Португальское кино — это темная лошадка европейского кинематографа, а португальские хорроры — это вообще очень нишевая история. Режиссеры с Пиренейского полуострова снимают фильмы, которые могут удивить даже самых искушенных ценителей авторского кино. И в этой статье мы хотим рассказать вам о четырех картинах, которые балансируют на грани жанров и остаются неизвестными широкой публике.
Эти фильмы не для тех, кто привык к стандартным жанровым схемам. В них привычных сюжетных тропов, предсказуемых скримеров или утрированно кровавых сцен. Португальские режиссеры идут другим путем — они создают атмосферу тревоги через философские размышления, визуальную поэзию и смешение реальности с кошмаром. Готовы ли вы к встрече с настоящим артхаусным кино, которое использует элементы ужасов для исследования человеческой природы? Если да, тогда поехали.
Каннибалы / Os Canibais (1988)
Фильм Мануэла де Оливейры представляет собой «мрачно-комическую кино-оперу» — уникальный гибрид жанров, приправленный элементами ужасов. Прекрасная девушка влюбляется в джентльмена из высшего общества, но обнаруживает, что его тело полностью механическое. Партитуру к фильму, балансирующую между романтизмом 19 века и музыкальным модерном, написал композитор Жоао Паеш. Это честная и качественно сделанная сюрреалистическая картина в традициях Бунюэля, чей тон и атака на буржуазное общество напоминает «Ангела истребления».
Критики отмечают, что в отличие от «Ангела истребления», который становится всё мрачнее по ходу действия, «Каннибалы» становятся всё смешнее и смешнее. Это произведение получает оценку 7.0 на IMDb и классифицируется как музыкальная драма с элементами фантастики, а не как хоррор в чистом виде. Фильм представляет интерес скорее для ценителей экспериментального кинематографа и сюрреализма, чем для поклонников жанра ужасов. Однако каннибализм как метафора социального поведения и механическая природа главного героя создают достаточно жуткую атмосферу для тех, кто ценит психологический дискомфорт.
Дурная кровь / Coisa Ruim (2006)
Доктор Ксавьер Оливейра Монтейру (Адриану Луш) — ботаник-исследователь и университетский профессор, который живёт с женой, детьми и маленьким внуком в квартире в центре Лиссабона. Однажды Ксавьер получает известие о смерти своего дяди, владельца семейного поместья. Доктор Монтейру наследует старый дом от своего двоюродного дедушки и решает переехать со своей семьёй из комфортного города в маленькую португальскую деревню. Это сверхъестественный хоррор, который исследует демоническую одержимость, верования, суеверия, скептицизм, страхи и подозрения в контексте маленькой деревни.
Фильм считается первым полнометражным чистокровным хоррором из Португалии. Португальские фанаты ужасов называют его фильмом, который «должны посмотреть все португальцы и все фанаты жанра ужасов», отмечая, что он сочетает элементы драмы и хоррора, являясь одним из самых заметных образцов жанра в Португалии. Однако некоторые критики указывают, что это «первый и практически последний» полнометражный хоррор из Португалии, что говорит о том, насколько редким является этот жанр в португальском кинематографе. Режиссеры Тиагу Гедеш и Фредерику Серра создали классический supernatural horror, который заслуживает внимания именно своей уникальностью в контексте национального кино.
Барон / O Barão (2011)
История вампира, который терроризировал жителей горного региона — так описывает сюжет база IMDb. Режиссёр Эдгар Пера создал фильм по новелле Бранкиньо да Фонсеки 1942 года, и за исключением короткой сцены, фильм полностью черно-белый. Школьный инспектор едет в поместье барона, чтобы написать отчёт о языческом учителе. Прибыв, он получает приглашение остаться с бароном, который делает предсказания о женщинах, лошадях и политике, пока таинственная Идалина подает еду и питье. Инспектор становится неразрывно связанным с миром барона.
Критики сравнивают фильм с работами Гая Мэддина — это «черно-белый пастиш устаревших стилей хоррора и мелодрамы», который можно описать как «португальский ответ Гаю Мэддину — гиперстилизованную странность, которая делает своё собственное галлюциногенное дело в дешёвом стиле обмана зрения». Смелое чувство стиля распространяется на звуковой дизайн и даже на неравномерные английские субтитры. Фильм снят в «красивых высококонтрастных черно-белых тонах, напоминающих классические готические картины ужасов, гипнотическая цветовая схема, которая удерживает внимание зрителя». Продажи ограничиваются нишевыми площадками со вкусом к необычному — это фильм явно не для массового зрителя, что только добавляет ему ценности в глазах истинных ценителей авторского кино.
Лес потерянных душ / A Floresta das Almas Perdidas (2017)
Пожилой мужчина Рикарду (Жоржи Мота) и молодая женщина Каролина (Даниэла Лав) встречаются в лесу, куда люди приходят, чтобы покончить жизнь самоубийством. «Печаль будет длиться вечно» — эти слова Ван Гога его брату Тео перед смертью становятся лейтмотивом фильма. Первая половина картины представляет собой философский диалог двух незнакомцев о жизни и смерти, их причинах прийти в это место. Пожилой мужчина потерял интерес к жизни после недавнего самоубийства дочери, а молодая женщина находит удовольствие во всем, что связано со смертью. Режиссер Жозе Педру Лопеш снял фильм в черно-белой эстетике, что придает происходящему особую мрачную поэтичность.
Фильм делится на две части — драматическую и слэшерную, меняя жанр прямо по ходу повествования. Критики отмечают, что картина «совершенно не похожа на любой другой хоррор», который зритель может увидеть, и что режиссёр доверяет аудитории понять происходящие изменения. Однако некоторые рецензенты указывают на проблему с направлением во втором акте, отмечая, что фильм «забывает о себе и разделяется надвое». Работа актёров характеризуется как «превосходно сдержанная», без театральности. Для зрителей с открытым сознанием «Лес потерянных душ» представляет собой «фантастический новый вид хоррора», хотя жанровые пуристы могут остаться недовольными его тонкостью.
Португальские фильмы с элементами ужасов — это особый мир, где философские размышления соседствуют с архаичными страхами, а авторское видение важнее жанровых условностей. Эти четыре картины объединяет одно — они созданы для зрителей, которые не боятся сложности и готовы к диалогу с экраном. В эпоху, когда хоррор все чаще становится развлечением, португальские мастера напоминают нам о том, что настоящий дискомфорт живёт не в крови и насилии, а в глубинах человеческой психики и социальных отношений.
Если вы считаете себя знатоком авторского кино — эти картины станут для вас интересным открытием. Они не дадут лёгких ответов, но зато подарят опыт, который запомнится надолго. Ведь именно такое кино отличает настоящих ценителей от случайных зрителей.