Вы знаете, где живут самые счастливые овечки в мире? Не боятся быть съеденными ни кем на свете, регулярно получают порции обнимашек и поцелуев, а еще выступают на манеже в цирке и срывают бурные аплодисменты? У дрессировщицы Эмилии Будзилович!
Все началось с мамы
Любимая мама, друг и соратник Эмилии Будзилович, Вера Георгиевна с детства мечтала о цирке. Дочь геолога и инженера, она долго думала, как туда попасть. Чтобы поступить в цирковое училище, нужно было иметь данные, заниматься балетом или гимнастикой, так что, казалось, что шансов нет. Но Вера Георгиевна отучилась в ветакадемии, получила профессию кинолога и зоопсихолога и начала работать одновременно в двух цирках – на Цветном бульваре и в Большом на проспекте Вернадского.
Дома всегда были животные-пациенты – от хомячков до медвежат, которые качались на занавесках. И даже лошади – в двухкомнатной хрущевке!
«У нас дома сидел шимпанзе, мама его лечила. Он всё время воротил нос от парного молока, которое давала коза, жившая там же. Молоко он пить не хотел, а мама заставляла», – вспоминает Эмилия.
Первый выход на манеж в 6 лет
Мама Эмилии предпочитала лечить животных, но все-таки выходила с ними на сцену, в основном с маленькими медведями – когда Эмилия уже пошла в школу. Дочке, когда той было около 6 лет, она поручила выступления с козочками, это было на гастролях «на северах» – Эмилия держала два колечка, через которые прыгали бегавшие по кругу животные.
«Коза периодически подбегала сзади, и так «бзззз» меня лбом. Я говорила: «Всё, я не буду!», на что мама объясняла, что дрессура – это не только «уси-пуси», но и преодоление, особенно в работе с хищниками. А еще колоссальное терпение, если говорить об овечках, с которыми я работаю сейчас».
Призвание по наследству
Выбор профессии, как говорит Эмилия, за нее сделала мама.
«Я первенец, нас четверо в семье, ещё есть сестра и два брата. Естественно, меня мама воспитывала в соответствии со своими мечтами – сразу отдала в гимнастику, и поступить в ГУЦИ уже не было проблемой, как для неё когда-то. Я безмерно благодарна судьбе, что она была выбрана уже за меня, но дальше я действовала сама – старалась, трудилась, тянула шпагаты».
Эмилия признается, что свои мечты она реализовала «на сыне» Льве – отдав его учиться в хореографическое училище, потому что в душе всегда была немножко балериной. Сейчас сыну 17 лет, остается еще год учебы в МГАХ – пока он думает, выбрать балет или пойти в цирк.
«Я ему говорю: «Сначала поработай в гимнастических жанрах, а уже потом, если поймешь, что ты не можешь без животных, готов за них отвечать, иди в дрессуру. Потому что это более «взрослый» жанр и колоссальная ответственность – 24/7».
Воздушная гимнастика: премьера в Казанском цирке
Казанский цирк стал первым в жизни Эмилии, где в 2006-м году она отработала воздушный номер на корд-де-пареле, подготовленный под руководством любимого педагога Любови Степановны Николаевой. Номер был представлен сразу после выпуска из ГУЦЭИ. В мае экзамены, а в июле премьера. Эмилия вспоминает, что это было невероятно волнительно и страшно.
«Я очень хотела быть воздушной гимнасткой. Всегда обожала животных, но… Знаете, каждая девочка хочет быть принцессой, а принцесса у нас в цирке кто? Конечно, воздушная гимнастка. В то время костюмы были еще довольно простыми – розовые с обычными гипюровыми крылышками, но это было так романтично. Конечно, я пробовала, артисты в программе разрешали мне залезть на аппарат – это был такой трепет».
Педагоги говорили, что Эмилии больше подходит эквилибр – в ГУЦЭИ считалось, что девушки в воздушной гимнастике должны быть высокими, с длинными «рычагами», и визуально это выглядело эффектно, а у Эмилии рост всего 164 см. Но все получилось! Она закончила училище с красным дипломом и первой премией Росгорцирка.
С тех пор на чем только Эмилия ни работала - и на полотнах, и на кольцах. А сейчас в планах – освоение трапеции.
«Я не скрываю свой возраст, мне 38 лет, и у меня в воздушной гимнастике планы как у маленькой девочки. Многие, наверное, скажут, что уже дети на пятки наступают, но цирк – это уникальное искусство, где каждый найдёт себе место в любом возрасте», – говорит Эмилия.
Овечка первая моя
В 19 лет жизнь артистки сделала крутой поворот – она забеременела.
«У меня были предложения из Японии, Англии, а тут такое. За год уйдёт растяжка, силы... Когда даже месяц не порепетируешь, всё, ты уже как ватная. И я, конечно, была в полной депрессии. Если бы не мама, которая меня поддержала…Мы вместе с ней приехали в главк Росгосцирка в Москве, и там, листая журнал, я увидела совершенно невероятных овец с шерстью в пол, рогами зигзагами. И я захотела работать с овечками. Мама, которая поддерживает меня абсолютно во всех моих самых сумасшедших, идиотских идеях, согласилась», – рассказывает Эмилия.
Благодаря маме в Подмосковье без труда нашелся ягненок, овечка, брошенная своей мамой – Мамишенька, «доча», как ее и других овечек называет Эмилия. Такое часто случается, что слабеньких новорожденных мамы-овечки отказываются кормить, это природа.
«Это в прямом смысле дочь, потому что у меня рос живот и одновременно росла Мамиша. Мы с ней вместе спали. Почему люди дома не держат овечек вместо собак? Она прыгала на кроватку, копытца подгибала и ложилась со мной рядышком».
Все звездные овечки Эмилии Будзилович, появились в коллективе таким же образом – и Роза, которая была самой слабенькой из тройни собратьев, и Ария из Галчины, рожденная в декабре и брошенная мамой на холодный пол. Эмилия до сих пор переписывается с заводчицей и присылает ей фотографии подросшей «дочки».
Первый блин комом
После премьеры с Мамишей Эмилия ушла с манежа в слезах. Почему?
«Мы выучили все трюки, отрепетировали всё, что можно. Были готовы на сто процентов. Когда Мамиша увидела зрителей, свет, звук, просто поджала хвостик и убежала», – делится Эмилия.
Все овечки пугливые, недоверие и страх всегда идут впереди них. Взрослые уже, конечно, кайфуют от работы, ничего не боятся, хотя это зависит от характера. Но в любом случае при большой работе, направленной на приобретение доверия к людям, обязательно будут результаты, даже с самой трусливой овечкой. Так и с Мамишей в конце концов все получилось.
Овечья команда
В Казань на гастроли приехали шесть овечек, две остались дома – одна «бабушка», Мэричка, ей 17 лет, и с ней за компанию 14-летняя Моника. Дело в том, что овечки не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужно стадо или хотя бы компания себе подобных.
Ария и Роза – молодые овечки с Гатчины, смесь Катумской и Романовской породы, им по два года. Ария выполняет трюк с разворачиванием коврика.
Самая маленькая, которая в номере прыгает на руки – Козяка, смесь французской овцы и камерунского барана, крутая кровь! Забавно, что когда Козяку взяли, она была черным ягненком, а потом поменяла цвет и стала беленькой. Она с самого начала была прыгучей как козочка, в этом году 13 июня ей исполняется годик.
По идее она должна быть карликовой и небольшой, но, как говорит Эмилия, «ребенок вырос» из обещанных размеров благодаря слишком хорошему питанию. До Козяки трюк с прыжком на руки выполняла овечка по имени Козлицо, уникальная черная овечка, причем делала это в течение десяти лет, не толстела.
Уря – курдючная овечка, очень упитанная по своей породе. Она не любит прыгать из-за своего веса, в номере стоит на тумбе и ложится на коврик. По словам Эмилии, неплохо бы ей сесть на диету, но «мы очень любим кушать».
Овечки и не только!
Помимо овечек, в коллективе работают два верблюда и ламы, все девочки.
«С детства в анкете в графе «Любимое животное» я писала – верблюд. Мне кажется, он такой гордый, независимый, большой, шикарный, красивый. Я вообще люблю восточную культуру, у меня папа азербайджанец. И я всегда хотела верблюда. А еще я всегда хотела спасти циркового верблюда из кучи попон, недоуздков, освободить от наездников», – говорит дрессировщица.
Эмилия так и сделала, когда начала с ними работать.
«Верблюд – это та же овца, только большая. Та же самая паника, страх. Это мои «дрессированные мухи», как я говорю – хлопни в ладоши, все разбежались. Хотя верблюды огромные, это очень ранимые, чувствительные, недоверчивые животные".
Все травоядные животные по характеру немножко «жертвы» и всего боятся – и большие верблюды, и маленькие овечки.
Эмилия признается, что их с мужем верблюды из-за трепетного отношения выросли «немножко наглыми»: позволяют себе панибратское отношение, особенно с мужем. Андрей говорит: «Подвинься», а верблюд фыркает и шеей его толкает – «Сам подвинься!».
«Мне надо, чтобы я могла взять своё животное и пойти с ним на площадь и всем показать, какое оно милое, плюшевое, потрогайте все мою «дочь»! Я кайфую от того, что люди кайфуют, общаясь с моими животными. Они их гладят, тискают, и они отвечают взаимностью».
В прерии, в Подмосковье!
Когда в коллективе появилась третья овечка, Мэричка – сейчас она уже бабушка, ей 17 лет, Эмилия переселилась с семьей за город в Подмосковье, где теперь дружно живут и люди, и животные. Там все ее питомцы могут спокойно выгуливаться, пастись, есть свежую траву – город для этого слишком грязный. В жару ни овечки, ни ламы с верблюдами гулять не любят. Хоть последних и называют «кораблями пустыни», они всегда, когда есть возможность, ложатся в тень.
«Примы-балерины»
«Овечки – как дети", - говорит Эмилия. - Если ты не будешь их на руках носить, то ничего не будет».
По словам Эмилии, животные ее всегда поддерживают, на манеже главные – они.
«Примы – они, мои девчонки. Я просто при них, им помогаю, а зрители смотрят на овечек. Они меня ставят на второй план, и я могу расслабиться. А когда ты работаешь "воздух", ты -– солистка, всё на тебе. Если же овечки напортачат, это будет просто мило!», – говорит Эмилия.
Сейчас дрессура, по словам Эмилии, занимает 100% ее времени. Гимнастика требует просто поддержания формы. Хотя, когда начнут осуществляться мечты о трапеции, придется процент чуть-чуть увеличить, иначе просто не добиться желаемого результата.
Овечки выходят в народ!
Овечки выходят на манеж «буквально сразу», чуть ли не в две недели от роду. Во-первых, они, как и лошади, рождаются и сразу открывают глаза, быстро становятся «дееспособными». Во-вторых, иначе они просто не привыкнут к зрителям. Ягнёнка надо как можно быстрее вынести на люди – гладить, общаться.
«Самая большая цель в жизни моих овечек – социализироваться. Сколько поколений их бабушек, дедушек, мам, пап разводили, чтобы есть? Как они будут доверять людям? Вообще никак. У меня есть одна овечка – Роза. Я ей говорю: «Роза, тебя обязательно кто-нибудь съест когда-нибудь, потому что ты слишком доверчивая, так нельзя».
Очень многое зависит от характера животного - кто-то, конечно, быстрее идёт, кто-то вообще может не привыкнуть к необходимости выходить «в люди».
Эврика!
По словам Эмилии, иногда она просыпается ночью и ее «осеняет», какой можно придумать трюк с овечкой, или она внезапно понимает, почему животное отказывается что-то делать. Она относится к ним так же трепетно, как к своему сыну.
«Например, был случай, когда взрослая овечка Яна отказывалась идти через конюшню. Все идут по одному, а она – нет. Выход: берём Яну, идём знакомиться с этим конём, нюхаем друг друга, всё нормально, доверяем. А лучше всего не мучить овечку и не преодолевать этот страх. Для чего? Не хочет идти одна, не надо! Мы лучше возьмём всех остальных деток и пойдём вместе в следующий раз со всей компашкой», – признается Эмилия.
«Мы с Тамарой» ходим стадом по оперантам
У овечек очень сильно развито стадное чувство – в стаде не страшно, поэтому научить одну овечку делать что-то без стада – грандиозный труд.
«Мы работаем оперантным методом дрессуры. Операнты – это маленькие кусочки, с их помощью мы постепенно достигаем цели. Так же советуют делать и людям – когда ты строишь мечту, её нужно разбить на микроцели. Например, один трюк, когда овечка приносит цветочек, мы можем учить год, потому что мы это всё разбиваем на маленькие-маленькие части. Сначала учим эту палочку нюхать, потом учимся за ней идти» , – рассказывает Эмилия.
Самая счастливая овечья пенсия
На подмосковном ранчо, где Эмилия Будзилович живет со своим мужем и подопечными, проводят счастливую старость овечки-пенсионеры, которые получают лучшие корма и уход, например, 17-летняя бабушка Мэричка. Летом Эмилия лично косит и привозит им траву.
Мама Эмилии, которая помогает ей с овечками, каждый день поднимает «бабулю», самой ей это делать уже сложно – и та с удовольствием идет есть травку.
Спасение овечьей личности из ресторана
Овечка Моника появилась в коллективе Эмилии Будзилович уже во взрослом возрасте. Как-то артисты приехали в ресторан отработать номер и увидели ее – с бантиком, на привязи, жующей капусту. Она заметила собратьев и начала рваться к ним, а у Эмилии начало разрываться сердце – так захотелось ее «спасти»! Начали просить хозяев ресторана ее продать, но сразу это не получилось, только спустя пару дней.
Так началась цирковая жизнь Моники. Правда, адаптироваться к манежу она так и не смогла, потому что ее взяли уже взрослой – очень трудно преодолеть страх. Поэтому Моника просто живёт в стаде, вкусно ест, кайфует, ей хорошо. В манеж она выходит только в групповых сценах.
Половинка моя: «немного ку-ку»
С мужем, Андреем Николенко, Эмилия познакомилась 5 лет назад – он тоже цирковой. Воздушный гимнаст, работал ведущим, инспектором манежа, в последнее время больше на руководящих должностях в Питере. Сейчас он целиком и полностью работает вместе с Эмилией.
«Он признался, что раньше не думал, что можно так относиться к животным и дрессуре. Знаете, как это было невероятно? Мне такого никто не говорил», – признается Эмилия. - Поначалу он решил, что я «немного ку-ку» – ну, бывают сумасшедшие люди. А потом понял, что это очень круто», – делится Эмилия.
Муж к овечкам ее не ревнует – он сразу принял эту сумасшедшую к ним любовь и смирился.
«Он всегда говорит «мои девочки» про всех нас, понимаете? Всё это наше «стадо», – смеется Эмилия. – Конечно, иногда ему хочется просто нормальной жизни, покататься на великах, куда-то сходить, а от меня он слышит: «Может, лучше травку покосим?».
Секреты воспитания овечек от Эмилии Будзилович
- Овечки в дрессуре максимально скромные и застенчивые. С ними очень сложно работать из-за их пугливости. Нужно огромное терпение, чтобы достигнуть результатов.
- От природы у всех овечек разный характер - но при долгих тренировках он корректируется. Доверие можно воспитать даже в самой очень пугливой овечке. Просто на это уйдет не один год. Кому-то нужен год-два, кому-то 5−6 лет.
- Никогда не нужно требовать от овечек филигранного выполнения трюков, им надо позволять импровизировать. Овечкам надо много очень времени, чтобы всё понять, осознать. Даже если на представлении животное что-то сделает неправильно, все равно это будет мило. Это лучше, чем «вышколенные» существа на манеже, поэтому Эмилия позволяет им импровизацию. На репетициях им дается на это 5 минут – когда они делают, что хотят, бодаются, бесятся.
- Дрессировщица для овечек – старшая овца. Она – лидер, который ведет за собой стадо. Поэтому Эмилия никогда их не оставляет, иначе начнется паника.
- По «выражению лица» овечки опытный дрессировщик обязательно прочитает все, что у нее на уме. Если, не дай бог, овечка приболела, глазки становятся грустные, ушки припущенные. Когда они радостные, веселые, ушки стоят бодрячком, глазками хлопают: «Мам, давай что-нибудь делать, что-что-что??».
- Овечек сложно научить выполнять команду «Голос!». Дело в том, все трюки выучиваются с помощью положительного подкрепления, например, лакомством. То есть, овечка должна испытать положительную эмоцию, получить подкрепление – выработается рефлекс. Но овечки блеют, как правило, в состоянии тревоги – ее закреплять ни в коем случае нельзя. Хотя иногда они это делают и в состоянии эйфории, когда понимают, что скоро их начнут кормить. В любом случае Эмилия не оставляет надежду освоить и этот «фокус» и сформировать овечий «хор».
- Овечкам надо все время есть. Это жвачные животные, как коровы или верблюды, поэтому ограничивать в еде их ни в коем случае нельзя. У них четырёхкамерный желудок, и они должны постоянно питаться, им нельзя голодать. Конечно, высококалорийные продукты они не получают, их ограничивают в лакомствах, сухариках, но естественное питание у них постоянное. Овцы толстеют, так как выведены для этого человеком, ничего не поделаешь.
- На манеже Эмилия постоянно разговаривает с овечками. Это нужно для поддержки, чтобы они другие звуки не слышали, не боялись. Иначе овечки начинают прислушиваться к окружающим шумам, оркестру – и пугаться!
- Все овечки Эмилии Будзилович пьют молоко – и маленькие, и взрослые. Начинают с козьего, а потом пьют обычное коровье, стерилизованное. Сейчас в супермаркетах появилось и овечье молоко.
- В дрессуре важны детали – малейшее изменение, и трюк может не получиться. Например, Эмилия поняла, что овечка Уря часто спрыгивает с тумбы, если при подкормке быстро убрать от нее руку, которая давала сухарик, то есть она боится резких движений.
Ждем пополнения!
Эмилия Будзилович очень ответственно относится к содержанию овечек – как к воспитанию детей. Каждой нужны новые апартаменты, комфортный переезд во время гастролей. Поэтому слишком часто состав группы не обновляется.
Но сейчас в ней есть три возрастных овечки, «бабушки», и как раз требуется молодняк, которому будет легко выполнять сложные, подвижные трюки.
Так что ждем пополнения!
«Каждый раз, беря новую овечку, я понимаю, что я опять спасаю очередную жизнь. Я готова спасти их всех. Я готова набрать каждый год, я вам клянусь, по 100 овечек. У меня получится огромный какой-то театр, где много-много голов. Я готова, правда», – признается Эмилия.
Увидеть дрессированных овечек Эмилии Будзилович вы можете в национальном татарском спектакле-фэнтези "Мирас" в Казанском государственном цирке с 12 июня.