Найти в Дзене

Красноляжский погост

«В советские времена любили приводить статистику «по сравнению с 1913 годом» - мол, вот насколько больше стало чугуна и стали на душу населения в стране. «А чего стало меньше?» - теперь-то мы вправе задаться ещё и этим вопросом. Могу определённо сказать: меньше стало России. А той, 1913 года, не стало вовсе. Почему-то в Помпеях не ходишь со скорбным чувством утраты: ужасная, конечно, трагедия была, однако пепел Везувия город законсервировал, и его цивилизация поразительным образом жива. А у нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись. Возможность сегодняшнего взгляда сквозь столетие развеивает последние иллюзии: нет той страны.» Леонид Парфёнов   Где-то на архивных дореволюционных снимках стоят древние церкви. Стоят целые, невредимые. Вот так смотришь на черно-белое фото, вглядываешься в детали, ну точно русская провинция, непримиримо отстранившаяся от чуждой ей городской суеты. На окраинах уездов, где население еще более роднится с буйным лесом,

«В советские времена любили приводить статистику «по сравнению с 1913 годом» - мол, вот насколько больше стало чугуна и стали на душу населения в стране. «А чего стало меньше?» - теперь-то мы вправе задаться ещё и этим вопросом. Могу определённо сказать: меньше стало России. А той, 1913 года, не стало вовсе.

Почему-то в Помпеях не ходишь со скорбным чувством утраты: ужасная, конечно, трагедия была, однако пепел Везувия город законсервировал, и его цивилизация поразительным образом жива. А у нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись.

Возможность сегодняшнего взгляда сквозь столетие развеивает последние иллюзии: нет той страны.»

Леонид Парфёнов

-2

-3

 

Где-то на архивных дореволюционных снимках стоят древние церкви. Стоят целые, невредимые. Вот так смотришь на черно-белое фото, вглядываешься в детали, ну точно русская провинция, непримиримо отстранившаяся от чуждой ей городской суеты. На окраинах уездов, где население еще более роднится с буйным лесом, жизнь течет еще медленнее. Застывшие фотопанорамы, в коих можно углядеть и людей, и верхушки деревьев, и скаты теремов, и навершия за кладбищенской оградой…

-4

-5

«Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района – один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире – всей российской провинции. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли – и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Посещение Красной Ляги никого не оставляет равнодушным. Место завораживающее: церковь одиноко стоит посредине поля, окаймленного дальним лесом, от деревни не осталось и следа. Здесь ощущается молчаливое, освобожденное от житейской суеты, предстояние Богу.»

А.Б.Бодэ

-6

-7

-8

 

Сретено-Михайловская церковь, 1655 г.

ур.Красная Ляга (Архангельская область)