Найти в Дзене

Она отбила завод у бандитов и возродила старинное производство. Невероятная история Конаковского сыродельного завода и его директора

Заезжая на территорию Конаковского сыродельного завода, я была разочарована. Передо мной предстало типичное советское промышленное здание, неухоженная территория с гаражами и курилкой. Тоска и безлюдность, несмотря на то, что предприятие действующее. Дальше я надела халат, бахилы и шапочку. Это обязательные атрибуты экскурсии на пищевое производство. Отправилась в старые советские цеха. И уже через несколько минут разочарование сменилось удивлением и восторгом. Сначала меня поразили подвалы для созревания сыра, аналогов которым нет в России. А затем знакомство с директором предприятия Людмилой Володиной, которая лично рассказала историю Конаковского сыродельного завода. Я хотела снять небольшое видео на телефон, но как только Людмила Сергеевна начала свой рассказ, остановить запись я не смогла. По-моему, история достойна романа или остросюжетного триллера. Большую часть этого рассказа я построю на цитатах Людмилы Володиной. Потому что рассказать об этом предприятии вряд ли у кого-то по

Заезжая на территорию Конаковского сыродельного завода, я была разочарована. Передо мной предстало типичное советское промышленное здание, неухоженная территория с гаражами и курилкой. Тоска и безлюдность, несмотря на то, что предприятие действующее. Дальше я надела халат, бахилы и шапочку. Это обязательные атрибуты экскурсии на пищевое производство. Отправилась в старые советские цеха. И уже через несколько минут разочарование сменилось удивлением и восторгом. Сначала меня поразили подвалы для созревания сыра, аналогов которым нет в России. А затем знакомство с директором предприятия Людмилой Володиной, которая лично рассказала историю Конаковского сыродельного завода. Я хотела снять небольшое видео на телефон, но как только Людмила Сергеевна начала свой рассказ, остановить запись я не смогла. По-моему, история достойна романа или остросюжетного триллера.

Людмила Володина работает на Конаковском сыродельном заводе 53 года
Людмила Володина работает на Конаковском сыродельном заводе 53 года

Большую часть этого рассказа я построю на цитатах Людмилы Володиной. Потому что рассказать об этом предприятии вряд ли у кого-то получится лучше, чем у неё. В следующем году Конаковскому Сыродельному заводу исполнится 90 лет. Людмила Сергеевна работает здесь уже 53 года. За это время ей удалось сохранить память об основоположнике русского сыроварения вопреки советской власти, отстоять завод у бандитов в 90-е и создать новый бренд сыра.

  • "Я родилась под Воронежем седьмым ребенком в семье. Рядом был сыродельный завод. Бегала на него мыла сыры с пятого класса. Так и полюбила эту профессию. Было интересно, как из молока получается кусочек сыра. Моя мама потеряла двух детей во время войны из-за голода. Она всегда говорила мне: "Самое главное, дочка — кормить людей. Самое страшное — это когда люди умирают от голода. А ты всегда будешь кормить людей хорошей продукцией". Так я уже 53 года выполняю её завет".

Людмила Володина окончила Воронежский технологический институт по специальности технолог молока и молочной продукции. По распределению попала в Тверскую область на Конаковский сыродельный завод, который был построен в 1936 году.

  • "Сначала приехала и горько заплакала. Потому что здесь был деревянный заводик, ржавое оборудование, бабушки постарше меня сегодняшней. Они тогда говорили: "Доченька, мы ждем специалиста. Нам надо всё передать". Что тут и них передать, думала я. А потом они отвели меня в подвалы. Я когда оказалась там, обезумила. Потому что в России подвалов нет таких ни у кого. Ни на одном заводе. Я говорю: "Боже, а кто и когда Вам построил подвалы?" Они ответили: "Мужики в 30-х годах строили. Лопатами рыли". Я решила, что остаюсь на этом заводе из-за подвалов".
  • "Я не знала, кто здесь руководил, но делал он это очень грамотно. Потому что стеллажи, на которых зреют сыры, сделаны из определенной породы дерева, два месяца выдержаны, обработаны льняным маслом. Сыр солится в бетонных отсеках. Всё, что касается микробиологии и биохимии, сделано очень грамотно. У них технология осуществлялась по старинным записям. Я спрашивала: "А откуда эти записи?". Они говорили: «Была когда-то в 30-х годах школа мастеров на том берегу реки Волги в селе Едимоново".
  • И вы представьте себе, мне нужно было попасть в Европу, чтобы узнать, на каком заводе я работаю. В 1982 году меня, как передовика производства, отправили в Париж на сельскохозяйственную выставку. Я сразу побежала в павильон сыроделия. Там висели портреты ученых. Я всех знала, а одного дедушку с бородой не знала. Я спросила: "Скажите пожалуйста, это кто такой?" Мне ответили, что это Николай Васильевич Верещагин — родоначальник сыроделия в России. Его сыры занимали золото на всех Парижских выставках, и вся Европа их ела. Я тогда подумала: "Боже мой, правду говорят, какие они болтуны капиталисты. Верещагин-то у нас художник". Я задала вопрос: "Скажите, а где он работал?" А они говорят: Тверская губерния Корчевской уезд". У меня мурашки по коже пошли. Я сразу поняла, чьи подвалы. Вернувшись, побежала поднимать все исторические архивы. Оказалось, что Николай Васильевич, это старший брат художника Верещагина. Он родился в Череповце, обладал строптивым характером, женился на крепостной девушке. Его отец не принял этот брак. Верещагин уехал в Швейцарию, пять лет занимался там производством сыров".
Николай Верещагин оставил карьеру военного, чтобы заниматься сыроварением. Его портрет висит в небольшом музее, который Людмила Володина создала на заводе
Николай Верещагин оставил карьеру военного, чтобы заниматься сыроварением. Его портрет висит в небольшом музее, который Людмила Володина создала на заводе

С тех пор Людмила Володина пытается возродить память о Николае Верещагине. Сегодня в здании завода открыта небольшая экспозиция, посвященная Верещагину, его ученикам и соратникам.

  • "Николай Верещагин дружил с Дмитрием Менделеевым. Он сказал ему, что хочет создать отрасль сыроделия в России. Крестьяне жили очень бедно, потому что у них не было кооперации по переработке молока. Излишки просто сливались в канавы. Вместе с Менделеевым они обратились в министерство, получили кредит с последующим субсидированием на строительство школы мастеров. Эта школа была выстроена в селе Едимоново".
  • "Сейчас, прожив и проработав в отрасли уже очень много лет, я думаю, о том, как мне было трудно возродить сыроделие. Хотя, были заводы и технологии. А как он мог создать все с нуля! Каким он был человеком, гражданином и патриотом! Он стал выпускать из школы 700 мастеров в год. Они разлетались по стране, купцы строили заводы. Он один создал целую отрасль. Я влюблена в этого человека и преклоняюсь перед ним. Поэтому вся моя жизнь отдана этому делу".
На заводе проводят экскурсии, на которых рассказывают о Николае Верещагине
На заводе проводят экскурсии, на которых рассказывают о Николае Верещагине
  • "Когда я всё поняла, я стала говорить о Верещагине в объединение молочной промышленности. В ответ услышала: "Володина, замолчи, хватит. Он был капиталистом". Ещё я в институт ездила к себе, говорила студентам о Верещагине. Ездила в Вологодский институт. И там тоже говорила о нем. Но мой голос ничего не значил. У нас были пятилетки. Я стала лучшим директором. Все что давали, я все это заслужила за свою работу. Но боль моя в сердце всегда была, что завод-то "верещагинский". А о нем никто не знает".

В советские времена на Конаковском сыродельном заводе перерабатывали сто тонн молока в сутки и делали 36 видов сыра, который созревал по старинным технологиям в старинных подвалах. Заслуги "капиталиста" Николая Верещагина обесценили и забыли. Но когда Советский Союз рухнул, и настало время рыночной экономики, предприятие оказалось на грани банкротства.

  • "Потом настали лихие 90-е с разгромом и бандитизмом. Я тогда уже 20 лет была депутатом, строила этот завод, подвела сюда канализацию, сделала мощную электрическую подстанцию, подключила газ. Помимо завода подключила и местное население старой части города. Завод стал социально значим. А бандиты неподалеку сделали кладбище, пришли ко мне и сказали: "Отдайте нам завод, мы тут будем делать крематорий". Ну а что? Газ есть, подвалы есть. Я им ответила: "Вы дураки или умные? Вы сами тут живете, вы пол города отключите и будем крематорий тут жечь на Верещагинском заводе?" Я этого не могла стерпеть. Мне дали 10 дней, чтобы подумать. Я поехала к отцу, он работал в детской колонии и был очень строгий. Отец сказал: "Чего ты ко мне приехала? Почему не идешь в отдел по борьбе с экономическими преступлениями? Почему не пишешь главе? Почему не узнаешь, кто это такие? Почему не пишешь под роспись секретарям, что они от тебя требуют? Всё напиши". Я приехала и всё всем написала вплоть до Москвы".
После того как сыр созрел и его отмыли от плесени, он отправляется на просушку
После того как сыр созрел и его отмыли от плесени, он отправляется на просушку
  • "Привезли меня на кладбище. Там даже могила была выкопана и подписана для меня. Я им говорю: "Ребята, если я не вернусь через полчаса, вас всех соберут, потому что о вас уже всё написано: все ваши имена, фамилии, адреса. И что потом с вами будет, я не знаю". Они отошли, подумали. Говорят: "Ну и иди отсюда". А я им: "Нет, не пойду, довезите до места, где взяли". Больше они ко мне не подходили. Тогда завод удалось отстоять.
  • "Пришло время, когда не стало молока совсем. Коров не стало. Совхозов не стало. Собрали нас в Москве. Иностранцы предложили работать с их сухими порошками и их жирами. Что делать? Я на это подписалась. У них были технологии, сертификация, красивые этикетки. Начали они сюда жиры завозить. А моя дочка — врач. Она как-то приехала и говорит: "Мама, а что это у тебя за коробки? Жир костный моржовый, пальмовый и так далее. Это тебе зачем? Ты кормишь 40 детских садов в Твери. Что будет с этими детьми через 30 лет, ты подумала? Никто ничего не знает". Срок аренды них был пять лет. Я решила, что больше в аренду не сдам. Пусть лучше все развалится, но не будет химии на моем заводе".
  • "Было больно и обидно, что ничего я не сделала для Верещагина. Хоть и узнала о нем. Однажды приехал к нам на депутатскую сессию новый губернатор Игорь Руденя. Он спросил: "Как вы видите пути развития района?" Я говорю: "Только туризм. Заводов здесь не осталось. А Москва будет развиваться. Там тяжело дышать, и люди будут выезжать на Волгу". Я не думала, что сама займусь туризмом. Я чистый производственник. Потом я привела губернатора на завод и рассказала про Верещагина. Он загорелся и говорит: "Сергеевна возроди! Я тебе помогу". А я как будто ждала его слов и его просьбы. Сказала, что, конечно, все сделаю. А когда он уехал, горько заплакала. Легко сказать. Что делать-то здесь? С чего начать? Финансы какие нужны!"
  • "У меня муж рано умер в 52 года. Он был первым айтишником и хорошо зарабатывал. Он мне дом выстроил. У меня были деньги. Я наняла маляров, штукатуров, сварщика, слесаря. День и ночь здесь работала, потому что мне было уже 67 лет. Возраст у меня был, и я хотела все успеть сделать. Бренд-то "верещагинский". Он очень обязывает человека. Продукцию надо сделать, чтобы она была вкусной и достойной".

Сейчас на Конаковском сыродельном заводе работает один цех. Здесь делают 4 вида премиального сыра. Полутвердый "Конаковский" с добавлением трав или специй. "Шанклиш" — сыр в оливковом масле по сирийскому рецепту. "Болпер Кнолле" — твердый сыр по традиционной швейцарской технологии. И "Верещагин" — полезный полутвердый сыр с водорослями.

Вся продукция производится под брендом "Верещагин". На фирменном логотипе изображены Николай Верещагин и Дмитрий Менделеев, которые беседуют за чашкой чая. Сыр все также вызревает в старых подвалах. А молоко сегодня на этот завод поступает из национального парка "Завидово" от коров, которые пасутся неподалеку от резиденции президента России. Мне кажется, что это ещё не конец невероятной истории Конаковского сыродельного завода.

За возможность посетить Конаковский сыродельный завод благодарю Евразийское содружество специалистов туриндустрии ECOT и туроператора GoTravel.

Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой блог, чтобы не потеряться. А ещё вы можете поддержать мой авторский проект о путешествиях по нашей стране.

Благодарю за внимание!

Путешествуйте по России!