Найти в Дзене
Призрачная редакция

Португальские хорроры — подборка фильмов для самых искушенных любителей ужасов

Португальское кино — это темная лошадка европейского кинематографа, а португальские хорроры — это вообще очень нишевая история. Режиссеры с Пиренейского полуострова снимают фильмы, которые могут удивить даже самых искушенных ценителей авторского кино. И в этой статье мы хотим рассказать вам о четырех картинах, которые балансируют на грани жанров и остаются неизвестными широкой публике. Эти фильмы не для тех, кто привык к стандартным жанровым схемам. В них привычных сюжетных тропов, предсказуемых скримеров или утрированно кровавых сцен. Португальские режиссеры идут другим путем — они создают атмосферу тревоги через философские размышления, визуальную поэзию и смешение реальности с кошмаром. Готовы ли вы к встрече с настоящим артхаусным кино, которое использует элементы ужасов для исследования человеческой природы? Если да, тогда поехали. Фильм Мануэла де Оливейры представляет собой «мрачно-комическую кино-оперу» — уникальный гибрид жанров, приправленный элементами ужасов. Прекрасная дев
Оглавление

Португальское кино — это темная лошадка европейского кинематографа, а португальские хорроры — это вообще очень нишевая история. Режиссеры с Пиренейского полуострова снимают фильмы, которые могут удивить даже самых искушенных ценителей авторского кино. И в этой статье мы хотим рассказать вам о четырех картинах, которые балансируют на грани жанров и остаются неизвестными широкой публике.

Эти фильмы не для тех, кто привык к стандартным жанровым схемам. В них привычных сюжетных тропов, предсказуемых скримеров или утрированно кровавых сцен. Португальские режиссеры идут другим путем — они создают атмосферу тревоги через философские размышления, визуальную поэзию и смешение реальности с кошмаром. Готовы ли вы к встрече с настоящим артхаусным кино, которое использует элементы ужасов для исследования человеческой природы? Если да, тогда поехали.

Каннибалы / Os Canibais (1988)

Фильм Мануэла де Оливейры представляет собой «мрачно-комическую кино-оперу» — уникальный гибрид жанров, приправленный элементами ужасов. Прекрасная девушка влюбляется в джентльмена из высшего общества, но обнаруживает, что его тело полностью механическое. Партитуру к фильму, балансирующую между романтизмом 19 века и музыкальным модерном, написал композитор Жоао Паеш. Это честная и качественно сделанная сюрреалистическая картина в традициях Бунюэля, чей тон и атака на буржуазное общество напоминает «Ангела истребления».

Кадр из фильма «Каннибалы»
Кадр из фильма «Каннибалы»

Критики отмечают, что в отличие от «Ангела истребления», который становится всё мрачнее по ходу действия, «Каннибалы» становятся всё смешнее и смешнее. Это произведение получает оценку 7.0 на IMDb и классифицируется как музыкальная драма с элементами фантастики, а не как хоррор в чистом виде. Фильм представляет интерес скорее для ценителей экспериментального кинематографа и сюрреализма, чем для поклонников жанра ужасов. Однако каннибализм как метафора социального поведения и механическая природа главного героя создают достаточно жуткую атмосферу для тех, кто ценит психологический дискомфорт.

Дурная кровь / Coisa Ruim (2006)

Доктор Ксавьер Оливейра Монтейру (Адриану Луш) — ботаник-исследователь и университетский профессор, который живёт с женой, детьми и маленьким внуком в квартире в центре Лиссабона. Однажды Ксавьер получает известие о смерти своего дяди, владельца семейного поместья. Доктор Монтейру наследует старый дом от своего двоюродного дедушки и решает переехать со своей семьёй из комфортного города в маленькую португальскую деревню. Это сверхъестественный хоррор, который исследует демоническую одержимость, верования, суеверия, скептицизм, страхи и подозрения в контексте маленькой деревни.

Кадр из фильма «Дурная кровь»
Кадр из фильма «Дурная кровь»

Фильм считается первым полнометражным чистокровным хоррором из Португалии. Португальские фанаты ужасов называют его фильмом, который «должны посмотреть все португальцы и все фанаты жанра ужасов», отмечая, что он сочетает элементы драмы и хоррора, являясь одним из самых заметных образцов жанра в Португалии. Однако некоторые критики указывают, что это «первый и практически последний» полнометражный хоррор из Португалии, что говорит о том, насколько редким является этот жанр в португальском кинематографе. Режиссеры Тиагу Гедеш и Фредерику Серра создали классический supernatural horror, который заслуживает внимания именно своей уникальностью в контексте национального кино.

Барон / O Barão (2011)

История вампира, который терроризировал жителей горного региона — так описывает сюжет база IMDb. Режиссёр Эдгар Пера создал фильм по новелле Бранкиньо да Фонсеки 1942 года, и за исключением короткой сцены, фильм полностью черно-белый. Школьный инспектор едет в поместье барона, чтобы написать отчёт о языческом учителе. Прибыв, он получает приглашение остаться с бароном, который делает предсказания о женщинах, лошадях и политике, пока таинственная Идалина подает еду и питье. Инспектор становится неразрывно связанным с миром барона.

Кадр из фильма «Барон»
Кадр из фильма «Барон»

Критики сравнивают фильм с работами Гая Мэддина — это «черно-белый пастиш устаревших стилей хоррора и мелодрамы», который можно описать как «португальский ответ Гаю Мэддину — гиперстилизованную странность, которая делает своё собственное галлюциногенное дело в дешёвом стиле обмана зрения». Смелое чувство стиля распространяется на звуковой дизайн и даже на неравномерные английские субтитры. Фильм снят в «красивых высококонтрастных черно-белых тонах, напоминающих классические готические картины ужасов, гипнотическая цветовая схема, которая удерживает внимание зрителя». Продажи ограничиваются нишевыми площадками со вкусом к необычному — это фильм явно не для массового зрителя, что только добавляет ему ценности в глазах истинных ценителей авторского кино.

Лес потерянных душ / A Floresta das Almas Perdidas (2017)

Пожилой мужчина Рикарду (Жоржи Мота) и молодая женщина Каролина (Даниэла Лав) встречаются в лесу, куда люди приходят, чтобы покончить жизнь самоубийством. «Печаль будет длиться вечно» — эти слова Ван Гога его брату Тео перед смертью становятся лейтмотивом фильма. Первая половина картины представляет собой философский диалог двух незнакомцев о жизни и смерти, их причинах прийти в это место. Пожилой мужчина потерял интерес к жизни после недавнего самоубийства дочери, а молодая женщина находит удовольствие во всем, что связано со смертью. Режиссер Жозе Педру Лопеш снял фильм в черно-белой эстетике, что придает происходящему особую мрачную поэтичность.

Кадр из фильма «Лес потерянных душ»
Кадр из фильма «Лес потерянных душ»

Фильм делится на две части — драматическую и слэшерную, меняя жанр прямо по ходу повествования. Критики отмечают, что картина «совершенно не похожа на любой другой хоррор», который зритель может увидеть, и что режиссёр доверяет аудитории понять происходящие изменения. Однако некоторые рецензенты указывают на проблему с направлением во втором акте, отмечая, что фильм «забывает о себе и разделяется надвое». Работа актёров характеризуется как «превосходно сдержанная», без театральности. Для зрителей с открытым сознанием «Лес потерянных душ» представляет собой «фантастический новый вид хоррора», хотя жанровые пуристы могут остаться недовольными его тонкостью.

Португальские фильмы с элементами ужасов — это особый мир, где философские размышления соседствуют с архаичными страхами, а авторское видение важнее жанровых условностей. Эти четыре картины объединяет одно — они созданы для зрителей, которые не боятся сложности и готовы к диалогу с экраном. В эпоху, когда хоррор все чаще становится развлечением, португальские мастера напоминают нам о том, что настоящий дискомфорт живёт не в крови и насилии, а в глубинах человеческой психики и социальных отношений.

Если вы считаете себя знатоком авторского кино — эти картины станут для вас интересным открытием. Они не дадут лёгких ответов, но зато подарят опыт, который запомнится надолго. Ведь именно такое кино отличает настоящих ценителей от случайных зрителей.