Найти в Дзене

Уроки информатики в деревне, или как не выйти за рамки алгоритма?

Друзья, приветствую всех! Я вот тут подумал: а что бы не затронуть такую важную сферу существования человека, как школа? Она же у каждого была в жизни, и десять-одиннадцать лет – это вам совсем не пустяк! У меня есть много школьных историй, которые были бы, как мне кажется, интересны! Сегодняшняя, например, о том, как я стал прогуливать информатику… Вообще, конечно, мне стыдно. Отнюдь не с должным пиететом относился я к иным педагогам, каюсь. С другой стороны – когда я учился, педагоги уже делились на «старую школу» (их уважали, любили, ценили), и тех, кто как раз только пришёл в школу (они ни фига не знали, общаться не могли, но чего-то там требовали). Поверьте, к педагогам советского времени у всех, в том числе и у меня, было и уважение, и понимание, и желание жить дружно. А вот «молодые»… Ну что сказать, если они даже в своих предметах «плавали»?.. Сейчас, правда, многие из них уже директорами школ работают. И возраст далеко не молодой. Впрочем, нынче и программы другие – может, они
Картинка сгенерирована нейросетью.
Картинка сгенерирована нейросетью.

Друзья, приветствую всех! Я вот тут подумал: а что бы не затронуть такую важную сферу существования человека, как школа? Она же у каждого была в жизни, и десять-одиннадцать лет – это вам совсем не пустяк! У меня есть много школьных историй, которые были бы, как мне кажется, интересны! Сегодняшняя, например, о том, как я стал прогуливать информатику…

Вообще, конечно, мне стыдно. Отнюдь не с должным пиететом относился я к иным педагогам, каюсь. С другой стороны – когда я учился, педагоги уже делились на «старую школу» (их уважали, любили, ценили), и тех, кто как раз только пришёл в школу (они ни фига не знали, общаться не могли, но чего-то там требовали). Поверьте, к педагогам советского времени у всех, в том числе и у меня, было и уважение, и понимание, и желание жить дружно. А вот «молодые»… Ну что сказать, если они даже в своих предметах «плавали»?.. Сейчас, правда, многие из них уже директорами школ работают. И возраст далеко не молодой. Впрочем, нынче и программы другие – может, они соответствуют тем самым «преподавателям»?..

Но не о том речь. Единственное, что стоит ещё поведать прежде, чем перейду к сути, это то, что учился я в школе плоховато. Выручала блестящая на тот момент память: если я что-то слушал на уроке, то получал «5», если нет – закономерное «2». Почти по всем предметам напротив моей фамилии журнал пестрел этими самыми оценками. Ну а в итоге выходил законный «трояк», который меня вполне устраивал. Это я к тому, что обычно меня совершенно не волновали оценки. Исключениями были случаи, которые никак не могло принять обострённое в подростковом возрасте чувство справедливости.

Эта история, собственно, из таких. Дали нам как-то задание по информатике: взять по одной задаче из учебников физики и математики, а затем написать программы для их решения на языке «Бейсик» (который мы тогда изучали). Класс у нас был математический, учебники в 10 и 11 классах – специальные. Что говорить, если даже я – позор класса! – как и все мог устно решать любые задачи из обычного учебника за этот же год? Такой эксперимент как-то провела наша учительница по математике, так что пишу об этом не бездоказательно. Самые умные (или послушные) мои одноклассники, таланты в информатике, взяли наши учебники и стали писать программы. На выполнение задания отводилось недели две, по-моему, или даже больше. Кучи исписанных тетрадок, поиск ошибок… Программы у них были совсем не маленькими: до «Войны и мир», конечно, не дотягивали, но на какую-нибудь среднюю по размеру повесть вполне могли претендовать!

Ну а я… решил чуть упростить себе задачу. В конце концов, зря что ли 10 лет уже в школе провёл? Нашёл учебники за 5-7 классы, и выбрал там задачи. По математике она была такой: a+b=c; a=2, b=3, чему равно с? По физике очень похожая: путник шёл 3 часа со скоростью 2 км/ч, какое расстояние он прошёл? Как вы понимаете, программы получились коротенькими, но правильными. Нажимаем «Enter», получаем предсказуемый результат!

Когда я с гордостью показал свои «творения» учительнице, она нахмурила брови и строго спросила:

– Это что?!

– Программы! – уверенно ответил я. – Две задачи: по физике и по математике. Смотрите, всё правильно, можете проверить!

– Ты что, издеваешься? – начала закипать учительница. – Это же детский сад какой-то! Раз на большее не способен, ставлю «3»!

Вот тут уже злиться начал я.

– Уважаемая Мариванна (назовём её так)! Вы же сами на уроках информатики учили нас тому, что такое «алгоритм». Вы дали задание, но не говорили, что надо брать задачи из учебников за старшие классы. В данном Вами алгоритме было лишь сказано, что одна должна быть по математике, а вторая – по физике! Если у Вас есть сомнения, пойдёмте в учительскую и спросим Ваших же коллег, которые подтвердят, что задачи относятся именно к вышеозначенным наукам!

– И что же ты хочешь, наглец?! – привычно заорала учительница. – Я что, должна у тебя на поводу идти??? Получил «три» и иди отсюда!

– Нет, Мариванна. Вы сами видели, что ошибки в написанных мною программах нет. Это «5», и ни баллом меньше!

– ПОШЁЛ ВОН!!!! ؘ– проревела Мариванна, а я взял сумку и гордо удалился. Собственно, до конца учёбы оставалось ещё несколько месяцев, в течение которых я на информатике больше не появлялся. В аттестат, конечно, что-то там поставили, а то РОНО бы замучило.

…Много лет спустя я всё ещё думаю, что учительница была неправа. Нет, я, конечно, наглец, но лишь в том, что прогуливал её уроки несколько месяцев. Конкретно в том случае я действительно сделал всё в рамках поставленной задачи. А что упростил её для себя – так наоборот, похвали за смекалку и сделай выводы себе на будущее! Говоря языком программирования, я выявил уязвимость в поставленной задаче и тем самым помог её устранить. Ан нет…

А что вы думаете об этом, уважаемые читатели? Были похожие истории? Делитесь в комментариях!