Найти в Дзене

Бэ-э-э-эздна обаяния! Эмилия Будзилович – дрессировщица, воздушная гимнастка и "мама" овечек

Вы знаете, где живут самые счастливые овечки в мире? Не боятся быть съеденными ни кем на свете, регулярно получают порции обнимашек и поцелуев, а еще выступают на манеже в цирке и срывают бурные аплодисменты? У дрессировщицы Эмилии Будзилович! Любимая мама, друг и соратник Эмилии Будзилович, Вера Георгиевна с детства мечтала о цирке. Дочь геолога и инженера, она долго думала, как туда попасть. Чтобы поступить в цирковое училище, нужно было иметь данные, заниматься балетом или гимнастикой, так что, казалось, что шансов нет. Но Вера Георгиевна отучилась в ветакадемии, получила профессию кинолога и зоопсихолога и начала работать одновременно в двух цирках – на Цветном бульваре и в Большом на проспекте Вернадского. Дома всегда были животные-пациенты – от хомячков до медвежат, которые качались на занавесках. И даже лошади – в двухкомнатной хрущевке! «У нас дома сидел шимпанзе, мама его лечила. Он всё время воротил нос от парного молока, которое давала коза, жившая там же. Молоко он пить не
Оглавление

Вы знаете, где живут самые счастливые овечки в мире? Не боятся быть съеденными ни кем на свете, регулярно получают порции обнимашек и поцелуев, а еще выступают на манеже в цирке и срывают бурные аплодисменты? У дрессировщицы Эмилии Будзилович!

Эмилия Будзилович и ее овечки, фото: Казанский государственный цирк
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото: Казанский государственный цирк

Все началось с мамы

Любимая мама, друг и соратник Эмилии Будзилович, Вера Георгиевна с детства мечтала о цирке. Дочь геолога и инженера, она долго думала, как туда попасть. Чтобы поступить в цирковое училище, нужно было иметь данные, заниматься балетом или гимнастикой, так что, казалось, что шансов нет. Но Вера Георгиевна отучилась в ветакадемии, получила профессию кинолога и зоопсихолога и начала работать одновременно в двух цирках – на Цветном бульваре и в Большом на проспекте Вернадского.

Дома всегда были животные-пациенты – от хомячков до медвежат, которые качались на занавесках. И даже лошади – в двухкомнатной хрущевке!

«У нас дома сидел шимпанзе, мама его лечила. Он всё время воротил нос от парного молока, которое давала коза, жившая там же. Молоко он пить не хотел, а мама заставляла», – вспоминает Эмилия.

Первый выход на манеж в 6 лет

Мама Эмилии предпочитала лечить животных, но все-таки выходила с ними на сцену, в основном с маленькими медведями – когда Эмилия уже пошла в школу. Дочке, когда той было около 6 лет, она поручила выступления с козочками, это было на гастролях «на северах» – Эмилия держала два колечка, через которые прыгали бегавшие по кругу животные.

«Коза периодически подбегала сзади, и так «бзззз» меня лбом. Я говорила: «Всё, я не буду!», на что мама объясняла, что дрессура – это не только «уси-пуси», но и преодоление, особенно в работе с хищниками. А еще колоссальное терпение, если говорить об овечках, с которыми я работаю сейчас».
Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Призвание по наследству

Выбор профессии, как говорит Эмилия, за нее сделала мама.

«Я первенец, нас четверо в семье, ещё есть сестра и два брата. Естественно, меня мама воспитывала в соответствии со своими мечтами – сразу отдала в гимнастику, и поступить в ГУЦИ уже не было проблемой, как для неё когда-то. Я безмерно благодарна судьбе, что она была выбрана уже за меня, но дальше я действовала сама – старалась, трудилась, тянула шпагаты».

Эмилия признается, что свои мечты она реализовала «на сыне» Льве – отдав его учиться в хореографическое училище, потому что в душе всегда была немножко балериной. Сейчас сыну 17 лет, остается еще год учебы в МГАХ – пока он думает, выбрать балет или пойти в цирк.

«Я ему говорю: «Сначала поработай в гимнастических жанрах, а уже потом, если поймешь, что ты не можешь без животных, готов за них отвечать, иди в дрессуру. Потому что это более «взрослый» жанр и колоссальная ответственность – 24/7».

Воздушная гимнастика: премьера в Казанском цирке

Казанский цирк стал первым в жизни Эмилии, где в 2006-м году она отработала воздушный номер на корд-де-пареле, подготовленный под руководством любимого педагога Любови Степановны Николаевой. Номер был представлен сразу после выпуска из ГУЦЭИ. В мае экзамены, а в июле премьера. Эмилия вспоминает, что это было невероятно волнительно и страшно.

Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
«Я очень хотела быть воздушной гимнасткой. Всегда обожала животных, но… Знаете, каждая девочка хочет быть принцессой, а принцесса у нас в цирке кто? Конечно, воздушная гимнастка. В то время костюмы были еще довольно простыми – розовые с обычными гипюровыми крылышками, но это было так романтично. Конечно, я пробовала, артисты в программе разрешали мне залезть на аппарат – это был такой трепет».

Педагоги говорили, что Эмилии больше подходит эквилибр – в ГУЦЭИ считалось, что девушки в воздушной гимнастике должны быть высокими, с длинными «рычагами», и визуально это выглядело эффектно, а у Эмилии рост всего 164 см. Но все получилось! Она закончила училище с красным дипломом и первой премией Росгорцирка.

Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

С тех пор на чем только Эмилия ни работала - и на полотнах, и на кольцах. А сейчас в планах – освоение трапеции.

«Я не скрываю свой возраст, мне 38 лет, и у меня в воздушной гимнастике планы как у маленькой девочки. Многие, наверное, скажут, что уже дети на пятки наступают, но цирк – это уникальное искусство, где каждый найдёт себе место в любом возрасте», – говорит Эмилия.
Эмилия Будзилович, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus

Овечка первая моя

В 19 лет жизнь артистки сделала крутой поворот – она забеременела.

«У меня были предложения из Японии, Англии, а тут такое. За год уйдёт растяжка, силы... Когда даже месяц не порепетируешь, всё, ты уже как ватная. И я, конечно, была в полной депрессии. Если бы не мама, которая меня поддержала…Мы вместе с ней приехали в главк Росгосцирка в Москве, и там, листая журнал, я увидела совершенно невероятных овец с шерстью в пол, рогами зигзагами. И я захотела работать с овечками. Мама, которая поддерживает меня абсолютно во всех моих самых сумасшедших, идиотских идеях, согласилась», – рассказывает Эмилия.

Благодаря маме в Подмосковье без труда нашелся ягненок, овечка, брошенная своей мамой – Мамишенька, «доча», как ее и других овечек называет Эмилия. Такое часто случается, что слабеньких новорожденных мамы-овечки отказываются кормить, это природа.

Эмилия Бузилович, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Бузилович, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus
«Это в прямом смысле дочь, потому что у меня рос живот и одновременно росла Мамиша. Мы с ней вместе спали. Почему люди дома не держат овечек вместо собак? Она прыгала на кроватку, копытца подгибала и ложилась со мной рядышком».

Все звездные овечки Эмилии Будзилович, появились в коллективе таким же образом – и Роза, которая была самой слабенькой из тройни собратьев, и Ария из Галчины, рожденная в декабре и брошенная мамой на холодный пол. Эмилия до сих пор переписывается с заводчицей и присылает ей фотографии подросшей «дочки».

Эмилия Будзилович и ее овечки, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Первый блин комом

После премьеры с Мамишей Эмилия ушла с манежа в слезах. Почему?

«Мы выучили все трюки, отрепетировали всё, что можно. Были готовы на сто процентов. Когда Мамиша увидела зрителей, свет, звук, просто поджала хвостик и убежала», – делится Эмилия.

Все овечки пугливые, недоверие и страх всегда идут впереди них. Взрослые уже, конечно, кайфуют от работы, ничего не боятся, хотя это зависит от характера. Но в любом случае при большой работе, направленной на приобретение доверия к людям, обязательно будут результаты, даже с самой трусливой овечкой. Так и с Мамишей в конце концов все получилось.

Эмилия Будзилович и ее овечки, фото  – Казанский государственный цирк
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото – Казанский государственный цирк

Овечья команда

В Казань на гастроли приехали шесть овечек, две остались дома – одна «бабушка», Мэричка, ей 17 лет, и с ней за компанию 14-летняя Моника. Дело в том, что овечки не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужно стадо или хотя бы компания себе подобных.

Эмилия Будзилович и ее овечки, фото отсюда: https://t.me/nikulin_circus
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото отсюда: https://t.me/nikulin_circus

Ария и Роза – молодые овечки с Гатчины, смесь Катумской и Романовской породы, им по два года. Ария выполняет трюк с разворачиванием коврика.

Самая маленькая, которая в номере прыгает на руки – Козяка, смесь французской овцы и камерунского барана, крутая кровь! Забавно, что когда Козяку взяли, она была черным ягненком, а потом поменяла цвет и стала беленькой. Она с самого начала была прыгучей как козочка, в этом году 13 июня ей исполняется годик.

По идее она должна быть карликовой и небольшой, но, как говорит Эмилия, «ребенок вырос» из обещанных размеров благодаря слишком хорошему питанию. До Козяки трюк с прыжком на руки выполняла овечка по имени Козлицо, уникальная черная овечка, причем делала это в течение десяти лет, не толстела.

Уря – курдючная овечка, очень упитанная по своей породе. Она не любит прыгать из-за своего веса, в номере стоит на тумбе и ложится на коврик. По словам Эмилии, неплохо бы ей сесть на диету, но «мы очень любим кушать».

Эмилия Будзилович и ее овечки, фото - Казанский государственный цирк
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото - Казанский государственный цирк

Овечки и не только!

Помимо овечек, в коллективе работают два верблюда и ламы, все девочки.

«С детства в анкете в графе «Любимое животное» я писала – верблюд. Мне кажется, он такой гордый, независимый, большой, шикарный, красивый. Я вообще люблю восточную культуру, у меня папа азербайджанец. И я всегда хотела верблюда. А еще я всегда хотела спасти циркового верблюда из кучи попон, недоуздков, освободить от наездников», – говорит дрессировщица.

Эмилия так и сделала, когда начала с ними работать.

«Верблюд – это та же овца, только большая. Та же самая паника, страх. Это мои «дрессированные мухи», как я говорю хлопни в ладоши, все разбежались. Хотя верблюды огромные, это очень ранимые, чувствительные, недоверчивые животные".
Эмилия Будзилович и верблюды, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович и верблюды, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Все травоядные животные по характеру немножко «жертвы» и всего боятся – и большие верблюды, и маленькие овечки.

Эмилия признается, что их с мужем верблюды из-за трепетного отношения выросли «немножко наглыми»: позволяют себе панибратское отношение, особенно с мужем. Андрей говорит: «Подвинься», а верблюд фыркает и шеей его толкает – «Сам подвинься!».

Эмилия Будзилович и верблюды, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович и верблюды, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
«Мне надо, чтобы я могла взять своё животное и пойти с ним на площадь и всем показать, какое оно милое, плюшевое, потрогайте все мою «дочь»! Я кайфую от того, что люди кайфуют, общаясь с моими животными. Они их гладят, тискают, и они отвечают взаимностью».
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото - Казанский государственный цирк
Эмилия Будзилович и ее овечки, фото - Казанский государственный цирк

В прерии, в Подмосковье!

Когда в коллективе появилась третья овечка, Мэричка – сейчас она уже бабушка, ей 17 лет, Эмилия переселилась с семьей за город в Подмосковье, где теперь дружно живут и люди, и животные. Там все ее питомцы могут спокойно выгуливаться, пастись, есть свежую траву – город для этого слишком грязный. В жару ни овечки, ни ламы с верблюдами гулять не любят. Хоть последних и называют «кораблями пустыни», они всегда, когда есть возможность, ложатся в тень.

«Примы-балерины»

«Овечки – как дети", - говорит Эмилия. - Если ты не будешь их на руках носить, то ничего не будет».

По словам Эмилии, животные ее всегда поддерживают, на манеже главные они.

«Примы – они, мои девчонки. Я просто при них, им помогаю, а зрители смотрят на овечек. Они меня ставят на второй план, и я могу расслабиться. А когда ты работаешь "воздух", ты -– солистка, всё на тебе. Если же овечки напортачат, это будет просто мило!», – говорит Эмилия.
Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Сейчас дрессура, по словам Эмилии, занимает 100% ее времени. Гимнастика требует просто поддержания формы. Хотя, когда начнут осуществляться мечты о трапеции, придется процент чуть-чуть увеличить, иначе просто не добиться желаемого результата.

Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Овечки выходят в народ!

Овечки выходят на манеж «буквально сразу», чуть ли не в две недели от роду. Во-первых, они, как и лошади, рождаются и сразу открывают глаза, быстро становятся «дееспособными». Во-вторых, иначе они просто не привыкнут к зрителям. Ягнёнка надо как можно быстрее вынести на люди гладить, общаться.

Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Овечки Эмилии Будзилович, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
«Самая большая цель в жизни моих овечек социализироваться. Сколько поколений их бабушек, дедушек, мам, пап разводили, чтобы есть? Как они будут доверять людям? Вообще никак. У меня есть одна овечка Роза. Я ей говорю: «Роза, тебя обязательно кто-нибудь съест когда-нибудь, потому что ты слишком доверчивая, так нельзя».

Очень многое зависит от характера животного - кто-то, конечно, быстрее идёт, кто-то вообще может не привыкнуть к необходимости выходить «в люди».

Овечки Эмилии Будзилович, фото: Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото: Казанский государственный цирк

Эврика!

По словам Эмилии, иногда она просыпается ночью и ее «осеняет», какой можно придумать трюк с овечкой, или она внезапно понимает, почему животное отказывается что-то делать. Она относится к ним так же трепетно, как к своему сыну.

«Например, был случай, когда взрослая овечка Яна отказывалась идти через конюшню. Все идут по одному, а она – нет. Выход: берём Яну, идём знакомиться с этим конём, нюхаем друг друга, всё нормально, доверяем. А лучше всего не мучить овечку и не преодолевать этот страх. Для чего? Не хочет идти одна, не надо! Мы лучше возьмём всех остальных деток и пойдём вместе в следующий раз со всей компашкой», признается Эмилия.
Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк

«Мы с Тамарой» ходим стадом по оперантам

У овечек очень сильно развито стадное чувство в стаде не страшно, поэтому научить одну овечку делать что-то без стада грандиозный труд.

«Мы работаем оперантным методом дрессуры. Операнты – это маленькие кусочки, с их помощью мы постепенно достигаем цели. Так же советуют делать и людям когда ты строишь мечту, её нужно разбить на микроцели. Например, один трюк, когда овечка приносит цветочек, мы можем учить год, потому что мы это всё разбиваем на маленькие-маленькие части. Сначала учим эту палочку нюхать, потом учимся за ней идти» , рассказывает Эмилия.

Самая счастливая овечья пенсия

На подмосковном ранчо, где Эмилия Будзилович живет со своим мужем и подопечными, проводят счастливую старость овечки-пенсионеры, которые получают лучшие корма и уход, например, 17-летняя бабушка Мэричка. Летом Эмилия лично косит и привозит им траву.

Мама Эмилии, которая помогает ей с овечками, каждый день поднимает «бабулю», самой ей это делать уже сложно – и та с удовольствием идет есть травку.

Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк

Спасение овечьей личности из ресторана

Овечка Моника появилась в коллективе Эмилии Будзилович уже во взрослом возрасте. Как-то артисты приехали в ресторан отработать номер и увидели ее – с бантиком, на привязи, жующей капусту. Она заметила собратьев и начала рваться к ним, а у Эмилии начало разрываться сердце – так захотелось ее «спасти»! Начали просить хозяев ресторана ее продать, но сразу это не получилось, только спустя пару дней.

Так началась цирковая жизнь Моники. Правда, адаптироваться к манежу она так и не смогла, потому что ее взяли уже взрослой очень трудно преодолеть страх. Поэтому Моника просто живёт в стаде, вкусно ест, кайфует, ей хорошо. В манеж она выходит только в групповых сценах.

Овечки Эмилии Будзилович, фото -Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото -Казанский государственный цирк

Половинка моя: «немного ку-ку»

С мужем, Андреем Николенко, Эмилия познакомилась 5 лет назад – он тоже цирковой. Воздушный гимнаст, работал ведущим, инспектором манежа, в последнее время больше на руководящих должностях в Питере. Сейчас он целиком и полностью работает вместе с Эмилией.

Эмилия Будзилович (теперь уже Николенко) с мужем Андреем Николенко, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович (теперь уже Николенко) с мужем Андреем Николенко, фото отсюда https://vk.com/emiliartcircus
«Он признался, что раньше не думал, что можно так относиться к животным и дрессуре. Знаете, как это было невероятно? Мне такого никто не говорил», признается Эмилия. - Поначалу он решил, что я «немного ку-ку» ну, бывают сумасшедшие люди. А потом понял, что это очень круто», делится Эмилия.

Муж к овечкам ее не ревнует – он сразу принял эту сумасшедшую к ним любовь и смирился.

«Он всегда говорит «мои девочки» про всех нас, понимаете? Всё это наше «стадо», смеется Эмилия. Конечно, иногда ему хочется просто нормальной жизни, покататься на великах, куда-то сходить, а от меня он слышит: «Может, лучше травку покосим?».
Эмилия Будзилович (теперь уже Николенко) с мужем Андреем Николенко, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus
Эмилия Будзилович (теперь уже Николенко) с мужем Андреем Николенко, фото отсюда: https://vk.com/emiliartcircus

Секреты воспитания овечек от Эмилии Будзилович

  • Овечки в дрессуре максимально скромные и застенчивые. С ними очень сложно работать из-за их пугливости. Нужно огромное терпение, чтобы достигнуть результатов.
  • От природы у всех овечек разный характер - но при долгих тренировках он корректируется. Доверие можно воспитать даже в самой очень пугливой овечке. Просто на это уйдет не один год. Кому-то нужен год-два, кому-то 5−6 лет.
  • Никогда не нужно требовать от овечек филигранного выполнения трюков, им надо позволять импровизировать. Овечкам надо много очень времени, чтобы всё понять, осознать. Даже если на представлении животное что-то сделает неправильно, все равно это будет мило. Это лучше, чем «вышколенные» существа на манеже, поэтому Эмилия позволяет им импровизацию. На репетициях им дается на это 5 минут – когда они делают, что хотят, бодаются, бесятся.
  • Дрессировщица для овечек – старшая овца. Она – лидер, который ведет за собой стадо. Поэтому Эмилия никогда их не оставляет, иначе начнется паника.
  • По «выражению лица» овечки опытный дрессировщик обязательно прочитает все, что у нее на уме. Если, не дай бог, овечка приболела, глазки становятся грустные, ушки припущенные. Когда они радостные, веселые, ушки стоят бодрячком, глазками хлопают: «Мам, давай что-нибудь делать, что-что-что??».
  • Овечек сложно научить выполнять команду «Голос!». Дело в том, все трюки выучиваются с помощью положительного подкрепления, например, лакомством. То есть, овечка должна испытать положительную эмоцию, получить подкрепление – выработается рефлекс. Но овечки блеют, как правило, в состоянии тревоги – ее закреплять ни в коем случае нельзя. Хотя иногда они это делают и в состоянии эйфории, когда понимают, что скоро их начнут кормить. В любом случае Эмилия не оставляет надежду освоить и этот «фокус» и сформировать овечий «хор».
  • Овечкам надо все время есть. Это жвачные животные, как коровы или верблюды, поэтому ограничивать в еде их ни в коем случае нельзя. У них четырёхкамерный желудок, и они должны постоянно питаться, им нельзя голодать. Конечно, высококалорийные продукты они не получают, их ограничивают в лакомствах, сухариках, но естественное питание у них постоянное. Овцы толстеют, так как выведены для этого человеком, ничего не поделаешь.
  • На манеже Эмилия постоянно разговаривает с овечками. Это нужно для поддержки, чтобы они другие звуки не слышали, не боялись. Иначе овечки начинают прислушиваться к окружающим шумам, оркестру – и пугаться!
  • Все овечки Эмилии Будзилович пьют молоко – и маленькие, и взрослые. Начинают с козьего, а потом пьют обычное коровье, стерилизованное. Сейчас в супермаркетах появилось и овечье молоко.
  • В дрессуре важны детали – малейшее изменение, и трюк может не получиться. Например, Эмилия поняла, что овечка Уря часто спрыгивает с тумбы, если при подкормке быстро убрать от нее руку, которая давала сухарик, то есть она боится резких движений.
Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото - Казанский государственный цирк

Ждем пополнения!

Эмилия Будзилович очень ответственно относится к содержанию овечек как к воспитанию детей. Каждой нужны новые апартаменты, комфортный переезд во время гастролей. Поэтому слишком часто состав группы не обновляется.

Но сейчас в ней есть три возрастных овечки, «бабушки», и как раз требуется молодняк, которому будет легко выполнять сложные, подвижные трюки.

Так что ждем пополнения!

«Каждый раз, беря новую овечку, я понимаю, что я опять спасаю очередную жизнь. Я готова спасти их всех. Я готова набрать каждый год, я вам клянусь, по 100 овечек. У меня получится огромный какой-то театр, где много-много голов. Я готова, правда», признается Эмилия.
Овечки Эмилии Будзилович, фото Казанский государственный цирк
Овечки Эмилии Будзилович, фото Казанский государственный цирк

Увидеть дрессированных овечек Эмилии Будзилович вы можете в национальном татарском спектакле-фэнтези "Мирас" в Казанском государственном цирке с 12 июня.