В этом тексте я собираю «обломки» подходов классических научных моделей — волновую механику, теорию множеств, аксиому выбора — чтобы показать: реальность движется не извне, а изнутри. Сознание не просто воспринимает — оно форматирует мир, как монтажёр фильма, собирая его не по законам, а по вниманию.
В каждый момент ты не просто живёшь — ты выбираешь Вселенную, в которой живёшь. Насколько осознанно это происходит — зависит от того, где находится твоя точка наблюдения: в состоянии фона или нуля — там, где внимание свободно от формы, а значит, и от встроенных в тебя сценариев.
🔹 Другое кино
Сегодня часто можно услышать: «Мы как будто смотрим фильм, а жизнь — это кино». Такие фразы звучат в эзотерике, духовных практиках, постах о пробуждении и даже научных статьях — но редко за ними стоит реальное понимание. Это скорее риторика, чем инструмент.
В этой статье я хочу показать, что именно стоит за этой метафорой, если довести её до конца. Не просто эмоционально, а научно, опираясь на теоремы, формулы и логические модели — от аксиомы выбора до квантовой интерференции. И если провести эту аналогию до конца, становится ясно: ты не зритель, ты — раскадровщик.
🔹 Мгновение — это не точка, а непустое множество
Современная математика, начиная с теории множеств Цермело–Френкеля, говорит: непустое множество — это множество, в котором гарантированно есть хотя бы один элемент.
Этот элемент — не только ты, но и мельчайшая часть Вселенной вокруг тебя.
И если, согласно гипотезе многомировой интерпретации квантовой механики, предложенной Дэвидом Дойчем, в кванте от твоей Вселенной есть миллиарды возможных её вариантов, то всё, что остаётся, — это переключиться как Наблюдатель с этой версии на другую. Чем мы и занимаемся.
🔹 Сознание = Акт схлопывания волны
В квантовой механике система описывается волновой функцией — Ψ.
Пока ты не смотришь — она во всех состояниях сразу.
Как только ты наблюдаешь — она «схлопывается» в один из вариантов.
Сознание — это фокус, который выбирает один из бесконечных кадров.
Ты меняешь своё мнение — и уже другой участок волны становится точкой, и из этих точек собирается новая Вселенная. Но поскольку сознание думает последовательно, то и мир ты выбираешь последовательный — относительно предыдущего.
Такой переход я называю Сигнатурой выбора. О механике переключения между такими вселенными я уже писал.
Сознание не генерирует мир — а настраивается на слой реальности. И вот как оно это делает:
🔹 Раскадровка реальности
Тут я введу метафору гениальной точности:
Сознание — это не зритель, а раскадровщик. Как если бы это был рисованный мультфильм.
Каждое решение — это просто следующий кадр.
Представь, что каждая точка вокруг тебя — это бесконечная линия (ну или более научным языком — волновая функция — в квантовой физике это реальное уравнение, описывающее состояние системы до наблюдения).
Представь, что каждая точка — это волна, и если всматриваться в её вариации, то, как в бесконечной волне, между двумя её состояниями всегда найдётся место вариантам — ещё и ещё... Это и есть бесконечность вариантов.
И вот на этой бесконечной нити-волне есть бусинка — точка, где эта волна превратилась в реальность, потому что ты на неё смотришь, т.е. она превратилась в материю, потому что ты её наблюдатель.
Ты — это нож, который отрезал все эти волны вокруг и видит срез.
Это как если бы ты двигался по тоннелю и видел перед собой с помощью фонарика только то, что вокруг тебя. Это то, как осознавал бы себя электрический ток, если бы мог мыслить и посмотрел на провод, по которому он течёт.
Мир вокруг тебя — это миллиарды точек-тоннелей, где ты включил фонарик, посмотрел как наблюдатель — и увидел картину. Это и есть твоя Вселенная. Фактически это как кадр — дискретный слепок волновой функции, "застывший как материя" для тебя, потому что ты сам в этот момент — материя, и по-другому его понять просто не можешь.
Ты не движешь тело — ты смещаешь фокус, и тело оказывается в другом месте. И это смещение — не в пространстве, а в логике. Пространство просто дорисовывает то, что ты осознаёшь.
Законы физики в таком случае просто не существуют. Они "существуют" — в кавычках — точно так же, как если бы ты их придумал внутри мультфильма.
То есть, если уронить кружку — Вселенная просто дорисует сценарий, что кружка упала. Ты сам предопределяешь — разобьётся она или нет. Именно потому что твоё внимание смещено — кружка действует не по твоей воле, а по логике места, из которого ты воспринимаешь мир.
🔹 Волновая формула выбора
Я предлагаю математическое описание процесса:
V(t) = Σ |Ψᵢ⟩ · wᵢ
Где:
– V(t) — текущая версия реальности во времени t
– |Ψᵢ⟩ — отдельная возможная Вселенная
– wᵢ — вес, с которым сознание (через фокус внимания) выбирает Ψᵢ
Формула вдохновлена идеей квантовой суперпозиции и принципом взвешенных вероятностей — но в этом контексте она описывает, как внимание сознания формирует одну из многих возможных реальностей.
Сознание — не случайный наблюдатель, а волновой интерфейс.
Оно выбирает не «глазами» — а волей.
И воля — это форма энергии, направленной в конкретный фокус.
🧭 Нужно ли нам здесь строгое соответствие с постулатами квантовой физики? Нет, ведь это не измеряемая теория, а попытка описать метафизику внимания и выбора.
🔹 Мы — монтажёры собственных миров.
В классической модели описания мира — он реален сам по себе, независимо от наблюдателя. А сознание возникает как побочный продукт нейронных связей. Можно продолжать держаться этой ветки.
Но в данной модели мир проявляется через акт наблюдения. Сознание — не продукт материи, а точка фокусировки, от которой зависит сама форма реальности.
Можно ли с помощью элементов классической модели построить новое понимание мира? Думаю, это всегда было так по Томасу Куну. Перед тем как ехать в автомобиле, в него запрягали лошадь.
Есть ли мне смысл защищаться от нападок классической теории, скорее нет, я согласен с Дональдом Хофманом, что мы слишком ограничены в восприятии.
Вам ничего не стоит попробовать принять эту модель — чтобы ярче прожить всю предопределённость выбора, которую нам посылает Солнце.