Найти в Дзене
Casus Belli

1866. Взятие Курусу. Лопес в бешенстве, его противники раздражены

Потоплен бразильский броненосец Несмотря на то, что взаимные обиды и подозрения отравили атмосферу в штабе союзников, а единое командование фактически распалось на враждующие группировки, военная машина Тройственного союза, пусть и со скрипом, продолжала двигаться. Компромиссное решение об атаке на парагвайские укрепления у Курусу, принятое на фоне закулисных интриг и ультиматумов, начало воплощаться в жизнь. Бразильской армии, ведомой амбициозным бароном Порту-Алегри и флоту адмирала Тамандаре предстояло взломать первую линию обороны маршала Лопеса на пути к грозной Умайте. Юго-западный Парагвай к осени 1866 года превратился в один из самых укрепленных районов на планете. Помимо земляных работ вдоль болота Эстеро-Бельяко и у самой Умайты, инженеры маршала Лопеса возводили изломанную линию траншей у Курупайти. Эти укрепления располагались перпендикулярно реке Парагвай вплоть до болотистой Лагуна-Мендес в полутора милях к югу от цитадели. У Курусу, ниже по течению, всего в десяти метрах
Оглавление

Потоплен бразильский броненосец

Война Тройственного союза 1864-1870 | Casus Belli | Дзен

Несмотря на то, что взаимные обиды и подозрения отравили атмосферу в штабе союзников, а единое командование фактически распалось на враждующие группировки, военная машина Тройственного союза, пусть и со скрипом, продолжала двигаться. Компромиссное решение об атаке на парагвайские укрепления у Курусу, принятое на фоне закулисных интриг и ультиматумов, начало воплощаться в жизнь. Бразильской армии, ведомой амбициозным бароном Порту-Алегри и флоту адмирала Тамандаре предстояло взломать первую линию обороны маршала Лопеса на пути к грозной Умайте.

Цель – Курусу

Юго-западный Парагвай к осени 1866 года превратился в один из самых укрепленных районов на планете. Помимо земляных работ вдоль болота Эстеро-Бельяко и у самой Умайты, инженеры маршала Лопеса возводили изломанную линию траншей у Курупайти. Эти укрепления располагались перпендикулярно реке Парагвай вплоть до болотистой Лагуна-Мендес в полутора милях к югу от цитадели. У Курусу, ниже по течению, всего в десяти метрах от берега располагались вспомогательные траншеи, единственная батарея которых составляла первую линию обороны Лопеса вдоль реки. Именно эту позицию бразильцы и собрались атаковать.

-2

«Форт» Курусу представлял собой скорее полевое укрепление: несколько блиндажей, палаточный лагерь, опоясанный неглубоким рвом и довольно пологим земляным валом, на который в некоторых местах можно было взобраться без лестниц. Осознавая слабость своего правого фланга, парагвайцы рыли новую траншею от Пасо-Гомес дугой вокруг внутренней части Потреро-Саусе и продолжали работы у Курупайти, где протянули цепной бон через реку к Чако. Однако траншея у Курусу так и не была полностью завершена. Более того, хотя у Лопеса имелись опытные войска в лагерях выше Туюти, он не перебросил их к берегам Парагвая вовремя, оставив Курусу относительно уязвимым. Гарнизон под командованием полковника Мануэля Антонио Хименеса насчитывал 2100 солдат. Он состоял из недавно набранного 10-го пехотного батальона и 13 орудий, в том числе восьми 32-фунтовых и одного тяжелого 60-фунтового орудия Паррота. Фарватер перекрывали речные мины Крюгера-Мешковского, как стационарные, так и плавучие.

60-фунтовое орудие Паррота (фото - гражданская война в США)
60-фунтовое орудие Паррота (фото - гражданская война в США)

Силы сторон

Для операции против Курусу бразильцы сосредоточили около 8400 солдат 2-го армейского корпуса барона де Порту-Алегри: 4141 пехотинца, 3564 кавалеристов (почти не имевших лошадей) и 710 артиллеристов.

Высадка аргентинских и бразильских войск у Курусу
Высадка аргентинских и бразильских войск у Курусу

С реки атаку поддерживала мощная эскадра адмирала Тамандаре, несшая более восьмидесяти орудий (в основном 32- и 68-фунтовые, а на броненосцах – 150-фунтовые Уитворта): флагман – корвет «Маже», шесть броненосцев – «Байя», «Баррозу», «Лима Баррос», «Рио-де-Жанейро», «Тамандаре» и «Бразил», десять канонерок, дюжина транспортов, два командных судна и одно госпитальное. Особо выделялся «Лима Баррос» – перекупленная бразильцами бывшая парагвайская «Беллона», двухбашенный монитор океанского класса водоизмещением 1730 тонн, вооруженный четырьмя 70-фунтовыми орудиями Уитворта и защищенный броней до 114 мм. Новейший броненосец «Рио-де-Жанейро», казематная плавбатарея типа «Тамандаре», вступил в строй лишь в феврале 1866 года.

Схема боёв у Курусу и Курупайти
Схема боёв у Курусу и Курупайти

День первый: прощупывание обороны

Погрузка 2-го корпуса Порту-Алегри, начавшаяся было 29 августа у Итапиру, была отложена из-за ливня, продолжавшегося 36 часов. Утром 1 сентября войска вновь начали грузиться на транспорты для короткого, но опасного путешествия вверх по Парагваю. Помимо береговых батарей и мин, бразильцам приходилось опасаться затопленных парагвайцами барж с камнями, способных вспороть брюхо любому кораблю.

Тамандаре решил рискнуть. Его инженеры на рассвете наметили путь сквозь минные поля. Около 7:30 утра адмирал на «Маже» двинулся вперед, за ним последовали броненосцы и другие суда. В 11:00 броненосцы оставили деревянные корабли на якоре у острова Пальмар и пошли вверх по реке, чтобы обстрелять батареи Курусу и Курупайти.

Бразильские корабли обстреливают Курусу
Бразильские корабли обстреливают Курусу

Тем временем Порту-Алегри высадил свои части в 2,5 км к югу от Курусу. Подавив незначительное сопротивление, около 800 морских пехотинцев быстро продвинулись на север, чтобы блокировать возможные подкрепления из Курупайти. Основные силы Порту-Алегри, около 4000 человек, предприняли первую атаку на земляные валы Курусу около 15:00, но были отбиты с потерями.

Артиллерийская дуэль между флотом и фортом продолжалась около четырех часов. Парагвайские батареи, прикрытые оплетенными лианами габионами, оказывали упорное сопротивление. Хотя бразильские броненосцы получили множество попаданий (в одном из отчетов упоминаются 68 попаданий без единого пробития), серьезного урона им нанесено не было, за исключением канонерки «Иваи», получившей пробоину. Однако и огонь в обратном направлении был не слишком эффективен: неопытные канониры, ослепленные пороховым дымом в казематах, плохо видели цели.

Атака парагвайского форта
Атака парагвайского форта

Одновременно небольшой отряд был высажен на берег Чако, где после короткой стычки захватил парагвайскую базу, с которой по бразильским кораблям запускались брандеры и плавучие мины. С наступлением темноты бомбардировка была приостановлена.

День второй: триумф «адских машин»

Утром 2 сентября бразильская эскадра возобновила обстрел. Броненосцы «Лима Баррос», «Бразил», «Байя» и «Баррозу» шли по главному фарватеру к Курупайти, ведя огонь, но опять не слишком результативно. Парагвайцы, имея в строю лишь три-четыре орудия, не собирались сдаваться. К примеру, «Байя» получил 38 попаданий.

Самый драматичный момент для парагвайцев, сжавшихся в неглубоких окопах, наступил около двух часов пополудни. Флагманский «Рио-де-Жанейро», четырехдюймовая броня которого к тому моменту уже дважды была пробита, начал отходить к берегу Чако и наткнулся на две подводные мины Мешковского. Мощный взрыв проделал дыру в корпусе близ кормы, корабль осел и почти мгновенно затонул. Погибли, по разным данным, от 51 до 57 членов экипажа и четыре офицера, включая капитана Америко Бразильо Сильвадо; 61 человека удалось спасти. Это был единственный броненосец, уничтоженный парагвайцами в ходе всего конфликт.

-9

Бомбардировка продолжалась до сумерек. Флот выпустил около 400 снарядов, регулярно находивших своих жертв: в крепости уже были убиты и ранены до 500 защитников. К исходу дня Порту-Алегри сосредоточил на берегу уже более 8000 человек. Результаты осады пока не оправдывали затраченных усилий, и Порту-Алегри нервничал перед предстоящим штурмом. Он даже решился попросить Митре предпринять отвлекающую атаку на левом фланге парагвайцев.

День третий: решающий штурм

Слабость укреплений Курусу стала очевидна утром 3 сентября. Накануне вечером парагвайцы попытались сжечь кустарник перед своими траншеями, чтобы сорвать планы противника, но ветер переменился и огонь пошел на них самих. Он еще тлел, когда Порту-Алегри атаковал перед рассветом. Его войска наступали тремя колоннами с юга, используя то обстоятельство, что парагвайская батарея, так досаждавшая флоту, была нацелена на запад, к реке. Основную угрозу теперь представляли стрелки и десять дополнительных артиллерийских орудий, переброшенных накануне из Курупайти, что довело гарнизон Курусу до 2500 человек.

Штурм Курусу
Штурм Курусу

Основная масса бразильских частей достигла траншеи менее, чем за сорок минут. Увы, полковник Хименес, плохо знавший своих новобранцев, не смог должным образом организовать огонь. Когда бразильцы достигли парапета, они обнаружили, что валы на несколько футов выше, чем они рассчитывали. Не имея штурмовых лестниц, атакующие застряли в «мёртвой зоне» у подножия вала. Бразильская артиллерия не смогла эффективно поддержать атаку: тягловые животные отказывались идти мимо горящей растительности, и артиллеристам пришлось тащить орудия на себе.

В какой-то момент граната, перелетевшая через вал, упала в гущу 47-го батальона добровольцев из Параибы, убив двух капралов и ранив еще двоих. Чуть дальше по линии зуав, записавшийся под именем Жозе Луиш де Соуза Рейш (позже выяснилось, что это беглый раб из Байи), упал в эпилептическом припадке.

Решающий успех был достигнут на правом фланге, где бразильская колонна обошла парагвайцев. Разведка установила, что лагуна неглубока (около 120 см в самом глубоком месте), и бразильцы смогли перейти ее вброд. Продвижение было медленным, и какое-то время они находились под анфиладным огнем из траншеи Курусу, но всё же вышли на сушу и обрушились на Хименеса с тыла.

Взятие окопов Курусу корпусом барона Порту-Алегри.
Взятие окопов Курусу корпусом барона Порту-Алегри.

В этот критический момент парагвайский 10-й батальон дрогнул. Его солдаты, многие из которых даже не успели ни разу выстрелить, в панике побежали по узкой тропе к Курупайти.

Остальные продолжали сражаться. Пули свистели в дымном воздухе и вонзались в плоть. Кипела беспощадная рукопашная схватка. Воздух ожил от взрывов, гневных криков и молитв Пресвятой Деве, приглушенных мольб о матерях и отчаянных криков агонии.

Сотни солдат были убиты или ранены в последующие тридцать минут. Полковник Хименес сумел сплотить вокруг себя тех, кто не поддался панике (примерно 700 человек) и отошёл с ними на север через кустарник, унося раненых, по той же тропе, что и 10-й батальон. Несколько бразильцев преследовали их до самой линии Курупайти, но, осознав, что зашли слишком далеко и услышав сигнал отбоя, повернули назад.

Бразильцы праздновали победу. Они захватили два боевых знамени и тринадцать орудий. Потери парагвайцев в этот день составили не менее семисот человек убитыми и ранеными. Торжество победителей сильно испортил взрыв парагвайского порохового склада, убивший двенадцать человек.

Итоги и цена победы

Взятие Курусу стало значительным тактическим успехом бразильцев. Томпсон писал, что «достижение бразильцев при Курусу было гораздо более заметным и значительным, чем успех маршала при Бокероне». Линия Лопеса была прорвана в самом слабом месте, что нарушило его планы по созданию неприступной оборонительной системы.

Общие потери союзников (преимущественно бразильцев) за три дня боев составили 841 человека; только 3 сентября Бразилия потеряла 203 человека убитыми и 628 ранеными. Парагвайцы потеряли 2132 человек убитыми, ранеными и пленными (из них пленных не менее 1300). Успех проложил союзникам путь к более обширному укрепленному комплексу Курупайти.

Последствия

Маршал Лопес, наблюдавший за битвой из Пасо-Пуку в подзорную трубу, пришел в бешенство. Поначалу он обвинил генерала Диаса, командовавшего сектором, но тот, будучи придворным фаворитом, осмелился возразить, указав на ответственность командиров подразделений.

Тогда Лопес обрушил свой гнев на офицеров, участвовавших в бою. Полковник Хименес был разжалован в сержанты, та же участь постигла его заместителя, майора Альбертано Сайяса.

Затем маршал приказал подвергнуть децимации 10-й батальон: каждого десятого солдата вывели из строя и расстреляли. Офицерам пришлось тянуть жребий, и те, кто вытянул короткую соломинку, разделили участь солдат. Все остальные были разжалованы в рядовые. 10 сентября 1866 года, по данным английского историка Терри Хукера, было казнено 63 человека. Как заметил парагвайский полковник Хуан Крисостомо Сентурион, многие в Парагвае считали, что трусы заслуживают быстрой казни. Однако, обвиняя 10-й батальон, маршал фактически снимал ответственность с тех, кто готовил оборону.

Несмотря на победу, Порту-Алегри не развил успех. Курупайти лежал перед ним практически беззащитным; имея семь с половиной тысяч боеспособных солдат, он даже не организовал разведку! А ведь, поступи он так, барон обнаружил бы незавершенные земляные укрепления, укомплектованные деморализованными парагвайскими частями. Немедленная атака, вероятно, привела бы к их захвату, открыв путь к Умайте.

Порту Аллегри в захваченном Курусу
Порту Аллегри в захваченном Курусу

Порту-Алегри позже утверждал, что его люди были слишком утомлены. Однако, по мнению полковника Сентуриона, «Барон упивался достигнутым успехом, и был далек от мыслей о решительной победе». Вместо того чтобы наступать на Курупайти, он запросил у Митре подкреплений для удержания Курусу. Его победа, как отмечают исследователи, «раздражала Тамандаре и других командиров союзников почти так же, как поражение приводило в ярость Лопеса».

Пауза дала маршалу драгоценное время. 8 сентября на совещании со старшими офицерами ему доложили, что строительство укреплений Курупайти продвинулось, но они всё ещё не завершены. Генерал Диас подчеркнул свое недовольство словами на гуарани: *“Oí porã kuatiápe, pero peixa ña mopãramo la trinchera, nda ja jocoí xene los kambápe”* («На бумаге это может выглядеть хорошо, но если мы оставим траншеи [такими незавершенными], мы не сможем остановить этих черномазых»).

Заключение

Взятие Курусу стало важным, но не решающим шагом в затяжной кампании. Битва продемонстрировала как возросшую мощь бразильского оружия и стойкость парагвайских солдат, так и фатальную нерешительность и продолжающиеся разногласия в союзном командовании. Эти проблемы в полной мере дадут о себе знать в следующей крупной и куда более кровопролитной операции – штурме Курупайти.

Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.
Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762
Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/
Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957
Делитесь
статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась. Не
забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового
материала.