В одной из недавних публикаций я затрагивала тему триггеров. Тема подтвердилась, оправдала себя и дала дополнительную пищу для размышлений.
Что такое вообще триггер в психологии? В широком смысле слова – это стимул, запускающий интенсивную, ярко выраженную эмоциональную или поведенческую реакцию. Это понятие часто используется в контексте психических заболеваний как что-то, вызывающее рецидив болезни. Изначально его ввели специалисты, работавшие с женщинами, пострадавшими от насилия, однако со временем триггером стали называть всё, что вызывает сильную эмоциональную реакцию вне зависимости от окраса (хотя чаще всего триггер, как правило, используется именно в контексте негатива). Триггеры могут вызывать как позитивные, так и негативные реакции.
Я стараюсь всегда приводить в первую очередь личные примеры и уже потом – примеры из наблюдений либо какие-то другие. Вот мой триггер – патриотика. Но не казённая (хотя против неё я ничего не имею), а народная, так сказать. Например, увидела я российский флаг на подъезде обычного жилого дома в спальном районе, услышала песню про Россию у кого-нибудь на звонке телефона, а как-то давно расплакалась на «Нашествии» под песню Игоря Растеряева «Георгиевская ленточка» (ну, там таких много было – песня сама по себе трогательная и, что называется, сразу прошибает) – мне в такие моменты становится очень приятно. Почему оно со мной так срабатывает? Я люблю свою страну. Но флаги у нас висят только в учреждениях и организациях, какого-нибудь Газманова, Любэ или Куртукову на звонок обычно не ставят, а песни про Россию или ВОв обычно исполняются только на соответствующие праздники, а не на рок-фестивалях. И потому мне становится радостно и тепло, когда я вижу такие обычно несвойственные обыденной жизни проявления любви обычных людей к России, у меня это вызывает живой отклик и прилив позитивных эмоций.
А вот с негативными триггерами дело обстоит посложнее.
Я не буду расписывать подробные схемы, как работают триггеры – об этом написано множество профильных материалов по психологии, которые можно найти в открытом доступе (например, вот https://mip.institute/journal/trigger-v-psihologii-eto-ne-tolko-to-chto-zadevaet-znali-ob-etom).
В негативном ключе триггер – это изначально событие, вызывающее у человека с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством) внезапное репереживание психологической травмы и тяжёлые негативные эмоции. Психологическая же травма – это повреждение психики человека в результате одного или нескольких событий, которые вызывают большое количество стресса, превышающего способность человека справляться или интегрировать вовлечённые эмоции, что в конечном итоге приводит к серьёзным, долгосрочным негативным последствиям. Повреждение же – это дефект. Дефект – это недостаток. И если сократить эту логическую цепочку до первого и последнего звеньев, то негативный триггер – это недостаток. А собственные недостатки человека, его триггеры и реакции на них – это уже личная ответственность человека.
Только от человека зависит, как он будет реагировать. Человек может справиться и вылечить свои травмы (сам или с помощью специалиста – неважно), а может не справиться и не вылечить, продолжая бурно реагировать на всё, что его триггерит.
Нормальный зрелый адекватный человек с триггерами отдаёт себе отчёт в их наличии у себя, понимает, что его реакции – это его проблема, пытается как-то решить её и контролирует (!) себя.
Незрелые же люди уверены, что в их недостатках виноват весь мир вокруг, кроме них самих, а в том, что их триггерит, виноват триггер. И вот в этом вся загвоздка.
По сути, триггерная ситуация состоит из двух частей – причины и следствия. Причина – это некое негативное событие, негативные обстоятельства, в которых оказался человек. Они могут быть непредвиденными или предсказуемыми, ну да это в данном вопросе не столь принципиально, важно то, что это воздействие извне. Каково бы оно ни было – это, скажем так, зона ответственности (если в причине присутствует человеческий фактор) того, кто воздействует. Конечно, бывают ситуации, какие можно предотвратить, однако факт воздействия от этого не исчезает – событие происходит.
Следствие – это результат действия причины. И вот это – зона ответственности уже самого человека. Кто бы ни был виноват в причинах, а со следствием жить уже жертве обстоятельств. Негативное событие/обстоятельства уже произошли/наступили, изменить прошлое нельзя. Но можно изменить своё настоящее и будущее.
Давайте будем честны – подобные события/обстоятельства происходят со всеми. Практически у любого человека в жизни как минимум раз было что-то, для него крайне болезненное, тяжёлое, неприятное, трагичное – то, что оставляет след и травмирует. Однако далеко не каждого триггерит при возникновении такой ситуации в дальнейшем. Почему?..
Всё упирается именно в следствие – то самое, где за свои чувства и переживания отвечает сам человек, потому что в нём есть два варианта:
1) оставить всё как есть, бередить свою рану, растравляя её ещё больше, упиваться своими страданиями и нести свою травмированность по жизни, как красное знамя; или даже мстить всему миру за свои обиды и травмы, используя их как индульгенцию по принципу «мне же плохо – значит, я могу делать плохо другим»;
2) принять какие-либо меры, разобраться в сложившейся ситуации и в себе, проработать и пережить ситуацию – опять же, неважно, самостоятельно или с помощью специалиста – и выйти из травмирующей ситуации.
Те, кого не триггерит, когда-то выбрали именно этот – второй – путь. А те, кого триггерит – первый. Потому что ничего не делать, пестать свои обиды и травмы и всю жизнь перекладывать вину на других всегда проще, чем взять ответственность за своё состояние на себя и прикладывать усилия по работе над собой.
Помните историю с ребёнком и лавочкой? Ту самую, где ребёнок бежит и спотыкается об лавочку, и соответствующий своему возрасту винит себя, а не доросший – лавочку. Так вот, люди, которых триггерит – как тот ребёнок, у которого виновата лавочка. И они всю жизнь, без конца спотыкаясь, винят лавочки, которые, такие-сякие, посмели попадаться на их пути. Чтобы этим людям по жизни было хорошо и комфортно, чтобы ничто не тревожило их душевное спокойствие, лавочки (по мнению этих людей) нужно убрать. А ещё лучше вообще отменить как вид уличной мебели. Ну, чтобы жертва триггера даже случайно лавочку не увидела и не триггернулась с неё, взорвавшись бурей негодования, вспомнив, как когда-то об неё споткнулась и упала.
Кстати, это одно из заблуждений таких людей – мол, если не будет того, что их триггерит, то не будет и бурной реакции. Однако это не так. Ибо очевидно, что, если человек склонен настолько чем-то травмироваться, что ему, грубо говоря, может «сорвать крышу» даже спустя долгое время после изначального негативного события – это особенность его психики и проблемы с самоконтролем и самопознанием. Не будь одного триггера – найдётся другой, ибо жизнь богата на всякие бяки. Грубо говоря, не будет лавочек – будут какие-нибудь бордюры или кочки. В любом случае, на пути человека со столь неустойчивой психикой найдётся, обо что споткнуться.
Именно поэтому любые психотравмы, триггеры и прочее – это даже не звоночки, а набат, что пора к специалисту.
В криминалистике существует так называемый биографический метод исследования личности в связи с преступлением. Он придуман и активно используется для того, чтобы изучить и понять личность преступника, особенности его характера и, конечно, мотивацию. Например, у серийных маньяков всегда находятся какие-либо застарелые непережитые обиды и травмы (триггеры), которые и толкают их в итоге на преступления. Ибо психика таких людей неустойчива, и они мало способны на самоконтроль и ответственность за своё состояние и действия. Кстати, в суде такие преступники, как правило, искренне не понимают, в чём их обвиняют и за что их судят, ибо искренне убеждены, что не сделали ничего дурного – всего-то ликвидировали тех, с кого их триггернуло, потому что, по их мнению, эти люди – плохие и их надо искоренять.
К слову, триггер – это не только психологическое, но и криминалистическое понятие. Означает оно причину, которая побуждает преступника совершить преступление.
Исторический пример – Гитлер. По одной из версий, его ненависть к евреям обусловлена ненавистью к его бабушке, которая была с ним излишне строга и которая была еврейкой, что для него, во взрослой жизни пропагандировавшего некое превосходство арийской расы, было неприемлемо. Еврейское происхождение бабушки – его триггер. Со всеми хорошо известными нам вытекающими.
«Все проблемы однозначно идут из детства. Если проблема не устранена, то человек взрослеет и доходит до определённого этапа, когда он уже не может контролировать накопившуюся злобу и обиду», - говорит старший психолог психологической лаборатории следственного изолятора Станислав Сутормин.
Отдельным тревожным звоночком в вопросе становления человека маньяком специалист называет школьный буллинг. С его слов, в разговоре со следователями знаменитый маньяк Чикатило любил упоминать, какое у него было тяжёлое детство, будто рассчитывая на жалость. Таким образом маньяки пытаются переложить ответственность за свои действия на других людей и обстоятельства: родители не любили или били, дети обижали, девчонки не обращали внимания. Что же касается триггеров напрямую, то таких примеров полно в современной жизни – для этого достаточно вспомнить школьных стрелков, годами носивших свои обиды и злобу на других школьников и в один прекрасный момент взявшихся за оружие.
Иными словами, наличие негативных триггеров – это полпути к преступности. И самое ужасное – они буквально непредсказуемы. Неизвестно, когда «выстрелит», и человек перейдёт от бурной эмоциональной реакции к конкретным криминальным действиям.
Один из смыслов жизни нормального человека в психологическом, моральном и духовном планах – борьба со своими недостатками (коими, как мы помним, являются триггеры). Тот, кто побеждает себя – побеждает весь мир. Борьба же с миром вместо себя заведомо лишена смысла, ибо человек не может повлиять на мир, но он может повлиять на себя (если захочет, конечно). Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья, и только от нас зависит, будем мы жить в гармонии с миром и собой или в вечной злобе, обидах и страданиях.