нарратив — повествование через пространство истории (тему нарратива подробно раскрыла в этом посте ВК). Историю в итоге я выбрала за неделю до выставки — вдохновение космосом. Эта тема может показаться наивной, слишком мечтательной и очень простой. Но, как часто я ещё замечу в тексте, у нас уже не было времени выбирать что-то другое.
Я собрала размышления и художественные произведения, которые казались наиболее точно выражающими понятие «Вдохновение космосом». На текстовых экспликациях зрителей ждали стихи, проза и немного истории — напоминание о том, как творчество довольно сильно опирается на мысли о космическом пространстве и небе над головой. Вспомнили и марсоход Insight, и альбом «The Dark Side ot the Moon» Pink Floyd, и фильм «Путешествие на Луну». Опять же, не похвастаюсь глубоким исследованием, брала всё, что первое пришло в голову. Астрономия, астрология — всё это важные части развития изучения космического пространства. Более глубокое исследование провели в мультимедийной экспозиции в саратовском аэропорту Гагарин, о котором писала ранее — там и про космизм, и про зарождение лэнд-арта в СССР, и про то, как фантазии о космосе превращались в реальную науку.
Несколько человек похвалили подобранные тексты. Хочется делать более глубокие кураторские исследования, но это как-нибудь в будущем — время стоит дорого.
Как на выставке можно было изучить космос через визуальное?
Повторюсь, что все арт-объекты, представленные на «Подземном Исследовании Космического Пространства», были собраны нами как кураторами в полноценный акт, как и многие наши события, ровно за две недели. Это значит, что множество художников загорелись идеей из подручных материалов собрать свои объёмные инсталляции в кратчайшие сроки. Это был Импульс. И ради его реализации не остановился ни один заявленный художник.
Да, от реализации мечты / желания / намерения, что значит импульса, человека не остановит ничто. Именно так философию человечество преобразовало в науку. Именно так, посредством реализации больших желаний и множества неудач и взлётов, было достигнуто одно из самых прекрасных событий на Земле — первый полёт человека в космос.
Крошечная точка сотворения в подвале и большая точка сотворения когда-то там, 12 апреля 1961 года, на Байконуре. Мы мечтали послать этот импульс зрителям. Отправить их в настоящее космическое путешествие.
Многое собирали прямо в подвале. В опен-колле я разрешила дырявить стены и обещала найти материалы. Мы хотели подтолкнуть художников, коих в Саратове немало и классных, к выходу из их привычных стилей — в основном, живописи. Мы призывали и к масштабам. Это была свобода, ограниченная временем и бюджетом — чистый авантюризм. Художников нашлось немало! Какие-то работы приносились в последний день.
Использовалось всё: книги, чёрная укрывочная ткань, зеркала с мусорок, синие пакеты, пенопласт. Настоящее искусство из вторичных материалов, привет от экологии.
Самая крутая работа на выставке, на мой взгляд, — портал. Её собрали Юлия Клечковская (Tara) и Алиса Лаврентьева (Alice Love) за два вечера. Мы с Арсением дополнили и так невероятно волшебную композицию свей нетленочкой, которую ещё не показывали массовому зрителю, — лазером в стакане. Рядом с порталом не стали убирать стулья, все садились и залипали в него.
Когда я продумывала визуальный ряд, не зная, какие будут инсталляции, но предполагая, что они точно будут в количестве примерно 10 штук, — я видела зрителя как космического странника. Спускаясь в подвал, он как бы попадал в космос. Это должен был дополнять холодный свет, так несвойственный Подвалу Культуры — мы используем яркие и тёплые цвета для максимального уюта, ведь, да, это всё ещё подземелье без окон, бункер, в котором уют надо выжимать на максимум со всей сложностью.
Итак, странник попадал в космос в подвале: шумовая волшебная причудливая музыка, мрак, холодный свет инсталляций. Мы добились этого благодаря фонарикам из фикс-прайса по 80 рублей. Идею я подсмотрела из оформления Музея Шума. Много денег, к сожалению, пришлось потратить на хорошие батарейки и во время выставки их иногда нужно было заменять — чтобы круг фонарика был чётким. Такая театральность и сценичность как бы возвышали, выдвигали предметы искусства и подчёркивали их с лучшей стороны.
Нам очень повезло, и прекрасная Лиза Молчанка выделила нам дым-машину. По чистой случайности мы открыли для себя особенность театрального света — сочетание фонариков и дыма давало чёткие лучи и контуры. Это поделило нашу жизнь на до и после!
При подготовке к выставке на сцене были раскиданы провода, и Арсений сказал, что он чувствует себя обезумевшим космонавтом. Или скорее затерянным в его разуме. Провода мы оставили для антуража.
Над сценой висел огромный Гагарин, созданный мною и волонтёрами Лизой Ласкиной и Настей Казаркиной из коробок. На складу были найдены множество CD-дисков. Ирина Абросимова, художница, которая принесла на выставку свою работу-куб, подсказала, как их ломать. В итоге Гагарин получился очень расслабленным, довольным и, конечно, гигантским. Так и висит теперь над сценой.
Арсений нашёл в зоне коммуникаций кусок старой трубы от вытяжки, и за пять минут мы сварганили классного червяка.
Лиза Молчанка представила целое исследование на тему того, почему существует НЛО, а Сага слепила инопланетянина. Дальше девочки творили уже в подвале — покрасили найденный на складе старый манекен серебряной краской, повесили облака.
В общем, это было самое настоящее душевное творчество. Да, созданное из буквального мусора, но с каким-то невероятным рвением, любовью к космосу. Все мы его любим. Это неисчерпаемая тема для вдохновения.
Это правда был прорыв (или нырок в глубину?) в саратовском визуальном искусстве. Возможно, все представленные немобильные инсталляции могли уступать уровню учёных художников, но то, с каким творческим подходом художники «Подземного Исследования» были сделаны и как в итоге круто смотрелись, выразило артистов в них для зрителей.
Нам сказали: «Подвал побуждает к творчеству». Так были рождены два потрясающих видео: на VHS от Das Ich и стильное вертикальное от Татьяны Лис.
На выставке был большой телевизор в клетке, светящийся зелёным светом, настоящий зомби-ящик, от которого люди и правда гипнотически не отходили. Как он появился, Арсений рассказал в посте ВК.
На маленький экранчик мы транслировали записанные с МКС видео с космонавтами.
Арсению удалось наладить 3D-сканнер, и люди с восторгом и трепетом снимали себя нарисованных.
После посещения до нас доходили разные смыслы. Зритель произносил, ощущал новое, то, что ты, как создатель не замечал. Так, например, в подвале было реализовано стойкое ощущение нахождение в компьютерной игре — туман олицетворял компьютерную замыленность наяву, подсвеченность выделяла артефакты, а шум воплощал причудливый саундтрек. Так мы поняли, что воссоздали полную космическую иммерсивность, о её важности в выставочном деле затем я написала пост ВК.
Такая получилась модернисткая выставка, отрицающая традиции, но всё же полностью опирающаяся на историю космоса, историю каждого из нас. Она родилась быстро, ярко, воплощена в полную силу. Мы все — волонтёры, художники, кураторы, помогающие — выжали из себя максимум. И будто получилось прыгнуть выше головы.
Выставка продлилась более одного дня. Впервые по нашему опыту, поскольку продлевать выставки раньше мы не могли себе позволить — это всегда зависит от аренды пространства. Мы надеемся только улучшать этот опыт, чтобы Саратов успевал смотреть то, что мы создаём.
Больше интересных мест Саратова в моём телеграм-канале
Если бы участвовали в нашей выставке как художник, какой арт-объект бы вы создали?