Говоря о «Мартине Идене», нельзя не затронуть сюжет и героев. История кому-то может показаться скучной, но это только на первый взгляд. Перед нами одна из самых глубоких психологических работ модернизма, ведь она раскрывает идеи отчаяния, влюблённости, преданности принципам. В этом романе у каждого героя есть своя система ценностей, и она состоит в конфликте с другой. Несмотря на то, что действий в романе почти не происходит (нет выстрелов пушек, восстаний или хотя бы убийств), книга всё же богата на события.
«Мартин Иден» — один из самых значительных и психологически достоверных романов Америки начала ХХ века. Да, я считаю эту книгу настолько значимой. Начнём с разбора Сюжета.
Глава 4. Сюжет, Мартин и Рут
Роман начинается с того, что молодой моряк Мартин Иден попадает в богатое поместье Морз, поскольку Мартин спас человека по имени Артур на улице в драке. Поместье Морз переполнено красивым декором, книгами и эстетикой, и молодой моряк в рваной одежде, с шрамами на лице и крепким телосложением чувствует себя неловко. Однако с первых же страниц можно заметить его тягу к книгам. Он говорит, что хотел бы читать больше, было б у него свободное время.
В первой же главе мы видим, как Мартин Иден влюбляется в сестру Артура, Рут. Она красива, симпатична и невероятно элегантна. Для него она предстаёт «золотистым цветком», который требует внимания и нежности. И с тех самых пор он смотрит и обращает внимание исключительно на неё. Они с Мартином находят общий язык, хотя моряку тяжело говорить о философии, культуре и литературе. И всё же Мартин остаётся с гордо поднятой головой и рассказывает о себе, не обращая внимания на пассивную агрессию семейства Морз.
После этого вечера Мартин Иден решает себе стать более образованным и сделать всё, чтобы искренне понравиться этой девушке. Особенно важный момент в первых главах случается после ужина, когда Рут Морз, итак возвышенная в глазах Мартина, начинает играть музыку на рояле.
Она обрушила на него музыку, словно беспощадные удары дубиной по голове, и музыка ошеломила его, подавила, но и подхлестнула. Он смотрел на девушку с благоговением. Как и она, ощущал, что пропасть между ними ширится, но еще того быстрее в нем росло стремление преодолеть эту пропасть.
Первые две главы с психологической точки зрения дают нам, читателям, понимание о том, чего именно хочет Мартин. Здесь это можно назвать своеобразным «пробуждением», которое связано с ярким образом. Рут Морз представляет собой юнговскую «аниму»: архетип таинственной, далёкой от обычного мира и бесконечно манящей девушки. Она выступает не просто причиной перемен в жизни Мартина, а становится чуть ли не божеством, к которому главный герой стремится. Он ей угождает, пренебрегает своими принципами, взглядами, и даже приносит жертвы. Всё ради Рут Морз.
Однако от классического юнговского архетипа «анимы» Рут отличается тем, что она одновременно является не только мечтой Мартина, но и авторитетом. Что я имею в виду: анима в мужском бессознательном в первую очередь про сексуальное влечение и духовное спокойствие. Она для сознательного цель, а для бессознательного — награда. Рут Морз не просто «принцесса», которую надо спасти: для Мартина Идена она пример для подражания. Он восхищается её образованностью, эрудированностью и манерами; он смиренно терпит замечания с её стороны, и более того — прислушивается к ним. Рядом с ней у Мартина проскакивает лишь одна мысль: где она, и где он сам.
– Мне кажется прежде всего надо взяться за грамматику. Вы говорите…. – она собиралась сказать «ужасно», но спохватилась и докончила:– не очень грамотно.
Мартин покраснел, его бросило в пот.
– Ну да, по-матросски, и такое словечко, бывает, вверну вам не понять. Так ведь одни эти слова мне и даются. В голове-то есть и другие слова… из книжек понабрался… да выговорить не умею, потому и не говорю.
Рут Морз буквально становится новым смыслом жизни для юноши. Это можно объяснить тем, что в нём открываются потребности, которое долгое время оставались неуслышанными. Юноше на момент начала произведения всего 21 год, он работал на различных фабриках и регулярно отправлялся в плавание. Мартин Иден из многодетной семьи, и для него привычные паттерны поведения — физическая сила, грубый язык и излишняя «прагматичность». Все его ценности связаны с материальными благами: жильё, еда, деньги. Однако с появлением Рут его сознательное впервые сталкивается с тем, что ему очень сложно понять: с нематериальными ценностями. Культура, грамматика, история, философия — всё это становится частью его жизни, ведь они служат проводником к возвышенной любви с Рут, о которой Мартин грезит днями и ночами.
К тому же, его интерес подпитывается тем, что расположение и симпатия именно этой девушки становится для него настоящим испытанием. Мартин в кругу рабочих известен своим дружелюбием и красотой, особенно среди женщин. Джек Лондон не раз даёт понять, что главный герой часто обращался к проституткам и воспринимал женское внимание как вопрос денег. А те дамы, которые готовы были лечь с ним бесплатно, для него казались лёгкими и доступными. А в случае с Рут Морз цена для него фактически неподъёмная. Ему, грубому и необразованному моряку, нужно не только покорить её сердце, но и добиться расположения или даже «благословения общества». Почему? Потому что ей будет неудобно, если в глазах родной семьи и других богатых граждан она будет с простым моряком. А для Мартина Идена интересы Рут становятся выше собственных. Более того, он заменяет свои потребностями потребностями своей возлюбленной.
Интересно вот что: сразу же после встречи с Рут Мартин Иден бежит в библиотеку и берёт большое количество книг. В романе акцентируется внимание на том, что он пренебрежительно относится к своему сну и считает его ненужным. Главный герой готов пожертвовать своим здоровьем ради интеллектуального развития. К тому же, именно в период постоянного чтения он решается стать писателем. Мартин уходит в плавание на несколько месяцев, а после возвращается и отправляет свои рукописи издательствам.
Но почему Мартин Иден решает зарабатывать на жизнь именно писательством? «Гиперкомпенсация». У Мартина Идена случился некий защитный паттерн, и он хочет своё отсутствие интеллектуального развития и образования (даже среднего) компенсировать упорным умственным трудом трудом. Он искренне получает удовольствие от чтения, изолировался от окружающих и занимается саморазвитием. И подобная гиперкомпенсация перешла в такую степень, что он не просто хочет стать умным и культурно образованным ради Рут, но и сделать своё состояние благодаря уму, а не грубой силе. Также свою роль играет жажда познания, которая медленно, но верно формируется у главного героя. Эта потребность в будущем станет такой же сильной, как и потребность в любви Рут, а позже превзойдёт её и станет доминантной.
Никакие романы не читал он так увлеченно, как эти серьезные книги. И свежий, за все двадцать лет не обремененный науками ум, подхлестываемый зрелой жаждой познавать, схватывал прочитанное поистине мужской хваткой, неведомой уму ученическому.
Мартин начинает читать, причём читает серьёзные и сложные философские работы, особенно уделяя внимание Герберту Спенсеру. И здесь Джек Лондон, хоть и вскользь, но показывает изменение личности через чтение. В романе ощущается, что Мартин Иден с прочтением каждой книги смотрит на этот мир совершенно по-другому, и теперь его волнуют другие вопросы, которые касаются мироздания, общества, смысла жизни и прочего.
Пожалуй, больше всего Мартина поразила взаимосвязь знаний, всех знаний. Он всегда был пытлив, и, что бы ни узнал, откладывал в отдельную ячейку памяти... Все соотносится одно с другим, от отдаленнейшей звезды, затерянной в небесных просторах, до мириадов атомов в песчинке под ногой.
И всё же, деньги у Мартина заканчиваются, и тогда ему приходит идея уйти работать в прачечную при отеле. Ему поставляют грязную одежду, и он вместе со своим наставником, мужчиной средних лет по имени Джо, трудится почти сутками напролёт, правильно разглаживая как рубашки с воротничками, так и наволочки. Это яркий и запоминающийся эпизод, поскольку мы видим, как Мартин Иден работает физически, и чего его это стоит.
Мы видим, как Мартин устаёт настолько сильно, что даже не сможет прикоснуться к книге. Он больше не хочет впитывать в себя новые знания, тем более — писать рассказы/эссе и продавать их. В этот момент мы, читатели, фактически перестаём думать о Мартине Идене как о писателе: он становится простым рабочим, у которого день начинается сменой и ею же заканчивается. Особенно больно смотреть на его коллегу Джо. Он не обладает ни талантом, ни трудолюбием, ни желанием разорвать порочный круг рабочего. Он жалуется на работу и грозится уйти, но каждый раз возвращается вновь. А после смены пропивает свою зарплату и возвращается к работе.
– Давай смотаемся, – предложил Джо. – Ну ее, эту прачечную к чертям, пойдем бродяжить. Я отродясь не пробовал, а сдается мне, невелика хитрость.
Главы в прачечной — одни из самых депрессивных в романе. Они показывают, как творчество медленно угасает от постоянной трудовой деятельности, которая не оставляет у человека никакой энергии для самовыражения, лишает его мечтаний и каких-либо перспектив. Занимательно, что Джо говорит об уходе из прачечной, желая стать именно бродягой, а не кем-то ещё. Любая иная работа и жизнь от зарплаты до зарплаты выглядит как бремя, уничтожающее человека: в такой жизни он просто не способен найти счастье, удовольствие или просто отдохнуть.
Главное отличие между работой в прачечной и работой за письменным столом в «Мартине Идене» в том, что писательство — вид трудовой деятельности, которая помогает познавать себя, другие идеи и понимать общественные отношения. Через писательство он рефлексирует и осознаёт идеи Спенсера, Ницше и прочих философов, а вот работа в прачечной его лишь высушивает и лишает сил для созидания.
В этих главах начинает разворачиваться внутренний конфликт в Мартине Идене: рациональное «Я» и эмоциональное «Я». И тут мы переходим в психоаналитических подход, в котором просто нельзя не упомянуть Зигмунда Фрейда и его понятии о расщеплении личности. По Фрейду, человеческая личность делится на три типа: эго, суперэго и ид, и сейчас мы разберём это на примере главного героя.
Глава 5. Конфликт внутри личности
Эго — наша сознательная личность, которая и отдаёт отчёт себе в том, что мы делаем. Эго также выступает посредником между Суперэго и Ид. Мартин осознаёт, что ему нужны деньги и потому усерднее работает у печатной машинки (которую взял в долг) и сдаёт старые вещи (пальто, костюм, велосипед) ростовщику. Это осознанный выбор, так как Мартин отдаёт себе отчёт в причинах этих действий.
Суперэго — некие моральные ориентиры; внутренний компас, который помогает нам в трудную минуту понять, что для нас хорошо, а что плохо. Суперэго часто называют «совестью, и не зря. Суперэго состоит из принципов, мировоззрения, понятий о добре и зле, правил и эмпирического опыта. К примеру, Мартин привык работать на судне в тяжёлых условиях, а потому для него нормально жертвовать сном, продавать пальто и мёрзнуть на улице или же вовремя отдавать долги, даже если из-за этого он будет голодать несколько дней. Суперэго — фундамент человеческой личности, к которому обращается эго в минуту сомнений или конфликта внутренних убеждений и внешних обстоятельств. Благодаря суперэго Мартин не ворует, не убивает, не обманывает и не идёт по головам: ему не позволяют его принципы.
Ид — противоположность суперэго. Оно отвечает за скрытые желания, потребности, нужды и бессознательные мотивы. Ид, в первую очередь — про подавляемые инстинкты и то, что нельзя осмыслить, оправдать или объяснить. Один из примеров — прогулка Мартина Идена, во время которой он подходит к поместью Морз и долго наблюдает за окном, где сидит Рут. Он ждёт, пока она не покажется хотя бы на миг, и рационально это никак нельзя оправдать. Личность в подобные моменты может и не помнить, что он сделал под влиянием ид. Представим ситуацию: человек напился, устроил драку, сломал стул и начал приставать к незнакомой девушке, а наутро говорит «я не знаю, как так получилось». Очевидно, что он не знает, но это знает ид, поскольку в глубине души он хотел устроить пьяный дебош.
На протяжении всего романа Мартин Иден выступает полем сражения между его Ид и Суперэго, и каждая сторона личности трактует свои нарративы. Его суперэго гласит о том, что Рут Морз не так уж и хороша, ведь чем больше книжек Мартин читает, тем сложнее Рут с ним находиться. Один из ярких примеров — эпизод с оперой. В определённый момент Рут приглашает Мартина послушать оперу. Мартин, будучи начитанным человеком в области искусства, максимально объективно и рационально говорит, что опера была посредственной из-за неправильно подобранных актёров.
Даже условности должны быть правдивы. Деревья, нарисованные на картоне и поставленные по обе стороны сцены, мы принимаем за лес. Это достаточно правдивая условность. Но, с другой стороны, морской пейзаж мы не примем за лес. Не сможем принять. Это насилие над нашими чувствами. Так и ты не можешь, вернее, не должна была принять это неистовство, и кривлянье, и мучительные корчи двух помешанных за убедительное изображение любви.
Суперэго Мартина Идена с посылом «она не такая уж идеальная» будет долгое время мучить писателя и напоминать о себе. Мартин замечал все моменты, когда Рут говорила нелестно о его книгах, считая их неплохими, достойными внимания, однако бесперспективными. И чем чаще он спорил с Рут, тем сильнее рос в нём конфликт.
«Мартин Иден» один из немногих романов, который показывает интеллектуальную эволюцию главного героя. Такое же спустя почти 50 лет сделает Дэниел Киз в своей прозе «Цветы для Элджернона», однако там задавались другие вопросы о цене интеллекта и его привилегии. Здесь читатель наблюдает, как Мартин Иден совершенствуется в умственном развитии. Он не только штудирует теорию литературы и философии, но также сам пишет эссе, участвует в дискуссиях и даже ставит свои же знания под сомнения. И его бессознательное, которым движет одержимость Рут, конфликтует с рациональным началом. Когда на ужин в семейство Морз был приглашён Мартин и приятель семейства Олни, разгорелся настоящий спор о пользе знаний. Олни утверждал, что Мартину глупо знать латынь, ибо она никак не связана с его профессией, а вот Рут может себе такое позволить, поскольку её обеспечивают родители.
Мартин внимательно следил за их спором и, убежденный, что прав Олни, возмущался, однако, его довольно бесцеремонным обращением с Руфью, Пока он слушал, у него сложилось новое понятие о любви. Рассудок не имеет ничего общего с любовью. Совершенно неважно, правильно рассуждает та, кого любишь, или неправильно. Любовь выше рассудка. Ну, не понимает Руфь, что ему позарез нужна профессия, но ведь от этого она мила ему ничуть не меньше. Она ему бесконечно мила, и каковы бы ни были ее взгляды, это ничего не меняет.
Но его Ид всё равно сильнее, так как он чувствами боготворит Рут и готов простить ей любую глупость. Но до определённого момента.
И эта внутренняя борьба между влюблённостью и очевидными фактами будет терзать его на протяжении первой половины романа, пока он не осознает для себя, что он по-настоящему чувствует по отношению к девушке.
Очевижно, что Мартин Иден — главное действующие лицо всего произведения. он проводник между читателем и Джеком Лондоном. В нём сочетаются идеи романтизма: у Мартина достаточно самостоятельности, решимости, уверенности в себе, воли, желания и мотивации для того, чтобы идти против толпы. Как мы говорили ранее, роман по замыслу Джека Лондона — критика индивидуализма, однако Мартин Иден это самодостаточная личность со своими моральными правилами, дисциплиной и глубокими, крепкими убеждениями, которые никто не мог разрушить. Именно поэтому книгу большинство читателей воспринимают как историю успеха и становления, поскольку у нас в центре человек, который буквально выковал себя. А фромула успеха проста: матросская закалка + интеллектуальное развитие = сильная личность.
Но Джек Лондон не был бы классиком американской литературы, если бы не заставил Мартина Идена рефлексировать на тему своего интеллектуального развития и внутреннего конфликта. Он часто задаётся вопросами, что есть любовь, размышляет на тему чувств и учится на ошибках, особенно если они касаются Рут. Он много что для неё делает, чтобы произвести впечатление или добиться её расположения, но с каждым разом это делать становится всё труднее и труднее, и его психика это чувствует. Мартин больше всего ожидает её похвалы, чтобы она оценила его творчество и сказала, какой колоссальный труд он проделал. Однако сама Рут смотрит на это в другой системе ценностей, из-за чего у них просто не складывается диалог. Одна из самых сильных сцен романа — тогда, когда Мартин читает Рут свои стихи о любви.
То, что ты пишешь, не подходит для издателей. Что-то, уж не знаю что, не позволяет тебе заработать этим на жизнь, может быть, тут дело в спросе. Только, пожалуйста, милый, пойми меня правильно. Я польщена, и горда, и все такое, что стихи эти посвящены мне, иначе какая бы я была женщина. Но они не помогают нам пожениться.
Причём Рут ни в коем случае не плохой человек: в этой же главе она предлагает ему два альтернативных варианта с работой. Однако для Мартина этот момент очень сильно сказался на его психике. Его главная муза, икона, которой он посвятил свою лучшую работу, даже не дала конструктивную критику. Она сделала худшее, что могла: обесценила его труд.
Добрая половина романа показывает внутреннюю борьбу двух начал в Мартине: рациональную и иррациональную. Он хочет заполучить Рут всем сердцем, но с каждым разом что-то заставляет его лишний раз задуматься, а правильно ли он поступает. Но настолько ли Рут идеальная? Может, существуют другие девушки, на которых ему стоило бы обратить внимание? И так я хочу перейти к той главе, которая мне кажется самой интересной и занимательной.
Глава 6. Женщины в романе «Мартин Иден»
Поговорим о женщинах в романе с точки зрения феминистической школы литературоведения. Главная цель этой школы — разбор женских образов в романе и то, как сам автор относится к женскому полу.
Начнём с образа Марии Сильвы: пожилой итальянки, которая позволила жить Мартину Идену в своём доме. Она щедрая, любвеобильная и заботливая. Она часто остаётся с Мартином, прощает ему долги и рассуждает с ним о жизни. У вдовы несколько детей, она мечтает о молочной ферме где-то за городом.
Мария — единственный женский персонаж в романе, которая относится положительно к Мартину до самого конца произведения. Да, она общается на ломаном английском и часто допускает грамматические ошибки, однако Мария ничего не требует от главного героя, верит в его писательское дело и спокойно прощает долги. Причём это в многодетной семье, где каждый цент и лишний кусок хлеба на вес золота! И всё же это немного карикатурный персонаж...
Итальянская эмигрантка никак не меняется. Она живёт своей жизнью, ни о чём не мечтает и просто хочет спокойствия. Да, я понимаю, что такие персонажи тоже существуют в реальности, потому и не придираюсь. Более того, Мария Сильва это второстепенный персонаж, которому уделяется немного времени: возможно Джек Лондон добавил её в свой роман, чтобы Мартин не выглядел совсем одиноко. Некоторые могут сказать, что Мария — аллюзия на рабочий класс: угнетаемая, загнанная в бесконечную борьбу за жизнь, но при этом спокойная, добрая и бескорыстная. Однако тот же Джо раскрывает идею рабочего класса куда интереснее, показывая тех самых рабочих с разных сторон и даже делая образ пролетария более глубоким.
Второй женский персонаж, на которого я бы хотел обратить внимание — сестра Мартина, Гертруда. Впервые мы её встречаем в тот же день, когда Мартин возвращается из поместья Морз. Гертруда рано вышла замуж за хозяина лавки Хиггенботема, который презрительно относится к Мартину, так как он считает его бездельником и идиотом. Гертруда по-настоящему заботится о своём брате и переживает за него, однако она не имеет права высказаться без согласия мужа. Её голос ничего не решает, и ей лишь остаётся вести домашние дела.
А вот тут да, женский персонаж является лишь аксессуаром к мужскому, ведь Гертруда не показана в романе как самостоятельная личность. Она лишь выполняет прихоти своего мужа. Но всё же она выражает свою обеспокоенность по отношению к Мартину, переживает и заботится о нём. Девушка — одна из немногих, кто замечает, что Мартин сильно похудел, и то, что он мёрзнет на улице без проданного пальто.
Гертруда представляет собой классическую модель поведения женщины в те времена, и для современного читателя такая картина может показаться дикой. Девушка не состоит в здоровых отношениях, так как её муж позволяет себе называть её глупой, затыкать её и не учитывать её мнения. Сама же Гертруда остаётся покорной, и свою заботу по отношению к Мартину вынуждена скрывать (она встречается с Мартином вне дома и тайно передаёт ему деньги). Почему она не смогла уйти от мужа? Аспектов множество: моральный, этический, общественный, финансовый. К сожалению, подобных семей, где женский голос остаётся заглушённым, много и в наше время.
Ещё один важный женский персонаж — Лиззи Конноли. Девушка из такого же рабочего класса, причём она знакомится с Мартином в одно время с Рут. Девушка сразу проявляет инициативу и нескрытые знаки внимания по отношению к Мартину: не только из-за его тела, но из-за его характера.
На протяжении всей истории читатель воспринимает её как девушку, от которой хочется избавиться, ведь она лишь мешает главному герою заполучить желанную Рут. Однако к концу романа именно Лиззи остаётся с Мартином, признаётся ему в чистой любви и говорит о том, как сильно он ей дорог. Лиззи Конноли — светлый персонаж; она любит Мартина просто так. Она хочет выйти за него замуж, поддерживает во всех начинаниях. Отчасти она достаётся главному герою слишком легко, но тут интересная параллель с Рут Морз, к которой главный герой так стремится.
Мартин Иден, – сказал он себе. – Ты не скот, ты проклятый ницшеанец. Ты должен был бы на ней жениться, и тогда это трепещущее сердце до краев наполнилось бы счастьем. Но не можешь ты, не можешь! Позор!
Мы уже обсудили Рут Морз как «аниму» Мартина Идена, но что она из себя представляет как девушка? Как личность? Ведомую и несамостоятельную персону.
Рут искренне влюбляется в Мартина. Ей нравится его мужественность, грубость и, если так можно сказать, брутальность (шрамы на лице и руках). И надо отдать этой девушке должное: именно благодаря мисс Морз Мартин Иден меняется, желает добиться большего и стать порядочным писателем. Она готова проводить с ним время и жаждет, чтобы тот проявил инициативу по отношению к ней. Но ровно до тех пор, пока кто-нибудь из семьи не скажет ей перестать с ним общаться. Для неё очень важно общественное мнение и то, одобряет ли это самое общество её решения. Но при этом Рут не испытывает муки совести, выбирая между Мартином и долгом общества: она переключается быстро и без какой-либо рефлексии. Но несмотря на это, её характер очень мягкий, трепетный и по-настоящему женственный. Она предлагает помощь Мартину с работой и никогда не оскорбляет его. Лишь тонко намекает, что он мог бы добиться положения получше.
Образ в романе самый противоречивый. С одной стороны, у Рут есть власть, ибо она влияет на Мартина, запрещая ему курить и ругаться. Она стала главным обожателем, кумиром и даже смыслом жизни Мартина Идена. Но с другой стороны, сама девушка невероятно пассивная и не обладает собственной волей. Это ярко видно в том же застолье с мистером Олни. Она доказывала важность латыни и культуры, но её познания в этой сфере были недостаточно обширными, как у Мартина или Олни. Рут увлекается музыкой, языками, культурой и прочим, однако это для неё не столько познания о человечестве и глубинная тема для размышлений, сколько хобби. Девушка аргументирует свою позицию популистскими фразами, обращая внимание не на культурную ценность, а на мнение общества. Ближе к концу романа, когда Мартин выступает с речью перед рабочим классом и журналистами (подробнее мы поговорим об этом в следующей части), Рут перестаёт ему писать и разрывает связь с ним.
Вы меня опозорили, я стыжусь встречаться со знакомыми. Я знаю, все обо мне сплетничают. Больше мне нечего вам сказать. Из-за вас я несчастлива, и я не хочу больше вас видеть.
Однако после долгожданного успеха Мартина, девушка готова вновь быть с ним, но это не нужно уже ему. Вот и получается, что главный женский герой в глазах Мартина и читателей оказывается сплошным разочарованием, которому важно, что о нём подумают другие. Да, на её повлияло общество, в котором она росла, плюс мать постоянно давила на неё, однако по характеру Рут Морз остаётся крайне ненадёжной и слабохарактерной личностью. Особенно на контрасте с Мартином Иденом. Я не побоюсь сказать, что Рут Морз — главный антагонист истории. Да! Её узколобость, зависимость от чужого мнения и нежелание смотреть на ситуацию под другим углом противостоят целеустремлённости и жажде познаний Мартина Идена. И этот трюк с тем, что возлюбленная является противовесом главного героя, я не могу вспомнить больше нигде.
Женщины в романе «Мартин Иден» бывают разные: молодые, старые, богатые или бедные. Однако у них есть одна общая черта: они несамостоятельны. Они не являются носителями идей, они находятся под влиянием мужчин или общества. Возможно показать положение женщин более глубоко и подробно Лондону это просто было неинтересно, но девушки и их образы, как по мне, самая слабая часть романа. Да, это отражение тех лет, однако есть множество других романов, которые раскрывают вопрос женщин в обществе весьма элегантно. Два шикарных примера — «Рассказ служанки» Маргаретт Этвуд и, удивительно, «Анна Каренина» Льва Толстого. Там женщины имеют свою волю, желания, они не боятся выражать своё мнение и вступать в конфликт с обществом или другими личностями. К тому же, у нас есть большое количество замечательных писательниц, которое жило либо до Джека Лондона, либо в одно время с ним: Вирджиния Вульф, Джейн Остин, Маргаретт Митчелл, Мэри Шелли, сёстры Бронте. Советую с ними ознакомиться.
Что касается Джека Лондона, то тут я согласен с мнением некоторых критиков и литературоведов: это больше мужская литература. Но прелесть «Мартина Идена» заключается в том, что его также обожают девушки из-за романтичной (на первый взгляд) истории любви. Удивительно!
ИТОГ
Роман «Мартин Иден» Джека Лондона представляет собой интересное исследование психологии личности, влюблённости в целом и то, как человек меняется из-за неё. В центре внимания может быть девушка, работа, творчество или даже высокие идеи, но они могут конфликтовать между собой, вступать в противоречия и даже вредить друг другу. И это также касается самой книги: с одной стороны, у нас есть глубокое изучение личности, но с другой поверхностное раскрытие второстепенных персонажей.
Сюжетно, «Мартин Иден» как раз и кажется простой историей, но благодаря массе подводных камней и смыслов, которые можно разглядеть в книге, роман становится осмысленным и психологически достоверным, поскольку он препарирует психику и исследует ход мышления человека целеустремлённого, влюблённого и способного критически мыслить.
А вот самые сложные темы я оставил на сладкое. Дело в том, что я упомянул почти всех важных персонажей в истории, кроме одного: Росса Бриссендена. Почему? Потому что он представляет собой самую сложную часть романа. Философскую.
Какие вопросы в романе поднимаются? Причём тут Ницше и его «Сверхчеловек»? Как через слово и литературу Джек Лондон рассматривает развитие общества? И почему Мартин Иден заканчивается так драматично и поэтично-трагично? Ответ на всё вы узнаете в финальной части романа :)