Найти в Дзене

Утечка мозгов: как Россия теряет учёных и почему это важно для всех нас

С 2022 года из России ежегодно уезжает около 0,8% активных исследователей – и это самый высокий показатель «утечки мозгов» с конца 1990-х. Ежегодно сотни, а за последние 5 лет – десятки тысяч – лучших умов страны переезжают в Германию, США, Швейцарию и даже в новые научные «гавани» вроде Армении, ОАЭ и Казахстана [1]. Что происходит? Неужели это правда? Давайте вместе разбираться. Сразу скажу, я стараюсь разбираться не просто оторванно в одной проблеме, не связывая ее с другими отраслями и направлениями развития страны. Если вы посмотрите материалы канала, то заметите, что здесь присутствуют статьи на самые разнообразные темы. Но это никакое не распыление. Нет. Я хочу попробовать сформировать для вас полную картину происходящего в России по всем отраслям и направлениям и одновременно показать, что все они взаимосвязаны между собой. Но это не показ проблем ради проблем. Нет. Ведь это делают многие. Моя цель в другом. Я стараюсь на основе проведенного анализа проблем сформировать план по
Оглавление

С 2022 года из России ежегодно уезжает около 0,8% активных исследователей – и это самый высокий показатель «утечки мозгов» с конца 1990-х. Ежегодно сотни, а за последние 5 лет – десятки тысяч – лучших умов страны переезжают в Германию, США, Швейцарию и даже в новые научные «гавани» вроде Армении, ОАЭ и Казахстана [1].

Что происходит? Неужели это правда?

Давайте вместе разбираться.

Сразу скажу, я стараюсь разбираться не просто оторванно в одной проблеме, не связывая ее с другими отраслями и направлениями развития страны. Если вы посмотрите материалы канала, то заметите, что здесь присутствуют статьи на самые разнообразные темы. Но это никакое не распыление. Нет. Я хочу попробовать сформировать для вас полную картину происходящего в России по всем отраслям и направлениям и одновременно показать, что все они взаимосвязаны между собой. Но это не показ проблем ради проблем. Нет. Ведь это делают многие. Моя цель в другом. Я стараюсь на основе проведенного анализа проблем сформировать план по улучшению, чтобы понять, что делать.

Вот и сегодня в конце статьи я представлю конкретный план действий по улучшению ситуации в науке.

Но сначала давайте поймем, насколько серьезна сегодня проблема с утечкой мозгов из России.

Масштаб проблемы: цифры, которые нельзя игнорировать

По данным исследования Андрея Ловакова из НИУ ВШЭ, именно физика, астрономия, информатика и математика стали наиболее уязвимыми дисциплинами, по которым происходит эмиграция ученых из страны [1]. Ситуация выглядит ещё хуже, если взглянуть на оценку научного руководства.

Вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон в 2023 году заявил [2]:

«Основная проблема в России сложилась следующая: в течение последних пяти лет только Россия - никакие иные страны не потеряли столько работающих в научной сфере - а Россия потеряла 50 тысяч человек. Сейчас, когда все говорят о том, что технологический суверенитет, будущее зависит от наукоемких технологий, вопрос заключается в том, что Россия как государство упустило тех, кто может это делать».

Валентин Пармон
Валентин Пармон

Причем, эта цифра включает не только молодых соискателей, но и опытных профессоров, без которых наша наука просто не сможет функционировать.

Может, это лишь субъективное мнение конкретного человека? И ничего страшного на самом деле нет?

Однако я нашел еще одно объективное мнение - главного ученого секретаря РАН Николая Долгушкина. В 2021 году он сказал, что с 2012 года в 5 раз увеличилось количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России. По его словам, только за последние 3 года число ученых в стране сократилось на 30 тыс. [3] Вот и еще одно подтверждение.

Понимаете, что обидно, я как-то думал, что массовый отъезд за рубеж наших ученых был только в лихие 90-е. А, оказалось, и сейчас, в более спокойные (или, как сейчас говорят, более стабильные) времена, он также продолжается.

К чему это приводит?

По заявлению Долгушкина, в итоге Россия не может выполнить показатели нацпроекта «Наука», который ставил задачей увеличить число специалистов [3].

В 1990 году Россия занимала первое место в мире по числу ученых, но с тех пор их количество снизилось с 992 тыс. до 348 тыс., то есть на 65% [3].

Согласно целям нацпроекта «Наука», число ученых в России за 3 года должно было увеличиться на 35 тыс. человек. «Три года назад РФ находилась еще на 4-м месте в мире по количеству исследователей. Сегодня она находится на 6-м. За эти 3 года количество исследователей у нас уменьшилось на 30 тыс.», — рассказал секретарь РАН.

По мнению научного сообщества, при таких высоких темпах снижения количества ученых о технологическом и научном суверенитете страны не может быть и речи.

Т.е. не может быть и речи об импортозамещении или инновациях, о которых так много говорят уже очень давно. Казалось, это должно быть очень актуально для России в условиях жестких санкций со стороны Запада. Но ситуация, к сожалению, похоже, не меняется в лучшую сторону.

Вот какой пример по этому поводу привел в 2023 году руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин (академик, доктор физико-математических наук).

В Авиационном институте три десятка лет никто не хотел идти на литейное производство и станкостроение, профессора состарились и ушли из этой сферы, а новых людей нет. И вот результат: сегодня Россия полностью зависит от импорта нержавеющей стали, потому что мы ее не производим. Мы экспортируем сырье, а нержавеющую сталь приходится ввозить [4].

И, поверьте, такая ситуация не только по этому направлению. Нам необходимо собственное производство в первую очередь по тем направлениям, от которых зависит национальная безопасность и оборона. Например, это станкостроение, микроэлектроника, производство медицинского оборудования.

-3

Спрашивается, неужели это все сегодня не очень важно? Похоже, у чиновников несколько иные приоритеты развития. Ведь не только в науке такие проблемы. Например, в промышленности сейчас наблюдается огромный дефицит инженерно-технических кадров, о чем я писал в статье ранее. Почитайте, и вы убедитесь, что это проблемы одного порядка.

Теперь давайте разберемся с причинами такой ситуации.

Почему утекают учёные? Главные причины

1. Недостаточное финансирование науки

По этому поводу Нигматулин в 2023 году отметил, что финансирование науки в России составляет только 1% ВВП, в то время как в Европе или, например, в Израиле этот показатель выше в разы. Недостаточно финансируется и образование — на его долю приходится только 4% российского ВВП, в то время как в других странах этот показатель в 2 раза выше [4]. Кстати, выше он был и в СССР.

Любопытно, что в бюджете на 2025–2027 годы заложено сокращение расходов по госпрограмме «Научно-технологическое развитие России» [5].

Доктор биологических наук, вице-президент по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий Михаил Гельфанд по этому поводу сказал в 2025 году, что не только исследования в его профессиональной сфере, но и в целом фундаментальная наука финансируется недостаточно. О причинах он говорил следующее [5]:

«Это связано с тем, что у государства, по всей видимости, есть другие приоритеты и другие потребности. Из-за этого у нас возникают серьезные проблемы. Например, сильно подорожали расходники и приборы, а финансирование экспериментальных наук не только не увеличивается, но уменьшается».

По поводу финансирования науки у нас вообще интересные вещи выясняются. Вы заметили, у нас все чаще чиновники надеются на то, что частный бизнес начнет наращивать финансирование науки? Причем об этом не просто всерьез говорится, но и это реализуется на практике.

В начале 2025 года председатель УрО РАН Виктор Руденко по этому поводу говорил:

«В 2024 году было недофинансирование из центра. На 2025 год субсидия получена, но большая часть заработка зависит от сотрудничества с предприятиями. Между предприятиями и РАН всегда были проблемы во взаимодействии, поскольку наша задача - это фундаментальные разработки, а промышленные предприятия нуждаются в прикладных исследованиях, в том, что они конкретно могут внедрить в работу».

А теперь перевожу – что это значит. Т.е. государство выделяет какую-то сумму денег, но при этом как бы и говорит, что научным организациям неплохо было бы и самим поискать работу у бизнеса. Наверное, это в духе рыночных отношений. Но, позвольте, какой в области науки может быть бизнес? Тем более, это же государственные научные организации. У них, как я понимаю, должен быть плановый госзаказ на фундаментальные разработки, которые будут продвигать цели государства. Но, видать, здесь какая-то другая логика…

Как видим, бизнес особо и не спешит вкладываться в науку. По этому поводу также сказал и Гельфанд [5]:

«Что касается частных инвесторов, то они финансируют не фундаментальную науку (когда мы что-то узнаем про мир), а технологические разработки (когда мы что-то делаем, чего раньше не было). Как показывает практика, наш бизнес можно заставить вкладываться во что угодно, но надо заставлять пинками. Сам по себе бизнес в фундаментальную науку вкладываться не будет, потому что она немедленной прибыли не приносит».

-4

Так что и на бизнес рассчитывать не приходится. Как говорится, имеем, что имеем.

При таком уровне финансирования никто не гарантирует:

  • достойных зарплат;
  • средств на закупку современного оборудования;
  • возможностей для участия в международных научных конференциях (часто — дорогостоящих);
  • стабильности грантов (многие грантовые программы запускаются «авралом» и закрываются так же незаметно).

2. Низкая зарплата

В 2021 году одна из ученых из Новосибирска пожаловалась главе государства, что ее зарплата составляет 25 тыс. руб. и вместе с надбавками она получает 32 тыс. руб. [3]

Между тем уже давно чиновниками говорилось о том, что зарплата ученых должна составлять не менее 200% от средней по региону.

А вы думаете, сейчас зарплата ученых выросла?

В этом, 2025 году, уральские ученые РАН пожаловались на низкие зарплаты. По их словам, средняя зарплата научного сотрудника, согласно указу президента, должна равняться двум средним по региону, однако оклад младшего научного сотрудника составляет 20-25 тысяч рублей. Об этом на пресс-конференции рассказал зампредседателя УрО РАН Станислав Чайковский [6]:

«Мы говорим, что в нашу сферу надо привлекать молодежь, но оклад младшему научному сотруднику - 25 тысяч рублей. Человек с научной степенью получает 30-35 тысяч рублей, доктор наук - 40-45 тысяч рублей».

И вправду, какая молодежь пойдет на такую зарплату? И еще вопрос – а какая мотивация ученому получать более высокую научную степень?

-5

Многие молодые специалисты сравнивают свои перспективы с коллегами за рубежом и видят, что даже на постдоке (доктор-исследователь) в Германии или США им предлагали бы куда более привлекательные условия при таком же (или меньшем) уровне экспертизы.

3. Бюрократия, «вредительские» реформы

По мнению Нигматулина, реформы, которые проводятся в науке и образовании, являются вредительскими. Они только ухудшают ситуацию. Все это сильно повлияло на молодежь. Многие молодые ученые уезжают за границу из-за отсутствия подходящих условий для работы и обучения. Нельзя просто проводить реформы, чтобы создать видимость перемен — реформировать нужно грамотно [4].

Любопытно, ученый подчеркивает, в российских образовании, науке и здравоохранении не все хорошо, и руководство должно это осознать. Нужно перестать проводить вредительские реформы и начать уделять больше внимания науке и образованию. В противном случае страна потеряет многих талантливых людей, которые уезжали, уезжают и будут уезжать в поисках лучших условий [4].

А разве ученый не прав? Я много пишу на канале про российское образование. Посмотрите хотя бы статью про низкие зарплаты учителей. Но еще интереснее как раз узнать суть этих «вредительских» реформ в образовании. Об этом я подробно писал в статьях про общую суть стратегии развития системы образования в России до 2040 года и про цифровизацию в образовании. Почитайте и честно ответьте себе на вопрос – хорошо это или плохо для нашего будущего?

И, что обидно, все эти реформы – не что-то новое, как нам сейчас это преподносят. Все это имеет очень далекие и глубокие корни. Представляете, все эти пресловутые «индивидуальные траектории развития», проектный и комплексный методы, «гуманистическая педагогика», в целом называемые «новатороством» в педагогике, начали внедрять в России еще до революции 1917 года, а затем продолжили и в раннем Советском Союзе. Всю эту историю реформ российского и советского образования я описываю в целой серии статей и аудио на отдельном платном канале. Почитайте или послушайте. Уверен, очень на многое из происходящего сегодня у вас откроются глаза.

А теперь рассмотрим следующую причину эмиграции ученых.

4. Отсутствие «цепочки передачи знаний»

В 90-е годы из страны уезжали не только молодые исследователи, но и выдающиеся учёные зрелого возраста. Сейчас многие профессора не просто ушли на пенсию — некоторые вообще прекратили публикации, считая, что «дело сделано».

-6

Но молодое поколение не пришло, т.к.:

  • Недостаточно преподавателей и наставников в технических и инженерных вузах.
  • Дети и подростки не видят примера успешной научной карьеры, поэтому всё меньше выбирают точные науки или инженерные специальности.
  • Очень низкие зарплаты ученых.
  • Индустрия перешла на импорт технологий, а сами технологии «не растут» внутри страны, так как нет такого приоритета со стороны государства, нет кадров, способных развивать производство от идеи до готовой продукции.

Тот же Нигматулин говорит [4]:

«Нам нужны токари, слесари, а также инженеры — но в первую очередь нужны профессора, которые смогут этих инженеров обучать».

Поэтому, думаю, в ближайшее время не приходится ожидать перемены к лучшему в этом вопросе.

Мы, конечно, можем продолжать объяснять себе, что ничего страшного не происходит, и уезжающих не так уж много. Но 50 000 за пять лет – это не «не так уж много». Это миллион потенциальных открытий, которые могут случиться… но случатся уже в другом месте.

Хорошо, допустим, у нас, действительно, ситуация с наукой и учеными близка к критической. Что делать?

Вот мои предложения.

Какие шаги нужны, чтобы остановить «утечку мозгов»?

Давайте прямо по пунктам, все по порядку.

1. Внедрение в стране системы государственного стратегического управления и создание долгосрочной стратегии развития страны, в которой одним из главных приоритетов была новая индустриализация с целью импортозамещения. Тогда в плане можно предусмотреть и новые разработки, и рост финансирования науки и образования.

-7

2. Увеличение финансирования науки. Минимум – удвоить долю ВВП, направляемую на науку, а лучше – довести её до уровня 2–3%. Причем финансирование науки, особенно фундаментальной, должно быть исключительно государственным.

3. Перевод научных учреждений с системы хозрасчета и окупаемости (т.е. рыночных условий) на полное государственное обеспечение, поскольку цели науки – это цели государства.

4. Повышение зарплат ученых. Учёный должен получать не «среднюю по региону», а минимум в 2–3 раза больше, чем инженер на «промышленном» предприятии. Либо он будет «на два фронта» работать: и проводить исследования, и искать подработку.

5. Повышение статуса ученого до уровня, как это было в СССР. Это можно сделать и подняв зарплату, и пропагандируя науку как престижное направление, особенно среди молодежи.

6. Восстановление системы образования, которая была бы подчинена долгосрочным целям развития страны. С учетом приоритета целей импортозамещения и индустриализации и в образовании должен быть восстановлен статус естественных наук в школе и инженерных специальностей в ВУЗах, техникумах, колледжах. Для реализации этих целей необходимо уйти от Болонской системы и возвратиться к традиционному советскому образованию.

Вы скажете, что на это все может не хватить денег в бюджете. Но, вы знаете, на своем канале в статьях по обзору российских налогов я приводил конкретные меры для наполнения российского бюджета прямо сейчас. Почитайте.

А вкладывать в науку сегодня жизненно необходимо, ведь наука – это наше с вами будущее.

А вообще по поводу проблем и стратегии развития российского образования я в ближайшее время хочу подготовить целую серию статей. Так что не пропустите!

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте «лайки», делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной!

Источники информации

1. Т-Банк. LexxFreeman. «Ученые уезжают из России». 31.05.2025 (https://www.tbank.ru/invest/social/profile/LexxFreeman/56206d1c-b6e1-4859-a481-4fb6125fcf0f/?author=profile).

2. Информационное агентство Интерфакс. «Вице-президент РАН сообщил о потере страной 50 тысяч научных сотрудников за пять лет». 18.05.2023 (https://www.interfax.ru/russia/902007).

3. Коммерсант. «Число уезжающих из России ученых выросло в пять раз с 2012 года». 20.04.2021 (https://www.kommersant.ru/doc/4782133).

4. Дзен. Новые известия. «Почему утекают мозги: за пять лет Россию покинули 50 тысяч ученых». 29.05.2023 (https://dzen.ru/a/ZHSTOJdlHH5rsJZf).

5. Москвич Mag. «Бизнес приходится заставлять вкладываться пинками»: что не так с финансированием науки». 12.03.2025 (https://moskvichmag.ru/lyudi/biznes-prihoditsya-zastavlyat-vkladyvatsya-pinkami-chto-ne-tak-s-finansirovaniem-nauki/).

6. Комсомольская правда. «Уральские ученые РАН рассказали про низкие зарплаты». 05.02.2025 (https://www.ural.kp.ru/online/news/6216422/).