Найти в Дзене

Выкройка вязаного плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом. От простого к сложному, или наоборот?

В этой статье я продолжу знакомить читателей, людей, близких мне по интересам, с моим мнением и рассуждениями на тему "как связать свитер со ВТАЧНЫМ рукавом и не ошибиться ?" У меня - не было! И то, что у меня получилось, и шарфиком было не назвать. А вот, если бы выкройка была в натуральную величину, или в уменьшенном до чертежа на тетрадном листе размере, получился бы у меня шарф? Не знаю, друзья, ведь время не вернуть и не узнать теперь, как бы я поступила. Но сегодня я оправдала бы отсутствие "выкройки" шарфа просто. Существует же МУЛЯЖНЫЙ способ для изготовления более сложных конструкций. А как с помощью этого способа определить размеры простого прямоугольника, любой догадается. Приложил к живому телу, или к телу манекена сантиметровую ленту и измерил участок, который должен быть прикрыт шарфом - в длину, и в ширину. Муляжный (макетный) способ опытные именитые (звёздные) портные сегодня используют для создания изделий со сложными конструкциями. Кусок макетной ткани прикладываю
Оглавление

Коллаж по теме.
Коллаж по теме.

В этой статье я продолжу знакомить читателей, людей, близких мне по интересам, с моим мнением и рассуждениями на тему "как связать свитер со ВТАЧНЫМ рукавом и не ошибиться ?"

Вот, интересно, когда Вы связали свой первый шарфик, у Вас была для него выкройка?

У меня - не было! И то, что у меня получилось, и шарфиком было не назвать. А вот, если бы выкройка была в натуральную величину, или в уменьшенном до чертежа на тетрадном листе размере, получился бы у меня шарф? Не знаю, друзья, ведь время не вернуть и не узнать теперь, как бы я поступила.

Но сегодня я оправдала бы отсутствие "выкройки" шарфа просто.

Существует же МУЛЯЖНЫЙ способ для изготовления более сложных конструкций. А как с помощью этого способа определить размеры простого прямоугольника, любой догадается. Приложил к живому телу, или к телу манекена сантиметровую ленту и измерил участок, который должен быть прикрыт шарфом - в длину, и в ширину.

Муляжный (макетный) способ опытные именитые (звёздные) портные сегодня используют для создания изделий со сложными конструкциями. Кусок макетной ткани прикладывают к телу манекена и драпируют в соответствии с замыслом , или в поиске вдохновения и идеального варианта, убирают лишнее, добавляют необходимое... Создают то, что не поддаётся расчётам и не укладывается в схемы.

Картинка из Pinterest.
Картинка из Pinterest.

Но и мы, простые земные люди грешим "прикладыванием". Набрали петли на спицы - примерили, прикладывая к телу. Связали кусок полотна - снова сделали "прикладывание", а то и "обёртывание"). И правильно, если это всё нам в удовольствие, если важен сам процесс (прикладывания))). К тому же результат иногда получается неплохой. Мы сами себе "портные". А, если что-то пойдёт не так, мы же любим распускать петли...

Зачем я это написала? На мой взгляд похвально само намерение человека изготовить что бы то ни было своими руками. И практика доказывает, что многие творческие люди, действуя не по правилам, создают вещи, достойные внимания и восхищения. Часто инструкции и правила только мешают, так как бывают устаревшими, условными, или непродуманными.

Мои способы расчётов и вязания не являются "обязательной программой", их применение - один из многих вариантов. Выбор за ищущими.

Почему я вспомнила шарфик? Он прямоугольный. Из прямоугольных деталей можно связать простейший свитер.

И ничего, что прямоугольные детали не будут досконально повторять очертания тела. Эластичность вязаного полотна исправит этот недостаток. Особенно, если свитер "оверсайз ", объёмный, то есть.

Здесь скрыта интрига, которая в заголовке этой статьи.

Куда двигаться? От простого к сложному, или от сложного к простому? И что считать простым и сложным?

Какое мнение у титулованных специалистов? Нет, я бы хотела знать, что думают практики-портные.

Мои личные авторитеты - это преподаватели, работавшие в швейном училище из моей юности, которые обучали нас конструированию на основе ЕМКО (Единый Метод Конструирования Одежды, созданный в 80-х годах), но ещё делились приёмами старой школы, существовавшей до ЕМКО. Эти методы конструирования, основанные на антропометрических измерениях человеческой фигуры и на применении простых формул для расчётов являются приближёнными и относятся к расчётно-графическим системам конструирования, которых существует достаточно много, чтобы их перечисление отвлекло от темы. Более точными являются так называемые инженерные системы конструирования, которые применяются в научных исследованиях. А на практике для построения базовых выкроек специалисты предпочитают расчётно-графические методы.

Пример базовой выкройки. Расчётно-графический метод конструирования.  Картинка найдена в Pinterest.
Пример базовой выкройки. Расчётно-графический метод конструирования. Картинка найдена в Pinterest.

Базовые выкройки - это не прямоугольники, а сложные формы с нагрудными вытачками и с "талией". И с проймами для ВТАЧНЫХ рукавов, и со ВТАЧНЫМи рукавами, кстати.

Индивидуальная базовая выкройка, если она хорошо построена, повторяет все изгибы тела конкретного человека и отражает все особенности его фигуры. Базовая - значит на её основе, путём моделирования, создаются все остальные выкройки. Цель моделирования в преображении конструкции базовой выкройки до такого состояния, чтобы одежда, выполненная по полученным лекалам, если надо, подчеркивала достоинства и, насколько это возможно, скрывала недостатки фигуры. И "вершина" моделирования каждой детали - это условный "прямоугольник" (для оригинальных изделий т.н. "интеллектуальной" одежды), то есть выкройка с "размоделированными" вытачками, визуально незаметными. Сделать такое технически грамотно и не нарушить эстетику внешнего вида не каждому под силу. При этом площадь полученной детали учитывает особенности человеческой фигуры, в том числе - место для выделяющихся частей тела, а излишки полотна "драпируются, образуют заломы", или принимают иные эстетически допустимые формы. И, следуя этой логике, если корректно и по правилам расширить все детали, чтобы комфортно поместить внутрь изделия тело человека, в некоторых случаях (с вязаным свитером - это точно) сама собой отпадёт необходимость во втачном рукаве, как рукаве с окатом. То есть окат будет лишний. И мы "упрёмся" в самую простую конструкцию вязаного изделия, состоящую из условных "шарфиков".

Эскиз джемпера из прямоугольных деталей. Если создать "подвижное" полотно, то идея на рисунке может оказаться близка к воплощению.
Эскиз джемпера из прямоугольных деталей. Если создать "подвижное" полотно, то идея на рисунке может оказаться близка к воплощению.

Выглядит, как парадокс.

Но, не будем упрощать. Всё упростили до нас. И забыли. Эластичность вязаного полотна простила людям их невнимание к нюансам.

Где лопатки, где грудь, где животик? А скос плеча?

О наличии этих частей тела многим напоминала горловина, стремящаяся в сторону спинки.

Что касается втачного рукава, его актуальность проявляется, когда возникает потребность в хорошей (удобной) посадке изделия. Ведь не секрет, что именно правильное оформление деталей на уровне плечевого пояса обеспечивает комфорт и естественный внешний вид, а это легко достигается с помощью конструкции "втачной рукав". Область вокруг шеи, плечи, верхняя часть грудной клетки до линии груди спереди и сзади до уровня лопаток являются опорной поверхностью, очертания которой повторяет верх изделия со втачным рукавом. Плечи человека легко "ныряют" на своё место и стабильно удерживают изделие с конструкцией "втачной рукав" в предписанном ему состоянии, что свидетельствует об удобстве использования оного в повседневности.

Ну вот, теперь можно рассмотреть, как выглядит упрощённая выкройка свитера со ВТАЧНЫМ рукавом. Она - нечто среднее между базовой выкройкой и "прямоугольной". И форму всех деталей, изображённых на чертеже, легко воплотить в вязаном полотне, обладая основными начальными навыками вязания.

От базовой выкройки плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом к прямоугольной. Схема упрощённой выкройки деталей свитера со втачным рукавом посередине. Горизонтальные нагрудные вытачки, изображённые пунктиром, указывают на то, что боковые линии передней детали сократятся на величину раствора вытачки с чертежа, и для этого внутри полотна будет произведено сокращение рядов и петель на участках боков. Длина детали в центральной части будет длиннее боков на величину раствора горизонтальной вытачки с чертежа.
От базовой выкройки плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом к прямоугольной. Схема упрощённой выкройки деталей свитера со втачным рукавом посередине. Горизонтальные нагрудные вытачки, изображённые пунктиром, указывают на то, что боковые линии передней детали сократятся на величину раствора вытачки с чертежа, и для этого внутри полотна будет произведено сокращение рядов и петель на участках боков. Длина детали в центральной части будет длиннее боков на величину раствора горизонтальной вытачки с чертежа.

Напомню, что для вязания спицами полномасштабные выкройки в основном не нужны. Есть частные случаи, когда необходимо выполнить некую дизайнерскую задачу и для поиска решения используется выкройка в натуральную величину. Также для изделий, вязаных крючком в определенных техниках, бывает целесообразно использование больших выкроек.

Я предлагаю пользоваться для расчётов маленькими схемами деталей свитера. Сначала это практически нарисованный шаблон, не повторяющий в точности уменьшенные размеры конкретной фигуры, а имеющий характерные пропорции, которые хорошо подходят для стандартной фигуры и маскируют некоторые особенности других типов сложения. Например, слишком тонкие руки в сочетании с большими объёмами тела.

Сегодня в научных кругах, изучающих антропологию для создания конструкций одежды, утверждается, что теория о возможном пропорциональном соотношении человеческих фигур не доказана и на основе пропорций тела человека невозможно создать универсальные расчёты для построения выкроек всей размерной сетки. Пропорциональное увеличение выкроек от малого до большого размеров не даст конструкцию с правильным облеганием. Однако упрощённая выкройка для вязаного свитера, которую я использую, ещё как пропорциональна. А для фигуры с особенностями достаточно внести несколько поправок, чтобы упрощённая выкройка свитера стала основой для моделирования других вязаных плечевых форм. Рядом с каждым отрезком записываются все данные полученных расчётов размеров деталей, от сантиметров, до количества рядов и петель, указываются места прибавлений и убавлений петель, места частичного вязания рядов. В результате получается своеобразный план вязания каждой детали, согласованный с параметрами смежных участков других деталей.

Так выглядит мой рабочий расчёт - план вязания. Здесь находятся все необходимые данные, по которым я смогу восстановить ход вязания.
Так выглядит мой рабочий расчёт - план вязания. Здесь находятся все необходимые данные, по которым я смогу восстановить ход вязания.

В этой статье, как части общего повествования, я хочу избежать каких-либо цифр и расчётов, чтобы пристальнее рассмотреть саму конструкцию и её изменение в зависимости от увеличения объёма изделия относительно размера человеческой фигуры. Речь о прибавках на свободу облегания, благодаря которым можно получить желаемый силуэт.

Что такое силуэт?

Это схематичное плоское изображение внешней формы изделия на фигуре человека, с определения которого начинается работа над созданием будущей вещи.

В частных случаях это может быть описано так:

- "Хочу, чтобы не обтягивало бёдра , выделяло талию и подчёркивало грудь!"

- "Нет! Пусть будет свободно сверху донизу и чтобы фигура выглядела стройно!"

- "Или, лучше сделать верх узкий , а низ широкий!"

- "Балахон!"

На основе подобных, или более возвышенных интеллектуальных пожеланий создаётся эскиз, как воплощение замысла.

Различные виды силуэтов одежды (не путать с силуэтами типов человеческой фигуры) принято делить на две группы.

1. В соответствии с

геометрической формой,

которую напоминает силуэт, силуэты делятся на:

  • Прямоугольный,
  • Икс-образный,
  • Трапециевидный,
  • Овальный.
Силуэты свитеров в соответствии с одной из классификаций по геометрической форме, которая упоминается ещё с прошлого века и само собой получилось, что  изображения, нарисованные мной, перекликаются с модой 60-х 20-го века.
Силуэты свитеров в соответствии с одной из классификаций по геометрической форме, которая упоминается ещё с прошлого века и само собой получилось, что изображения, нарисованные мной, перекликаются с модой 60-х 20-го века.

Для характеристики формы определённого силуэта используются также буквенные и символьные обозначения по сходству с силуэтом: А - образный, Х - образный, О-образный, Т - образный, S - образный, V – образный (может, придумаем ещё).

2. В соответствии со

степенью облегания,

силуэты делятся на:

  • Прилегающий,
  • Полуприлегающий,
  • Приталенный,
  • Свободный,
  • Расширенный.

Как в теории, так и в реальной жизни с силуэтом бывает не всё так просто. Возможны различные комбинации базовых вариантов, и зачастую набор силуэтов у разных авторов не совпадает.

Внешне форма определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями, что актуально и для вязаного изделия, идея которого подразумевает более сложное исполнение и рассматривается в частных случаях. Поэтому оставлю это на будущее.

А сегодня наш фаворит попроще. Хотя и здесь Вам предоставляется достаточно большой выбор.

Свитер со ВТАЧНЫМ рукавом может быть выполнен на основе разных силуэтов, но, как базовый, логично выбрать силуэт прямоугольник (частный случай - квадрат).

Силуэт прямоугольник подразумевает, что изделие, связанное на основе упрощённой выкройки, может иметь разную степень облегания, и считается универсальным для большинства типов фигур.

Главное условие, чтобы параметры упрощённой выкройки оказались не меньше параметров базовой выкройки основы плечевого изделия. То есть при умозрительном наложении базовой выкройки (с перенесённой в горизонтальное положение вертикальной нагрудной вытачкой) на упрощённую выкройку базовая выкройка должна полностью поместиться на упрощённой выкройке.

На примере детали переда здесь показано "наложение" базовой выкройки-основы на упрощённую выкройку с целью проверки соответствия размеров. Параметры (длина и ширина всех участков) упрощённой выкройки должны быть больше (или равны) соответствующих участков базовой выкройки.
На примере детали переда здесь показано "наложение" базовой выкройки-основы на упрощённую выкройку с целью проверки соответствия размеров. Параметры (длина и ширина всех участков) упрощённой выкройки должны быть больше (или равны) соответствующих участков базовой выкройки.

То есть упрощённая выкройка имеет основные размеры, включающие прибавки, которые мы условно называем прибавками на свободу облегания. Здесь следует оговориться, что на самом деле то значение прибавки, которое используется при расчётах , может включать несколько составляющих :

  • Прибавка на свободу движения, основная обязательная прибавка, на самом деле имеет минимальное значение, которого достаточно для того, чтобы "обнимающая" тело человека поверхность полотна изделия позволяла ему свободно дышать и двигаться. И для вязаного изделия такая прибавка может быть нулевой, или даже отрицательной.
  • Конструктивно-декоративная прибавка обеспечивает необходимую объемно-пространственную форму изделия, силуэт.
  • Прибавка на особенности полотна - толщину, эластичность, статичность, и т.п., которая может быть как положительной так и отрицательной, а также рассматривается для изменения длины и ширины некоторых участков, подверженных растяжению в продольном направлении и сокращению в поперечном направлении, и наоборот.

На силуэт влияют ещё такие особенности человеческой фигуры, как:

  • широкие, или узкие плечи,
  • покатые, или высокие плечи.

От правильного оформления плечевого участка изделия для фигуры с такими особенностями также, как и для стандартной фигуры, зависит восприятие внешнего вида и удобство свитера, то есть хорошая посадка.

И здесь стоит упомянуть, как взаимосвязаны между собой общая ширина изделия, ширина плеча и высота оката втачного рукава.

Здесь схематически показано, как конструктивное изменение ширины изделия для одной и той же фигуры влияет на ширину плеча, на положение проймы и высоту оката рукава. В случае, когда ширина изделия такова, что ширина плеча изделия  становится больше величины стандартного плеча (схема переда обведена красной линией) на величину высоты оката стандартного втачного рукава h (схема рукава обведена красной линией),  рукав конструируется без оката (схема обведена оранжевой линией).
Здесь схематически показано, как конструктивное изменение ширины изделия для одной и той же фигуры влияет на ширину плеча, на положение проймы и высоту оката рукава. В случае, когда ширина изделия такова, что ширина плеча изделия становится больше величины стандартного плеча (схема переда обведена красной линией) на величину высоты оката стандартного втачного рукава h (схема рукава обведена красной линией), рукав конструируется без оката (схема обведена оранжевой линией).

Если не рассматривать оригинальные решения, которыми могут выделяться модели с подиума, а рассуждать в рамках геометрической логики, то можно сделать довольно простые выводы.

  • Чем больше прибавки на свободу облегания , тем больше ширина всех деталей.
  • Чем больше ширина всех деталей, тем пропорционально больше ширина переда и спинки на участке между проймами.
  • Чем больше ширина переда и спинки на участке между проймами, тем больше ширина плеча изделия по сравнению с меркой ширина плеча.
  • Чем больше ширина плеча изделия (удлиненная линия плеча), тем ниже высота оката рукава.
  • Чем ниже высота оката, тем меньше рукав похож на втачной.
  • В случае, когда ширина изделия такова, что разница между шириной плеча изделия и меркой ширина плеча будет равна начальной высоте оката базового втачного рукава, окат станет лишним для широкой конструкции, о чём я упоминала выше.

А что с соотношением объем груди - объём бёдер ?

Если рассмотреть свитер с достаточной свободой облегания, то:

1. Для человеческой фигуры женского типа с широкими бёдрами, когда обхват бёдер существенно больше обхвата груди, и это влияет на посадку изделия на фигуре (бёдрам тесно) силуэт прямоугольник логично преобразовать в сторону силуэта трапеция, добавив ширину на уровне бёдер.

Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области бёдер для фигуры с полуобхватом бёдер, большим, чем полуобхват груди.
Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области бёдер для фигуры с полуобхватом бёдер, большим, чем полуобхват груди.

2. Для человеческой фигуры женского типа, когда обхват бёдер существенно меньше обхвата груди (много лишнего полотна на участке бёдер, полотно "фалдит" и провисает), при желании силуэт прямоугольник можно изменить в сторону условных силуэтов V,T, или О, сделав ширину на уровне бёдер меньше.

Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области бёдер для фигуры с полуобхватом бёдер, меньшим, чем полуобхват груди.
Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области бёдер для фигуры с полуобхватом бёдер, меньшим, чем полуобхват груди.

3. Для человеческой фигуры с ощутимой разницей между большими обхватами груди и бёдер по отношению к тонкой талии (в области талии свитер имеет мешкообразную форму) можно изменить силуэт прямоугольник в сторону Х-образного силуэта.

Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области талии.
Иллюстрация, демонстрирующая изменение ширины свитера в области талии.

Причём и в первом, и во втором, и в третьем случаях визуально силуэт может по-прежнему определяться, как прямоугольник.

Очень объёмный прямоугольный свитер

  • на тонкой фигуре с узкими плечами может приобрести А-силуэт.
  • на стандартной фигуре может выглядеть, как О-силуэт.
Мой большой прямой свитер на трёх разных фото имеет разные силуэты? Или мне только показалось?
Мой большой прямой свитер на трёх разных фото имеет разные силуэты? Или мне только показалось?

А если взять, к примеру, свитер прямоугольной формы из очень эластичного вязаного полотна, но с небольшой свободой облегания, то:

1. На тонкой человеческой фигуре "прямоугольный" узкий свитер не растянется и сохранит силуэт прямоугольник.

2. На женской фигуре гармоничного сложения с выраженными перепадами размеров грудь-талия-бёдра "прямоугольный" узкий свитер будет умеренно прилегать к телу по линиям груди и бёдер, что создаст Х-, или S-силуэт.

3. А на крупных фигурах "прямоугольный" узкий свитер растянется и, в зависимости от типа фигуры приобретёт силуэт самой фигуры. Большие О-, S-... И все остальные "выпуклые" буквы русского и нерусского алфавитов.

Третий пункт этого перечисления лучше рассматривать для одежды бельевой и спортивной групп. Хотя, каждый решает сам.

Но в любом случае логично подумать, как добавить вязаного полотна на выпуклые участки человеческого тела, чтобы излишнее натяжение не создавало дискомфорт. Физический и эстетический.

Для женской фигуры более пристально следует рассмотреть участки груди и бёдер.

Для человеческой фигуры, как мужской, так и женской, нужно учесть наличие выпуклого живота и сутулость фигуры.

При изготовлении вязаного свитера это решается простым равномерным распределением объёма вязаного полотна по всей поверхности человеческого тела - изменяется ширина и длина участков деталей с учётом размеров тела.

Схематичное изображение упрощённой схемы-выкройки свитера со втачным рукавом, на которой обозначены цветные участки - места изменения размеров выкройки для фигур с дополнительными объемами. Спинка: зелёный участок иллюстрирует разницу между высотой проймы спинки и высотой проймы переда. Величина этой разницы для стандартной фигуры составляет 2-3 см, и большее её значение зависит от степени сутулости. Перед: зелёный участок компенсирует длину переда относительно спинки на участке ниже проймы, для фигуры с небольшой грудью длина переда увеличивается только на эту величину, и длина спинки равна длине переда. Красный участок иллюстрирует добавочное увеличение длины переда ниже проймы для фигуры с крупной грудью. Оранжевые участки иллюстрируют расширение переда для фигуры с крупной грудью, или выступающим животом. Ниже в тексте я повторяю выводы, сделанные из этой схемы.
Схематичное изображение упрощённой схемы-выкройки свитера со втачным рукавом, на которой обозначены цветные участки - места изменения размеров выкройки для фигур с дополнительными объемами. Спинка: зелёный участок иллюстрирует разницу между высотой проймы спинки и высотой проймы переда. Величина этой разницы для стандартной фигуры составляет 2-3 см, и большее её значение зависит от степени сутулости. Перед: зелёный участок компенсирует длину переда относительно спинки на участке ниже проймы, для фигуры с небольшой грудью длина переда увеличивается только на эту величину, и длина спинки равна длине переда. Красный участок иллюстрирует добавочное увеличение длины переда ниже проймы для фигуры с крупной грудью. Оранжевые участки иллюстрируют расширение переда для фигуры с крупной грудью, или выступающим животом. Ниже в тексте я повторяю выводы, сделанные из этой схемы.

Итак, на решение об изменении ширины деталей переда и спинки влияют:

  • наличие большой груди у женщин при хорошей осанке, это следует учесть при распределении общей ширины изделия на деталях переда и спинки, делая перед шире спинки на участке ниже подмышечных впадин. Если осанка нарушена и имеется сутулость, увеличивающая ширину спины в области лопаток, то это может компенсировать размер большой груди, и ширина переда будет близка к ширине спинки, то есть изменять и перераспределять ширину деталей будет не нужно.
  • наличие объемного живота, его также необходимо учесть, распределяя ширину на переднюю деталь в области талии.

Очень важно сделать соизмеримыми относительно друг друга длину переда и спинки свитера.

Изменение длины деталей переда и спинки зависит от трёх основных особенностей женской фигуры :

  • первое, размер и высота груди, а именно, насколько сильно выделяются выступы груди.
  • второе, наличие, или отсутствие выступающего животика.
  • третье, осанка, указывающая на степень сутулости.

Первые два показателя влияют на длину переда ниже линии груди.

От третьего показателя зависит длина спинки на участке пройм, то есть выше линии груди.

Определив основные особенности фигуры, для которой нужно изготовить свитер, Вы измените шаблон выкройки в соответствии с фактическими данными, если это необходимо, произведёте расчёты и свяжете правильный свитер.

И об этом я продолжу рассказывать в следующий раз.

Спасибо Вам, что прочитали мои рассуждения с объяснениями. Мне самой пришлось всё это вспоминать, что считаю для себя не лишним. Надеюсь, моя попытка создать последовательный рассказ не провалилась, и эта информация будет полезна для вас, друзья.

Вязание
2735 интересуются