В самом центре Екатеринбурга, на улице Декабристов, расположена старинная усадьба Казанцевых. Давайте, вспомним, кем были её владельцы и как сложилась их судьба.
Казанцевы перебрались на Урал в 18 веке. История родоначальников династии теряется в веках - документы того времени сохранились не полностью и их достоверность не доказана.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в историческом очерке "Город Екатеринбург", писал о том, что уральские Казанцевы - потомки стрельцов, бежавших на Урал. Но, поскольку стрелецкое войско было расформировано в 1701 году, по этой версии получается, что Казанцевы перебрались в наши края задолго до образования Екатеринбурга.
По другой версии они являются потомками староверов, бежавших от церковных преследований в наши края в начале 1720-х гг. из Нижегородского села Семёнова.
Первые представители династии, о которых сохранились записи, Иван и Прокопий, жили в деревне Становой. Сыновья Прокопия - Родион и Антипа перебрались в село Шарташ, ставшее в то время неофициальной столицей староверов в наших краях. Здесь активно развивались ремесленное производство и торговля.
Как и многие староверы, обосновавшихся в то время в наших краях, они занялись салотопенным производством. В конце 18 века сыновья Родиона - Дмитрий, Иван и Кирилл и Федот унаследовали салотопенный завод, построенный их отцом и дядей. Братья занимались семейными предприятиями и торговлей, а Иван Родионович кроме этого дважды избирался на пост городского головы.
Со временем вдова Родиона Казанцева купила дом в Екатеринбурге и переехала туда вместе с сыновьями.
Братья Казанцевы в 1795 году первые в Екатеринбурге объявили капитал по первой гильдии. Они построили одну из первых в городе каменных усадеб, находившуюся в районе современного Театра эстрады, рядом с Торговой площадью и гостиным двором.
Позднее сыновья Родиона Казанцева построили собственные каменные дома на Заимке - на левом берегу Исети.
В 1803 году вдова Федота Родионовича купила для сына Фомы участок с недостроенным домом на берегу Исети. Усадьба была достроена при участии архитектора М.П. Малахова и состояла из двух каменных домов, каменных ворот, зданий служб и сада.
Сейчас на этом месте находятся сохранившиеся два здания и ворота усадьбы Казанцевых (ул. Декабристов, 36 и 38).
В одном из зданий сейчас ведутся реставрационные работы, второе пока пустует и выглядит заброшенным.
Сын Фомы Федотовича Казанцева, Гавриил Фомич (1806 - 1874 гг.) занимался промышленностью и добычей золота. Принадлежность к старообрядчеству закрывала ему дорогу к управляющим государственным должностям.
Имея родственные и деловые связи с Я.М. Рязановым, он жертвовал крупные суммы на строительство и обустройство единоверческой церкви, построенной Рязановым, а в 1846 г. перешел в единоверие.
Переход в единоверие позволил семье Казанцевых получить звание потомственных почетных граждан. Впоследствии Гавриил Фомич был дважды избран городским головой (в 1850 и в 1856 гг.).
Кроме политики Гавриил Фомич интересовался искусством, собрал ценную коллекцию книг, делал крупные пожертвования на строительство Первого городского театра.
Один из сыновей Гавриила Фомича - Гавриил Гавриилович Казанцев (1854 - 1902 гг.) тоже сыграл заметную роль в жизни города.
Он получил степень кандидата естественных наук в Санкт-Петербургском университете и работал в лаборатории Палаты мер и весов под руководством Д.И. Менделеева. Через несколько лет по семейным обстоятельствам он вернулся в Екатеринбург и начал управлять семейным бизнесом.
Переехав в Екатеринбург, Гавриил Казанцев начал сотрудничать с музыкальным кружком и благотворительным обществом. Вместе с братом Владимиром он открыл частный театр в своей усадьбе на Александровском проспекте (ул. Декабристов).
Гавриил Казанцев вступил в Уральское общество любителей естествознания и даже сам читал там лекции. В 1887 году он занимался подготовкой и проведением Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки и сам представлял там редкие книги и рукописи из фамильной библиотеки, а также модель изобретенной им золотопромывальной машины.
Интересно, что книги с книжными знаками Г.Г. Казанцева входят в коллекцию Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки. Как они там оказались? Об этом узнаем чуть позже.
Кроме всего этого, Гавриил Казанцев занимался политической деятельностью. В 1884 году он был назначен гласным городской думы, а в 1898 году - городским головой. По его инициативе в городе открыли торговую и художественно-промышленную школы.
Брат Гавриила Гаврииловича Казанцева - Владимир Гавриилович (1849 - 1903 гг.), получил юридическое образование в Московском университете. Вернувшись на Урал, около десяти лет он занимался юриспруденцией.
Но, уступив давнему желанию стать художником, он поступил в Петербургскую Академию Художеств. Окончив академию, Владимир путешествовал по России и писал пейзажи.
В 1894 году Владимира Казанцева избрали академиком Петербургской Академии Художеств.
Значительная часть работ, написанных Владимиром Казанцевым, хранится в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва. Известно, что одну из них - "На полустанке", приобрел на выставке в Петербурге иркутский коллекционер Владимир Платонович Сукачёв.
Немало работ Владимира Казанцева хранится в художественном музее города Полтавы, в котором художник жил и работал с 1896 по 1903 гг.
Гавриила и Владимира Казанцевых не стало в начале 20 века - в 1902 и в 1903 гг. Вдова Гавриила Казанцева - Вера Яковлевна через несколько лет познакомилась с приезжим промышленником Леонидом Ивановичем Вишневецким и вышла за него замуж. Леонид начал распоряжаться семейным имуществом Казанцевых, но его делам помешала революция.
Собрав все ценное, Вишневецкий вместе с Верой Яковлевной отправился с отступающими колчаковцами в Сибирь в надежде остановиться в Иркутской области у сестры Веры Казанцевой.
Большая часть семейных документов, книг, фотографий и ценностей, увезенных Верой Казанцевой из Екатеринбурга утрачена. Но национализированная коллекция картин сохранилась и находится в Иркутском областном художественном музее. Этим же путем, судя по всему, попали в иркутскую библиотеку и книги из коллекции семьи Казанцевых.
Через всю историю уральского купечества красной нитью проходит тема меценатства. Наши купцы не только торговали и развивали производство. Они интересовались культурой и историей, занимались спортом. Располагая немалыми деньгами, а зачастую, и властью, они помогали городу и людям - строили больницы, приюты, учебные заведения, стадионы и театры, помогали детям из простых семей получить образование.