Найти в Дзене

Легенде — 85 лет! Слушаем выпущенный в СССР миньон «Поёт Том Джонс»

Пролетарское происхождение позволило Тому Джонсу легко проникнуть в советскую звукозапись. Валлийский певец Томас Вудворд, опростивший на заре карьеры своё имя до Тома Джонса, был сыном шахтёра и домохозяйки, чей репертуар не выходил за рамки традиционных ценностей: романтика, дом, поиски смысла в этом безумном-безумном мире. А потому фирма «Мелодия» часто и с удовольствием выпускала его песни. Члены худсоветов или не знали, или не обращали внимания на то, что шоу-бизнес стал для Тома Джонса способом сбежать от суровых шахтёрских будней. И вообще он со временем стал миллионером, а на Западе — символом буржуазной, лощёной мачо-эстрады. Но для отечественного слушателя напористый баритон Тома Джонса должен был олицетворять голос угнетённого рабочего класса в мире чистогана. Впрочем, владельцы миньонов с зарубежной эстрадой не особенно вдавались в политический контекст. Пробивной вокал Тома Джонса действовал как энергетик, особенно в сочетании с пышными оркестровками и роскошной ритм-секци
Оглавление

Пролетарское происхождение позволило Тому Джонсу легко проникнуть в советскую звукозапись. Валлийский певец Томас Вудворд, опростивший на заре карьеры своё имя до Тома Джонса, был сыном шахтёра и домохозяйки, чей репертуар не выходил за рамки традиционных ценностей: романтика, дом, поиски смысла в этом безумном-безумном мире. А потому фирма «Мелодия» часто и с удовольствием выпускала его песни.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Члены худсоветов или не знали, или не обращали внимания на то, что шоу-бизнес стал для Тома Джонса способом сбежать от суровых шахтёрских будней. И вообще он со временем стал миллионером, а на Западе — символом буржуазной, лощёной мачо-эстрады. Но для отечественного слушателя напористый баритон Тома Джонса должен был олицетворять голос угнетённого рабочего класса в мире чистогана.

Впрочем, владельцы миньонов с зарубежной эстрадой не особенно вдавались в политический контекст. Пробивной вокал Тома Джонса действовал как энергетик, особенно в сочетании с пышными оркестровками и роскошной ритм-секцией. В каждой его песне слышался стиль, подход, многолетний труд. И вовремя подмеченный, развитый природный дар, разумеется.

За это его и любят до сих пор: мэтру исполнилось 85 лет.

-2

В честь юбилея сэра Тома Джонса, который за свои подвиги на ниве шоу-бизнеса удостоился рыцарского титула, достанем из виртуальной коллекции маленькую пластинку, которая для многих советских слушателей послужила первым знакомством с валлийским симпатягой. Она называется просто «Поёт Том Джонс», вышла в 1969 году.

-3

«Лайла» / «Delilah» (Les Reed, Barry Mason) (1967)

С первых секунд — песня на все времена! Вулкан страстей, обожание и гнев, история ревности, которая заканчивается ножом в руке и, вероятно, страшной местью. «Дилайла» следует преувеличенно драматичному сюжету мыльной оперы, но аранжирована настолько раскатисто, исполнена столь вдохновенно, что невозможно не поддаться этому бурному потоку нот.

В СССР «Дилайла» прижилась не только в оригинале, но и в перепевках. В разных переводах она попала в репертуар Эмиля Горовца и Муслима Магомаева. Разумеется, никакой поножовщины в стихах Михаила Пляцковского и Онегина Гаджикасимова нет и в помине. А в варианте Магомаева красотка Лайла и вовсе — дочь шарманщика Карло. Неужели сестра Буратино?

«Продолжайте бег» / «Keep On Running» (Jackie Edwards) (1967)

Второй номер на той маленькой пластинке, по-моему, не уступает первому. Это перепевка хита группы The Spencer Davis Group, которая заняла первое место в британских чартах в 1965 году. Написал же её и выпустил первым ямайский певец Джеки Эдвардс, который работал в Великобритании на Island Records.

Русский перевод названия («Продолжайте бег»), кажется, имеет отношение к физкультуре и спорту. Под эту вещь в любом исполнении и впрямь легко заниматься фитнесом: заряжает! Но всё же в оригинале речь идёт о девушке, которая убегает и прячется, но безуспешно. Герой песни убеждает, что он всё равно станет её кавалером.

«Поднимающиеся в небо» / «Ghost Riders in the Sky» (Stanley Davis Jones) (1967)

Переворачиваем пластинку на вторую сторону — и слышим, как Том Джонс играючи расправляется с кантри, превращая американскую песню в собственный шлягер, отмеченный глубокой артистической индивидуальностью. В оригинале — песня-назидание о призрачных ковбоях, которые преследуют стадо огненных быков в небесах. Если видишь такую картину, задумайся: неправедная жизнь заставит и тебя вечно гоняться по небу, преследуя недосягаемую добычу...

Том Джон разогнал ритм и превратил ковбойский эпос в эстрадную конфетку. А в своём шоу ещё и переосмыслил визуальный ряд, превратив всадников из дикий прерий в модников-мотоциклистов. Для контраста — более аутентичное исполнение Джонни Кэша, который вполне мог видеть призрачных ковбоев в реальности.

«Смешной знакомый, забывший чувства» / «Funny Familiar Forgotten Feelings» (Mickey Newbury) (1967)

В оригинале, конечно, речь не приятеле, который забыл чувства, а о странных, знакомых, забытых чувствах, которые волнуют душу при расставании с девушкой. И пусть отношения остаются позади, а в глазах ещё стоят слёзы, нужно идти дальше, сохраняя в памяти прекрасное прошлое...

В нежном вальсе, закрывающей миньон, Том Джонс даёт волю сентиментальности. Баллада была написана молодым американским автором-песенником Микки Ньюбери, чей материал исполняли среди прочих Рой Орбисон, Энди Уильямс, Вилли Нельсон и многие другие. «Funny Familiar Forgotten Feelings» первым записал и вывел в хиты кантри-певец Дон Гибсон.

Перепевка Тома Джонса стала мировым хитом, дошла до седьмого места в британском чарте и уже спустя два года оказалась на советской пластинке. Для сравнения — не менее прекрасный вариант Энгельберта Хампердинка, старого джонсовского друга-соперника, ещё одной глыбы старой эстрады.

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!