Теория предполагает, что более важными были другие движущие факторы.
Можно утверждать, что открытие огня является одним из важнейших событий в истории нашего вида, если не самым важным. Наше господство над этой стихийной силой сформировало большую часть нашего мира, позволяя нам готовить пищу, продлевать световой день, согревать дома в холода и изготавливать инструменты. Без огня у нас никогда бы не было промышленной революции, основных лекарств или театра теней. В то же время огонь сейчас, возможно, является одной из самых значительных сил, действующих в нашем все более перегревающемся мире, поэтому его влияние выходит за рамки его первоначального открытия.
Но что положило начало этим ранним отношениям между людьми и огнем? Новые исследования показывают, что это было не обязательно для приготовления пищи, а скорее для ее более длительного сохранения.
Это давно стало предметом жарких споров (я не мог удержаться). По большей части ученые не верят, что в этой истории был один-единственный внезапный момент открытия, а скорее это была запутанная история, где мастерство владения огнем развивалось постепенно с раннего плейстоцена и далее. Они считают, что в то время огонь использовался в основном для приготовления пищи из растений и мяса, что стало важной адаптацией для Homo erectus — это привело к уменьшению пищеварительной системы и увеличению размера мозга. Это известно как «кулинарная гипотеза».
Однако более поздние исследования начали подвергать сомнению эту гипотезу, предполагая, что огонь использовался не для приготовления мяса как такового, а для его сохранения в течение более длительных периодов времени. Это, как утверждается, также помогало защитить его от хищников или падальщиков.
Это новое понимание вписывается в более широкую единую теорию, разработанную теми же исследователями из Тель-Авивского университета. Их теория объясняет многие доисторические явления, основанные на ранней зависимости человека от калорий, получаемых от крупных животных, а также на постоянном снижении размеров животных, на которых охотились в эти периоды.
«Истоки использования огня — это «животрепещущая» тема среди исследователей доисторического периода по всему миру. Общепризнано, что 400 000 лет назад огонь был обычным явлением в бытовых условиях — скорее всего, для жарки мяса, а также, возможно, для освещения и обогрева», — пояснил в своем заявлении автор исследования доктор Мики Бен-Дор с кафедры археологии и древних культур Ближнего Востока в Тель-Авивском университете.
«Однако существуют разногласия относительно предыдущего миллиона лет, и были выдвинуты различные гипотезы, объясняющие, почему ранние люди начали использовать огонь. В этом исследовании мы стремились изучить новый взгляд на этот вопрос».
Для ранних людей огонь не был чем-то само собой разумеющимся. Фактически, большинство археологических памятников, датируемых возрастом менее 400 000 лет, не содержат никаких доказательств того, что там использовался огонь. Однако в тех немногих памятниках, где присутствуют признаки огня, нет никаких обгоревших костей или свидетельств жареного мяса.
«Мы понимаем, что ранние люди того времени — в основном Homo erectus — не использовали огонь регулярно, а лишь изредка, в определенных местах и для особых целей», — пояснил Бен-Дор.
«Процесс сбора топлива, разжигания огня и его поддержания в течение длительного времени требовал значительных усилий, и для этого им нужен был убедительный, энергоэффективный мотив. Мы предложили новую гипотезу относительно этого мотива».
Бен-Дор и его коллеги изучили существующую литературу по всем известным доисторическим местам (их девять), датируемым от 1,8 млн до 800 000 лет назад, где были найдены свидетельства использования огня. К местам относятся Мост дочере́й Иа́кова и карьер Эврон в Израиле, шесть мест в Африке и одно место в Испании. Группа также использовала этнографические исследования современных охотников-собирателей, чтобы сопоставить их поведение с условиями, распространенными в древнем мире.
«Мы изучили общие черты девяти древних мест и обнаружили, что во всех из них обнаружено большое количество костей крупных животных — в основном слонов, но также бегемотов, носорогов и других», — добавил Бен-Дор.
«Из предыдущих исследований мы знаем, что эти животные были чрезвычайно важны для раннего человеческого рациона и обеспечивали большую часть необходимых калорий. Мясо и жир одного слона, например, содержат миллионы калорий, достаточно, чтобы прокормить группу из 20–30 человек в течение месяца или больше».
Таким образом, в этом контексте тело слона или бегемота было настоящим сокровищем мяса и жира, которое нужно было защищать от падальщиков, хищников и бактерий.
Оценка результатов и расчеты значительных энергетических преимуществ консервированного мяса и жира привели команду к новому выводу: огонь выполнял две важные функции: он защищал крупную дичь от других животных и сохранял мясо посредством копчения и сушки.
«В этом исследовании мы предлагаем новое понимание факторов, побудивших древних людей начать использовать огонь: необходимость защищать крупных животных, на которых охотились, от других хищников и сохранять огромное количество мяса в течение долгого времени», — пояснил автор исследования профессор Ран Баркай, также из Тель-Авивского университета.
«Вероятно, что когда огонь разжигали для этих целей, его также иногда использовали для приготовления пищи — при нулевых предельных энергетических затратах. Такое использование может объяснить свидетельства жарки рыбы, датируемые примерно 800 000 лет назад в Мосту дочерей Иакова».
Авторы утверждают, что этот подход хорошо вписывается в глобальную теорию, которую они разрабатывают, которая объясняет важные доисторические явления как адаптацию к охоте и потреблению крупных животных, за которой последовало их постепенное исчезновение. Это привело к необходимости для ранних людей получать адекватную энергию за счет эксплуатации более мелких животных.
Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Nutrition.