Введение: Индустриальный прорыв на Волге
- Государственная необходимость: К середине 1960-х СССР остро нуждался в массовом, доступном и современном легковом автомобиле. Существующие модели (ГАЗ-21 "Волга", "Москвич-408", ЗАЗ-965 "Запорожец") не могли удовлетворить растущий спрос населения и были технически устаревшими. Годовой выпуск легковых авто в СССР составлял лишь около 150-200 тысяч против миллионов в Западной Европе и США.
- Выбор партнера: После анализа предложений нескольких западных компаний (включая Renault и Peugeot) выбор пал на итальянский FIAT. Решающими факторами стали:
- Успех модели Fiat 124 (победитель конкурса "Европейский автомобиль года-1967").
- Готовность FIAT предоставить полный цикл технологий: проектирование завода, поставку оборудования, обучение персонала, документацию.
- Политическая "нейтральность" Италии в разгар Холодной войны.
- Стройка века: Место выбрали в Тольятти (Куйбышевская обл.) из-за близости к Волге (транспорт), Куйбышевской ГЭС (энергия) и развитой инфраструктуры. Строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ) началось в январе 1967 года и стало Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых специалистов и рабочих со всей страны возводили гигантский комплекс. Символом стройки стал экскаватор "Ковровец".
- Первенец: 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 "Жигули" (два синих, четыре вишневых – цвета флага РСФСР). Эта дата считается днем рождения ВАЗа.
Часть 1: Эпоха FIAT и Золотой Век "Классики" (1970-1980-е)
- ВАЗ-2101 "Копейка": Не просто копия.
Адаптация к СССР: Советские испытания (особенно на полигоне НИЦИАМТ в Дмитрове) выявили непригодность "чистого" Fiat 124 для тяжелых дорожных условий СССР. Было внесено свыше 800 конструктивных изменений:
Дорожный просвет: Увеличен с 130 мм до 175 мм.
Тормоза: Задние дисковые заменены на барабанные (менее чувствительные к грязи и воде, дешевле в производстве и ремонте).
Кузов и подвеска: Значительно усилены элементы кузова (пороги, лонжероны), применены более прочные пружины и амортизаторы, изменена геометрия подвески.
Двигатель: Разработан новый двигатель с верхним расположением распредвала (OHC) объемом 1.2 л (1198 см³) мощностью 64 л.с. (вместо нижневального Fiat). Блок цилиндров изначально был чугунным.
Электрооборудование: Переход на стандартное для СССР напряжение 12В (вместо 6В у ранних Fiat 124), усиленный генератор, измененная схема освещения.
Прочее: Усиленные замки дверей, ручка для запуска "кривым стартером", измененная печка, грязезащитные фартуки.
Качество и ресурс: Первые партии собирались из итальянских комплектующих под строгим контролем FIAT. Качество было высоким, ресурс двигателя достигал 150+ тыс. км при своевременном ТО – неслыханный показатель для СССР. ВАЗ-2101 заслужил репутацию надежной и ремонтопригодной машины.
Культовый статус: Выпускался до 1982 года. Всего произведено ~4,85 млн единиц (включая модификации). В 2000 году признан "Российским автомобилем XX века" (журнал "За рулем").
- Экспорт и рождение Lada:
- Первые поставки за рубеж начались уже в 1971 году (Финляндия, Югославия, ГДР, страны СЭВ).
- Проблема имени: Оригинальное имя "Жигули" (по названию гор у Тольятти) оказалось труднопроизносимым для иностранцев, а во франкоязычных странах ассоциировалось с "жиголо" (gigolo). Было принято решение использовать новое имя – Lada (славянское слово, означающее "лад", "согласие", а также тип лодки – символ Волги).
- Экспортный успех: Lada быстро завоевала популярность в Европе (особенно в Финляндии, Франции, Великобритании, Канаде) благодаря надежности, простоте, проходимости и низкой цене. К середине 70-х экспорт достигал 150-200 тыс. автомобилей в год, став важным источником валюты для СССР.
- Расширение модельного ряда:
ВАЗ-2102 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1971 по 1986 год.
ВАЗ-2103 "Тройка" (1972): Люксовая версия на базе Fiat 124 Speciale. Удлиненная колесная база, двигатель 1.5 л (72 л.с.), улучшенный салон (приборы FIAT), прямоугольные фары. Статусная машина для номенклатуры и "достающих".
ВАЗ-2104 («четвёрка») — выпуск ВАЗ-2104 начался во второй половине 1984 года.
ВАЗ-2106 "Шестерка" (1976): Фактически глубокая модернизация "Тройки". Двигатель 1.6 л (80 л.с.), измененная решетка радиатора, новая панель приборов, улучшенная шумоизоляция, подголовники. Стал самым массовым и любимым в семье "классики". Выпускался до 2006 года! Всего ~4,35 млн единиц.
ВАЗ-2105 "Пятерка" (1980): Бюджетная модель, заменившая "Копейку". Упрощенный дизайн (прямоугольные фары), двигатели 1.2/1.3 л. Основа таксопарков и "рабочей лошадки".
ВАЗ-2107 "Семерка" (1982): "Люксовая" версия "Пятерки". Рестайлинг передка (решетка как у "Шестерки"), карбюратор "Солекс", позже - инжектор. Выпуск в разных формах продолжался до 2020 года! (в Египте до 2022).
- Феномен "Нивы" (ВАЗ-2121, 1977):
Мировое первенство: Первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом (межосевой дифференциал с блокировкой). Оригинальная трансмиссия (раздаточная коробка с понижающей передачей) стала эталоном для класса.
Экспортный хит: До 70% производства шло на экспорт. В Европе продавалась как Lada Niva, в Канаде – Lada 4x4. Невероятно популярна среди фермеров, охотников, спасателей. Конкурировала с Land Rover и Toyota Land Cruiser в своем классе. Завоевала множество наград. Всего произведено свыше 2,5 млн единиц (включая Chevrolet Niva).
- Команда создателей: Главный конструктор Владимир Соловьев, инженер Петр Прусов, дизайнер Валерий Сёмушкин. Последний настоял на закрытом кузове вместо тентованного: «В открытом кузове глаза и уши полны пыли».
- Тайна названия: «НИВА» — акроним имен детей разработчиков: Наталья и Ирина (дочери Прусова), Вадим и Андрей (сыновья Соловьева).
Экстремальные рекорды:
- 1998 г. — подъем к базовому лагерю Эвереста (5 200 м).
- 1999 г. — рекорд высоты в Гималаях (5 726 м).
- 15 лет службы на антарктической станции «Беллинсгаузен».
Наследие: Остается в производстве (как Lada Niva Legend) до сих пор, став самым долгоживущим советским/российским автомобилем без кардинальной смены платформы.
Chevrolet Niva: Партнерство с GM (2002–2020)
История создания:
- Проект 2123: Разработка начата в 1986 г. как замена классической «Ниве». Концепция включала 5-дверный кузов, двигатель 1.7 л.
- Дизайн-конфликт:
Сёмушкин предлагал эволюцию классики.
Александр Беляков создал футуристичный макет с узкими фарами — его идеи позже использовала Honda в HR-V (1999). - Кризис 1990-х: Проект заморожен. Предсерийные образцы (1998–2001) собирались вручную.
Запуск под брендом Chevrolet:
- СП «GM-АвтоВАЗ»: В 2001 г. General Motors инвестировала $330 млн. Серийное производство стартовало в 2002 г.
- Ключевые отличия от VAZ-2121:
5-дверный кузов (длина 4.05 м против 3.74 м).
Гидроусилитель руля, электростеклоподъемники.
Двигатель 1.7 л с распределенным впрыском (127 Н·м). - Проблемы: Течи салона, «детские болезни» электроники, низкая коррозионная стойкость.
Эпоха Lada Niva Travel (2020–н.в.)
Ребрендинг и модернизация:
- 2020 г.: После ухода GM модель переименована в LADA Niva.
- 2021 г.: Рестайлинг и новое имя — Niva Travel:
Решетка радиатора в стиле Vesta.
LED-оптика.
7-дюймовый мультимедийный экран.
Усиленная шумоизоляция.
Санкционный кризис и локализация:
- 2022 г.: Остановка производства из-за нехватки импортных компонентов.
- 2023 г.: Запуск с российскими двигателями:
АТИ 1.6 л (90 л.с.) — базовая версия.
АТИ 1.8 л (122 л.с.) — для бездорожья. - Проблемы: Перегрев ЭБУ, ограниченная доступность АКПП (Jatco).
Культовый статус и специальные версии
- Народные имена и поп-культура:«Козлик» (за прыгучесть на ухабах), «Таблетка» (за живучесть), «Шнива» (жаргон для Chevrolet Niva).
- Кино: «Брат-2», «Особенности национальной охоты», «Невероятная жизнь Уолтера Митти».
- Спорт: Участие в ралли «Дакар» (бронза-1981), «Шелковый путь», победы в классе Т2.
Экспериментальные модификации:
- Bronto (1990-е): Усиленные мосты, 3 блокировки дифференциалов, шины 31 дюйм.
- Auviga (Литва): Съемный кемпер-модуль для путешествий.
- e-Niva Concept (2024): Электромобиль на базе Niva Travel (запас хода 250 км).
5. Цифры и будущее
- Продажи: В 2023 г. на Legend и Travel пришлось 15% продаж Lada в РФ (86 000 ед.).
- Экспорт: Поставки в Сирию, Египет, Латинскую Америку. В планах — выход на рынок Ирака.
- Новинки:
Niva Travel Adventure (2024): Рельефные бамперы, лебедка, защита картера.
Гибридная версия: Совместная разработка с НАМИ (анонс в 2025 г.).
Инновации и эксперименты:
- ВАЗ-2108/2109/21099 "Спутник"/"Самара" (1984-2004): Первое поколение переднеприводных ВАЗов. Разработано преимущественно собственными силами (главный конструктор - В. Носаков). Хэтчбек (2108) и седан (21099) с поперечным расположением двигателя. Дизайн – "клиновидный", современный для 80-х. Платформа дала жизнь множеству модификаций (включая спортивные 16V). Сложное внедрение из-за отсутствия опыта в переднем приводе.
ВАЗ-1111 "Ока" (1987-2008): Микролитражка (0.65 л, 2 цилиндра). Разработана совместно с КамАЗом и СЕАЗом. Планировалась как "народный" автомобиль, но из-за высокой цены и специфики стала популярна у инвалидов (благодаря ручному управлению) и как второй автомобиль в семье.
Роторные двигатели (ВАЗ-411/413): Созданы на базе двигателя Ванкеля (NSU/Wankel). Ставились на спецверсии "классики" (ВАЗ-21019, 21079) и ГАЗ-21/24 для КГБ/милиции. Мощность до 140 л.с., но малый ресурс и высокий расход топлива. Серийно не выпускались для широкой публики.
Электромобили (ВАЗ-1801/2801 "Пони"): Экспериментальные микроэлектромобили на базе "Оки". Не вышли из стадии прототипов.
Часть 2: Бурные 90-е и Поиск пути (1990-2010-е)
- Крах системы и борьба за выживание:
- Обвал производства: Пик производства пришелся на 1985 год (~725 тыс. авто). После распада СССР начался резкий спад: 1996 год – ~207 тыс. авто. Причины: разрыв кооперационных связей, гиперинфляция, падение платежеспособного спроса, конкуренция с подержанными иномарками.
- Финансовые проблемы: Гигантские долги, неплатежи, бартер, криминализация бизнеса. Завод неоднократно останавливался.
- Попытки сотрудничества: Переговоры с GM (проект "Волга-Канал" на базе Opel Astra), Ford, Daewoo. Реализовались частично или провалились.
- Первый "Постсоветский" автомобиль: LADA 110 (1995-2009)
Долгий путь: Разработка (кодовое имя "100") начата в конце 80-х. Предполагалась как замена "классике". Из-за кризиса запуск откладывался.
Концепция: Передний привод, современный (для того времени) дизайн, двигатели 1.5 л (73 л.с.) и 1.6 л (89 л.с.). Стремление соответствовать западным стандартам безопасности и комфорта.
Проблемы: Чрезвычайно затянутый и дорогой ($2+ млрд) процесс разработки. Низкое качество сборки и комплектующих первых лет выпуска. Недостаточная надежность. Не смог стать полноценной заменой "классике".
Значение: Важный шаг в освоении современных технологий проектирования и производства. Стал основой для моделей 111 (хэтчбек "Калина"), 112 (хэтчбек 3дв), 117 (седан "Приора").
- Эра "Калины" (LADA Kalina, 2004-2018):
- Развитие платформы 110-й серии. Хэтчбек (111), седан (119), универсал (1117). Более современный дизайн, улучшенная эргономика.
- Стала массовой моделью, особенно после запуска бюджетной версии Kalina Standard (2007). Критиковалась за качество и устаревшую подвеску (балка задняя вместо независимой).
- "Приора" (LADA Priora, 2007-2018): Глубокая модернизация 110-й платформы. Новый дизайн, улучшенный салон, инжекторные двигатели (98 л.с.), ABS. Считалась флагманом марки до появления Vesta. Проблемы с качеством пластика и электроникой.
- Партнерство с Renault-Nissan: Технологический рывок (с 2008):
Сделка: В 2008 году Renault приобрела 25% +1 акцию АвтоВАЗа за $1.3 млрд. Позже доля альянса Renault-Nissan выросла до контрольной (более 50%).
Инвестиции и модернизация: В завод и разработки вложены миллиарды евро. Модернизация производства (внедрение стандартов Альянса – SQC, TPM, внедрение роботизированной сварки, окраски), создание современного Инжинирингового центра (Lada Engineering Center).
Новые модели на платформах Альянса:
LADA Largus (2012-н.в.): Лицензионная версия Dacia Logan MCV (платформа B0). Универсал и фургон. Важная модель для коммерческого сектора и больших семей.
LADA Granta (2011-н.в.): Глубоко модернизированная Kalina, позже переведенная на новую платформу Альянса (Global Access). Стала самым массовым и доступным автомобилем России. Многократные рестайлинги. Седан, лифтбэк, хэтчбек, универсал (Granta SW Cross). "Рабочая лошадка" и основа таксопарков.
LADA Vesta (2015-н.в.): Первая принципиально новая модель Lada за десятилетия. Разработана Lada Engineering Center на платформе Альянса B/C (Global Access). Дизайн – Стив Мэттин (экс-Volvo, Land Rover). Современный, динамичный облик, хорошая эргономика, широкий набор опций (включая мультимедиа, ESP). Седан, универсал (SW, SW Cross), CNG-версия. Сразу стала лидером продаж и символом обновления марки.
LADA XRAY (2015-2022): Компактный кроссовер на платформе Global Access. Оригинальный дизайн Мэттина. Попытка выйти в более премиальный сегмент. Не достигла ожидаемых объемов продаж.
Эффект: Значительный рост качества сборки и надежности (особенно у Vesta и XRAY). Восстановление доверия части потребителей. Технологический скачок. Рынок РФ стал вторым по значимости для Renault Group после Франции.
Часть 3: Санкции, Национализация и Новая Реальность (2022-н.в.)
- Уход Renault и Национализация (Май 2022):
- На фоне начала СВО на Украине и санкций Renault Group объявила о приостановке деятельности в Москве и продаже своей доли в АвтоВАЗе (67.69%).
- Пакет акций и завод в Москве (Renault Russia) были проданы за символические 1 и 2 рубля соответственно государственному научному центру НАМИ (ФГУП "НАМИ"), подведомственному Минпромторгу РФ. АвтоВАЗ перешел под полный государственный контроль.
- Кризис производства: Завод в Тольятти встал на 3 месяца (май-июль 2022) из-за острой нехватки импортных компонентов (электроника, системы безопасности, подшипники и т.д.), критически зависимых от западных поставщиков.
- Адаптация и "Импортозамещение":
- Упрощение моделей:
- Granta Classic (возврат к рестайлингу 2018 г.) и Niva Legend выпускались без подушек безопасности, ABS, кондиционера, современной мультимедиа, с ручными стеклоподъемниками. Использовались оставшиеся импортные комплектующие и максимально локализованные аналоги.
- Постепенное возвращение систем безопасности (ABS, подушки) по мере налаживания новых цепочек поставок.
- LADA Vesta NG (Новое Поколение, 2023-н.в.):
Глубокая модернизация под санкционные условия. Фактически новая машина на переработанной платформе.
Ключевые изменения:
Двигатели: Полностью российские АТИ (АвтоВАЗ Турбо Инжиниринг) – бензиновые 1.6 л (90 и 106 л.с.) и 1.8 л (122 л.с.), метановый (CNG). Планируется турбированный 1.4T.
Трансмиссии: Механика (ВАЗ) и автомат (новый японский Jatco, поставки через "дружественные" страны).
Электроника: Замена импортных ЭБУ и блоков управления на российские (Итэлма, АО НПЦ "ЭЛВИС" и др.). Новая приборная панель.
Дизайн: Обновленная оптика, бамперы, решетка радиатора. Изменения в салоне (панель, мультимедиа).
Старт продаж: Июль 2023 года. Сложный период запуска из-за "детских болезней" новой электроники и двигателей.
Nova Platform (ISKRA): Разработка полностью новой российской платформы для замены Granta. Предсерийные образцы представлены в 2024 году. Ожидаемый запуск в серию – 2025-2026. Должна стать основой для новых моделей Lada.
Lada Aura: Новый бизнес-седан в истории российского автопрома
Предпосылки создания и позиционирование
- Заполнение рыночной ниши: После ухода Toyota Camry и сокращения предложения в сегменте D-класса (2022–2023 гг.) Lada Aura разработана как замена для госструктур, корпоративных парков и такси бизнес-класса. Модель ориентирована на чиновников регионального уровня, министерства и госкомпании, требующие локализованную технику.
- Историческая преемственность: Проект основан на экспериментальной Vesta Signature (2015 г.), созданной для руководства АвтоВАЗа. После закрытия проекта из-за экономических рисков идею возродили в 2022 г. на фоне санкций и ухода Renault.
- Имиджевая задача: Название "Aura" отсылает к премиальному бренду Aurus, подчеркивая статусность.
Технические особенности и отличия от Vesta
- Платформа: Глубокая модернизация Lada Vesta NG с удлинением колесной базы на 250 мм (общая длина – 4690 мм). Это обеспечило рекордное пространство для задних пассажиров: расстояние до передних сидений – 1060 мм, высота проема двери увеличена для удобства посадки.
- Комфорт и безопасность:
Подвеска: Специальные настройки амортизаторов для плавности хода.
Шумоизоляция: Усиленные материалы в дверях и полу.
Климатический пакет: Подогрев руля, всех сидений, лобового стекла и форсунок омывателя. - Дизайн:
Уникальные задние двери, крылья и пороги.
Кожаная отделка салона (чёрная или серая в комплектации Status).
Литые диски увеличенного диаметра, защитная плёнка на кузове.
Производство и политическая поддержка
- Запуск: Серийное производство стартовало 9 октября 2024 г. на заводе в Тольятти. В церемонии участвовал Владимир Путин, ранее протестировавший модель в июле 2024 г. и отметивший её "хорошую управляемость и современность".
- Локализация:
Штампы для кузовных деталей изготовлены в Южной Корее.
Двигатель – локализованный АТИ 21179 (1.8 л, 122 л.с.), АКПП – китайский вариатор WanLiYang CVT18. - Госзаказ: Предсерийные партии уже эксплуатируются в Минфине РФ, правительстве Самарской области, ГК "Ростех". Планируются поставки в Госдуму (17 авто для комитетов).
Рыночные перспективы и критика
- Целевая аудитория:
Госсектор: До 70% продаж, благодаря закону о закупке локализованных авто.
Такси бизнес-класса: Партнерства с агрегаторами (например, в Москве и Казани).
Частные покупатели: Ожидаются единичные покупки из-за высокой цены. - Конкуренты:
Geely Emgrand (1.5 млн руб.) – богаче оснащение, но слабее сервисная сеть.
Москвич 6 (2,2 млн руб.) – схожая цена, но менее просторный салон. - Экспертные оценки:
Игорь Моржаретто (Автодор): "Продажи – 5 000 единиц в 2025 г., но это имиджевый проект".
Критика: В соцсетях модель называют "растянутой бюджеткой" из-за платформы Vesta и отсутствия инноваций.
Планы развития
- Электрическая версия: Испытания e-Aura уже начаты при поддержке "Ростеха". Ожидаемый запас хода – 250–300 км, старт продаж – 2026–2027 гг.
- Экспорт: Поставки в СНГ (Беларусь, Казахстан) и Ближний Восток (Сирия, Египет) после закрепления на российском рынке.
- Суббренд: АвтоВАЗ рассматривает выделение Aura в отдельную линейку при наличии восточного партнёра для разработки платформ D-класса.
Значение для автопрома РФ
Lada Aura – не просто "удлинённая Vesta", а стратегический ответ на вызовы санкционной эпохи. Модель демонстрирует:
- Адаптивность – использование проверенной платформы для быстрого запуска.
- Фокус на госпотребности – замещение импорта в сегменте служебных авто.
- Технологический задел – испытания электромобиля и усиленного шасси для будущего кроссовера.
Как отметил губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев: "АВТОВАЗ – экосистема для 200 предприятий. Aura подтверждает: завод способен создавать авто для задач национального масштаба". Несмотря на споры о цене, модель уже стала символом нового этапа локализации.
Электрификация:
e-Largus (2024): Первый серийный электромобиль Lada. Создан на базе Largus. Батарея 50 кВт*ч (заявленный запас хода ~400 км NEDC), двигатель ~82 л.с. Первоначально для корпоративных заказчиков (госструктуры, такси).
e-Niva (Concept): Демонстрация возможности электрификации легендарного внедорожника.
- Рынок и Экспорт:
- Доминирование в РФ: Несмотря на санкции, Lada сохранила лидерство на российском рынке (доля в 2023 ~30-35%, в 2024 ~20-25%), во многом благодаря отсутствию прямых конкурентов в бюджетном сегменте и господдержке (программы утилизации, льготного кредитования).
- Новая экспортная стратегия: Фокус на страны СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Ближнего Востока (Сирия, Ирак, Египет, ОАЭ), Африки (Алжир, Тунис), Латинской Америки (Уругвай). Поставки Vesta NG и Niva Travel. Восстановление позиций в традиционных рынках (Сербия).
Технологические и Культурные Вехи:
- Спорт:
- Ралли СССР/России: ВАЗ-2101, 2103, 2105, 2106 были доминирующими силами в советском ралли 70-80-х. Легендарные пилоты: С. Брундза, В. Гольцов, А. Аржанов. Команда Lada Sport (ранее Lada Sport Rosneft, Lada Sport TMS) успешно выступает в РСКГ (Российская серия кольцевых гонок) на Granta Sport, Vesta Sport, участвует в ралли-рейдах (включая "Шелковый путь") на специально подготовленных Niva.
Автоспорт как испытательный полигон: Многие технические решения (форсированные двигатели, подвеска, тормоза) отрабатывались в спорте.
- Культурный Феномен:
- Народные имена: "Копейка" (2101), "Двойка" (2102), "Тройка" (2103), "Четверка" (2104), "Пятерка" (2105), "Шестерка" (2106), "Семерка" (2107), "Восьмерка" (2108), "Девятка" (2109), "Десятка" (2110), "Самара", "Нива", "Калина", "Гранта", "Веста". Имена стали частью языка.
- Кино: Появление во множестве советских и российских фильмов ("Брат", "Брат-2", "Жмурки", "Особенности национальной охоты/рыбалки" и т.д.), часто как символ "простого" человека или эпохи.
- Музыка: Упоминания в песнях (от шансона до рока и рэпа – "Лада седан" группы "Кровосток", "ВАЗ 2106" группы "Бумбокс").
- Фольклор: Бесчисленные анекдоты, поговорки ("Тачка мечты – шестерка ведрами"). Символ надежности (про "копейку") и... вечного ремонта.
- Тюнинг: Огромная культура доработки "классики", "Самар" и "Калин" – от спортивного до "боевого" (низкие, на широких дисках).
Заключение: Устойчивость и Эволюция
За более чем полвека ВАЗ/Lada прошел путь от лицензионного производства итальянского автомобиля до сложного, переживающего очередную трансформацию национального бренда. Это история:
- Индустриальных амбиций: Строительство гиганта на Волге.
- Технической адаптации: Создание легендарной "Классики" и революционной "Нивы".
- Экспортных побед: Завоевание рынков десятков стран.
- Глубочайших кризисов: Развал СССР, 90-е, санкции 2022 года.
- Технологического партнерства и обновления: Эра Renault-Nissan.
- Вынужденной самоидентификации: Национализация и импортозамещение.
Несмотря на все перипетии, Lada остается узнаваемым символом российского автопрома, удерживает значительную долю внутреннего рынка и продолжает эволюционировать. Вызовы современности – полная локализация, создание конкурентоспособных новых платформ (ISKRA), развитие электромобилей, возвращение на экспортные рынки – определяют новую главу в истории бренда, чья устойчивость уже стала легендой.
Спасибо за прочтение!поддержать канал: