Настало утро моего шестого сахалинского дня. Нельзя сказать, что бодрое, но однозначно доброе! Сегодня я собирался отправиться к очаровательному хребту Жданко - именно о нем я грезил изначально, когда только начинал планировать поездку. Этот острый, как гребень дракона, хребет, находится на восточном побережье Сахалина в самом узком его месте - перешейке Поясок. Длина хребта Жданко около 12 километров, ширина - меньше трёх.
В легендах коренных жителей Сахалина айнов хребет Жданко - это гребень заснувшего дракона: хвост на юге, голова на севере. А ещё они считали, что высшая точка хребта - гора с одноименным названием отделяет средний мир, в котором живут люди, от верхнего - обители богов.
Напившись кофе и взвалив большой рюкзак на плечи, я отправился ожидать автобус на остановку, которая находилась в 200 метрах от гостиницы. Вот и он - проносится мимо меня, даже не притормозив. Оказывается, надо было купить билет, чтобы поехать. Где его можно купить, я так и не понял.
Оставался только вариант с такси, как и вчера. Вызвал и помчались по новехонькой трассе "Южно-Сахалинск - Оха". Большую часть пути ехали совсем рядом с морем вдоль бесконечного песчаного пляжа. Но вот и точка назначения бывшее село и железнодорожная станция Цапко. Сейчас тут только одна постройка - какая-то техническая будка между железной и автомобильной дорогами. А напротив нее - съезд на грунтовку и информационный стенд, сообщающий, что здесь начинается маршрут на Жданко.
На самом деле маршрутов два: первый ведёт круто на хребет через бывший каменный карьер, а второй - через Жданский перевал на побережье, к местечку Буруны (это тоже бывшая деревня).
Сегодня пасмурно, а на завтра обещают ясную погоду. Исходя из этого, я решил, что сегодня сбегаю на Буруны, потрогать наконец-то Охотское море (до этого я ходил только по берегу Анивского залива) и посмотреть несколько здешних водопадов. А вот завтра, в свой последний сахалинский день отправлюсь встречать рассвет на хребте Жданко.
Решил - надо исполнять. Спрятал рюкзак на берегу речушки Травяной в 20 метрах от дороги и отправился в путь. Седловина перевала находится на высоте примерно 280 метров, до берега от нее всего полтора километра. Я надеялся, что увижу море, когда выйду на нее. Но нет, все было затянуто тучами.
Интересно, что подъем в перевал с запада проходил по безлесому склону, поросшему травой и когда-то давно высаженными вдоль тропы березами. А вот спуск к морю лежал через великолепный пихтовый лес. Я шел как будто через длинный сумрачный коридор. В нижней части спуска тропа увязла в заболоченном ручье, а совсем рядом с берегом пихтовый лес закончился, его сменили ольха и береза, а под деревьями появились плотные заросли хвоща.
Но вот, наконец, я вынырнул на побережье. Ощущения просто космические! Наконец-то Охотское море! В Бурунах, вопреки названию, море спокойное, не шумное. Как я потом понял, это из-за того, что примерно в ста метрах от берега вдоль него идёт каменная гряда, которая подступает к самой поверхности. Она выполняет функцию волнореза, а между ней и берегом получается тихий и относительно мелкий "лягушатник".
Прибрежная песчаная полоса довольно широкая, до 50 метров, а сам песок гладкий, как зеркало, и плотный, как асфальт, ходить по нему - одно удовольствие. Только вот в какую сторону? В самих Бурунах прибрежных скал нет, участок с широкой и ровной прибрежной полосой тянется километров 5-6, а дальше и на севере, и на юге скалистые обрывы хребта Жданко подступают к самому морю. На севере мыс Бурунный, а по пути к нему водопад, пещера и красивенный кекур (кекур - это вертикальная скала, основание которой прячется в прибрежных водах). На юге - мыс Никулина и по пути к нему три водопада: Жданко 1-й, 2-й и 3-й.
Хорошенько все обдумав, я решил сходить на юг, а по возвращении, если останется время, сбегать в сторону мыса Бурунного. Несмотря на пасмурную погоду, прибрежная полоса хорошо просматривалась, а вот вершины гор справа прятались в облаках. Я шел по кромке воды и наслаждался. Отойдя на несколько метров от моря, чтобы перейти ручей, впервые обнаружил присутствие медведя - вдоль берега тянулась цепочка его следов. Переложил ракетницы из рюкзака в карманы и двинулся дальше.
Через несколько километров прибой усилился - каменная гряда, разрушавшая волны, закончилась. Впереди на пляже валялись кучи водорослей, выброшенных штормом. Подойдя ближе, я понял, что водорослей в этих кучах совсем немного, основную массу составляла мелкая белая икра. Уж не знаю, чья она, но ее по всему берегу было раскидано десятки, а то и сотни тонн. А это миллиарды икринок! Запах стоял тяжелый, неприятный. Продолжил путь чуть дальше от берега, там где пляж сменяют заросли травы, чтобы не топтаться по мягким вонючим кучам.
Здесь следы медвежьего присутствия стали ещё заметнее. Видно было, что следы оставлены несколькими животными, а весь берег разрыт и перекопан ими. Что-то они здесь добывали: корешки или насекомых.
Ну а я шел дальше. Местами пляж пересекали каменные завалы, но в основном до самого выхода к прибрежным скалам на юге идти было очень комфортно. Ближе к ним в песке стали попадаться интересные белые камушки, похожие на полевой шпат. Вот только они были полупрозрачными. По пути собирал их, набил полные карманы.
Тем временем, прибрежная полоса становилась все уже и уже. Непосредственно перед тем, как скалы подошли вплотную к морю, обнаружился водопад Жданко 1-й. Честно говоря, я ожидал большего... А увидел просто череду каскадов, по которым круто стекает бурный ручей. Немного посидел возле него, передохнул и отправился дальше. Казалось, что этот берег непроходим, насиолько плотно скалы подходили к воде. Но ведь карта показывала, что вдоль берега есть тропа...
Вдалеке уже виднелся Жданко 2-й. Выглядел он невероятно - казалось что вода обрушивается с высокой отвесной скалы прямо в море. Очень хотелось посмотреть на водопад поближе, поэтому я пошёл дальше. Полоска берега становилась все уже, уже само по себе движение по ней доставляло немало удовольствия: справа отвесная скала, слева - грохочущее море. Местами вода поступала так близко, что приходилось дожидаться, пока волна отхлынет, потом а потом быстро пробегать по камням, пока не налетела новая.
В конце-концов берег просто закончился. В море опускалась, конечно, не отвесная, но оченб крутая скала, поверхность которой была изрезана ямами и трещинами. Только благодаря этому по ней можно было проползти над бушующими волнами. За скалой вновь начиналась узкая полоса берега, но спуститься к ней было бы невозможно, если бы не натянутый кем-то корабельный трос. Представляю, как бы я здесь корячился, если бы шел с большим рюкзаком.
Отсюда до водопада оставалось совсем немного. Он был частично скрыт выступом скалы, видна была только нижняя часть потока воды. Он действительно падал прямо в море, а я недоумевал: что это за такая тропа, которая идёт по воде. Единственное разумное объяснение, проходившее мне в голову состояло в том, что путь этот надо проходить во время отлива, а сейчас прилив. Подойдя вплотную к скале из-за которой вылетали струи водопада, я окончательно убедился, что к нему никак не подобраться, не замочив ног. Метрах в пяти от берега был небольшой каменный островок. Я раздулся и обжигаясь о ледяную воду пошел к нему босиком по колючему дну. Эх, вот где могли пригодиться резиновые тапки, которыми я до сих пор почти не пользовался. Но они лежали в большом рюкзаке, оставленном у дороги. Выбрался на островок и, наконец, увидел водопад целиком. Конечно, чтобы в полной мере оценить всю его красоту, надо иметь возможность посмотреть на него с разных сторон и с разного расстояния. Но даже с этого небольшого пятачка, на котором я стоял подогнув замёрзшие пальцы ног, он был прекрасен. Пожалуй, это был лучший из всех водопадов, которые я увидел на Сахалине!
Кстати, с моей точки было видно, что скальный пояс, с которого падает вода, не такой уж и высокий и наверху почти плоский. Тут меня осенило, что основная тропа проходит именно там, над водопадом, а снизу к нему почти никто не подходит. Довольный этим открытием и осознанием того, что в очередной раз прошел не попосовой толпой, я перебрался на берег, обулся и пошел обратно.
У Жданко 1-го отобедал, отмыл собранные ранее камушки, упаковал их в рюкзак и быстрым бодрым шагом отправился на север. Очень хотелось от точки, где я вышел с перевала на берег, сходить в другую сторону и взглянуть на тамошние достопримечательности.
Вскоре я добрался до одного из каменных завалов, после которого начиналась "зона загнивающей икры". И тут произошло главное событие моего сахалинского путешествия - встреча с НИМ!
За камнями по пляжу расхаживал молодой медведь. Мне показалось, что увидев меня, он предпочел уйти в лес, но нет, когда я преодолел камни, то увидел, что он по-прежнему на пляже, роется в песке, ищет пропитание. На меня медведь не обращал никакого внимания, хотя явно осознавал мое присутствие - лёгкий ветерок дул мне в спину, как раз его сторону. Я посвистел в свой довольно громкий свисток - косолапый никак не отреагировал.
У меня в карманах лежало 2 сигнала охотника, заряженных пугачами. Я все время носил их с собой, но до этого использовал только раз, когда делал тестовый выстрел. Звук был настолько громким, что мне показалось, будто в правом ухе лопнула перепонка. Ещё долго потом был слышен звон справа.
И вот я достал это устройство, направил его на медведя и пальнул. В ухе опять зазвенело (второпях я забыл прикрыть его ладонью свободной левой руки), а бедный зверь, как мне показалось, аж подпрыгнул и дал деру, мгновенно скрывшись в лесу.
Сейчас я понимаю, что совершил глупость. Не надо было стрелять. Пространства для того, чтобы разойтись было вполне достаточно, пляж в этом месте был достаточно широкий. Медведь находился у прибрежных кустов, а я вполне мог пройти мимо по кромке воды и вообще понаблюдать за зверем, ведь он вел себя совершенно не агрессивно. Но тогда мне все это не пришло в голову, сработал стереотип: "встретишь медведя - стреляй".
Чувствуя, как по организму гуляет адреналин и глядя как вдоль пляжа медленно плывет облачко от выстрела, я пошел дальше, периодически оглядываясь. Но больше никто мне не встретился. Так я добрался до места, с которого начинал свой путь по пляжу, оценил временные ресурсы и понял, что у меня в запасе есть еще час, максимум - полтора для прогулок, а после этого надо возвращаться, чтобы успеть разбить лагерь до наступления темноты.
Этого времени никак не хватало, чтобы дойти до мыса Никулина. Но примерно в километре от меня на севере судя по карте было 2 интересных объекта: безымянный водопад и грот в прибрежных скалах. К ним я и отправился.
Водопад стал заметен еще издалека. Он не падал в море, как Жданко, в этом месте, скалы отходили от берега метров на 300. Водопад был достаточно высоким и мощным, он падал с отвесной скалы и исчезал в густых зарослях. Очень странно работает топонимика, конечно. За эти дни мне встречалось много невзрачных водопадов, в некоторых случаях, это были даже не водопады, а водоскаты, но у них были названия. А этот великолепный красавец, падающий со склона горы Богатырь, ни на одной карт не имел имени.
К водопаду вела тропа через заросли прибрежного хвоща, но я решил, что воспользуюсь ей на обратном пути, а пока отправился дальше - посмотреть, что это за пещера в прибрежных скалах, отмеченная на карте. От водопадного ручья до нее всего 200 метров.
Как я уже понял, собственно глубоких пещер в прибрежных скалах не бывает, но иногда встречаются обширные гроты. Так было и в этом случае. Но этот грот был просто гигантским по местным меркам. Он имел высоту около 5 метров, а его площадь составляла не менее 30 метров. Кроме того, пол грота был ровным, песчаным, а от пляжа его отделала полоса травы и мелкх кустов. Кто-то сообразил, что это идеальное место для стоянки и обустроил его соответственно. Имелось кострище, скамейки из бревен, вдоль стен были натянуты веревки, было даже организовано 2 спальных места - на песке лежали коврики из высохшей травы. В общем, идете с палатками в Буруны - знаете где переночевать, даже в непогоду.
Осмотрев грот, я отправился к водопаду. Как только свернул в хвощи, начал моросить дождик. Тропа постепенно набирала высоту, подъем становился все круче. Основание водопада находилось на поросшем травой и деревьями косогоре, а чтобы оказаться у воды, надо было еще спуститься в небольшой овражек, цепляясь за стволы и корни. Почва постепенно раскисала от дождика, растения напитывались влагой. Было грязно и скользко. Тем не менее, подойти к водопаду все же стоило, он оказался одним из самых красивых, и занял достойное место в ряду других впечатливших меня сахалинских водопадов. Слюда, Южный, Грациозный, Жданко-2 и этот безымянный - вот 5 самых крупных жемчужин на ниточке моего путешествия.
Осмотрев водопад, я отправился в обратный путь. Дождь закончился, когда я свернул с пляжа на тропу к водопаду, но лес успел основательно промокнуть, а я вместе с ним. Верх был прикрыт дождевиком а вот ноги промокли насквозь. Но я все равно был очень доволен этим днем. А когда миновал перевал и вышел на дорогу, голова постепенно стала наполняться мыслями о завтрашнем дне. Прогноз по-прежнему обещал ясную погоду, и мне позарез хотелось встретить рассвет на хребте Жданко, а для этого встать надо было затемно.
Но это уже тема следующего рассказа...